Больше половины всех предприятий с численностью сотрудников более 200 человек делают ставку на применение унифицированных коммуникаций или планируют их внедрение. Таковы результаты исследования, проведенного в Германии аналитической компанией Berlecon Research по заказу целого ряда провайдеров телекоммуникационных услуг. Однако при выборе нового решения для унифицированных коммуникаций необходимо принимать во внимание все многообразие поддерживаемых характеристик: они должны удовлетворять всем потребностям средних и крупных предприятий в современных средствах связи.

Согласно уже упомянутому исследованию Berlecon, во многих местах унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC) уже стали неотъемлемой частью трудовых будней — лишь каждое пятое предприятие еще не интересовалось этим вопросом. В принципе, такой результат не удивителен, если учесть преимущества UC по сравнению с традиционными способами связи. Разрозненные ранее средства общения — голосовая и электронная почта, факс, SMS, а также инструменты для коммуникации в реальном времени (телефония, службы немедленного обмена сообщениями Instant Messaging, управление присутствием и конференции Web) — теперь можно объединять и интегрировать в единую централизованную систему. В UC обращение к любой среде передачи осуществляется с ПК или телефона, а разрывы между различными средами остаются в прошлом.

Техническую основу технологии UC составляют сети IP с поддержкой трафика реального времени и производительные коммуникационные платформы. «Сердце» таких решений — программное обеспечение, с помощью которого в сети реализуются голосовые коммуникации. Оно может работать на любых стандартных серверах или на специализированных аппаратных платформах. Такое ПО на базе сервера должно предоставлять одни и те же службы и функции коммуникационных приложений сотням или даже сотням тысяч (в зависимости от размера предприятия) абонентов и многочисленным офисам. При этом важно, чтобы оно обладало всеми необходимыми характеристиками для удовлетворения требований, которые средние и крупные предприятия предъявляют к современным средствам связи. Это в равной мере касается как стандартных, так и особых функций.

Рисунок 1. Шлюзы (на рисунке: Aastra XL) выполняют роль переходника между средами передачи от портов IP к интерфейсам других типов (например, к аналоговым и ISDN). Центральный сервер с коммуникационным ПО осуществляет управление шлюзами и централизованную обработку звонков IP (IP Call Processing).В идеале платформы UC предоставляют предприятиям неограниченную гибкость в плане выполнения их требований к инфраструктуре, то есть позволяют выбирать между централизованным и децентрализованным подходами при построении телекоммуникационной инфраструктуры, которая должна охватывать несколько площадок. В случае выбора второго варианта различные компоненты системы объединяются в сеть прозрачно, то есть ведут себя как одна система и предоставляют одни и те же характеристики и корпоративные ресурсы. Кроме того, целый ряд производительных модульных шлюзов обеспечивает переход от портов IP к интерфейсам других типов, таким как аналоговые конечные устройства или порты ISDN, благодаря чему становится возможной индивидуальная адаптация под все размеры сетей и предприятий (см. Рисунок 1). Другими словами, такие платформы UC позволяют создавать общекорпоративные коммуникационные инфраструктуры, охватывающие несколько площадок и обладающие большой производительностью, на обслуживание которых не требуется чрезмерных усилий.

ОСНОВА: ОТКРЫТЫЕ СТАНДАРТЫ

При выборе новой телекоммуникационной системы следует делать ставку на открытые стандарты, применение которых позволяет соединить различные приложения, технологии и системы в единое решение. Следовательно, открытые стандарты создают основу для интеграции UC в деловые процессы и приложения на местах. Если же решения не базируются на открытых стандартах, возможности выбора систем и коммуникационных служб существенно ограничиваются. По этой причине некоторые поставщики телекоммуникационных услуг делают ставку на открытость своих решений, выбирая такие стандарты, как SIP, TCP/IP, XML, HTML или LDAP, а также операционную систему Linux. Пользовательский протокол SIP обеспечивает к тому же широкую совместимость со всеми типами конечных устройств, начиная от SIP, SIP Video или DECT по IP и заканчивая Wi-Fi SIP, Dual Mode GSM/Wi-Fi и программными телефонами (Softphone). При этом не имеет значения, кто изготовил конечные устройства.

Для многих предприятий мобильность является очень важным аспектом унифицированных коммуникаций. Сегодня у огромного числа сотрудников нет постоянного рабочего места, но им всегда нужно быть на связи и иметь доступ к необходимым данным. Ввиду этой тенденции решения UC должны поддерживать мобильность персонала разными способами: от беспроводной телефонии на основе технологии DECT по IP и телефонии по беспроводным локальным сетям (WLAN) до конвергенции фиксированной и подвижной связи (Fixed Mobile Convergence, FMC), то есть бесшовной интеграции мобильной связи в классическую связь. Преимущества как IP, так и проверенной временем технологии DECT реализуются с помощью специализированных базовых станций DECT с интерфейсами IP. Они могут подключаться к сети как IP-терминалы. С помощью технологии передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP) речь передается на базовую станцию, а оттуда — через DECT к нужному абоненту (см. Рисунок 2). Сотрудники всегда доступны по их персональному номеру — неважно, находятся ли они в центральном офисе или в филиале. Кроме того, в результате использования совместных соединений IP для данных и телефонии отпадает необходимость создания дополнительной инфраструктуры, а значит, не возникают лишние расходы.

Кроме того, комбинированные базовые станции DECT/WLAN позволяют создавать беспроводные точки доступа (Hot Spot) для мобильной передачи данных. При передаче голоса DECT обладает большими преимуществами по сравнению с беспроводными решениями на базе IP; для беспроводной передачи данных лучшим выбором, как правило, оказываются WLAN. Там, где одновременно установлены и WLAN, и коммуникационные серверы на базе SIP, пользователи могут совершать телефонные звонки через WLAN при наличии соответствующих конечных устройств. Такие беспроводные телефоны сочетают открытость протокола SIP с технологией передачи голоса по WLAN, характеризуются высокой совместимостью и легкой интеграцией в существующие инфраструктуры WLAN — все это при выгодной стоимости приобретения и эксплуатации.

Технология FMC, в свою очередь, позволяет бесшовно интегрировать сотовые телефоны стандарта GSM, устройства Blackberry и ноутбуки в стационарные коммуникационные сети. В режиме Mono Mode сотрудники могут совершать звонки с помощью любых сотовых телефонов, используя системные характеристики телекоммуникационной инфраструктуры, а в режиме Dual Mode могут общаться посредством смартфонов с поддержкой стандартов UMTS/GSM и интегрированным модулем WLAN, причем в любом месте они будут доступны по своему офисному телефонному номеру. Для исходящих вызовов используется тот же номер, поэтому сообщать собеседникам мобильные номера уже не нужно (концепция одного номера).

УНИФИЦИРОВАННЫЕ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ

Для того чтобы предприятия могли получить связь, отвечающую всем разнообразным требованиям, а также обеспечить эффективность своих процессов, среда UC должна реализовать множество функций. Особенность, многообразие и доступность решений UC варьируются в зависимости от применяемых конечных устройств, управляемых коммуникационным сервером и шлюзами. Следует помнить, что в некоторых системах IP отсутствуют функции, к которым привыкли пользователи традиционной телефонии. Этот аспект необходимо тщательно проверить до принятия решения о приобретении таких систем. Мощные платформы UC предлагают неограниченное многообразие возможностей с поддержкой до 500 различных функций. Помимо всем известных свойств традиционной телефонии, они предоставляют множество дополнительных функций, полезных и удобных для пользователей.

Согласно упомянутому исследованию Berlecon, три четверти всех респондентов назвали в качестве основной причины внедрения унифицированных коммуникаций улучшение взаимодействия с клиентами, а следовательно, повышение степени их удовлетворенности. Примерно две трети предприятий делают выбор в пользу UC, чтобы предоставить своим сотрудникам лучшую связь независимо от того, где они находятся. Более 50% опрошенных считают, что решения UC помогут снизить затраты. Потенциал экономии — это ключевой момент, который обязательно нужно учитывать при внедрении решений UC. Стоимость новой коммуникационной системы довольно высока, но такое решение позволит упростить коммуникационные процессы на предприятиях и существенно снизить текущие расходы, поэтому инвестиции окупятся быстро.

Андреас Латцель — руководитель Aastra Deutschland.

© ITP Verlag
Рисунок 2. Для совместного использования преимуществ сетей IP и проверенной временем технологии DECT компания Aastra разработала базовые станции DECT (Radio Fixed Part, RFP) с IP-интерфейсом для интеграции DECT в сети IP.