Разница лишь в том, кому насколько приходится затягивать пояса — одни вынуждены потуже, другие могут послабее — в зависимости от того, кто какой жир нарастил в тучные годы.

X-com является достаточно типичной российской ИТ-компанией среднего размера, хоть и имеет столичную прописку: она занимается продажами и поставками комплектующих и оборудования, в том числе через Internet-магазин, сборкой и поставкой персональных компьютеров и серверов под собственной маркой и интеграционными проектами. По этой причине опыт ее выживания на рынке достаточно поучителен.

Как рассказывает Игорь Роганков, исполнительный директор X-Com, признаки кризиса начали проявляться еще в начале 2008 г., причем они не были связаны с финансовыми катаклизмами, которые потрясли Америку: дело в том, что расходы на обслуживание продаж росли быстрее самих продаж. Иначе говоря, заработная и арендная плата, затраты на содержание склада, транспортные расходы и т.д. увеличивались быстрее, чем обороты. С наступлением экономического спада компании пришлось принять ряд стандартных антикризисных мер, включая сокращение персонала, урезание премиального фонда и представительских расходов. Кроме того, ей удалось договориться о снижении арендных ставок на 25-30% и получить скидки на услуги сторонних компаний.

Оборудованный в 2008 г. новый склад площадью 2000 м2 надо было чем-то заполнять. Так компания занялась поставками бытовой техники, причем достаточно успешно. Как отмечает Игорь Роганков, кризис сказался не только на объемах продаж, но и на структуре затрат на ИТ. Поставки расходников и комплектующих выросли, поскольку компании теперь стараются не выбрасывать устаревающую технику, а по возможности ее ремонтировать. Кроме того, он оценивает сокращение рынка в 25% (для сравнения, IDC прогнозирует, что по итогам года спад составит 50%). По его словам, в первую очередь пострадали «продажи инвестиционного спроса» (сетевое оборудование, серверы, телефония). Тем не менее проекты реализуются — главным образом, в связи с переездом компаний в более дешевые офисы.

На этом фоне вполне типичный проект построения ИТ-инфраструктуры гостиницы «Кадашевская» выглядит нетипичным. Работы начались еще четыре года назад, и тогда же была построена кабельная система на 200 портов (на базе оборудования Molex). Однако из-за перепрофилирования объекта и смены владельца проект был завершен совсем недавно. Любопытно, что изначально прежние владельцы сделали ставку на IP-телефонию (на базе Avaya Definity CSI) — четыре года назад это было нерядовым решением. Для облегчения доступа постояльцев в Internet на каждом этаже установлены точки доступа беспроводной локальной сети. По оценке руководителей компании, этот проект стал пятисотым за 15-летнюю историю существования X-com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF