Операторы ЦОД сегодня предлагают целый ряд различных пакетов услуг, среди которых — аварийное управление, программное обеспечение в виде сервиса или специальные сетевые решения для таких доходных отраслей, как финансовый сектор.

В начале года аналитическое агентство Gartner опубликовало исследование текущих тенденций мирового рынка аутсорсинговых услуг, спрогнозировав рост на 8,1%. Чрезвычайно перспективным направлением аналитики считают услугу «программное обес-печение как сервис» (Software as a Service), предлагаемую, к примеру, Microsoft или SAP. Еще в 2006 г. эксперты Gartner провели соответствующий опрос среди немецких руководителей ИТ и сделали вывод, что в Германии к 2010 г. спрос на эти услуги увеличится в среднем на 8,6%, а оборот достигнет 18,3 млрд евро.

УПРАВЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА

С принятием директив Basel II (2005) и закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act, 2002) операторы ЦОД направили свои усилия на защиту данных и аварийное администрирование. Эти законодательные инициативы относят базовую защиту ИТ к числу ключевых задач оперативного управления рисками. Максимальная долгосрочная защита важных корпоративных данных перестала быть произвольным решением, превратившись в обязательную программу, выполнение которой требует подтверждения.

Управление непрерывностью бизнеса (Business Continuity Management) имеет особое значение в сфере финансов. Природные катастрофы, террористические акты, технические сбои или ошибки персонала могут привести к полному отказу систем ИТ и, как следствие, потере данных. А это, в свою очередь, чревато финансовыми затратами и потерей репутации. Избежать таких неприятностей призвано аварийное планирование с заранее определенным алгоритмом управления в кризисной ситуации и максимально автоматизированным аварийным восстановлением (Disaster Recovery) в сочетании с избыточным оснащением инфраструктуры, включая аварийные рабочие места и резервное хранение критически важных корпоративных данных. Как правило, избыточность обеспечивают поставщики услуг аутсорсинга, многие из которых предоставляют и разнообразные консультационные услуги. В настоящее время профессиональные операторы ЦОД предлагают инфраструктуры с доступностью, превышающей 99,999%.

Таким образом, применительно к услугам ЦОД речь идет в первую очередь о повышении качества и лишь затем — о снижении эксплуатационных расходов. Очень важно, чтобы инфраструктура ИТ обеспечивала максимально возможную производительность и доступность. Это подтверждает недавний опрос на тему ИТ-хостинга, проведенный поставщиком услуг ИТ из Orga; в нем приняли учас-тие 383 предприятия (с оборотом выше 25 млн евро). По мнению респондентов, качество услуг является важнейшим параметром стратегии аутсорсинга (62%), далее следует сокращение эксплуатационных расходов (60%). Почти столь же важно «повышение гибкос-ти ИТ» (57%) и «концентрация на основной сфере деятельности» (55%). Исследование также показало, что компании отдают предпочтение более гибким условиям контрактов с короткими сроками действия (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Важнейшие причины выбора ИТ-хостинга, выявленные в ходе опроса Orga (респонденты могли указать несколько вариантов ответа).

ЦОД В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Поставщик услуг ЦОД — компания Equinix — может служить типичным примером рассматриваемой тенденции: у предприятия имеется 40 ЦОД, расположенных по всему миру. Для обеспечения быстрых соединений приходится заботиться о хорошем подключении всех ЦОД к таким международным узлам обмена трафиком Internet, как DE-CIX в Германии, AMS-IX в Нидерландах или LINX в Лондоне. К примеру, Equinix располагает быстрым соединением со швейцарской компанией TIX, специализирующейся на работе в финансовом секторе и предлагающей проектные услуги по управлению непрерывнос-тью бизнеса, а также решения для «приближенных услуг» (Proximity Services).

Кроме того, поставщики услуг ЦОД для финансового сектора должны предоставлять хорошее соединение с международной отраслевой платформой Financial Exchanges, по возможности, с собственными ЦОД в таких важных финансовых центрах, как Франкфурт, Нью-Йорк, Париж, Лондон или Чикаго. Группа Deutsche Börse, к примеру, считается одной из крупнейших биржевых организаций и предоставляет выход на глобальные рынки капитала. С ее помощью можно получить доступ ко всей цепочке процессов, начиная с торговли акциями, срочных сделок, взаимных расчетов, ликвидации сделок и услуг депозитариям и заканчивая предоставлением рыночных данных, развитием и обслуживанием электронных торговых систем.

Все участники международного рынка капиталов, включая провайдеров сетевых услуг, используют эту платформу для высокоэффективного обмена данными с очень низкой задержкой. Ведь при биржевой торговле речь идет не только о максимальной доступности, но и о быстроте заключения сделки. Преимущество в доли секунды может стать решающим фактором для совершения успешной транз-акции. В этой отрасли существуют специальные службы Proximity Services, предоставляющие доступ к торговым платформам и потокам рыночных данных (например, к информации немецкой биржи) с минимальными задержками. Те, кто применяет электронные алгоритмы для торговли на электронной бирже, в значительной степени зависят от длительности задержек и доступности рыночных данных. Поэтому многие пользователи делают ставку в своих стратегиях торговли на доступ к Proximity Services, тем более что с их помощью они могут выполнять настройку параметров своих систем посредством удаленного доступа.

ЗЕЛЕНЫЕ ИТ

Новые импульсы рынку придает популярная сейчас тема «зеленых» ИТ. Расход электричества на эксплуатацию серверов и климатизацию окружающей среды очень высок. Операторам ЦОД необходимо и в дальнейшем обеспечивать доступность ресурсов, оговоренную в соглашениях об уровне сервиса (Service Level Agreements). Значительно снизить потребление электроэнергии удастся только с помощью эффективных мер, таких, например, как оптимизация систем охлаждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня от владельцев ЦОД ждут предоставления объемного портфеля услуг и поддержания высочайшего уровня сервиса. Если поставщик услуг решает ограничиться какой-то определенной целевой группой или отраслью, ему следует не только предложить своим клиентам специальные сервисы, но и обеспечить оптимизацию соединений с их целевыми
рынками.

Франк Цахманнруководитель отдела продаж и маркетинга в Equinix Deutschland.


У нас свой ЦОД, а у вас?

отличие от стран Северной Америки и Европы, в России рынок коммерческих центров обработки данных сформировался позже: первые предложения появились около семи лет назад, причем достаточно высокого качества, так как у поставщиков услуг аутсорсинга ИТ-решений и, в частности коммерческих ЦОД, была возможность использовать мировой опыт и уже принятые международные стандарты, что позволило избежать многих ошибок.

С самого начала на рынке ЦОД выделилось несколько типов услуг, среди которых стоит особо отметить аутсорсинг инфраструктуры, хостинг и поддержку приложений. Очень скоро провайдеры осознали потребность предприятий в комплексных решениях, таких как резервные корпоративные ЦОД и резервные офисы. У тех, кто внедрял у себя процессы управления непрерывностью, чрезвычайно востребованной оказалась возможность в кратчайшие сроки организовать резервную площадку с вычислительным оборудованием, где имелось бы необходимое сетевое оборудование и каналы связи с центральным офисом или региональными филиалами.

По мере укрепления доверия клиентов к поставщикам услуг ЦОД и увеличения числа ресурсоемких корпоративных приложений, нуждавшихся в качественной поддержке и обеспечении отказоустойчивости, рынок аутсорсинга приложений тоже переживал качественный и количественный рост.

Поначалу провайдеры специализировались на каком-то одном (из трех основных) виде услуг и в значительной мере дополняли друг друга. Это позволяло сосредоточиться на тех аспектах аутсорсинга ИТ-решений, где имелись наиболее богатый опыт, технологические
и организационные наработки, профессиональная команда инженеров. Но с развитием рынка аутсорсинга основные игроки становятся все более универсальными. Кроме того, в портфеле предложений поставщиков технологических площадок появляются услуги по размещению клиентского контента на виртуальных платформах (виртуальный хостинг).

Последние подразумевают наличие команды системных администраторов и сетевых инженеров, способных обеспечить круглосуточную поддержку и удаленное администрирование. Отсюда всего один шаг до предложения услуги «приложение как сервис». Одновременно поставщики услуг по аутсорсингу приложений вводят в эксплуатацию собственные технологические площадки для предоставления клиентам отказоустойчивой инфраструктуры.

Таким образом, конкуренция возрастает и в конечном итоге положительно сказывается на качестве предлагаемых клиентам услуг, к тому же сервисы и комплексные решения становятся более гибкими и точнее соответствуют требованиям заказчиков.

Басин Ильяначальник отдела по работе с особой экономической зоной, компания ISG.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF