На недавней встрече с журналистами он представил стратегию компании в сегменте малого и среднего бизнеса. Cisco рассчитывает на «революцию в области ЦОД» и Web 2.0. В частности, ссылаясь на последние исследования, специалисты компании полагают, что российские предприятия SMB (до 250 сотрудников) уже обладают инфраструктурой локальных и глобальных сетей, и в дальнейшем их инвестиции будут направлены на финансовые услуги и сектор ИТ, развитие локальных и глобальных сетей, усиление информационной безопасности (включая VPN), а также (в меньшей степени) — на обустройство сетей и центров хранения данных, систем унифицированных коммуникаций (UC).

Ожидается, что такие инвестиции дадут отличный шанс предприятиям следующего поколения. По словам Мило Шакира, в России рост SMB составляет 30-40%. Компания, имеющая в нашей стране уже 43 офиса, намерена и далее вкладывать сред-ства в это направление. Cisco планирует открытие новых офисов в целом ряде городов, так что через три года число сотрудников ее российских отделений утроится.

Между тем, зарубежные менеджеры, похоже, имеют искаженную картину о состоянии малого бизнеса в России, распространяя на нее показатели развитых стран, где к SMB относятся до 90% предприятий, а на их долю приходится 60% трудовых ресурсов и более 40% ВВП. В России же на протяжении трех последних лет в этом отношении практически ничего не меняется: к категории «малого бизнеса» можно отнести меньше миллиона предприятий, а их доля в ВВП составляет, по разным данным, 8-12%. Сектор SMB предоставляет работу лишь примерно 12% населения, а количество малых предприятий на тысячу жителей в 6 раз меньше, чем в Германии, и в 13 раз меньше, чем в США. Крайне сомнительно и то, что ЦОД и UC могут быть для них предметом инвестиций.

Гораздо интереснее для этого сегмента некоторые практические инициативы Cisco: программы подготовки и сертификации специалистов (во всем мире компания сертифицировала уже более миллиона специалистов), «беспроцентного лизинга» и программы для партнеров (SMB Select). В Алтайском крае компания развернула первый в России проект «бизнес-инкубатор», предусматривающий дистанционную информационную поддержку предпринимателей, включая правовую и консультационную помощь.

Пока комплексные интеллектуальные системы Cisco для бизнес-коммуникаций остаются достаточно дорогими для российских заказчиков, а инвестиции в них — рискованными в условиях рыночной неопределенности. Между тем, компания намерена не только реагировать на происходящие в развивающихся странах перемены, но и влиять на них. Один из этапов развития бизнеса Cisco предполагает сотрудничество с региональными госорганами в разработке планов экономического развития, включающего применение ИКТ.