В России цифры и пропорции иные. Компаний с соответствующей специализацией не более 30, причем всего десять из них активно работают. Объем бизнеса составляет полтора миллиона долларов, а доля рынка — 0,04%. Впрочем, если сложившееся соотношение национальных рынков двух стран сохранится, то SaaS может претендовать на заказы, как минимум, в несколько сотен миллионов долларов. Открывающиеся возможности для роста SaaS и общие задачи тех, кто в этом заинтересован, стали предметом обсуждения участников конференции «SaaS в России».

Кто будет развивать это направление в нашей стране? Западные компании ориентируются на локальные рынки развитых стран, к тому же их предложения не вполне соответствуют российской специфике, а крупные отечественные компании не проявляют особого желания заниматься нишевым бизнесом. Поэтому, по мнению большинства выступавших, развитие SaaS станет уделом молодых компаний, так называемых «чистых игроков SaaS» — тех, кто готов сконцентрировать свои усилия исключительно на продвижении SaaS. Так, все компании, представители которых участвовать в конференции, были созданы в 2007 г. или позже.

История российского высокотехнологичного рынка отмечена несколькими волнами, на гребне которых возникали новые компании. От самой первой волны конца восьмидесятых осталась, пожалуй, лишь 1С, следующая возникла после 1991 г. и связана с появлением многих работающих сегодня крупных компаний. Современные условия способны стать трамплином для тех, кто сделает ставку на модели распространения приложений как сервиса. «Российский рынок SaaS ожидает бурный рост в самое ближайшее время», — убежден Василий Шабат. Что же касается конференции, то в идеале ее организаторам хотелось бы получить российскую версию SaaSCon, вошедшую, если не в первый, то уж точно во второй эшелон ежегодных околокомпьютерных мероприятий, проводимых в Америке.

Итогом конференции, собравшей около 50 участников, стало создание «Российской ассоциации индустрии SaaS». Звучит эффектно, но насколько оправдан но, покажет время. Пока все выглядит, надо сказать, скромно: в каталоге SaaS-компаний всего 10 имен (в скобках указано название сервиса): Мегаплан («Мегаплан»), Группа компаний АЙТИ (Sugar), LogneX («МойСклад»), «Интерактивные Информационные Системы» (24com), Parking.ru/NT-Host (Instant Business Network), «АльтСофт» («Кларис»), EraTech (EraTech), «Синержи Коммуникейшн» (On-CRM.ru), Comindwork (Comindwork) и «Инсейлс» (InSales). Разнообразие предлагаемых сервисов невелико: услуги по управлению задачами, проектами и совместной работой, CRM и складской учет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF