По прогнозу Gartner, с 2009 по 2012 годы мировой рынок услуг SaaS вырастет с 7,5 до 12 млрд долларов. Как считает Игорь Боровиков, председатель совета директоров группы Softline, парадигма вычислений меняется, и пользователи уже готовы получать сервисы из «облака». Проект Softline под названием SoftCloud нацелен на клиентов, разработчиков и партнеров, а в качестве основы в нем используются серверные платформы IBM, программное обеспечение Parallels Automation, сеть собственных ЦОД и коммерческих центров данных партнеров. До 2012 года инвестиции в проект составят 5 млн долларов.

Softline планирует предлагать по схеме SaaS типовые решения для разных отраслей. Генеральный директор Parallels Сергей Белоусов считает самым перспективным потребителем «облачных» сервисов компании малого и среднего бизнеса (до 1000 сотрудников) — на них будет приходиться до 75% таких услуг, в то время как крупным компаниям они понадобятся лишь в отдаленной перспективе. Типовые потребности SMB — системы бухучета, документооборота и электронной почты, хостинг-сайты, интернет-магазин, хранение данных. К преимуществам «облачной» модели он относит простоту (не нужен системный администратор), надежность, доступность, мобильность и финансовую эффективность. Например, набор стандартных приложений и серверов для компании из 10 сотрудников будет стоить примерно 7000 долларов, и еще 2000 долларов в год составят операционные расходы. При использовании SaaS эти капитальные затраты сводятся к нулю, а операционные снижаются до 1200 долларов.

Softline вдохновил на этот проект рост спроса на сервисы Google Apps в России (компания продает их с января прошлого года). В мае был создан портал SoftCloud, в июле разработана «облачная» платформа, важной частью которой является биллинг сервисов SaaS. В феврале текущего года запущена вторая версия SoftCloud. Проект SoftСloud нацелен на то, чтобы оказать помощь в установлении контактов между разработчиками и покупателями услуг SaaS. Клиентам предоставляется выбор решений SaaS, а разработчикам — полный цикл организации процесса продаж, включающий предоставление платформы Softline для размещения сервисов и продвижение конечным пользователям. Партнеры могут продавать ее решения под собственным брендом (программа White Label). Softline планирует занять не менее 50% рынка услуг SaaS в странах своего присутствия (17 стран мира на начало 2010 года).

В числе наиболее востребованных в сегменте SMB услуг — создание и сопровождение корпоративных сайтов Web и систем электронной почты. Однако, как это нередко бывает, речь, скорее, идет о традиционных сервисах «в новой обертке». Впрочем, «облачные» сервисы SoftCloud соответствуют определению Forrester, поскольку они предполагают возможность выделения ресурсов (provisioning) самим клиентом и оплату за использование (pay-per-use). Что касается потенциальных заказчиков, то для них важно не столько название сервиса, сколько его надежность, безопасность и SLA.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF