До сих пор доля Windows в этом сегменте была невелика, а выпущенная несколько лет назад ОС Windows Computer Cluster Server (CCS) 2003 была рассчитана в основном на кластеры уровня департамента и не отличалась высокой масштабируемостью. Кластеры HPC традиционно строились на базе Linux и UNIX. Результатом пятилетней работы стал продукт, в котором главное внимание уделено масштабируемости (она улучшена в десятки раз) и удобству развертывания и администрирования, включая средства диагностики и отчетности. Специалисты Microsoft уверяют, что он позволит значительно расширить круг пользователей HPC и спектр задач, решаемых с помощью высокопроизводительных систем.

Как отметил Кирилл Фаенов, генеральный директор подразделения высокопроизводительных вычислений Microsoft, если ранее вычисления HPC использовались в основном для проектирования и обсчета результатов экспериментов, то теперь приходится обрабатывать все увеличивающиеся объемы данных — десятки и сотни терабайт. Приложения HPC применяются в сфере финансовых услуг, в государственных организациях, автомобильной промышленности, производстве, нефтегазовой отрасли, страховании, образовании и науке, а также для создания видеоэффектов. За последние десять лет их стоимость значительно снизилась, в частности, благодаря появлению компьютеров с петафлопной производительностью.

Microsoft намерена еще более удешевить развертывание и управление систем HPC, их интеграцию с существующей инфраструктурой, повысить доступность вычислений, создать вокруг них широкую экосистему. Большинство ведущих производителей ПО уже перенесли свои приложения на новую платформу. Компьютер производительностью 180 Тфлопс на базе Windows HPC Server 2008 входит в первую десятку самых мощных суперкомпьютеров мира, причем в Microsoft утверждают, что по показателям эффективности эти системы не уступают аналогичным решениям на базе Linux, а по стоимости обходятся дешевле. Новый продукт гармонично вписывается во всю линейку Microsoft и разработан на основе ОС Windows Server 2008.

Согласно оценке Microsoft, в России приложения HPC должны заинтересовать государственный сектор и производителей цифрового контента (видеоэффекты и мультипликация). Кроме того, компания уже представила специальную льготную программу для университетов и организовала бесплатное обучение системных администраторов. По словам Леонида Клюева, менеджера по развитию бизнеса отдела новых технологий представительства Microsoft Russia, в нашей стране проекты HPC на платформе Microsoft «растут как грибы».

Охлаждение для суперкомпьютера

Суперкомпьютер Blue Gene/P производительностью 3 петафлоп был поставлен компанией IBM для факультета ВМК МГУ. Он предназначен для проведения фундаментальных исследований в сфере нанотехнологий, новых материалов, разработки лекарств и др. Blue Gene/P состоит из двух серверных стоек Blue Gene/P, содержащих 8192 тысячи микропроцессоров. Проект охлаждения разработан компанией Hosser Telecom Solutions (HTS), которая осуществила поставку трех прецизионных кондиционеров STULZ CyberAir2 ASD451A и ввела их в эксплуатацию. Все кондиционеры снабжены системой плавного запуска компрессоров. По требованию IBM был изменен принцип регулирования мощности кондиционирования — оно работает с учетом температуры приточного охлажденного воздуха под фальшполом. Контроллеры С7000 регулируют температуру в помещении, и, в случае превышения заданного значения, система сигнализирует
об ошибке.

Позвони в IKEA

Все 11 магазинов IKEA на территории России теперь подключены к единому региональному контакт-центру в Санкт-Петербурге. ЦОВ был построен компанией «Белтел» на базе решений Nortel и Expert Solutions еще в 2006 г., однако очередной этап проекта предусматривал расширение не только географии обслуживания, но и функциональности. Центр рассчитан на 20 агентских мест, на которых отображается информация, актуальная для магазина, куда поступил звонок. В рамках данного этапа внедрена система записи разговоров Nortel Contact Recording и система наблюдения за качеством работы операторов Nortel Quality Monitoring, которые позволяют записывать все разговоры операторов с клиентами ИКЕА, а также переговоры операторов и соотносящиеся с ними экраны прикладной системы.