В рамках состоявшегося в начале июня двухдневного форума «Мир ЦОД 2010», организованного издательством «Открытые системы», прошел круглый стол «Коммерческие центры обработки данных в России сегодня и завтра». Его основной темой стали проблемы развития сервисов ЦОД и состояние этого сегмента российского рынка. На самой масштабной в нашей стране конференции по тематике ЦОД обсуждались насущные вопросы, связанные с перспективами центров обработки данных, в ней участвовали множество руководителей ЦОД и их подразделений, а также поставщики услуг хостинга.

Услуги коммерческих ЦОД (КЦОД) предлагают операторы КЦОД, провайдеры, арендующие мощности центров данных, операторы связи и ИТ-компании. Как следует из анализа предложений услуг на рынке коммерческих ЦОД в 2009–10 годах, который представил Владимир Демчишин, генеральный директор компании «Современные Телекоммуникации», коммерческие ЦОД Московского региона (на них приходится около 90% рынка) предоставляют услуги по аренде места для установки оборудования, аренде оборудования, а также телекоммуникационные и дополнительные услуги (см. Рисунок 1), при этом доля последних пока очень мала. По-прежнему преобладают услуги по аренде стоек, размещению в ЦОД оборудования и инфраструктуры заказчика с дальнейшим их обслуживанием, услуги хостинга и доступа в Интернет.

К наиболее важным дополнительным услугам относятся обеспечение безопасности (физической и информационной), техническая поддержка и большой спектр сервисов по обслуживанию. Кроме того, владельцы ЦОД предлагают клиентам услуги резервного копирования и восстановления, аренды программного обеспечения, расширенной поддержки ПО, аренды каналов связи, защиты от атак DDoS, а также мониторинга серверов, сетевых соединений и работоспособности оборудования. Операторы ЦОД пытаются развивать «интеллектуальные» услуги, но пока не преуспели в этом.

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

На начало 2010 года в Московском регионе насчитывалось более 60 операторов коммерческих ЦОД и 82 КЦОД общей площадью 22 695 м2, где было размещено 7910 стоек. Более половины из них располагают свободными ресурсами для установки клиентских стоек или предоставления мест в аренду. В прошлом году строительство ЦОД продолжалось: обычно ЦОД создается более года, поэтому данный рынок инерционен. Тем не менее в эксплуатацию было введено лишь 30% запланированного количества стоек, а по числу открытых ЦОД план выполнен наполовину.

В 2009 году в Москве и области было введено в строй 20 новых ЦОД общей площадью 7225 м2, из них 2800 м2 — в центрах данных с уровнем надежности Tier III. Большинство новых коммерческих ЦОД имеют площадь более 300 м2, что несколько выше среднего показателя по Москве, который составляет 278 м2. Общее количество стоек выросло на 2490, причем примерно 1000 из них размещены в ЦОД уровня Tier III — конкуренция в этом сегменте растет. Продолжается концентрация на рынке услуг ЦОД: доля десяти основных игроков превысила 53%, а «вторая десятка» охватывает 17,6% рынка. По площадям ЦОД первое место занимают «Стек», «Вымпелком» и ММТС9, а лидерами по введению новых площадей стали компании Dataline и «Комкор».

На фоне сложной экономической ситуации рост предложений достиг 46%, что привело к существенному снижению цен на услуги ЦОД. В этом году эта тенденция сохранится: динамика роста будет опережать спрос, поэтому операторы центров данных вынуждены будут снова пересматривать свои тарифы, в результате чего сроки окупаемости проектов увеличатся.

По словам Андрея Павлова, генерального директора компании DataDom, в прошлом году «рынок ЦОД из рынка поставщика услуг превратился в рынок клиента», а рост его был незначительным по сравнению с предыдущим годом. Как констатировал Алексей Сивидов, заместитель генерального директора IBS DataFort, закончился период, когда на рынке услуг ЦОД наблюдался дефицит, цены росли, а мощностей не хватало — теперь владельцы ЦОД вынуждены снижать стоимость сервисов.

В результате отмечается рост вакантного предложения вследствие ввода в эксплуатацию новых коммерческих ЦОД и снижения спроса на центры данных, где отсутствует качественная инженерная инфраструктура. Доля крупных (площадью более 150 м2) коммерческих ЦОД выросла, сроки наполняемости новых центров данных увеличились, а реализация сверхкрупных проектов в технопарках Московской области приостановлена.

Как считает Андрей Павлов, инерция «достраивания» новых проектов уже себя исчерпала, да и влияние кризиса все еще чувствуется. «К тому же в ближайшее время вряд ли можно ожидать ввода крупных площадок, — добавляет он, — такие проекты будут единичными». Однако это мнение разделяют не все. По прогнозам компании «Современные Телекоммуникации», в 2010 году общая площадь ЦОД, развернутых в Московском регионе, вырастет на 70% и составит 38 800 м2. Пессимистическая оценка — 28 600 м2, или 9720–9860 стоек. Это означает, что прирост по площади достигнет 5600 м2, или примерно 2000 стоек. Впрочем, закрытый характер данного рынка существенно сказывается на точности прогнозов.

В сложившейся ситуации можно ожидать перераспределения спроса в пользу операторов коммерческих ЦОД уровня Tier III с агрессивной маркетинговой политикой, предлагающих более качественные услуги. Однако и этот прогноз может оказаться не совсем верным, ведь услуги таких ЦОД стоят значительно дороже (в США — до 60%). Аналитики рекомендуют операторам центров данных обратить внимание на оптимизацию расходов, а увеличения доходов добиваться за счет развития дополнительных услуг. Основные поставщики услуг ЦОД в России — операторы связи, которые предлагают их как дополнительный сервис, и операторы центров данных.

НОМЕНКЛАТУРА УСЛУГ: ВСЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ

Несмотря на регулярное обсуждение темы виртуализации и продажи сервисов, реальным спросом пользуются только услуги размещения и обслуживания в ЦОД оборудования и инфраструктуры заказчика (colocation), подчеркивает Алексей Сивидов, — и это несмотря на активное продвижение сервисов ведущими игроками рынка. Некоторые ЦОД предлагают предельно простые услуги, когда отсутствует даже дежурная смена технического персонала и обеспечивается лишь физическая охрана периметра. Услуги аренды вычислительных мощностей в коммерческих ЦОД тоже нельзя отнести к высокотехнологичным, но и этот сегмент (аренда систем) практически не растет .

В IBS DataFort рассчитывали на рост популярности услуг ЦОД в период кризиса, но надежды не оправдались. Большинство заказчиков предпочли отложить запланированные ранее модернизацию и внедрение новых решений, но не менять модель бизнеса. Менталитет изменить очень сложно — покупка собственного оборудования пользуется большей популярностью, чем аренда. И это несмотря на такие преимущества, как модернизация оборудования самим поставщиком услуг, простая схема аренды программного обеспечения и удобство масштабирования, когда заказчику необходимо предоставлять лишь ежемесячные отчеты по использованию лицензий — все остальные функции берет на себя поставщик услуг.

Вместе с тем, за редким исключением сами поставщики не стремятся продвигать дополнительные (Value-Added) сервисы, поскольку это требует определенных вложений. Размещение и обслуживание оборудования и инфраструктуры заказчика по-прежнему остается основным вектором роста рынка услуг ЦОД. IBS DataFort дополнительно предлагает удаленное администрирование и управление инфраструктурой ИТ, но такие сервисы востребованы не столько в самих коммерческих ЦОД, сколько на площадках клиентов.

Продажа не стоек или площадей ЦОД, а готовых решений в соответствии с SLA остается «голубой мечтой». Пока даже услуги Service Desk не получили у заказчиков заметного отклика, несмотря на выгодность подобных сервисов и сложность их самостоятельного внедрения, — процент неудачных проектов остается высоким, между тем внедрение такой услуги у провайдера занимает лишь две недели.

Лишь некоторые предприятия нуждаются в реализации катастрофоустойчивых решений (DR), да и то лишь в случае необходимости выполнения требований международных аудиторов. При этом нередко все сводится к подготовке плана DR без приобретения каких-либо дополнительных сервисов. Реальные катастрофоустойчивые конфигурации оборудования и резервные офисы с периодической проверкой их работы развертываются крайне редко.

Между тем продажа законченных (end-to-end) решений могла бы изменить ситуацию: когда заказчик перестанет покупать ресурсы и начнет приобретать сервисы, поставщик услуг сможет оптимизировать свою ресурсную базу и снизить стоимость.

ПОКУПКА ИЛИ АРЕНДА?

Предприятия стоят перед выбором: строить собственный ЦОД или использовать коммерческий? Несмотря на заявленные экономические выгоды аутсорсинга, большинство из них предпочитает первый вариант, причем не только из соображений уменьшения расходов, но и в силу сложившихся стереотипов. Между тем существуют четкие рекомендации экспертов. По словам Алексея Сивидова, что подтверждает и Андрей Павлов, строить ЦОД имеет смысл в том случае, если в нем планируется разместить более ста стоек. В ситуации, когда можно получить экономический и/или технологический эффект за счет масштаба (крупного ЦОД провайдера), выгоднее обратиться к услугам коммерческого центра данных, уверены в IBS DataFort. Кроме того, в небольших ЦОД зачастую невозможно (а то и слишком дорого) применить технологии, успешно используемые в крупных центрах данных, или добиться требуемого уровня надежности.

Эти расчеты справедливы для всех регионов России. Площади ЦОД и выручка даже относительно небольшого европейского поставщика услуг почти вдвое превышают общую площадь и выручку всех российских ЦОД. Поэтому получить такой же «эффект масштаба» и предоставить клиентам, например, столь же недорогие «облачные» сервисы технически очень сложно, если вообще возможно. Впрочем, продвинутые сервисы только начинают появляться на отечественном рынке.

Малый размер данного сегмента рынка негативно сказывается на стоимости аренды площадей и стоек в ЦОД, но если год-полтора назад цены были завышены, то сейчас они стали более адекватными возможностям заказчиков. Однако кризис не подстегнул компании к поиску более эффективных решений. Никто не ищет новых моделей — рынок просто замер в ожидании изменения ситуации. В качестве основных причин специалисты IBS DataFort называют инерционность мышления и неочевидность экономической эффективности услуг для большинства компаний. К тому же создание собственных ЦОД привлекательно возможностью «распила» финансовых средств, как при любом другом строительстве.

Между тем на бизнесе европейских ЦОД кризис сказался не так сильно, а в области аутсорсинга услуг произошел настоящий прорыв: заказчики рассматривают его как возможность добиться экономии. По прогнозам, за пять лет этот рынок увеличится более чем в два раза, а среднегодовой темп роста выручки составит 25%.

Как рассказывает Андрей Павлов, по данным из разных источников, в настоящее время в России имеется примерно 30 тыс. м2 площадей коммерческих ЦОД, в то время как в 2008 году было около 19 тыс. м2 (при выручке 160 млн долларов), в 2009 году — 23 тыс. м2. Для сравнения: рынок услуг ЦОД в Европе в 2009 году составил 3,2 млрд евро. И это одна из причин, вследствие которой зарубежные игроки рынка коммерческих ЦОД не торопятся в Россию.

Россия, поясняет Андрей Павлов, не очень интересна для иностранных инвесторов из-за отсутствия прозрачного рынка на всех уровнях, относительно низкого спроса на услуги коммерческих ЦОД, малого числа корпоративных клиентов (последние предпочитают собственные ЦОД и серверные), низких объемов зарубежного трафика, слабой информатизации общества, а также недоверия клиентов к рынку аутсорсинга. И даже строительство ЦОД в нашей стране обходится дороже, поскольку получение энергомощности связано с большими затратами. Кроме того, значение имеют такие факторы, как монополизированный рынок связи, высокие таможенные пошлины, отсутствие достаточно квалифицированных специалистов в региональных компаниях.

Между тем одно из интересных для российских клиентов предложений — аренда площадей и стоек в зарубежных ЦОД. Как рассказывает Олег Наскидаев, руководитель департамента маркетинга и развития компании DEAC (оператор ЦОД из Латвии), такой вариант не просто обеспечивает снижение издержек, но и позволяет получить полный спектр решений ИТ, в том числе решений для виртуализации и «облачных» вычислений. Основное преимущество — создание основного и/или резервного ЦОД на территории Евросоюза как мера защиты от рейдерства и административного давления, средство диверсификации рисков и создания распределенной инфраструктуры ИТ. Привлекает и финансовая стабильность европейских операторов ЦОД. Заказчики получают определенные гарантии в отношении того, что их ЦОД будет работать даже в самой сложной ситуации.

Рисунок 2. ЦОД компании DEAC в Риге, открытый в 2009 году, — крупнейший в Прибалтике. Площадь серверных составляет 600 м2. В нем установлено 200 стоек на 8000 серверов. В 2011–2012 годах планируется увеличение площади до 1400 м2 (500 стоек на 20 000 серверов) и обеспечение уровня надежности Tier IV. Общие инвестиции составляют 3 млн евро, в реализацию второго этапа проекта будет вложено 7–10 млн евро.Снижение издержек достигается, в частности, за счет грамотной реализации охлаждения: коэффициент энергоэффективности (Power Usage Effectiveness, PUE) в европейских ЦОД составляет 1,3–2 (у DEAC — около 2), в то время как в российских центрах данных этот показатель значительно выше. Кроме того, у них есть прямой доступ к европейским точкам обмена трафиком.

Так, DEAC предлагает услуги aренды стоек, серверов, СХД, администрирования и хранения данных, а также более сложные виды услуг, вплоть до аренды приложений. У этой компании два центра данных: Riga (см. Рисунок 2) и Grizinkalns — подземный ЦОД площадью 400 м2 на 130 стоек для 5000 серверов. В их создание было инвестировано 5 млн евро. Некоторые предложения DEAC на 10–15% дешевле аналогичных услуг российских операторов. Сейчас DEAC обслуживает уже несколько десятков российских компаний.

Несмотря на мировые тенденции, решения в области виртуализации и «облачных» вычислений пока не стали массовыми, и DEAC только планирует их запуск. Но глобальная виртуализация, «облачные» вычисления и «мощности по требованию» значатся в планах на ближайшие месяцы. В связи с растущим спросом компания планирует увеличение площади рижского ЦОД.

Если в 2008 году на российском рынке аутсорсинга услуг ЦОД наблюдалась ситуация нехватки мощностей, то в последнее время ситуация улучшилась — и это не только влияние кризиса. Примерно то же происходило на зарубежных рынках в начале века в период бурного строительства ЦОД. Само строительство занимает около двух лет, еще год или более требуется для внедрения и «раскрутки» сервисов. За время реализации проекта рыночная ситуация может измениться. Такая инерция в сочетании с флуктуациями в экономике создает дисбаланс спроса и предложения. Кроме того, закрытость рынка затрудняет планирование и адекватную оценку бизнес-рисков. Длительные прогнозы на период реализации проекта чреваты значительными просчетами.

Между тем потенциал у рынка есть, и владельцы небольших ЦОД рано или поздно предпочтут перейти к аутсорсингу, уверены в DataDom. Так, еще несколько лет назад было трудно представить, что банки будут пользоваться аутсорсингом услуг ЦОД. Хотя вопросы, связанные с информационной безопасностью, остаются, сегодня у КЦОД немало таких клиентов. Чаще всего коммерческие ЦОД используются в качестве резервных площадок, ведь создание собственных (в соответствии с отраслевыми требованиями) обходится очень дорого.

«Строить свой ЦОД или использовать возможности аутсорсинга — вопрос философии ведения бизнеса, — уверен руководитель ЦОД компании “Крок” Дмитрий Хороших. — С экономической точки зрения затраты в том и в другом случае будут сопоставимы». Определяющим фактором является желание или нежелание владельца бизнеса брать на себя проблемы, связанные с созданием и эксплуатацией ЦОД. При этом наличие высококачественных предложений, безусловно, важно. В России качество услуг ЦОД пока не дотягивает до западного. При наличии адекватного предложения возникает вопрос выбора. Но так или иначе принятие решения основывается не на экономических показателях.

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

Алексей Панкратов, менеджер отдела комплексных решений Huawei-Symantec, выделяет тенденцию унификации управления центром обработки данных, его физическими и виртуальными ресурсами (серверами, системами хранения, сетевыми ресурсами, виртуальными десктопами), когда различные системы управления объединяются посредством одного графического интерфейса при широком использовании средств автоматизации. Такие разработки у Huawei-Symantec уже есть.

Общий вектор развития — «ЦОД как сервис», в рамках которого одним из направлений является создание виртуальных сетей со своими политиками и правилами. Это позволяет более эффективно использовать физические устройства для различных задач. Владельцы коммерческих ЦОД внимательно следят за тенденциями рынка. Например, DEAC пытается применять виртуализацию в соответствии с потребностями решаемых задач. Через полгода компания планирует вывести на рынок готовые проекты предоставления мощностей в ЦОД на базе виртуализации.

В русле общемировых тенденций развития центров обработки данных стремится работать и «Крок». В числе этих тенденций — рост объемов хранимой информации. Дмитрий Хороших считает, что наряду с процедурами и регламентами работы подразделения ИТ необходимо унифицировать процедуры управления данными. Инструменты централизованного управления сейчас только начинают внедряться и используются крайне редко. Между тем они позволяют справляться с обработкой больших объемов данных. В качестве меры повышения эффективности ИТ крайне важны виртуализация и автоматизация жизненного цикла сервисов. А обеспечение максимальной загрузки процессора позволяет значительно повысить эффективность энергопотребления вычислительных систем. При ее увеличении с 20 до 80% энергоэффективность возрастает в четыре раза.

Унифицированные процедуры управления (данными, приложениями, сервисами), виртуализация ресурсов, гибкие процедуры добавления/удаления/миграции виртуальных машин, автоматизация жизненного цикла сервисов, биллинг используемых ресурсов и монетизация услуг, возможность делегирования приложениям полномочий по управлению ресурсами открывают путь к «облачной» инфраструктуре. Именно этим «облака» крупных зарубежных вендоров отличаются от виртуального хостинга — услуг, которые сейчас пытаются предоставлять многие российские компании. Специалисты «Крок» подчеркивают, что о создании «облачной» инфраструктуры можно будет говорить, когда приложение сможет само добавлять или отдавать ресурсы с соответствующим изменением стоимости услуги.

По прогнозам IDC, с 2009 по 2013 год мировой рынок «облачных» сервисов может вырасти с 17,4 до 44,2 млрд долларов. Это означает увеличение доли облачных сервисов в общем объеме рынка ИТ с 5 до 10%. Таким образом, данное направление будет развиваться быстрее рынка.

Что же предлагается для достижения этого? Производители оборудования ИТ (IBM, HP, Cisco) разработали новые серверные платформы, а поставщики сетевого оборудования (Cisco, Juniper, Brocade, Extreme и др.) работают над сетевыми технологиями будущего: «плоская» сеть ЦОД должна обеспечить взаимодействие между всеми ресурсами на уровне одной конвергентной коммутационной матрицы. Свои платформы, механизмы и концепции разрабатывают поставщики инфраструктурного ПО (VMware, Citrix, Parallels), реализуются проекты Microsoft Azure и Google Apps, а также различные проекты на основе открытого ПО. Одно из направлений — создание открытых стандартов для развертывания сервисов в «облаке», таких как Application Packaging Standard (APS) — открытый стандарт упаковки Web-ориентированных приложений, позволяющий развертывать сервисы Web.

Задача — создание приложений, способных работать в «облачной» инфраструктуре с использованием всех ее преимуществ. Сейчас большинство операций по развертыванию «облачных» сервисов осуществляется вручную, что увеличивает стоимость предоставления ресурсов, поэтому стандарты, позволяющие автоматически развертывать сервис, помогут снизить цены на услуги.

Еще один важный момент — поддержка концепции со стороны операторов связи. Понимая потребности рынка, многие из них стали сервис-провайдерами, предлагая приложения (Exchange, Service Desk, CRM) из «облака» (не обязательно собственного).

В результате операторы могут дополнять пакет услуг сервисами приложений, увеличивая тем самым лояльность клиентов. От внедрения такой концепции выигрывают все. ЦОД становится более конкурентоспособным, разработчики приобретают каналы сбыта приложений, операторы связи предоставляют дополнительные сервисы, повышая ценность услуг.

По словам Антона Иванова, начальника отдела продвижения товаров и услуг группы компаний «Ай-Теко», с точки зрения провайдеров «облака» речь идет об эффективной продаже ресурсов, наращивании мощности ЦОД без смены архитектуры и расширении клиентуры за счет более мелких компаний. Покупатель же получает необходимые сервисы без громоздкой инфраструктуры, платит только за используемые ресурсы, определение требований на уровне SLA и доступ к данным из любого места.

Почему же пользователи не идут в «облака»? Далеко не все готовы отдать свои данные «на сторону». В этом процессе нет прозрачности: неизвестно, где будут храниться данные и кто сможет иметь к ним доступ; нет полной уверенности в сохранности информации, надежности оборудования, защищенности ЦОД; зачастую нет полной ясности в том, как выполняется резервное копирование.

Рисунок 3. Реализация защищенного облака предполагает эффективную идентификацию пользователей, разделение пользовательских доменов, контроль доступа, изоляцию процессов, сегментацию и шифрование данных, контроль целостности образов виртуальных машин (по данным компании «Ай-Теко»).

Чтобы снять эти опасения, «Ай-Теко» предложила концепцию «защищенного облака» (trusted cloud). Оно объединяет в себе защищенность и безопасность частного «облака» и оплату за предоставленные услуги, что характерно для общих «облаков» (см. Рисунок 3). Это достигается с помощью защиты от несанкционированного доступа (аутентификации пользователей), от потери или неправомочного изменения данных, обеспечения безопасности платформы и физического оборудования (защита от сбоев). Оплата услуг осуществляется за учитываемые ресурсы через систему биллинга. На практике обычно учитывается количество процессоров, объем оперативной памяти и выделяемое пространство на диске.

Как эти новые концепции — виртуализация и «облачные» вычисления — меняют отношение к аутсорсингу? За рубежом переход к новой модели уже внес существенные коррективы в расстановку сил — все больше компаний используют модель «ИТ как услуга». Такой подход, считает Дмитрий Хороших, имеет хорошие перспективы и в России — по крайней мере, рутинные операции ИТ (поддержку инженерной инфраструктуры, ОС, баз данных, оптимизацию производительности) можно и нужно отдавать интегратору (контракты на сервис), а бизнес-логику клиент может оставить у себя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, руководители ИТ должны мыслить как CIO, задача которого — связка ИТ и бизнеса, уверен Алексей Сивидов. Пока же они видят в аутсорсере скорее конкурента и не готовы делегировать свои полномочия на сторону. Аутсорсинговые компании стараются довести идею эффективности до тех руководителей, кто заинтересован не в освоении бюджета ИТ, а в развитии бизнеса предприятия.

На аутсорсинг можно отдавать не только устоявшиеся процессы, но и внедрение новых инфраструктур. В последнем случае выгодно использовать платформу внешнего поставщика услуг, поскольку требования к платформе при развертывании бизнес-системы (например, ERP) не всегда известны заранее. «Обкатав» свое приложение на аутсорсинговой платформе, они смогут точно сформулировать требования к приобретаемому оборудованию и развернуть приложение на собственных серверах.

Покупать оборудование или использовать аутсорсинг — это «вопрос философии», констатировали участники круглого стола. Аутсорсинг инфраструктуры ИТ просто представляет еще одну возможность. Он дает «эластичность» — возможность роста или сокращения объема потребляемых услуг. К тому же требования бизнеса, как и технологии могут меняться, а оператору ЦОД перестраиваться проще и легче. Как считает Олег Наскидаев, со временем услуги аренды серверов и стоек уйдут в историю. В итоге заказчики получат безопасный доступ из любого места в любое время с гарантированной скоростью, эффективный и гибкий контроль ресурсов, полную интеграцию с бизнес-приложениями.

Сергей Орлов — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.

Рисунок 1. Для операторов ЦОД наиболее характерными являются услуги аренды площади для размещения оборудования, аренды оборудования КЦОД, телекоммуникационные услуги (по данным компании «Современные Телекоммуникации»). Самыми популярными дополнительными услугами, предоставляемыми российскими операторами ЦОД, остаются антивирусная защита, «антиспам» и резервное копирование.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF