«Облачное резервное копирование» оказывается более многослойной темой, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, помимо резервного копирования предлагается множество «облачных» сервисов хранения и архивирования. Запись существующих резервируемых массивов данных на внешние устройства может предусматривать различные модели реализации, например, когда само резервное копирование осуществляется первоначально внутри корпоративной сети. К тому же всегда приходится уточнять, где будут находиться системы и информация, которую необходимо сохранить: внутри предприятия или за его пределами. Кроме того, напрашивается включение таких решений в общие концепции архивирования, поскольку резервное копирование, хранение и архивирование данных сложно рассматривать по отдельности.

ВОЗМОЖНОСТИ

При формулировании концепции хранения информации (внешнее) «облако», то есть обращение к внешним провайдерам услуг с их сервисами и стоящими за ними центрами обработки данных — пространственно распределенными и (по крайней мере, на это хочется надеяться) высокодоступными, открывает целый ряд новых вариантов решений. Для внутрикорпоративных ИТ уже существуют привлекательные возможности обеспечить избыточность. То, что еще несколько лет назад было не по карману средним предприятиям, сегодня реализуемо на практике: избыточное хранение информации в одном или даже нескольких очень надежных ЦОД становится реальностью.

Но в этом контексте следует упомянуть и выгодное хранение, а также избыточность для иерархических концепций резервного копирования и архивирования. «Облачные» вычисления предоставляют альтернативные варианты хранения как для особенно важных данных, так и для менее критичной или редко используемой информации. Коротко говоря, сегодня пользователи располагают гораздо большим выбором концепций резервного копирования, хранения и архивирования данных, чем это было возможно еще два-три года назад, причем цена значительно понизилась, а количество поставщиков услуг увеличилось.

КРИТЕРИИ ОТБОРА «ОБЛАЧНЫХ» СИСТЕМ РЕЗЕРВНОГО КОПИРОВАНИЯ

Лицам, отвечающим за развитие ИТ, следует обратить более пристальное внимание на сами решения для резервного копирования. Их ассортимент весьма широк — от простых решений для индивидуальных пользователей, частично интегрированных в другие инструменты и платформы, до специализированных корпоративных предложений, отличающихся тесной интеграцией с приложениями, как это происходит в случае локально устанавливаемых программ для резервного копирования.

В процессе выбора следует принять во внимание три основных аспекта. Первый — качество сервиса и условия его предоставления. К примеру, у многих поставщиков услуг отсутствуют предопределенные соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA). Детали порой скрываются в приписках мелким шрифтом, чего часто недостаточно для корпоративного использования. Необходимо убедиться в надежности доступа к заявленным ресурсам, а также получить подтверждение, что провайдер в состоянии оказывать данную услугу на протяжении длительного времени. Пусть речь идет «всего лишь» о резервных копиях, а не об исходных данных, однако пользователь обращается к этому сервису для дополнительной подстраховки и ожидает высокой степени надежности. Сравнение с начальным этапом рынка услуг хостинга Web подталкивает к выводу, что и в сфере резервного копирования в реальном времени далеко не каждый провайдер услуг продолжит свою деятельность спустя несколько лет.

Второй важный аспект — стоимость. Речь идет не только об очевидных затратах, которые, как правило, зависят от объема резервных копий, но и о скрытых расходах, таких как первоначальный платеж за подключение услуги или дополнительные выплаты за поддержку специализированных системных платформ, для которых потребуется резервное копирование. Ценовые модели следует изучить очень внимательно. Это позволит надежно спланировать пользование сервисом и избежать неприятных сюрпризов.

Наконец, особенно в случае с сервисами, оказываемыми за пределами Евросоюза, следует выяснить, как решаются критические правовые вопросы. Это особенно важно в отношении хранения персональных данных. Хотя данная сфера относится к некой правовой «серой зоне», местные провайдеры с их центрами обработки данных являются в этом отношении менее рискованным, а значит, и более надежным вариантом.

УПРАВЛЯЕМЫЕ СЕРВИСЫ В КАЧЕСТВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Прежде чем планировщики задумаются по поводу вышеназванных пунктов, они могут в качестве альтернативы рассмотреть обращение к провайдеру управляемых сервисов (Managed Service Provider). В настоящее время существует целый ряд провайдеров услуг резервного копирования, сотрудничающих с одним или несколькими поставщиками технологий или сервисов, — от крупных международных провайдеров управляемых сервисов, почти все из которых уже работают в этой области, до небольших местных специализированных компаний, таких, например, как мюнхенское предприятие Matrix Technology, предлагающее подобные услуги через Интернет в качестве дополнения к управляемым сервисам, которыми клиенты пользуются локально.

В результате сокращаются усилия на реализацию таких концепций, поскольку зачастую пользователи приобретают сервисы в составе более общих концепций предоставления услуг у одной компании, что подтверждается договором. В этом случае услуги оказывает единственный провайдер, существует общее соглашение SLA и, как правило, при разработке концепции и реализации такого решения предоставляется профессиональная поддержка.

РЕЗЕРВНОЕ КОПИРОВАНИЕ, ХРАНЕНИЕ ИЛИ АРХИВИРОВАНИЕ?

Необходимо также сформулировать главную задачу. За различными подходами, такими как только интерактивное резервное копирование, внешнее размещение производственных данных или хранение резервных массивов данных и архивов, вполне могут скрываться разные сценарии применения, в которых эти услуги можно эффективно использовать. В пределах перечисленных подходов существует множество вариантов: к примеру, когда пользователю требуется архивирование для отдельного уровня в рамках иерархической концепции хранения информации или для определенных данных.

Безусловно, речь идет не об исключительности. К примеру, запасным вариантом может стать использование «облачных» сервисов в качестве резервного внешнего ЦОД для отдельно взятой функции. Пользователи таких платформ, как Amazon EC2, должны подумать о том, как они будут сохранять данные. По этой причине следует позаботиться не только о доступности и защищенности данных у провайдера, но и о пропускной способности канала. Сейчас соединения с довольно высокой пропускной способностью предлагаются по сравнительно доступной цене, но различия в цене между синхронными и асинхронными линиями остаются значительными, а для резервного копирования данные обычно требуется передавать через более узкий восходящий канал. Поэтому необходимо решить, какие данные можно и нужно отправлять на внешний сервис, а какие нет.

БАЗОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЗЕРВНОГО КОПИРОВАНИЯ

Но прежде всего надо определиться, какие сервисы и в каком сочетании предприятие намерено использовать. «Облачное» резервное копирование — точно так же, как «облачное» хранение и «облачное» архивирование, — представляет собой интересную альтернативу локальным решениям. Однако сначала следует разобраться, какие действия будут совершаться с данными в дальнейшем. Это зависит от самых разнообразных факторов: существующей инфраструктуры, используемых приложений, объемов данных, требований к безопасности и доступности, наиболее часто применяемых пользователями методов доступа к данным и — не в последнюю очередь — от стоимости. Таким образом, прежде чем броситься в пучину «облачных» решений для резервного копирования, необходимо разработать концепцию, позволяющую прояснить, где будет храниться та или иная информация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несомненно, «облачное» резервное копирование — полезная опция в концепциях ИТ. Однако это не панацея от всех проблем, а лишь полезное дополнение. К примеру, «облачное» резервное копирование гораздо эффективнее, чем значительно более трудоемкий перенос резервных массивов данных с жестких дисков на ленточные накопители. Оно может использоваться и как средство обеспечения избыточности. Тем не менее речь идет всегда об опциях, каждую из которых необходимо тщательно взвесить, поскольку «облачные» системы резервного копирования не в состоянии предоставить одно универсальное решение. Эта технология предоставляет множество новых возможностей для средних и малых предприятий, которые ранее не могли себе позволить внедрять сложные концепции для защиты информации, ведь пользователи получают функции ИТ корпоративного уровня по доступной цене — по крайней мере, если «облачное» резервное копирование будет применяться лишь для наиболее важных данных.

Мартин Куппингер ­— старший партнер компании Kuppinger Cole + Partner, системный архитектор, эксперт и аналитик.

© ITP Verlag