Необходимость значительных инвестиций в разработку каждого очередного поколения оборудования сотовой связи, а также возросшая конкуренция со стороны китайских производителей привели к целой череде слияний и поглощений. После приобретения компанией Nokia Siemens Networks инфраструктурного подразделения Motorola в этом сегменте рынка осталось, по сути, пять крупных игроков: наряду с NSN ключевые позиции занимают Alcatel-Lucent, Ericsson, Huawei и ZTE. Кроме того, Nokia Siemens Networks вошла в тройку крупнейших вендоров инфраструктурного оборудования для сетей сотовой связи на американском рынке и стала самым значительным зарубежным поставщиком таких решений на японском рынке. Как и другие производители, компания делает акцент на технологии LTE — для операторов это наиболее естественный путь перехода к сетям четвертого поколения. О перспективах технологий и ситуации на рынке, в том числе российском, нашему журналу рассказывает Кристина Тихонова, генеральный директор Nokia Siemens Networks в России.

Журнал сетевых решений/TELECOM: Как считают аналитики, приобретение компанией Nokia Siemens Networks сетевого подразделения Motorola завершает консолидацию на рынке инфраструктурного оборудования для построения сотовых сетей связи, где осталось всего пять крупных игроков. Что дало это приобретение?

Кристина Тихонова: Действительно, это очередная сделка по консолидации, и для нас принципиально важно, что мы выступаем в роли консолидатора. Однако, с моей точки зрения, череда слияний и поглощений на этом не завершается. Конкуренция остается достаточно жесткой, и процесс консолидации может продолжиться. В результате приобретения инфраструктурного подразделения Моtorola мы значительно укрепили свои позиции на американском и японском рынках, на которые приходится треть глобального рынка телекоммуникационного оборудования, и усилили наши технологические и исследовательские подразделения, в частности, по такому перспективному направлению, как LTE. Особо хотелось бы отметить, что все процедуры по присоединению пока проходят по утвержденному графику, и мы очень надеемся, что инфраструктурное подразделение компании Motorola будет интегрировано в Nokia Siemens Networks с 1 января.

TELECOM: Сети LTE строятся повсюду — к концу года, по данным Global Mobile Suppliers Assocciation, в коммерческую эксплуатацию должно быть введено 22 сети, развернутых в разных странах. NSN заключила соответствующий контракт с американским оператором LightSquare на сумму 7 млрд долларов. А что в России?

Тихонова: Отчасти история повторяется — так, сети UTRAN (сеть радиодоступа UMTS — прим. ред.) начали развертываться в России позже, чем в Европе, из-за проблем с выделением радиочастотного спектра, который на момент развертывания сетей был уже занят, и регулирующим органам приходилось заниматься расчисткой частотного спектра. Однако, как нам представляется, в случае LTE сценарий развития ситуации более оптимистичен.

Как вы правильно отметили, Nokia Siemens Networks заключила крупнейший в мире контракт на реализацию этой технологии. Прежде всего это свидетельствует о наличии огромной потребности в широкополосных услугах. И в России спрос на такие сервисы в сетях UTRAN достаточно велик: хотя эти сети начали строить два года назад, операторы уже столкнулись с тем, что они не в состоянии пропускать весь трафик. Во многих сетях мобильных операторов, в частности у большой тройки, объем трафика увеличился за прошлый год в несколько раз. Экспоненциальный рост передаваемых данных (то, о чем постоянно говорили аналитики) дошел и до России.

Это ведет к необходимости модернизации и внедрения более эффективных технологий, которые способны в той же полосе частот пропустить намного больший трафик. LTE как раз и является такой технологией. Она признана большинством производителей как наиболее перспективная и принята в качестве следующего стандарта 3GPP. Думаю, что Россия тоже пойдет по этому пути. Операторы, в том числе и операторы большой тройки, готовы вкладывать средства в модернизацию существующих сетей и строительство новых, и при необходимости им не составит труда найти заинтересованных инвесторов.

Сегодня мяч находится на стороне регулирующих органов — от них зависит, насколько быстро, эффективно и прозрачно будет решен вопрос с частотами. В условиях плотной загруженности частотного спектра особую важность приобретает то обстоятельство, что LTE может работать в различных частотных диапазонах. В этом смысле ситуация в России и Америке похожа: и здесь и там есть огромный спрос, большая территория и проблемы со спектром.

TELECOM: Технология WiMAX начала внедряться на несколько лет раньше и рассматривалась как претендент на звание технологии четвертого поколения. Однако сотовые операторы отдают предпочтение LTE. Какова позиция NSN в отношении этих технологий — они конкурируют или взаимно дополняют одна другую? Тем более, что в результате приобретения подразделения Motorola у NSN появилось и оборудование WiMAX.

Тихонова: С моей точки зрения, с течением времени эти технологии станут взаимодополняемыми, и наиболее вероятный сценарий: WiMAX плавно перейдет в LTE. Заявления существующих операторов сетей WiMAX о переходе на технологию LTE только подчеркивают и подтверждают эту точку зрения. Ресурсы подразделений R&D, которые у крупных производителей сейчас заняты под WiMAX, могут быть легко переориентированы на LTE, потому что технологии во многих схожи. Конкуренция между производителями средств связи настолько жесткая, что им приходится фокусироваться на конкретных направлениях — выбирать, на какую технологию сделать ставку, чтобы не распылять ресурсы. Кроме того, производители компонентов и терминалов ориентируются на позицию регулирующих органов в отношении того, какую технологию следует рассматривать в качестве мейнстрима, и соответствующим образом строят свои бизнес-планы. Наконец, по сравнению с LTE технология WiMAX обладает рядом ограничений в части мобильности, роуминга и т. д., что препятствует ее широкомасштабному внедрению. Поэтому LTE представляется во всех отношениях более перспективной технологией четвертого поколения.

TELECOM: Какие сценарии перехода к LTE сегодня наиболее вероятны, с вашей точки зрения?

Тихонова: В России возможны различные сценарии перехода. У большой тройки уже имеются сети, которые они могут с минимальными вложениями перевести в LTE. При этом допускается как использование частот, на которых сегодня работают существующие сети GSM, так и освоение новых. И вовсе не обязательно работать только на стандартных частотах — практика перехода к LTE в Америке и контракт с LightSquare свидетельствуют, что наша компания способна разрабатывать решения и для нестандартных частот.

TELECOM: На Западе большое внимание уделяется «зеленым» технологиям. В России по разным причинам это не так. Насколько их использование целесообразно в наших условиях?

Тихонова: С моей точки зрения, эти технологии очень важны для России. На Западе ни один крупный тендер на поставку оборудования невозможен без выполнения требований по экологическим условиям, которые должен обеспечить производитель. В России пока нет таких требований, но данная тенденция прослеживается все явственнее. Мы регулярно получаем от операторов запросы относительно альтернативных источников питания, в том числе с использованием силы ветра, солнечной энергии и т. п. Например, в некоторых районах нашей страны нередко происходят кратковременные отключения электроэнергии, до нескольких часов в день, и, если не установить альтернативный источник энергии, район может остаться без связи.

Без сомнения, на ситуацию также может повлиять и регулятор, хотя пока российское законодательство не устанавливает столь жестких норм. Ужесточение требований со стороны государства положительно повлияет на рынок. Независимо от этого, стимулом к внедрению «зеленых» технологий могут послужить и чисто экономические причины: электроэнергия постоянно дорожает и для оптимизации операционных затрат операторы будут искать экономически более выгодные решения. Ведь на одной площадке устанавливается большое количество оборудования — базовая станция, контроллер и т. д., и требования к питанию таковы, что иногда город оказывается не в состоянии их обеспечить.

Nokia Siemens Networks делает серьезные вложения в «зеленые» технологии. Так, например, недавно мы объявили о том, что наш сервер Flexi NS для пакетной сети способен обслуживать 100 тыс. абонентов, потребляя всего 59 Вт. Мы гордимся этими цифрами.

TELECOM: В конце года принято говорить о тенденциях. Каковы, по-вашему, основные тенденции на рынке магистральных решений?

Тихонова: Тенденция очевидна — постоянный рост объемов передаваемых данных и, соответственно, увеличивающиеся требования к емкости транспортных сетей. Как мы уже говорили, сети операторов перестают справляться с трафиком. Так, например, появление iPhone?3GS едва не привело к массовым отказам сети в Америке — всего за несколько дней после его выхода на рынок трафик в сетях вырос в несколько раз. Помимо традиционных участников экосистемы — оператора и клиента — на рынок выходят новые игроки, такие как Google и Apple, и предлагают разнообразные приложения для терминалов. Телефоны и смартфоны живут, по сути, своей жизнью — они постоянно находятся на связи, чтобы, например, с утра загрузить свежий прогноз погоды или проверить пробки на дороге. В результате нагрузка на сеть возрастает. Поэтому основная тенденция в транспорте данных — обеспечение возможности выдержать такую нагрузку. Сегодня использование транспондеров на 40 и 100 Гбит/с уже не мечты, а насущная необходимость. Операторы включают эти требования в тендеры, и нам остается только им соответствовать.

TELECOM: Компания планирует построить в России один из глобальных центров эксплуатации сетей GNOC. Каковы задачи этого центра и почему именно Россия выбрана для его размещения?

Тихонова: Да, действительно, в сентябре этого года мы объявили о строительстве центра эксплуатации сетей в России. Мы горды тем, что смогли убедить совет директоров в правильности такого решения. На сегодняшний день у Nokia Siemens Networks таких центров по эксплуатации сетей всего пять, два из них находятся в стадии строительства — в России и в Бразилии.

Будучи лидером в области аутсорсинга, мы видим в России большой потенциал. Как вы, наверное, знаете, год назад была заключена первая сделка по аутсорсингу на российском рынке — с компанией МТС в Центральном регионе. Мы видим хорошие перспективы для расширения сотрудничества в этом направлении как с МТС, так и с другими операторами. Интерес к аналогичным решениям есть и в странах СНГ.

GNOC — очень важный элемент в цепочке предоставления сервиса для сетей, находящихся на аутсорсинге. Все процессы, которые можно автоматизировать и реализовать удаленно, собираются в этот центр. В нашей стране очень трепетно относятся к безопасности информации, что абсолютно правильно — поскольку кто владеет информацией, тот владеет миром. Как компания, действующая в России, мы считаем, что GNOC должен располагаться именно здесь.

TELECOM: К каким услугам аутсорсинга проявляют интерес российские операторы связи?

Тихонова: Операторы отказываются от концепции «оператор сети» и ориентируются на концепцию «провайдер услуг» — иначе говоря, они хотят сосредоточиться на клиентах. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы отдать обслуживание всей сети — ее техническую эксплуатацию — на аутсорсинг. Как показывает опыт других стран, на аутсорсинг со временем передается и развитие сети. Оператор устанавливает нам основные ключевые показатели работы сети (KPI): сколько абонентов должна обслуживать сеть, какой профиль потребления трафика предполагается у абонента и т. д. С учетом этих данных мы планируем построение сети. К тому же у нас есть опыт обслуживания сетей не только на базе нашего оборудования, но и мультивендорных сетей.

TELECOM: Каковы планы компании по участию в таких проектах, как «Сколково» и олимпиада в Сочи?

Тихонова: «Сколково» — очень интересный и амбициозный проект. Это место, где созданы условия, чтобы встретились умные идеи и умные деньги. Те компании, которые в данный проект поверят и придут, будут двигать его в жизнь — сам по себе или по распоряжению государства проект развиваться не будет. Участники проекта фактически и формируют будущее «Сколково» — то, каким оно будет. Мы сейчас ведем переговоры с программой «Сколково». Оба наших акционера — Siemens и Nokia — уже вошли в число участников проекта.

Что касается олимпиады, то в своей части — телекоммуникациях — мы участвуем, начиная с прошлого года. При нашем участии была разработана концепция мобильной составляющей телекоммуникационной сети. В этом году работа продолжилась в рамках системного проекта, который фактически определяет, как будет выглядеть сеть, какие услуги она будет предоставлять, что посетители смогут увидеть на своем телефоне, когда приедут на олимпиаду в Сочи. Очень надеюсь, что мы будем гордиться проделанной работой.