Экономический кризис — это не только время банкротств и сокращений. История знает иные примеры. В самый разгар Великой Депрессии, в 1939 г., в штате Калифорния (США) студенты Стенфордского университета Билл Хьюлетт и Дэвид Паккард создали компанию Hewlett-Packard (HP). Ее уставный капитал составлял тогда всего 538 долларов, а первый офис размещался в гараже. В последующие годы бизнес стремительно развивался. Сегодня штаб-квартира HP располагается в Пало-Альто (Калифорния), деятельность компании охватывает 170 стран, а число сотрудников превышает 150 тыс. человек. Общемировой оборот HP в 2008 г. достиг 118,4 млрд долларов.

Всего этого удалось добиться не только благодаря инженерным изобретениям и воплощению новейших технологических идей, но и в результате формирования собственного уникального стиля руководства. Современные управленческие концепции HP стали итогом длительной — на протяжении десятилетий — работы, когда применялись такие методы, как «управление посредством всеобщего обсуждения», «гибкий рабочий график» и «кружки качества». Книга Дэвида Паккарда «Путь HP», написанная им незадолго до смерти, рассказывает о пройденных корпорацией исторических этапах и корпоративной культуре, определившей пути ее развития, описывает историю компании и ключевые ценности, утвержденные ее основателями, и показывает, как на основе этих ценностей создавался всеобъемлющий набор методов работы, культурных норм и бизнес-стратегий.

В предисловии к книге раскрывается сущность «пути HP», которая выражается в нескольких фундаментальных заповедях: компания существует, чтобы создавать новые технологии, и любой выбор возможностей должен соотноситься с данной целью; HP требует от себя и сотрудников работы по высшему разряду, а рост прибылей — это метод достижения и мера стратегического успеха; HP считает, что лучшие результаты достигаются при найме нужных людей, оказании им доверия и предоставлении свободы в поиске оптимальных способов добиться цели, им нужно отдавать заслуженную долю доходов, полученных компанией в результате их работы; HP обязана способствовать поддержанию благополучия общества; наконец, последняя заповедь — честность.

Правда, умерший в 1996 г. Дэвид Паккард не стал свидетелем череды конфликтов, сотрясавших компанию в последнее десятилетие, поэтому описанный в книге путь корпорации кажется не полным, что, впрочем, не делает ее менее ценной или интересной, к тому же в одном из приложений перечислены основные вехи истории деятельности HP в России с 1959 по 2009 гг. Однако за рамками повествования остались многие события последних лет, в том числе столь значимое для отрасли слияние HP и Compaq в 2001 г., превратившее HP в сильнейшего соперника IBM на мировом серверном рынке. Почти не представлены (за исключением перечня в приложении) и многие интересные технологические разработки.

В 12 главах Дэвид Паккард рассказывает о своей учебе в Стэнфорде, дружбе с Хьюлеттом, работе в General Electric, о том, как знаменитый гараж (сегодня он является исторической достопримечательностью и считается «местом рождения Кремниевой долины») превратился в мастерскую, как началось производство генераторов звуковых частот и был подписан первый контракт (со студией Диснея), как рос бизнес. Под именем Hewlett-Packard компания была зарегистрирована в 1947 г., а в последующее десятилетие были сформулированы базовые корпоративные ценности, задачи, планы и методики HP, о чем подробно рассказывается во второй половине книге, где автор описывает, с какими проблемами пришлось столкнуться и какие выдержать испытания, как складывались отношения с акционерами и инвесторами. Отдельная глава под названием «Верность инновациям» посвящена собственно технологиям – от первой продукции HP (электроизмерительных приборов) до выхода на рынок электронных калькуляторов в 70-х гг. и вступления в компьютерный век.

По мнению автора, своим успехом HP обязана выбранному подходу, в основе которого — достижение удовлетворенности клиентов. В начале всего — новые идеи и технологии, формирующие затем базу для разработки продуктов, нацеленных на удовлетворение потребности заказчиков — иногда не только текущих, но и будущих. В посвященной этой теме главе кратко представлена история принтеров HP, крупнейшим производителем которых она остается и поныне.

Наиболее ценными для российских читателей будут, пожалуй, вопросы менеджмента, неотделимого, по мнению автора, от доверия к людям и ответственности перед обществом. В руководстве HP старались избегать создания организации «военного типа» и всегда считали, что поставленные задачи можно решить, только если людям предоставляется возможность самостоятельно определить пути достижения общих целей и следовать ими в своем деле. HP формировала методы управления при активном участии сотрудников, поддерживая проявление индивидуальной свободы и инициативы в командной работе. Главным принципом кадровой политики стало долевое участие — в ответственности, в определении целей, в собственности (через программу покупки акций), в распределении прибыли, в разделении трудностей, возникающих во время спада.

В компании уважают дух предпринимательства: многие покинувшие ее люди создали собственные успешные предприятия, используя принципы и практики, воплощенные в «пути HP», что является особой гордостью основателей корпорации. Одна из глав книги посвящена проблемам роста организации, а также изменениям в ее структуре по мере увеличения объемов бизнеса и численности сотрудников, приобретения других компаний, необходимости диверсификации направлений деятельности и изменений в механизме продаж, сокращения уровней руководства и опасности централизации управления.

Несомненно, книга заинтересует многих и будет полезна всем, кто хочет добиться успеха в бизнесе. Она пополняет список уже изданных в нашей стране «трудовых биографий» руководителей Sun Microsystems, IBM, Cisco Systems и ряда ведущих менеджеров других зарубежных корпораций.

Книгу (Дэвид Паккард, «Путь HP. Как Билл Хьюлетт и я создавали нашу компанию». — Изд-во «Аквамариновая книга», 2008 г. — 224 стр.) можно приобрести в книжных магазинах. Ориентировочная цена — 497 руб.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF