Именно вопрос о перспективах бизнеса стал главным на прошедшей в сентябре четырнадцатой конференции «Беспроводные сети передачи данных» (БЕСЕДА), традиционно организуемой компанией «Комптек». Основными участниками этого мероприятия, тоже по традиции, являются операторы сетей фиксированного ШБД, а также поставщики оборудования для таких сетей.

Данный рыночный сегмент начал формироваться в середине 90-х гг. прошлого века и долгое время пребывал в статусе «любительского»: группы энтузиастов создавали небольшие беспроводные сети доступа на базе технологий беспроводных локальных сетей в частотном диапазоне 2,4 ГГц (стандарты семейства IEEE 802.11). В результате почти в каждом крупном городе появился свой оператор сети фиксированного беспроводного доступа. Однако ничем не контролируемое увеличение числа радиосредств, работающих в указанном частотном диапазоне, привело к резкому росту уровня помех, что препятствовало предоставлению качественных услуг. Это обстоятельство, вместе с рядом серьезных недостатков технологии IEEE 802.11, стало причиной постепенного перехода операторов на другие технические решения.

Сегодня на рынке систем фиксированного ШБД доминируют нестандартные решения, но все они, так или иначе, опираются на стандарты IEEE 802.11 или «фиксированного» WiMAX (IEEE 802.16d). Фирменные «добавки» позволяют гибко реализовать различные схемы тарификации и обслуживания приложений, особенно когда генерируются разные типы трафика (данные, голос, видео, показания датчиков). Все это позволяет повысить надежность, плотность и качество обслуживания, гарантировать нормальные условия для передачи речи и другого «чувствительного» к временным задержкам трафика. Типовые скорости подключений в таких сетях составляют несколько десятков мегабит в секунду.

В настоящее время в России насчитывается около 300 операторов фиксированного ШБД, среди которых наиболее известны «Энфорта», «МетроМакс», «СтартТелеком», «Таском», «МедиСети», «РМ Телеком», «Флекс» и др. Основная часть клиентов таких операторов — корпоративные пользователи, в том числе небольшие предприятия, офисы, торговые точки, т.е. контингент, который, пожалуй, больше всего пострадал за последний, кризисный год. По данным, которые привел на конференции БЕСЕДА Константин Анкилов, директор по проектам iKS Consulting, у самого крупного из этих операторов — компании «Энфорта» свыше 28 тыс. корпоративных клиентов, а ее годовой доход составляет около 40 млн долларов (оценка iKS Consulting).

До поры до времени рынок фиксированного ШБД и рынок мобильной связи практически не пересекались. Первый был ориентирован на передачу данных корпоративными пользователями и мегабитные скорости, а второй — на голосовую связь для физических лиц, скорости же передачи данных в сетях мобильной связи, даже при использовании GPRS и EDGE, составляли лишь десятки (максимум сотни) килобит в секунду. Однако с внедрением решений 3G (операторами сетей CDMA — технологий EV-DO, а операторами GSM — HSPA) скорости передачи данных в их сетях тоже вышли на мегабитный уровень.

По данным J’son&Partners, в I квартале 2009 г. у компании «Скай Линк» (сеть CDMA) доля доходов от передачи данных составила 57%, а общий объем переданного трафика — 500 Тбайт. Во II квартале этот показатель вырос до 590 Тбайт, а значит, несмотря на кризис, активность пользователей повышается. Объемы передаваемых данных растут и в сетях операторов «большой тройки». Так, согласно информации J’son&Partners, спустя год с момента запуска в коммерческую эксплуатацию сети 3G «Билайн» в Санкт-Петербурге объем трафика вырос почти в 40 раз. А в сети «Мегафон» трафик передачи данных во II квартале 2009 г. увеличился на 8% по сравнению с I кварталом. Такие акции, как начало продаж «Мегафоном» нетбука со встроенным модемом 3G, а также снижение цены на комплекты для скоростного доступа в Internet, включающие внешний USB-модем, будут способствовать дальнейшему повышению популярности соответствующих услуг.

Типичные скорости передачи данных в сетях HSPA составляют 1-3 Мбит/с (максимум для этой технологии — 14,4 Мбит/с), что вполне устраивает физических лиц, но может оказаться недостаточным для предоставления услуг корпоративным пользователям. Кроме того, скорости в нисходящем (downlink) и восходящем (uplink) направлениях отличаются примерно в два раза — такая несимметричность не всегда отвечает потребностям корпоративных приложений, например, при организации связи между офисами. Так что даже с внедрением технологий 3G решения сотовых операторов в части беспроводной передачи данных по-прежнему остаются ориентированными на массовое обслуживание физических лиц.

Следующим шагом сотовых операторов, причем как GSM/UMTS, так и CDMA, по-видимому, станет внедрение технологии LTE (см. Рисунок 1), которая позволит примерно в 10 раз увеличить скорость передачи данных и в два-три раза снизить временную задержку. В мире целый ряд компаний — VerizonWireless (США), TeliaSonera (Норвегия, Швеция), NTTDoCoMo и KDDI (Япония) — имеют реальные возможности для запуска коммерческих сетей LTE уже в следующем году. Что же касается России, то здесь, по мнению Виталия Солонина, ведущего консультанта компании J’son&Partners, отсутствуют предпосылки для быстрого (в ближайшие год-два) развертывания LTE: не определены частотные диапазоны, не решены вопросы взаимодействия сетей, не выработана необходимая стратегия перехода. Так что пока не стоит рассчитывать на практическое использование преимуществ новой технологии.

Вместе с тем другая новинка — мобильный WiMAX — быстро становится доступной (по крайней мере, в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе) благодаря активности компании «Скартел» (торговая марка Yota). По свидетельствам ее клиентов, скорость в сети доходит до 10 Мбит/с, причем, помимо привлечения наиболее передовой категории пользователей из числа физических лиц, Yota разработала гибкие решения для бизнеса. Она предлагает различные сценарии — от мобильного доступа к корпоративным ресурсам и подключения к Internet до создания территориально-распределенных корпоративных сетей. При подключении устройств коллективного доступа тариф составляет 2700 руб. в месяц. Стоимость самого устройства — WiMAX/WiFi-центра с четырьмя портами Fast Ethernet и двумя телефонными портами FXS — тоже относительно невелика: 9500 руб.

Темпы развития Yota впечатляют: в середине августа компания объявила о том, что численность ее абонентской базы превысила 100 тыс. человек. С 1 июня, момента начала коммерческой эксплуатации сети Yota в Москве и Санкт-Петербурге, подключилось около 60 тыс. новых абонентов; остальные — «старые» пользователи, те, кто принимал участие в тестовой эксплуатации сети. Средний трафик на абонента Yota составил в июле 10,3 Гбайт, примерно такие же показатели характерны для услуг проводного доступа в Internet в Москве. Пока российский рынок мобильного WiMAX фактически представляет собой рынок одного оператора, однако амбициозные планы в этой области имеются у ряда других компаний, включая «Комстар», «Синтерра», Wi-Te и Freshtel.

По-видимому, именно сети мобильного WiMAX представляют наибольшую угрозу бизнесу операторов сетей фиксированного ШБД. Однако обеспечение мобильности предъявляет дополнительные требования к техническим решениям: более жесткие ограничения по мощности, необходимость использования малонаправленных антенн, поддержка режима энергосбережения, бесшовного роуминга и т.п. У разработчиков систем фиксированного ШБД ограничений меньше, поэтому и возможностей больше. Кроме того, как отмечает Вячеслав Федоров, ведущий инженер службы технической поддержки компании «Комптек», в отличие от сетей фиксированного ШБД, сети мобильного доступа, включая мобильный WiMAX, строятся в расчете на отсутствие прямой видимости, а значит, средние скорости будут существенно ниже максимальных. В то же время в сетях фиксированного ШБД при прямой видимости скорость работы с абонентами обычно близка к максимально возможной.

Тем не менее, как считает Андрей Койнов, технический директор InfiNet Wireless, российского разработчика и производителя оборудования ШБД, без значительного повышения пропускной способности и улучшения других характеристик этих систем конкуренция с сетями массового обслуживания (3G, 802.16e, LTE) бесперспективна. Он возлагает надежду на распространение технологии Multiple Input Multiple Output (MIMO), которая предполагает передачу данных несколькими передатчиками и их прием несколькими приемниками. Цифры, присутствующие в наименовании различных вариантов этой технологии, как раз и указывают на число передатчиков и приемников: например, MIMO 2x2 — это система с двумя передатчиками и двумя приемниками.

Технология MIMO может использоваться как для повышения избыточности при передаче одного потока данных (надежность доставки увеличивается, но спектральная эффективность остается прежней), так и для повышения скорости – скажем, ее удвоения (в системах 2x2) путем параллельной передачи двух потоков данных. Разделение двух сигналов за счет разности фаз и амплитуд — простое и эффективное решение для WiFi и систем массового обслуживания. Однако подобный подход, по мнению Андрея Койнова, нельзя применять для систем фиксированного ШБД, поскольку на больших расстояниях разность фаз нивелируется. Для такого случая он считает идеальным вариантом поляризационное разделение, когда требуемая развязка сохраняется на расстоянии в десятки километров.

Использование технологии MIMO уже сегодня позволяет поддерживать в решениях ШБД пропускную способность более 200 Мбит/с (по крайней мере, такая скорость реализована в продуктах InfiNet Wireless и Proxim Wireless). Будущее этих систем Андрей Койнов видит в увеличении скорости до 450-600 Мбит/с за счет одновременной передачи трех-четырех потоков данных (MIMO 3x3, 4x4). Конечно, увеличатся размеры, вес и стоимость антенн, а также возрастет сложность алгоритмов восстановления данных на приеме, однако названные скорости вполне достижимы. А высокая пропускная способность всегда будет востребована корпоративными заказчиками. Главное, чтобы цена была приемлемой.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.


Рисунок 1. Рост пропускной способности в проводных и беспроводных сетях доступа.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF