ПОСТРОЕНИЕ «ОБЛАКОВ»

Аналитики IDC прогнозируют, что в 2010 году мировой рынок «облачных» сервисов ИТ составит 17,4 млрд долларов, а к 2013 году он достигнет 44,2 млрд долларов. В недавнем исследовании, проведенном по заказу Brocade, говорится, что в ближайшие два года 60% предприятий собираются приступить к планированию и последующей миграции на модель распределенных или «облачных» вычислений. Их привлекают ожидаемое сокращение затрат, повышение эффективности бизнеса и его динамичности. Несмотря на ряд пока не решенных проблем, сегмент «облачных» услуг быстро развивается, но в России его доля пока крайне мала. В 2009 году, по данным IDC, оборот российского рынка «облачных» услуг составлял лишь 6,3 млн долларов, причем более 95% приходилось на SaaS, однако к 2013 году он может вырасти до 124 млн долларов (см. Рисунок 1). Тенденция такова, что виртуализация будет все больше переориентироваться на «облака».

Что такое «облака» и как реализовать технологии «облачных» вычислений с помощью существующих продуктов? Как «облака» связаны с виртуализацией? «Облако» — всего лишь маркетинговый термин, в действительности означающий «ресурсы по требованию», поясняет Дмитрий Тихович, руководитель направления предпродажной поддержки VMware в России и СНГ. Возможность получения нужных ресурсов ИТ с нужным качеством — цель, достичь которой отрасль намерена в ближайшие годы. Добиться этого без виртуализации, агрегирования вычислительных ресурсов и ресурсов хранения в единый пул, невозможно. Внутреннее «облако» — это высокая эффективность, абстракция управления, масштабирование по требованию.

Как считает Сергей Халяпин, руководитель отдела системных инженеров Citrix Systems в России и СНГ, модель «ИТ как сервис» позволяет свести воедино противоречивые требования, предъявляемые к службам ИТ, и обеспечить доступ к различным приложениям и данным в условиях ограниченного бюджета. Другие преимущества такой схемы — минимизация затрат на клиентские устройства, возможность использования общедоступных сетей, гибкость и экономическая эффективность «облачных» решений.

Любой крупный корпоративный ЦОД можно рассматривать как частное «облако», если он позволяет получать доступ к сервисам независимо от местонахождения сотрудника, разновидностей каналов и оборудования. Работать там, где и когда это необходимо, используя доступное на текущий момент устройство, — такие возможности представляются весьма привлекательными.

Citrix предлагает для этой цели клиентский гипервизор XenClient и ПО App Receiver на стороне клиента, XenDesktop (доставка «рабочих столов»), XenApp (доставка приложений), продукты XenServer и Essentials для HyperV (доставка ОС) на стороне ЦОД, устройства NetScaler (балансировка нагрузки и сжатие трафика, оптимизация работы Web-серверов) и Branch Repeater (оптимизация передачи данных по каналам IP). Эти продукты могут интегрироваться в «облака». На движке Xen в настоящее время работают крупнейшие системы «облачных» вычислений, а за последние два квартала Citrix удалось продать 1,5 млн лицензий XenDesktop.

XenDesktop предоставляет доступ к различным вариантам «рабочих столов» — это может быть не только виртуальная машина в ЦОД (VDI), но и физическая машина или сервер. Кроме того, возможна потоковая доставка ОС на бездисковые рабочие станции. XenClient предусматривает возможность использования нескольких изолированных ОС, хорошо интегрируется с существующими решениями и с XenDesktop, дополняя возможности работы с удаленными и локальными ОС, поддерживает в сочетании с синхронизатором централизованную доставку ВМ из ЦОД на ноутбуки клиентов, осуществляет полное резервное копирование и восстановление на стороне ЦОД.

Продукт Citrix Receiver обеспечивает доступ пользователей к своим данным и приложениям с различных устройств для более 30 ОС (см. Рисунок 2). Для построения публичных «облаков» разработана платформа XenCloud Platform. Все больше компаний хотят предоставлять ИТ как услугу не только своим сотрудникам, но и внешним пользователям. В этом начинании им может помочь новый продукт Citrix, получивший название «Проект Redwood». Данная система, появление которой ожидается в текущем году, позволит управлять пулом ресурсов как единым целым, причем пользователи смогут сами выделять себе необходимые ресурсы.

По словам Дмитрия Тиховича, путь к новой сервисной модели можно разделить на три этапа, каждому из которых соответствует набор продуктов VMware (см. Рисунок 3). В основе этих этапов — консолидация серверов и инфраструктуры, автоматизация на основе правил. Их базовым элементом является программная платформа vSphere. В этом году выйдет версия vSphere 4.1, где ожидается дальнейшее увеличение производительности и масштабируемости.

Компании внедряют виртуализацию с целью сокращения издержек (CAPEX и OPEX), а самые передовые российские заказчики уже переходят ко второму этапу, осваивая виртуализацию рабочих станций (VMware для этих целей выпускает продукт VMware View). Производитель отмечает огромный интерес к этой области. Уже ведутся реальные проекты по развертыванию View в российских банках и университетах. Как утверждается, VMware View поддерживает из внутреннего «облака» любые устройства. При этом большая экономия достигается на уровне управления рабочими местами.

ПО VMware vCenter позволяет следить за производительностью приложений в виртуальной среде и менять параметры их работы. vCenter AppSpeed обеспечивает мониторинг производительности приложений для соблюдения SLA на уровне транзакций и способствует поиску источников проблем для их устранения. vCenter Capacity IQ помогает оптимизировать использование ресурсов на уровне ВМ. Кроме того, он позволяет предсказывать потребности в ресурсах и моделировать сценарии «что, если».

Чтобы подразделения ИТ или сервис-провайдеры могли выставлять счета за свои услуги, нужно решить задачу биллинга, однако в динамичной виртуальной среде с миграцией ВМ сделать это непросто. Продукт vCenter Chargeback, реализующий мониторинг и отчетность по затратам, связанным с виртуальной инфраструктурой, помогает организациям внедрить гибкие стоимостные модели и добиться прозрачности затрат и учета.

Технология виртуализации уже затрагивает весь ЦОД, меняя подходы к его построению. Олег Коверзнев, менеджер по развитию бизнеса ЦОД компании Cisco в России, выделяет три основных момента: увеличение количества серверов, рост потребности в площадях и электроэнергии, трансформацию модели управления. Одна из тенденций — переход от традиционного сервера к системе унифицированных вычислений — обусловлена новыми требованиями к сетевой поддержке виртуализации и повышением нагрузки на подсистему ввода/вывода серверов.

В ответ на эти требования Cisco System разработала платформу Unified Computing System (UCS), объединяющую модульные серверы x86, конвергентные коммутаторы, системы хранения, интегрированную систему управления. Таким образом, продукт изначально рассчитан на масштабные проекты. UCS (см. Рисунок 4) — интегрированная система с оптимизированным количеством компонентов, «сквозной» поддержкой виртуализации и SLA. За год в мире (включая Россию) продано более 100 таких систем. Целый ряд вендоров пошли по схожему пути.

UCS может объединять до 40 шасси с единым управлением (до 320 серверов). Ее основные технологические особенности — консолидированные сети FC и Ethernet, расширение оперативной памяти серверов (до 4 DIMM DDR3 на канал для достижения высокой плотности ВМ, причем память используется на полной тактовой частоте), сетевая поддержка виртуализации. Серверы подключаются к сети с помощью мезанинных карт-адаптеров Intel, Qlogic, Emulex или Cisco. Последняя позволяет создавать до 128 виртуальных адаптеров, назначаемых ВМ.

Сервер в такой системе становится обезличенной единицей: его аппаратные характеристики вынесены в профиль. Когда нужно развернуть новое приложение, серверу присваивается профиль, и он получает все настройки автоматически. В результате сокращается время развертывания приложений и упрощаются работы по замене оборудования и миграции.

В UCS коммутатор использует конвергентную сеть 10GbE (стандарт DCB), где комбинируется трафик Fibre Channel и Ethernet. В его шасси устанавливаются модули расширения Ethernet и FC для связи с традиционными сетями. Конвергенция сетей дает значительную экономию: по данным Cisco, по сравнению с традиционными рядными коммутаторами — до 50% (в случае применения конкурирующих решений выигрыш обычно составляет 20–30%). Однако СХД пока не поддерживают FCoE — соответствующие продукты есть только у NetApp. Впрочем, партнер Cisco компания EMC планирует начать их поставки в текущем году. Сейчас взаимодействие серверов с СХД осуществляется при помощи модуля FC. Еще более целостный продукт представляют решения vBlock — совместная разработка Cisco, EMC и VMware. По существу, это «ЦОД в коробке».

По словам Федора Павлова, консультанта по технологиям представительства компании EMC в России и СНГ, в прошлом году проблемы ИТ — низкий коэффициент использования оборудования, непрозрачность затрат, невозможность быстрого реагирования на новые требования — проявились особенно ярко. Ведь, несмотря на кризис, задач у ИТ меньше не стало.

На этой волне растет популярность идеи частного «облака». На данный момент это единственная концепция, которая позволит ИТ достичь большей эффективности при тех же затратах.

СХД: СМЕЩЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ

Как указывает Федор Павлов, рост объемов данных определяет необходимость повышения экономической эффективности систем хранения, используемых в среднем на 30–40%. К наиболее заметным технологическим тенденциям он относит консолидацию/ILM (в прошлом году эта давно известная концепция получила «второе дыхание»), виртуализацию критичных для бизнеса приложений, интеграцию средств управления инфраструктурой со слоем виртуализации, выделение виртуальных ресурсов, работу с унифицированными системами хранения, использование твердотельных накопителей (флэш-дисков), повышение энергоэффективности СХД, внедрение технологий дедупликации и активного архивирования.

За последние два года в этих областях произошли заметные перемены. Например, хранение данных можно оптимизировать с помощью ярусной архитектуры, где комбинируются SSD и недорогие диски SATA: небольшое количество дисков SSD дает возможность компенсировать потери производительности медленных дисков. При общей емкости в десятки терабайт такой подход позволяет получить менее дорогое (почти на 20%), более производительное (IOPS выше на 60%) и энергоэффективное (на 17%) решение, требующее почти на треть меньше дисков.

Для оптимизации хранения данных в ярусных системах нужны средства автоматической миграции активных данных на быстрые накопители. Для этого вендоры разработали ряд технологий. EMC считает, что предложенная ею технология Fully Automated Storage Tiering (FAST) изменит отрасль хранения так же, как VMware изменила отрасль вычислений. Дисковые массивы впервые получили возможность анализировать нагрузку на каждый «квант» данных и разносить их по разным типам дисков. FAST помогает преодолеть ситуацию недостаточно эффективного использования ресурсов хранения, позволяет упростить управление и задавать правила хранения.

Недавняя разработка EMC Distributed Cache Coherence обеспечивает наличие общего глобального кэша (он может быть географически распределенным), поддерживаемого в когерентном состоянии. В результате для распределенных ЦОД реализуется единая логическая система хранения. Если на локальной площадке произойдет авария, приложения будут прозрачно обращаться через когерентный кэш к удаленной СХД. Примерно по такой же схеме работают массивы Symmetrix с удаленной репликацией. Теперь данная функциональность поддерживается для СХД любых производителей, репликация не требуется, а сложный процесс переключения между площадками в случае аварии значительно упрощается. Такая технология обеспечивает поддержку миграции ВМ (VMotion) между ЦОД. В ближайшие два года EMC планирует реализовать технологии VPLEX Geo (с асинхронной репликацией) и VPLEX Global (без репликации) для создания «виртуального ЦОД».

Интересные разработки продвигает и IBM. Новые принципы хранения данных на основе архитектуры GRID, потребность в упрощении и удешевлении инфраструктуры хранения способствовали появлению дисковых массивов IBM XIV, где реализован принцип «один уровень для всех применений». В IBM считают, что XIV может обслуживать очень широкий круг задач, при этом по показателям быстродействия, надежности и функционала это оборудование относится к системам старшего класса, хотя стоимость хранения соответствует массивам среднего уровня.

Еще одна «тема года» — дедупликация. Ее применение позволяет сократить объемы хранимых данных на 75–90% и эффективно организовать архивное хранение на основе дисковых накопителей. Дедупликация по заданным правилам оптимизирует файловые хранилища, не влияя на производительность, а дедупликация непосредственно на источнике значительно упрощает и ускоряет резервное копирование, в том числе виртуальных инфраструктур.

Как подчеркивают в EMC, в этом году происходит смещение приоритетов: от консолидации данных и комбинирования типов дисков к дедупликации и автоматическому распределению по уровням хранения, от управления массивом в простом интерфейсе и быстрого выделения емкости к управлению информацией на основе правил и автоматическому «тонкому» выделению емкости, к интеграции с VMware для обеспечения катастрофоустойчивости. Акцент переносится с функциональности СХД на интеграцию с виртуальной средой. По сути это означает движение к частному «облаку».

ГЛАВНОЕ — УПРАВЛЕНИЕ

Как констатирует Олег Коверзнев, виртуализация стала базовой технологией ЦОД, основным способом эффективного использования ресурсов. Новые продукты разработчиков средств виртуализации представляют собой не привычные гипервизоры, а инструменты управления — конкуренция перешла в область дополнительных инструментов управления ЦОД. Их еще нужно освоить, внедрить и стандартизировать, что особенно важно для решения комплексных задач, миграции ВМ и балансировки нагрузки. Вдобавок может потребоваться смена организационной модели и пересмотр зон ответственности между разными отделами.

С внедрением виртуализации и «облачных» вычислений задача управления ЦОД значительно усложняется. Как считает Артур Гиоев, руководитель отдела подготовки технических решений HP Software&Solutions, процессы управления ЦОД желательно максимально автоматизировать. Кроме того, чтобы управлять столь сложным объектом, сначала нужно научиться управлять его компонентами — сетевой инфраструктурой, серверными платформами, системами электропитания и охлаждения. Лишь после этого можно приступать к комплексной автоматизации.

HP разработала набор инструментов управления, объединенных в решение HP Datacenter Automation (см. Рисунок 5). В частности, его применение значительно ускоряет операции по обновлению ПО, инсталляции приложений, контролю работоспособности и диагностики на физических и виртуальных платформах разных вендоров в среде разных ОС. При этом контролируется соответствие выдвигаемым требованиям.

Инструменты управления сетями и системами хранения данных HP Storage Essentials помогают решать главные задачи управления сетями хранения, позволяют видеть карту сети хранения, используемые и доступные ресурсы. Они заметно облегчают управление разнородными дисковыми массивами, а единая консоль представляет данные о взаимосвязи приложений и инфраструктуры СХД.

Инструменты HP Network Automation дают возможность провести анализ сети, получить данные о ее конфигурации и затем управлять ими. Набор типовых действий администраторов можно сохранять в виде шаблонов. Все конфигурации и их версии тоже хранятся в системе. Система управления сетями снижает вероятность ошибок при изменении конфигурации, и ее можно «научить общаться» практически с любым устройством.

Автоматизировать следует любые процессы управления. При возникновении отказа специалист точно знает, что ему делать, и использует предписанный набор правил, а многие операции (такие как перезапуск приложения или устройства) система способна выполнять сама. Администратор может инициировать процесс анализа и устранения неисправности. Если автоматически устранить неисправность не удается, система выводит отчет и помогает разобраться в причинах.

Например, ПО HP Operations Orchestration может осуществлять контроль работоспособности банковских сервисов и в случае проблем запускать процесс анализа ситуации и устранения ошибки. С такими задачами хорошо справляется механизм автоматизации технологических процессов.

Специалисты HP предлагают воспользоваться специализированной библиотекой, которая состоит из более чем 3800 отдельных шагов и готовых процессов управления. Она доступна заказчикам и может взаимодействовать с программными продуктами не только этого производителя. HP Datacenter Automation — комплексное решение автоматизации. В этой области известны также продукты BladeLogic, BMC, IBM, CA, Novell.

Компания EMC, понимая, что необходимость эффективного управления и отчетности для сред виртуальных серверов и хранения данных повышает уровень сложности, а администраторы серверов и СХД обычно получают информацию на уровне логического устройства или VMware ESX, выпустила встроенные средства автоматизированного управления для поддерживающих VMware СХД (например, для CX4). В результате обеспечивается «сквозная» видимость и контроль с единой панели управления, возможность обнаружения и визуализации взаимосвязей ресурсов хранения с ВМ.

Системные интеграторы разрабатывают собственные решения на основе продуктов управления известных вендоров. Один из примеров — планировщик заданий Control-M, который один из партнеров BMC реализовал в Польше для двух ЦОД компании ING (основного и резервного). Старший консультант BMC Software Анджей Пьежко считает, что применение в ЦОД планировщика заданий помогает превратить его в средство предоставления услуг для бизнеса. Продукт способен автоматически запускать задания, контролировать и проверять их, генерировать отчеты по системе автоматизации деловых процедур. При аварии основного ЦОД переключение на резервный осуществляется за несколько минут. Решать известные проблемы можно без вмешательства администраторов (запускается сценарий), хотя непредвиденные ситуации требуют от них определенных действий. Такая автоматизация освобождает до 90% времени администраторов.

Инструменты управления и автоматизации помогают добиться более надежной работы систем ЦОД и свести к минимуму ошибки администраторов.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ БИЗНЕСА

Обеспечение непрерывности работы систем ИТ и зависящих от них бизнес-процессов — очень актуальная тема, уверен Дмитрий Дощаный, директор центра решений «Крок» на базе технологий EMC. Нужно оценить, какие внешние факторы могут повлиять на устойчивость бизнеса компании, и знать, от каких именно сбоев необходимо защитить систему. Задачу защиты от сбоев можно решать в масштабе как одного центра данных, так и нескольких ЦОД, однако даже разнесение ресурсов по разным площадкам не дает 100-процентной защиты.

Для этой цели применяются также различные кластерные решения (традиционный подход) и резервное копирование. Например, в случае Oracle RAC приложение само строит кластер, обеспечивает балансировку нагрузки, параллельное выполнение запросов и т. д. Это хороший выбор, но стоимость лицензий высока, а защита от порчи данных не предусмотрена. Хорошо зарекомендовавшее себя и простое в настройке решение — кластер «активный-пассивный». Для большинства приложений оно настраивается одинаково, но такая конфигурация требует дублирования оборудования и тоже не защищает от порчи данных, к тому же обычно используется одна СХД, поэтому защиты от ее отказа нет.

Относительно новый подход — защита от сбоев в виртуальной среде. Например, VMware HA (High Availability) представляет собой возможность повторного запуска ВМ на другом узле в случае сбоя. Настроив данную функцию один раз, можно пользоваться ею при очередном добавлении ВМ без каких-либо дополнительных действий. Если производительность серверов достаточна, для реализации HA не потребуется покупка дополнительного оборудования, при этом ОС и приложения не дублируются (лицензия нужна на одну копию ПО), что позволяет сэкономить, однако есть опасность логической порчи данных и сбоя СХД, а кроме того, отсутствует контроль за ОС и приложением. Гипервизор не анализирует работоспособность конкретной ВМ, и на ее сбой не отреагирует.

Для обеспечения отказоустойчивости предназначены и средства VMware Fault Tolerance. В случае выхода из строя узла, на котором работает ВМ, она через 20–30 сек активизируется на другом узле. При этом останова и последующего запуска ВМ не требуется. Как считает Дмитрий Дощаный, эта революционная технология пригодна для всех ВМ и приложений, хотя и имеет ряд ограничений. В частности, она работает только для ВМ с одним процессором, защита от логической порчи данных не предусматривается. На это решение стоит обратить внимание, если ВМ не требуется большой производительности, — например, для эксплуатации унаследованных приложений на новом оборудовании.

Технология EMC Recover Point позволяет восстановить данные на конкретный момент времени. Резервные копии создаются на уровне драйвера (непрерывная защита данных — CDP), ведется журнал записей. В случае сбоя данные восстанавливаются по копии резервных томов. Эта технология хорошо подходит для защиты БД. Аналогичные задачи выполняет Oracle Flashback. Recover Point не зависит от аппаратного обеспечения, обеспечивает единообразное восстановление для разных приложений, может работать удаленно, но функционирует только в сетях Fibre Channel, а ее интеграция с приложениями ограничена.

Конечно, возможности обеспечения непрерывности бизнеса (Business Continuity) не ограничиваются вышеперечисленными. Например, в некоторых случаях стоит использовать интеллектуальную блочную репликацию на уровне ОС (с помощью ПО Double-Take или EMC RepliStor). В каждом конкретном случае выбор определяется рисками, стоимостью реализации и спецификой решения.

Обеспечение непрерывности бизнеса на самом высоком уровне требует резервного ЦОД. Такой вариант защищает от серьезных аварий, но стоимость его слишком высока. В Московском регионе работает достаточное количество коммерческих ЦОД, где можно арендовать несколько стоек для резервирования критичных приложений. Наряду с традиционными решениями (удаленная репликация и кластеры) существуют новые — CDP, средства виртуализации, а также использование дедупликации, в несколько раз уменьшающей объем резервных копий.

У VMware и Citrix есть решения, позволяющие несколькими щелчками мыши перенести виртуальную инфраструктуру в резервный ЦОД. Например, ПО VMware Site Recovery Manager позволяет создавать катастрофоустойчивую виртуальную инфраструктуру, используя распределенный ЦОД. Продукт обеспечивает защиту от катастроф в «облаке» с помощью репликации дисковых массивов.

Испытанный метод защиты от сбо-ев — удаленная репликация, которая настраивается один раз для всех приложений, но не защищает от порчи данных и, как правило, рассчитана на системы одного производителя или даже СХД одной линейки. Репликация, выполняемая посредством ПО на системном уровне, позволяет преодолеть зависимость от СХД, но создает дополнительную нагрузку на сервер. Она может использоваться и для разнесенных кластеров.

Параметры надежности ЦОД в целом закладываются уже на уровне проектирования. Российские системные интеграторы постепенно приобретают опыт создания и эксплуатации ЦОД с гарантированным уровнем отказоустойчивости в соответствии с требованиями Uptime Institute. Как рассказал Алексей Медунов, начальник отдела компании «Ай-Теко», спецификации Uptime вобрали в себя все новое, что не вошло в международный стандарт TIA-942, поэтому интерес представляют именно эти топологии, дополняющие стандарт. Действующий в данной области ГОСТ РФ был принят давно и во многом потерял свою актуальность. Время простоя для ЦОД разного уровня, по данным Uptime, составляет от 0,4 (Tier IV) до 28 минут (Tier I) в год.

В решении о выборе топологии ЦОД, как правило, учитываются финансовые потери от простоев, рост требований бизнеса, оценка капитальных вложений, бюджет на 5–10 лет, разница между затратами и рисками, окупаемость (в случае коммерческого ЦОД) или сравнение с арендой (для собственных ЦОД), масштабируемость решения, затраты на обслуживающий персонал и склад, вложения в мониторинг и управление. Все системы (включая вторичные) проверяются на соответствие выбранной топологии. При этом рекомендуется использовать лучшие практики внедрения энергоэффективных решений.

Персонал ЦОД должен знать, как реагировать на ту или иную аварию. Для этого разрабатываются и тестируются план управления ЦОД и структура регламентов управления инфраструктурой. Последние описывают, что следует делать в той или иной аварийной ситуации. Как поясняет Алексей Медунов, структура регламентов включает в себя план восстановления после аварии, управление персоналом, регламент управления инфраструктурой ЦОД, ремонта и обслуживания оборудования, регламент безопасности, сервисный регламент, документацию и актуальные данные. Правильно организованное управление позволяет поддерживать инфраструктуру ЦОД в соответствии с выбранной топологией и проектными показателями надежности, а автоматизация объекта помогает свести к минимуму затраты на его эксплуатацию и сократить число специалистов в рабочей смене.

Пример отказоустойчивого программно-аппаратного комплекса привел Дмитрий Миронов, старший инженер департамента программных решений компании «Комплит». Это унифицированное решение позволило обеспечить безопасный удаленный доступ пользователей к географически распределенным внутренним ресурсам сети с различных устройств. Оно базируется на двух компонентах — устройствах Citrix NetScaler (основной компонент для реализации унифицированного доступа) и терминальной системе Citrix XenApp. Шлюз VPN SSL NetScaler балансирует запросы между географически разнесенными площадками, осуществляет сканирование и анализ конечного устройства, организует доступ к различным сегментам сети в соответствии с правилами и позволяет реализовать функцию аппаратного ICA Proxy. XenApp служит для потоковой доставки терминальных приложений и использует централизованное хранилище для всех клиентов приложений Windows, поддерживая до 500 пользователей на сервер. Продукт имеет встроенные средства безопасности (SSO, SSL VPN) и инструменты для мониторинга производительности.

Дополнительные функции обеспечивают продукты Xceedium GateKeeper для гарантированного запрета доступа пользователей к определенным сегментам сети, RSA Authentication Manager (аутентификация), ThinPrint.print ASE (управление печатью), Citrix XenDesktop и Citrix Branch Repeater с функциями оптимизации каналов глобальной сети (теперь его можно использовать и в виде ВМ). Branch Repeater применяет алгоритмы компрессии (средний показатель сжатия — 3:1) и не позволяет одному пользователю занять целый канал, причем алгоритм сжатия выбирается автоматически по динамике данных и скорости канала. При выходе из строя одного из ЦОД пользователи все равно будут иметь доступ к ресурсам. Данный проект внедряется в крупной телекоммуникационной компании для доступа пользователей и контрагентов.

Большая практика реализации отказоустойчивых решений на базе ЦОД накоплена компанией IBS DataFort. По словам ее генерального директора Дениса Калинина, заказчикам предлагаются решения, отвечающие стандартам Business Continuity. Например, один из клиентов, компания «Юнимилк», использует регламенты и процедуры, которые позволяют гарантированно восстанавливать системы ИТ и точно прогнозировать сроки восстановления. Разместив зарезервированную систему в КЦОД IBS DataFort, «Юнимилк» добилась высокого уровня защищенности. На такую возможность все чаще обращают внимание представители банковского сектора.

Как указывает Олег Наскидаев, руководитель департамента маркетинга и развития компании DEAC, потеря информации или контроля над ней «в лучшем случае ведет к убыткам, в худшем — к утрате бизнеса», поэтому для серьезной компании развертывание основного и резервного ЦОД сегодня стратегически оправдано. Однако расчеты показывают, что самостоятельное создание резервных ЦОД может оказаться в несколько раз дороже, чем использование услуг коммерческого центра данных, поэтому важно понять, что можно и нужно отдать на аутсорсинг. Самый лучший способ — тестирование и анализ полученных результатов, считают в DEAC. Кроме того, некоторые заказчики предпочитают свести к минимуму риск для своего бизнеса за счет выноса своих серверов и систем хранения в зарубежные ЦОД. DEAC, располагающая двумя собственными центрами данных в Латвии, предлагает такие услуги и обслуживает уже несколько десятков российских клиентов.

В минувшем году на российском рынке ЦОД произошли заметные перемены: по «простым» услугам аренды площадей и стоек предложение опередило спрос. Поэтому владельцы коммерческих ЦОД стараются предложить новые виды услуг, внедряют технологии виртуализации, пробуют модели «облачных» сервисов. По прогнозам экспертов, рынок ЦОД в России будет развиваться, а количество площадок — расти.

Сергей Орлов — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.

Рисунок 1. Прогноз IDC по мировому и российскому рынку «облачных» услуг (IaaS — «инфраструктура как услуга», PaaS —«платформа как услуга», SaaS — «ПО как услуга»).

Рисунок 2. Citrix Receiver — универсальный программный клиент, позволяющий доставлять виртуальные рабочие станции и приложения на любое устройство и в любую точку в качестве услуги по требованию.

Рисунок 3. Путь заказчика VMware к модели «ИТ как услуга».

Рисунок 4. Сравнительный анализ стоимости 1000 стоечных серверов и Cisco UCS.

Рисунок 5. Решения HP Datacenter Automation включают в себя целый набор инструментов.