Хотя до сих пор повсюду доминируют гибридные устройства IP/TDM, увеличение их числа на 15% (по количеству подключений по всему миру) составляет в лучшем случае половину этого показателя для IP-УАТС. Во II квартале 2007 г. их количество увеличилось на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные опубликовала компания Dell'Oro Group в своем «IP Telephony Enterprise Report». Согласно этому отчету, продажи портов IP для телекоммуникации составили 38% от всех проданных портов. Самый большой кусок пирога достался Cisco (23%), 16% —Nortel и 14% — Avaya. По показателям мировых продаж IP-оборудования (станции и телефоны) опять лидирует Cisco (24,5%), за ней следуют Avaya (19,2%) и Nortel (14,7%). В борьбе за четвертое место Siemens (6,5%) обошла Alcatel-Lucent (6,1%). Среди прочих можно назвать и таких именитых производителей IP-УАТС и IP-телефонов, как 3Com, Aastra (в Германии ее представляет компания Aastra DeTeWe), Ericsson, Inter-Tel, Mitel, NEC, Polycom и Toshiba. Другими значимыми игроками (по крайней мере, на немецком рынке), как и прежде, остаются специализированные компании, в частности, innovaphone и Swyx. Среди производителей гибридных станций по показателям оборота лидирует Avaya (25,9%), обгоняя Siemens (21,2%) и Nortel (16,2%).

ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ ВЫБОРА

Повсеместно ИТ приобретают гораздо большее, чем ранее, значение в ключевых процессах предприятия, поэтому при выборе коммуникационной системы с использованием ИТ речь идет, скорее, об общих стратегических концепциях, чем об отдельных свойствах продукта. Рыночные аналитики прогнозируют, что важнейшей темой следующих лет станут объединенные коммуникации (Unified Communications, UC). IP-УАТС расширяет возможности классической телефонной станции и по сути представляет собой универсальную коммуникационную систему, в которую интегрированы все формы электронной коммуникации.

Существующие коммуникационные устройства и приложения до сих пор мало согласованы друг с другом. Исследование, проведенное в 2006 г.компанией Sage Research, показало, что предприниматели используют в своей деятельности в среднем 6,4 различных конечных устройства (IP- и стационарный телефоны, система для видеоконференций, сотовый телефон, ноутбук, КПК, факс и т.д.). В то же время в 56% предприятий, принимавших участие в опросе, хотя бы раз в неделю кому-то не удается с первой попытки связаться с коллегами, особенно работающими на выезде. В случае 36% компаний такие неудачи случаются ежедневно. В 2005 г. Forrester Research установила, что недостаточная доступность сотрудников, обладающих правом принятия важных решений, у 27% американских предприятий вызывает трудности при согласовании деловых встреч и задержку деловых процессов, что происходит несколько раз в неделю. Закономерными следствиями этого являются снижение продуктивности и недополучение прибыли.

В своем отчете «Unified Commu-nications в Германии», опубликованном в 2007 г., аналитическая компания Berlecon Research исходит из того, что уже в 2008 г. на рынке UC будет наблюдаться заметный рост. Решения многих производителей очень схожи по своей функциональности. Однако в части поддержки оборудования других поставщиков они весьма различаются, да к тому же опираются на разную техническую базу, что следует учитывать при выборе производителя. Поэтому Berlecon рекомендует заранее проверить, возможна ли интеграция решения UC в сложившуюся за многие годы инфотелекоммуникационную структуру.

Dell'Oro прогнозирует, что постепенно технологии UC будут оказывать существенное влияние на продажу подключений для коммуникаций на базе IP: уже сейчас, инвестируя в развитие инфраструктуры, предприятия хотят быть уверенными в возможности поддержки ожидаемого в следующие 5-10 лет массового развертывания средств UC. Мало того, Dell'Oro рассматривает UC в ка-честве ключевой технологии, по которой в ближайшие годы будет производиться новое ранжирование поставщиков IP-УАТС. По мере дальнейшей доработки решений UC (особенно Sametime, Lotus Notes и WebSphere от IBM, а также продуктов Microsoft) многие функции управления вызовами (Call Control), ранее реализуемые телекоммуникационным оборудованием, переместятся в программное обеспечение. Рыночные аналитики ожидают, что заметно увеличится число производителей устройств, желающих сотрудничать с IBM или Microsoft. Подобные партнерские соглашения два года назад заключили Nortel и Microsoft, а в 2007 г. —Siemens и IBM. Кроме того, уже в ближайшее время решения UC должны проникнуть и в сегмент среднего класса. Этому будет способствовать упрощение инсталляции и технического обслуживания.

Рисунок 1. Unified Communications открывает для себя средний сегмент: комплексное решение UC HiPath OpenOffice от Siemens Enterprise Communications, содержащее множество приложений, поставляется в виде отдельного устройства.Хорошим примером может служить HiPath OpenOffice — комплексное решение UC, представленное компанией Siemens на выставке Systems 2007 в Мюнхене (см. Рисунок 1). Его особенностью является архитектура выделенного устройства: все приложения предварительно установлены на аппаратной платформе. Каждая пользовательская лицензия включает Siemens OpenScape Office, ПО для UC, рассчитанное на потребности малых и средних предприятий. Некоторые из его функций вполне годятся на роль эталона для общего контрольного списка при выборе решений UC. К их числу можно отнести индикаторы присутствия, подключение беспроводных сетей, программный модуль для интеграции в Microsoft Outlook, а также почтовые ящики для голосовых и факсимильных сообщений. Предприятиям, использующим Lotus Notes, следует обратить внимание на соответствующий интерфейс: в новом решении Siemens он пока лишь планируется. Такие функции, как запись звонков и выбор телефонного контакта из любого приложения, считаются сегодня стандартными. Кроме того, несомненно будет полезен журнал звонков и функции автосекретаря для приветствия и дальнейшей переадресации абонентов — все это присутствует в решении HiPath OpenOffice (см. также Рисунок 2).

Рисунок 2. Одно из предустановленных в HiPath OpenOffice приложений позволяет осуществлять проведение телефонных конференций по методу буксировки.

Для средних и крупных предприятий Siemens недавно представила новую, четвертую, версию своей платформы HiPath 4000 (версия 4). К наиболее важным, с точки зрения ее разработчиков, критериям оборудования этого класса принадлежат виртуальные телефонные планы (полезные функции для интеграции филиалов, а также для поддержки исторически разросшихся планов нумерации), механизмы сквозного шифрования посредством Transport Layer Security (TLS), поддержка Secure Real-time transport Protocol (SRTP) и Public Key Infrastructure (PKI), клиенты голосовой почты (Voice Mail) и компьютерно-телефонной интеграции (Computer Telephony Integration, CTI), а также интерфейсы для простой интеграции приложений SAP, Siebel и Microsoft. Кроме того, HiPath 4000 V4 может комбинироваться с решением HiPath MobileConnect, позволяющим совершать звонки с помощью двухрежимных конечных устройств как в беспроводных локальных (WLAN), так и в мобильных сетях, не прерывая разговор при переходе из одной сети в другую. Во флагмане HiPath 8000, рассчитанном на крупные предприятия, это возможно уже давно.

Компания Cisco тоже следует принципам UC, стремясь обеспечить унификацию доступа ко всем формам связи, независимо от среды и местоположения. В части UC производитель подчеркивает свое положение и опыт в сфере сетевых инфраструктур, поскольку базовая идея UC ведет свое начало от архитектуры интеллектуальной информационной сети (Intelligent Information Networks, IIN), разработанной Cisco. Это вполне весомый аргумент, поскольку благодаря объединению речи и данных посредством UC производительность приложений в сети может, согласно результатам различных исследований, заметно упасть. По данным Network General, к примеру, почти 40% компаний говорят о снижении производительности приложений, которое они связывают с конвергенцией коммуникационных решений в своей сети IP. Согласно Cisco, IIN в своей основе уже рассчитаны на UC и распространяют идею конвергенции на сервисные службы и прикладной уровень инфраструктуры.

Центральным распределительным элементом для коммуникаций по IP в «интеллектуальной сети» служит Cisco Unified Callmanager 5.0. Его ключевые характеристики — масштабируемость и распределенность — указывают на основные критерии выбора для средних и крупных предприятий. Различные серверы можно объединить в один кластер, способный обслуживать до 30 тыс. пользователей. Вторая важная составляющая решения UC от Cisco — это Unified Personal Communicator. Данное ПО предлагает единый пользовательский интерфейс для телефонных и видеоконтактов, Web-конференций, воспроизведения голосовых сообщений, а также для доступа к контактным спискам предприятия. И, наконец, благодаря Unified Mobility Manager все коммуникационные возможности предприятия станут доступными в дороге или в домашнем офисе. Набор коммуникационных средств от Cisco дополняется решениями Unified Videoconferencing и Unified MeetingPlace Express, с помощью которых можно легко организовать телефонные, видео- или Web-конференции.

Подключение станции посредством соединительных линий SIP

Еще одна тема, приобретающая все более весомое значение в связи с IP-УАТС, — поддержка технологии SIP Trunking. Это соединение на базе SIP между телефонной станцией и поставщиком телекоммуникационных услуг является своего рода IP-дополнением к подключению для систем ISDN, которое до сих пор принято и необходимо даже в системах IP. Провайдеры не торопятся выходить на рынок с услугами SIP Trunking для предприятий. Это означало бы, в частности, необходимость обеспечить подключение со сквозным набором номера с применением технологии прямого набора номера (Direct Dial-in) — аналога функции SIP Trunking телефонной станции, но только на стороне провайдера. Факсимильная связь через SIP Trunking тоже до сих пор практически не предоставляется (для этого требуется поддержка стандарта Т.38 провайдером и коммуникационным решением). Однако тенденция уже становится различима и должна учитываться при принятии решений о покупке оборудования.

В случае реализации технологии SIP Trunking не придется устанавливать шлюзы для трансформации голоса между ISDN и IP.
В идеальном случае обеспечивается сквозная коммуникация по IP из конца в конец, что, по мнению аналитиков, приведет к более качественной передаче голоса. Однако до широкого распространения SIP Trunking пройдет еще какое-то время. К примеру, опыт США показывает, что многие операторы и провайдеры, предоставляющие услуги SIP Trunking для предприятий, преследуют собственные цели. Интероперабельность (пока еще) очень ограничена, что сдерживает развитие этого сегмента рынка. Благодаря ожидаемой гармонизации, SIP Trunking в ближайшее время может получить широкое распространение в глобальном масштабе.

ENUM ПРИБАВЛЯЕТ СКОРОСТЬ

Наблюдатели находят множество причин, благодаря которым SIP убедительно обошел давнего конкурента H.323. Одна из них — возможность реализации с помощью SIP функции ENUM. ENUM обозначает Telephone Number Mapping, или соответствие телефонных номеров, и является приложением системы доменных имен, посредством которого телефонные номера преобразуются в адреса Internet. Потребность в этом появилась с распространением служб VoIP (Voice over IP) и желанием пользователей быть одинаково доступными как в Internet, так и в классической телефонной сети. Когда кто-то набирает телефонный номер, для которого существует домен ENUM, то принадлежащее ему конечное устройство или провайдер ищет с помощью этой технологии адресата. При обнаружении другого связанного с ним адресата, к примеру, конечного устройства для VoIP, номера мобильного или стационарного телефона, с ними тоже можно установить соединения. Причем к одному домену можно привязать несколько адресатов, которые будут запрашиваться по очереди, при необходимости даже согласно определенным приоритетам.

Рисунок 3. Конечное устройство Aastra 57i входит в базирующееся на SIP семейство Aastra 5xi и предназначено для сферы услуг, а также руководителей предприятий. Оно оснащено панелями управления One Touch и программами на базе XML.Помимо телефонных номеров, на SIP-телефонах можно набирать и адреса SIP (Uniform Resource Identifier, URI), формируемые точно так же, как адреса электронной почты, но с префиксом sip: (к примеру, sip:info@muster.de). Телефон или программное обеспечение должны обеспечивать ввод буквенно-цифрового адреса SIP. Если клиент SIP поддерживает технологию ENUM Look-up, то он проверяет на регистрационном узле, существует ли для выбранного номера запись SIP URI, и в случае положительного ответа разговор организуется на основе этой записи. При таком «общедоступном ENUM Look-up» разговор полностью протекает по IP. Часть провайдеров предлагает услугу «собственный ENUM Look-up», однако из тактических соображений большинство из них ограничиваются своей клиентурой. Поэтому нередко телефонные разговоры между двумя IP-устройствами все равно осуществляются через сеть фиксированной связи и оплачиваются по установленным для нее тарифам. 

С введением IP на предприятиях появились гораздо более гибкие и лучше интегрируемые в общую коммуникационную концепцию решения для осуществления связи, чем это раньше позволяли классические системы. Платой за это являются повышенные требования к инфраструктуре ИТ и возросшая сложность. Однако для тех, кто не желает загружать себя решением подобных проблем, существуют аутсорсинговые модели, к примеру, IP Centrex.


Штефан Мучлер — ведущий корреспондент журнала LANline.


© AWi Verlag