В настоящее время требования к провайдерской инфраструктуре повышаются стремительно, и прежде всего, благодаря запросам со стороны частных клиентов: помимо по-прежнему актуального обмена фильмами и музыкой в одноранговых сетях, росту трафика в провайдерских сетях способствуют все более популярные мультимедийные сервисы наподобие MySpace и YouTube. Triple-Play («Тройная игра», так провайдеры именуют одновременную передачу телефонии, Internet и телевидения IP по одной линии) воспринимается как один из самых активных потребителей пропускной способности. К этому надо добавить приложения для взаимодействия между человеком и машиной, а также только между машинами (то есть без участия пользователя), пребывающие пока на начальной стадии разработки.

Показательный пример из медицинских технологий уже реализован в некоторых странах Азии: небольшие сенсоры, оснащенные модулями Bluetooth, контролируют такие жизненные функции, как кровяное давление, пульс, частоту дыхания и т.п. При продолжительной аномалии замеряемых показателей или превышении пороговых значений модуль Bluetooth автоматически передает сигнал на мобильный телефон, который, тоже автоматически, оповещает медицинский центр.

По оценкам экспертов отрасли, во многих других сферах появятся приложения, взаимлдействующие без участия пользователя. Хотя объем передаваемой в таком случае информации относительно невелик, количество активных соединений значительно возрастет.

К этому также следует добавить прирост в результате конвергенции стационарной телефонной сети и мобильной связи: будь то WLAN, WiMAX или UMTS — трафик, генерируемый мобильными конечными устройствами, существенно возрастет, что соответственно приведет к увеличению нагрузки на магистральные сети провайдеров (Backhaul).

В деловом сегменте значительно активизируется обмен данными между центральными офисами и филиалами. Главная причина — (ре)централизация ресурсов в консолидированных ЦОД. При такой архитектуре филиалы получают доступ к приложениям, службам и данным в центральном офисе через глобальную сеть. В качестве еще одного движущего фактора исследователи рынка называют рост использования услуг ИТ и связи (ТК): любая корпоративная задача ИТ и ТК (за редким исключением) уже представлена в виде сервиса, который можно получить у внешнего поставщика услуг. Такие услуги, как резервное копирование или программное обесечение, все чаще можно приобрести как «сервис». И то, и другое — примеры операций, требующих высокой пропускной способности, по крайней мере, если пулы серверов и систем хранения размещаются у провайдера.

СРЕДСТВО ОТ ПРОБЛЕМ С ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ

Рисунок 1. Владельцы сетей связи оснащают  телекоммуникационные магистрали оптическим волокном и тем самым открывают клиентам доступ к новым услугам Triple Play. «На протяжении нескольких лет трафик в сети Internet удваивается каждые шесть-девять месяцев», — утверждает Уве Никель из Level 3 Communications. Для провайдеров главная трудность заключается в обес-печении масштабируемости и экономичности передачи данных. Для того чтобы быть готовыми к растущим нагрузкам, провайдеры, с одной стороны, реализуют более эффективные магистральные транспортные службы, а с другой – все шире используют волоконно-оптические линии как на магистрали, так и по направлению к пользователю, в идеале — до точки перехода в здание («волокно до здания» — Fiber to the Building, FTTB, или «волокно до дома» — Fiber to the Home, FTTH) (см. Рисунок 1).

Рентабельность волоконно-оптических линий прямо пропорциональна плотности населения, поэтому до сих пор такие решения встречаются преимущественно в многомиллионных азиатских мегаполисах. Однако, например, в Германии ситуация весьма пессимистична: лишь несколько провайдеров (в основном региональных), в частности, Arcor, Hansenet, Helinet, HL, M-Net, Netcologne и Versatel, занимаются FTTH и FTTB.

Гораздо острее ситуация вокруг этапа, предшествующего FTTH – волокно до квартала (Fiber to the Curb, FTTC), или, иначе, до распределительной коробки (Fiber to the Cabinet, FTTC). Те же провайдеры активно борются за место для своих волоконно-оптических линий в кабельных распределительных шкафах Deutsche Telekom — знаменитых «серых ящиках» на обочинах дорог. Дело в том, что место в таком распределителе обеспечит достаточную близость к клиенту и возможность предложения при помощи Very High Bitrate DSL (VDSL) настоящих услуг Triple Play, включая телевидение высокой четкости. Однако вопреки всем увещеваниям со стороны ЕС, регулирующие органы предоставили Deutsche Telekom некую эксклюзивность в вопросах VDSL, так что все остальные поставщики услуг до сих пор остаются за бортом.

Для конкурентов Deutsche Telekom ситуация усугубляется еще больше: протянув волоконно-оптические сети до распределительных шкафов, компания уже не нуждается в содержании некоторых главных распределителей, через которые альтернативные провайдеры подключаются к сети. Теперь даже этот мост оказывается под угрозой. Множество провайдеров с удовольствием отказались бы от сотрудничества с Deutsche Telekom, если бы располагали необходимыми средствами. Многие анонсируют собственные сети, но вероятно, все ограничится лишь созданием нескольких узлов. Некоторые надеются на новые подходы к обеспечению широкополосного соединения с пользователями в результате дальнейшего развития беспроводных технологий WLAN, WiMAX и UMTS.

Для более эффективного перемещения данных по транспортной сети за благосклонность провайдеров конкурируют многопротокольная коммутация меток (Multi-Protocol Label Switching, MPLS) на базе IP и транспорт по провайдерской магистрали (Provider Backbone Transport, PBT), который ведет свое происхождение от Carrier Ethernet. От MPLS, в свою очередь, произошла версия, оптимизированная для трафика, — Transport MPLS (T-MPLS). Между тем, органы стандартизации рассматривают PBT как «мост между магистралями провайдеров с регулированием трафика» (Provider Backbone Bridging Traffic Engineering, PBB-TE). В будущем эту технологию планируется применять для целей масштабируемости служб, надежности, качества и администрирования сервиса, а также для поддержки TDM. Провайдеры разделились на два противоположных лагеря, причем у некоторых сформировалось собственное мнение: «IP принадлежит будущему, а значит, и MPLS». По словам Андреаса Веспе, руководителя команды IP в BCC, PBT, как и прежде, ориентирован на соединение из точки в точку и поэтому не пригоден для проектов Triple Play.

FMC

Слияние стационарной и мобильной телефонных сетей (Fixed-Mobile Convergence, FMC) до сих пор интерпретируется провайдерами по-разному. Лишь немногие предлагают полную конвергенцию телекоммуникационных и мобильных сетей на базе IP Multimedia Subsystem (IMS). BT со своим проектом BT Corporate Fusion является, скорее, исключением. Этот провайдер на практике реализует «двойной VoIP» с WLAN на территории предприятия и GSM за его пределами. Соответствующие двухрежимные устройства предоставляют на базе IMS общие приложения и голосовые функции. Независимо от своего местоположения, сотрудник с помощью единственного аппарата получает доступ к голосовой почте, общекорпоративному телефонному справочнику, телефонным конференциям и другим коммуникационным службам. Кроме того, благодаря перенаправлению мобильных звонков в стационарную сеть и уменьшению сложности требуемой инфраструктуры, предприятия смогут снизить затраты на коммуникацию.

Благодаря услуге Central Phone от Arcor сотовый телефон превращается в составную часть УАТС. Решение, разработанное совместно
с Nortel, предоставляется как управляемый сервис, предназначенный для того, чтобы сотрудники предприятия, во-первых, всегда были доступны под одним номером, а во-вторых, через свой мобильный телефон могли использовать все функции, предлагаемые офисной АТС. У провайдеров мобильных услуг FMC в большинстве случаев ограничивается вопросами тарификации, будь то комбинированное предложение для стационарной и мобильной сетей или вариант с «домашней зоной», когда в определенных местах применяются тарифы стационарной связи.

WLAN/WIMAX/UMTS-FEMTO

Когда речь идет о мобильности, беспроводные технологии котируются особенно высоко. Большинство провайдеров занимается в первую очередь сотовой связью, когда предложение голосовых услуг комбинируется с передачей данных. Технология WLAN используется главным образом для создания сетей внутри помещений. В Германии WLAN особенно популярна в качестве «горячих точек» (Hot Spot), в других странах провайдеры предлагают WLAN в качестве технологии доступа на обширных городских пространствах. В глобальных масштабах WiMAX развивается, но в Германии до сих пор практически нет достойных внимания разработок. Многие посетители февральского Mobile World Congress 2008 в Барселоне надеялись увидеть готовые к выходу на рынок решения WiMAX, но, как и ранее, им пришлось довольствоваться преимущественно прототипами и «исследованиями продукции». «Великий год WiMAX 2008», обещанный экспертами отрасли во второй половине прошлого года, так и не состоялся.

На самом деле операторы не слишком расположены ни к WLAN, ни к WiMАХ, ведь за многие годы они инвестировали немало средств в «классические» мобильные технологии GSM и UMTS. Особенно это касается Германии, где в одни только лицензии вложены многомиллиардные средства. Так что, вероятно, именно развитие сотовой связи тормозит распространение конкурирующих технологий на уровне провайдеров. Одна из причин такого состояния дел — значительный прогресс в технологии HSxPA (High Speed Up-/Downlink Packet Access), благодаря которой скорость соединений UMTS резко возросла, достигнув 7,2/1,8 Мбит/с (в нисходящем и восходящем потоках). Другая причина — новые «микроорганизмы» UMTS, давшие неожиданный толчок развитию сети. Ключевое слово: «фемто-ячейки», своего рода WLAN на базе UMTS.

Сходство с WLAN заключается в организации локальной точки доступа в зданиях, а также в подключении к провайдеру по соединению DSL через модем или модем/маршрутизатор. Иначе говоря, все мобильные разговоры и трафик данных в фемто-ячейке идут через соединение DSL, аналогично трафику WLAN и стационарной телефонии по IP. Однако провайдер должен целенаправленно поддерживать указанную функцию — «подсунуть» мобильные разговоры в сеть DSL оператора фиксированной связи не получится. На практике это означает следующее: фемто-ячейка возможна, только если подключение DSL предоставляется сотовым оператором, тогда она обеспечит беспрепятственный переход между общедоступной мобильной сетью, с оператором которой заключен договор, и частной сетью. Пользоваться ею можно при помощи любого сотового телефона с поддержкой UMTS, ноутбука или ПК – в общей сложности от четырех до восьми устройств на каждую фемто-ячейку.

Рисунок 2. Ubiquisys представляет на рынке фемто-ячейки под логотипом ZoneGate. А другие производители, например Netgear, сотрудничают с первопроходцем в области фемто-ячеек как с OEM-партнером и продают эти решения под собственным брэндом. Крупным предприятиям уже давно доступны аналогичные решения — «пико-ячейки». Речь идет о достаточно громоздких и дорогих «маленьких базовых станциях» (размером примерно с системный блок в башенном корпусе; для сравнения, базовые станции провайдеров по габаритам приблизительно равны узкому платяному шкафу). Их установка и обслуживание достаточно проблематичны, а получить их можно только в результате индивидуальных договоренностей с операторами.

Однако новый вид фемто-ячеек, представленный на барселонском Mobile World Congress, может стать по-настоящему массовым продуктом. Обслуживание таких ячеек, размер и все впечатление от них в целом сравнимы с WLAN. Однако, в противовес WLAN, у операторов сотовой связи появляется средство, с помощью которого они могут привязать к себе имеющихся клиентов и получить новых. В этом и кроется причина того, что последние рыночные исследования прогнозируют более активный (по сравнению с WiMAX) рост фемто-ячеек UMTS в странах с развитой сотовой инфраструктурой. К важнейшим производителям в области фемто-ячеек UMTS можно отнести Alcatel-Lucent, Ericsson, Motorola, NEC, Nokia Siemens Networks и Ubiquisys (см. Рисунок 2). По прогнозам аналитиков института рыночных исследований Ovum, фемто-ячейки ждет стремительный рост популярности: до 2010 г. в одной только Западной Европе ожидается установка 12 млн фемто-ячеек, а год спустя их количество достигнет 17 млн.

Штефан Мучлер — ведущий коррес-пондент журнала LANline.


© AWi Verlag


Утверждение VPLS и эксплуатация виртуальных сетей

Группа европейских сетевых провайдеров (Network Service Providers, NSP), как и прежде, различается по географическому охвату своих сетей и широте предоставляемых серви-сов — так указывается в прошлогоднем, декабрьском, отчете компании Gartner под названием «Magic Quadrant for Pan-European Network Service Providers, 2007». Различие между провайдерами проводилось по следующим направлениям: поддержка Hosted Communications (среди которых IP Centrex, в последнее время все чаще Hosted Unified Communications, включая Telepresence), ускорение приложений, а также привязанные к приложениям соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreements, SLA).

На рынке все активнее распространяется подход, предложенный операторами виртуальных сетей (Virtual Network Operator, VNO), среди которых до сих пор тон задает британская компания Vanco: в свое время она вышла на рынок с целью оптимизации международных корпоративных сетей, не владея собственной. Vanco выступает в качестве согласующей инстанции (маклера и посредника) между требованиями корпоративных клиентов и предложениями владельцев сетей (Asset-based Carriers, ABC) и сообщает о наличии в своей базе данных детальной информации о более чем 700 провайдерах. Собственная матрица MPLS обеспечивает ежегодное сравнение SLA различных операторов. Эта регулярная ревизия, в которой Vanco участвует на комиссионной основе, должна гарантировать постоянную адаптацию корпоративных сетей в соответствии с максимально возможными техническими параметрами. О том, что концепция, пропагандируемая Vanco (и некоторыми другими небольшими компаниями), имеет определенный вес на рынке, свидетельствует тот факт, что в Magic Quadrant от Gartner компания Vanco вновь фигурирует в списке лидеров рынка и позиционируется как прямой конкурент Orange Business Services, BT Global Services, Verizon Business и AT&T. Многие владельцы сетей стали активно выступать в роли VNO, когда речь заходит о том, чтобы расширить зону обслуживания за счет региональных линий доступа или дополнить предложение на базе стационарных сетей сотовой связи. Аллен Тимпани, основатель Vanco, подчеркнул в интервью LANline преимущества независимости VNO: Vanco не приходится заботиться о загрузке собственных сетей, а значит, отдавать им предпочтение, поэтому с учетом потребностей клиентов и на основе обширных знаний о рынке она в состоянии разработать подходящую сетевую концепцию, которая в Великобритании, например, с недавних пор включает и WiMAX.

Согласно данным Gartner, на рынке еще имеется значительный потенциал в области небольших проектов, к которому сетевые провайдеры готовятся, разбивая свои предложения на отдельные элементы. Чтобы улучшить покрытие MPLS, провайдеры расширяют собственные межсетевые интерфейсы MPLS (Network-to-Network Interface, NNI), поскольку виртуальные частные сети (VPN) на базе MPLS и IP до сих пор являются стандартным методом подключения различных площадок предприятия. В качестве конкурирующей модели, владельцы сетей активно развивают предложения на базе Carrier Ethernet (Virtual Private LAN Services, VPLS).

Доктор Вильхельм Грайнер.