В сегменте структурированных кабельных систем и сопутствующих продуктов не так много российских производителей, кто мог бы конкурировать с ведущими мировыми брендами по качеству продукции. Для этого надо, по крайней мере, иметь современную производственную базу, не говоря уже о мощном отделе исследований и разработок, достаточных финансовых возможностях и т.п. В результате большинство компаний ограничивается выпуском наиболее популярных типовых изделий на базе отработанных технологий. Впервые занявшись производством кабеленесущих систем в 1998 г., компания ДКС своей главной задачей считает выпуск высококачественной продукции для электротехнического рынка. Для этого у нее имеется две оснащенные современным оборудованием фабрики и автоматизированный складской комплекс, причем некоторые технологические процессы уникальны для России. Компания прошла сертификацию на соответствие международному стандарту качества ISO 9001. В настоящее время она выпускает полный спектр кабеленесущей продукции, в том числе пластиковые короба, пластиковые трубы и металлические лотки как для внешней, так и для внутренней прокладки. О продукции, производстве и перспективах развития в интервью нашему журналу рассказал Дмитрий Колпашников, Председатель Совета Директоров компании ДКС.

Журнал сетевых решений/LAN: Как возникла идея создать предприятие по производству кабеленесущих систем в России? И как она была реализована?

Дмитрий Колпашников: Компания ДКС работает на рынке десятый год и за это время прошла три стадии развития. В конце 90-х гг. в России появилось много новых проектов. Идеи лежали на поверхности, одной из них мы и воспользовались. В то время компания занималась дистрибуцией электротехники, при этом одним из наиболее прибыльных продуктов были кабеленесущие системы итальянского, немецкого и французского производства. В России подобные продукты не производились, а расходы по организации поставок из-за рубежа были очень высокими. К тому же отечественным заказчикам требовались специфические решения, которые у зарубежных поставщиков отсутствовали. Адаптировать их к потребностям российского рынка многие просто не хотели, стараясь навязывать свои стандарты. Исходя из этих двух факторов и было решено организовать собственное производство.

Первая линия была запущена 14 августа 1998 г., а через несколько дней разразился кризис. Но именно благодаря производству нам удалось спасти бизнес, поскольку мы смогли предложить продукт, который изготавливался из отечественного сырья и продавался за рубли. С учетом постоянно повышавшегося курса доллара предложение было чрезвычайно выгодным. Мало того, наш продукт — гибкая пластиковая труба — оказался уникальным для того времени. До 90-х гг. при прокладке различной проводки в лучшем случае использовались металлические рукава или толстые, практически негнущиеся полиэтиленовые трубы. Наши изделия были легкими, удобными для установки, надежными. По сути, мы коренным образом изменили сам подход к прокладке сетей — в 2000 г. по нашей инициативе в правила электроустановки было добавлено положение, что любая проводка внутри стен должна быть заменяемой и безопасной. Без гибких труб это сделать невозможно. Сейчас их производят более десятка российских компаний, но сегодня для нас этот продукт стал лишь одним из многих, производимых на нашем заводе.

В 2002 г. следующим нашим шагом, в ответ на требования рынка, стал выпуск пластиковых кабельных каналов. Обладая целым рядом практических преимуществ, они позволяют производить монтаж СКС в офисе, не затрагивая других инженерных систем, и имеют эстетичный вид. Первоначально мы работали по лицензии, приобретенной у итальянской компании Bocchiotti. Теперь мы выпускаем две серии систем пластиковых кабель-каналов: во-первых, наш классический вариант — под маркой In-Liner. Во-вторых, это новая инновационная линия продукции — In-Liner FRONT, в которой воплощены не только тщательно разработанные дизайн и функциональность, но и абсолютно новые технологии производства.

Разрабатывая эту серию, мы очень внимательно проработали запросы со стороны монтажников и конечных пользователей, в результате чего были внесены десятки изменений в первоначальный проект. В соответствии с требованиями СКС Категории 5 и выше, в новых кабель-каналах предусмотрено два отсека для принудительного разделения силовой и коммуникационной проводок, специальные аксессуары для изменения радиуса изгиба информационных, в том числе, волоконно-оптических кабелей, профессиональные адаптеры для телекоммуникационных разъемов и электрических приборов. Особое внимание было уделено эстетичному внешнему виду короба. На мой взгляд, дизайн In-Liner FRONT получился чрезвычайно современным и ярким. Оригинальные итальянские короба имели матовую поверхность, чтобы пластик не слишком выделялся на фоне стены. В России же всегда большей популярностью пользовались блестящие короба импортного производства, поэтому мы изменили рецептуру, чтобы они выглядели в соответствии с предпочтениями заказчиков.

Наше развитие шло поступательно. Начав, по сути, с нуля, с простых производственных решений, мы, тем не менее, всегда серьезно подходили к делу. Наши специалисты прошли обучение в Италии, а итальянские сервисные инженеры участвовали в запуске оборудования — для того времени это было нетипично, но помогло нам впоследствии, когда полученный опыт пригодился для освоения более сложных производственных процессов при выпуске кабель-каналов. Например, такой, как у нас, полностью автоматизированной системы подготовки сырья, в России нет ни у одного производителя электротехнической продукции. Она способна перерабатывать 2 т сырья в час, причем всем процессом заведует один человек, который контролирует соответствующую программу. Так мы пришли к промышленному производству.

LAN: Что собой представляет компания в настоящее время?

Колпашников: ДКС входит в список бюджетообразующих предприятий Тверской области. В нашей компании работает более 700 человек. Производственные подразделения находятся в Твери, Киеве и Генуе (Италия). Кроме нашего основного российского рынка, продукция продается в ряде стран СНГ, мы предпринимаем усилия по выходу на европейский рынок. Сейчас, как я уже отметил, компания находится на третьей стадии своего развития. Если первый этап состоял в переводе бизнес-идеи в практическую плоскость, а второй — в выстраивании структуры, то теперь ДКС формирует рынок: мы не просто удовлетворяем поступающие запросы, а стремимся работать на опережение. Что это означает на деле? Компания нацелена на инновационные разработки, внедряя такие методы и такие продукты, которых на рынке еще нет. Так, например, недавно начато производство двустенных труб.

Двустенная труба изготавливаемая из двух разных материалов, сочетая в себе как жесткость и прочность, так и гибкость, и легкость.
В Европе она используется уже более 20 лет, и за 5 лет с момента появления совершила революцию в прокладке подземных коммуникаций. В России же большинство подземных коммуникаций прокладывается в железо-бетонных конструкциях или асбестоцементных трубах. Этот архаичный продукт пока еще относится к социально значимым в нашей стране, поэтому внедрять инновационную пластиковую трубу сложно. Однако, спустя четырнадцать месяцев после запуска этого проекта, мы уже вынуждены удвоить наши производственные мощности. Мы видим в этом продукте большие перспективы, благодаря его экономичности и долгому сроку службы, а также его способности кардинально изменить технологию монтажа.

Однако мы не просто постоянно вводим новые продукты, мы их непрерывно совершенствуем. Более того, продукция ДКС составляет единую систему, которая дополняется появляющимися каждый год новинками. Гамма нашего предложения становится все сложнее и обширнее, мы захватываем смежные области, при этом вектор остается прежним — кабеленесущие системы. Здесь мы — специалисты.

LAN: Какие направления, кроме перечисленных, являются приоритетными для компании?

Колпашников: После пластиковых кабель-каналов в 2003 г. было освоено производство металлических перфорированных и неперфорированных лотков. Это тоже стало новым шагом для рынка, поскольку металлические лотки до этого момента не предлагались в виде системы и, по сути, представляли собой «производство погонных метров». Наше решение включает множество аксессуаров, которые необходимы для установки, подвеса, поворотов — всего, что делает монтаж более качественным и простым. В результате, с системой S5 Combitech нам удалось занять доминирующее положение в этом сегменте российского рынка.

В прошлом году мы предложили для рынка СКС новую систему проволочных лотков F5 Combitech. Эти лотки являются самым современным решение для прокладки информационных кабельных трасс. Т-образная сварка обеспечивает безопасность при укладке кабелей и проводов, а профиль оригинальной конструкции — высокую несущую способ-ность. Конструкция из проволоки способствует отличной вентиляции кабелей, и, главное, дает возможность изготовить повороты и разветвления трассы за считанные минуты прямо на месте монтажа. Сегодня мы производим листовые лотки в количестве до 700 км в месяц, а проволочные — более 50 км.

В настоящее время мы завершаем строительство нового завода. Первая линия на нем будет введена в строй в октябре 2007 г. На полную мощность, которая будет превышать существующую почти в три раза, мы планируем выйти уже к концу этого года. Это будет самое крупное в Европе производство металлических лотков.

Мы играем роль своего рода системного интегратора для кабеленесущих систем: с помощью наших продуктов можно построить любую систему для прокладки кабеля — от подстанции до розетки в офисе.

LAN: Как указывается в каталоге, ДКС выпускает четыре основные группы продуктов: пластиковые короба, пластиковые трубы, металлические лотки и электрощитовое оборудование. Каково распределение продаж между ними?

Колпашников: Около 40% продаж приходится на системы металлических лотков, примерно 25% — на пластиковые кабель-каналы, 25% — на трубы и чуть более 10% — на электрощитовое оборудование.

LAN: Какие другие преимущества своих решений, помимо системности, вы могли бы отметить? Насколько ваша продукция конкурентоспособна по сравнению с западными аналогами?

Колпашников: При организации производства мы исходили прежде всего из того, что наше предприятие должно производить продукцию самого высокого качества — это стало своеобразным лейтмотивом всей нашей работы. Для этого нами, первыми среди аналогичных предприятий, была внедрена система менеджмента качества ISO 9001.

Большинство наших конкурентов придерживались иного подхода: открывая собственное производство, они нацеливались на выпуск более дешевой продукции, чем у западных компаний. Исходя из этого и строились все производственные процессы, а в конечном итоге качество приносилось в жертву объемам и цене. Поэтому одно из наших главных преимуществ, которое было положительно воспринятно рынком, состоит в том, что мы предлагаем товар безупречного качества.

Стоит отметить и предлагаемый нами сервис. Мы работаем над тем, чтобы наша продукция могла попасть в любую точку страны в максимально короткие сроки. Специфика деятельности монтажных организаций такова, что они требуют незамедлительной поставки, иначе нельзя сдать объект вовремя. Мы организовали современный склад и доставку по всей территории России. За день более 20 фур отправляются в разные точки страны. Для доставки активно используется также железнодорожный транспорт.

Мы постоянно предлагаем новые продукты, способствуя развитию рынка. Так, например, содействуем продвижению уже упомянутой технологии монтажа систем СКС в проволочных лотках. При запуске их в производство в России были представлены только зарубежные поставщики, причем они говорили нам, что для них наш рынок пока медленный и неподготовленный. Работы, проведенные нами по продвижению и созданию спроса, принесли положительные результаты, и мы поняли, что это направление можно активно развивать.

Кроме того, мы очень плотно занимаемся обучением пользователей. Менеджеры по продукции проводят ежемесячно десятки занятий для проектных и монтажных организаций по применению продукции ДКС. В московском и тверском учебных центрах читаются обучающие курсы для дистрибьюторов по текущим и новым продуктам. Для более оперативной работы действуют технико-коммерческие представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Сама-ре, Екатеринбурге, Краснодаре и Новосибирске. В ближайшее время планируем открыть представительства в Белоруссии и Казахстане.

LAN: Насколько справедливо мнение, что российская продукция может служить лишь дешевым заменителем импортной?

Колпашников: Сегодня это стремительно устаревающий стереотип восприятия, а не преобладающее мнение рынка. Например, начиная свою деятельность на Украине, мы столкнулись с тем, что российское происхождение продукции оказалось для заказчиков большим плюсом: «Раз этот товар из России, значит, он хорошего качества».

Работая не только в сегменте СКС, но и на электротехническом рынке, могу поделиться его мнением о российских продуктах. В этом сегменте заказчики предпочитают покупать отечественные товары. Основная причина в том, что в 90-е гг. рынок заполонили импортные товары сомнительного происхождения, которые не соответствовали никаким требованиям норм безопасности. Между тем, для электротехники это краеугольный камень. Российские производители, даже если они выпускали устаревшую продукцию, всегда соблюдали все требования. Монтажники готовы были закрыть глаза на то, что им приходится пользоваться продуктами «вчерашнего дня», главное — чтобы они были надежными. Мы же вышли на рынок не просто с новыми, но, прежде всего, с качественными и надежными изделиями. Поэтому ДКС воспринимается на рынке именно как производитель высококачественной отечественной продукции.

Люди видят, что на нашей фабрике самое современное оборудование. Оно ничем не уступает тому, что используют зарубежные производители, в результате продукция соответствует высоким мировым стандартам. Думаю, отношение к отечественным производителям будет меняться и в других сферах, да, в общем-то, это уже происходит. К тому же, многие западные компании стали размещать производство в России и позиционируют свой продукт как российский.

LAN: Что собой представляет подразделение разработки? За счет чего удается выпускать новые продукты?

Колпашников: У нас есть конструкторское бюро, которое возглавляет опытный итальянский специалист, а ведь известно, что итальянцы — признанные лидеры в промышленном дизайне. До этого он возглавлял проектный отдел крупной электротехнической компании  в Италии. Перед ним стоят задачи по организации процесса создания и вывода на рынок новой продукции. Наши планы определены на ближайшие три года. Целый ряд предлагаемых потребителям продуктов был создан собственными силами, например, уже упоминавшаяся система проволочных лотков F5 Combitech.

Идеи новых продуктов приходят из департамента маркетинга. Постоянно взаимодействуя с рынком, менеджеры по продукции отслеживают актуальные требования потребителей и транслируют их разработчикам. Мы стараемся быстро реагировать на запросы, поскольку российский рынок является основным для компании — и это еще одна отличительная черта ДКС. Например, в 2007 г. для серийного выпуска было подготовлено 140 новых аксессуаров. Мне не известны случаи, чтобы западные производители из нашего сегмента разрабатывали продукт специально для России.

LAN: В каталоге компании ДКС свыше 5000 наименований. Имеет ли смысл поддерживать столь широкий ассортимент с точки зрения рентабельности производства?

Колпашников: Аксессуары помогают реализовать идею системности и сделать монтаж более цивилизованным, качественным и долговечным. Это не редко используемая экзотика «для красоты», а функциональные инструменты. Мы стремимся создать продукт, который отвечал бы любым требованиям монтажника. Дело в том, что при отсутствии достаточного набора аксессуаров ему придется «изощряться», чтобы соединить, например, два лотка без поворотного угла с соблюдением требуемого радиуса поворота. Приобретая нашу продукцию, он может быть уверен, что справится с любой задачей, даже непредвиденной.

LAN: Как осуществляется продвижение продукции? Не слишком ли много — 70 дистрибьюторов? Существу-ет ли у них специализация по направлениям?

Колпашников: Дистрибьюторы, в нашем понимании, — это в основном оптовые поставщики электротехнической продукции. Они занимаются не продвижением того или иного брэнда, а удовлетворением входящего спроса со стороны монтажников и строителей. Наша продукция покупается тогда, когда ее можно сразу приобрести на месте. Поэтому поставщик должен быть недалеко от потребителя, иначе говоря наша дистрибьюторская сеть должна присутствовать практически в каждом крупном городе. Масштабы деятельности дистрибьюторов очень разные: среди них есть и сетевые компании, у которых имеются филиалы и точки продаж в десятках городов, и компании местного значения, работающие в одном населенном пункте.

LAN: Какие гарантии предоставляются на выпускаемую продукцию?

Колпашников: Наши продукты — не оборудование, а, скорее, материалы для установки. При этом мы гарантируем качество продукции при монтаже и правильной эксплуатации. У нас действует отлаженная система по приему и обработке рекламаций. Если заказчик получил некачественный продукт, мы его, безусловно, заменим. Если дефект серийный, выясним, что послужило причиной, чтобы устранить его. Что касается гарантийного срока, по материалам и техническим условиям, то заказчик может быть уверен, что в течение 10 и более лет элемент нашей системы будет соответствовать всем заявленным требованиям.

LAN: Как часто случаются рекламации, и с чем они обычно связаны?

Колпашников: Рекламации, к сожалению, неизбежны. Но привычных всем жалоб на некачественное производство изделий как раз меньше всего — менее 3% от общего числа, поскольку производственные процессы хорошо отработаны. Наиболее частый вид рекламаций — повреждение груза в процессе транспортировки. Мы берем на себя эти риски и меняем на товар надлежащего качества.

LAN: Как вы оцениваете уровень развития российского рынка кабеленесущих систем?

Колпашников: Рынок кабеленесущих систем тесно связан со строительным рынком, который бурно развивается в последние годы, с динамикой роста 25-30% в год. Сегмент кабеленесущих систем в последнее время четко структуризировался: если пять лет назад более половины продукции было импортного происхождения, то сейчас на нее приходится уже менее 30%. ДКС занимает в этом сегменте лидирующее положение. Исходя из исследований, проведенных нами на основе информации дистрибьюторов, по металлическим лоткам мы занимаем первое место на рынке, а по пластиковым коробам — второе. К тому же мы растем быстрее рынка — на 50-60% в год, т.е. наша доля продолжает увеличиваться.

LAN: Каковы основные результаты деятельности компании и планы дальнейшего развития?

Колпашников: Совокупный оборот всех подразделений превышает 2,5 млрд. руб. Созданная производственная структура позволяет в необходимом объеме решать любые задачи по выводу на рынок новых продуктов и выпуску имеющихся. Вкупе с развитой структурой реализации продукции это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее и быть уверенными в том, что темпы дальнейшего развития останутся такими же, как в последние два года. Ежегодный рост на уровне 50-60% позволяет говорить не только о росте объема продаж, но и возможности модернизации производства и разработке новых продуктов. Мы стремимся выстраивать отношения
с поставщиками, дистрибьюторами, контрагентами на цивилизованных началах. Третья стадия развития, о которой говорилось в самом начале, предполагает создание экосистемы вокруг компании.

Основной же результат, которого нам удалось достичь, — это, безусловно, создание национального бренда: аббревиатура ДКС стала синонимом качества на электротехническом рынке. Что касается перспектив, то практически всю прибыль мы традиционно вкладываем в развитие новых производств. Это позволяет выводить на рынок новые линейки продуктов и открывать новые цеха. Помимо уже упомянутой фабрики по выпуску металлических лотков, до конца года мы собираемся открыть гальваническое производство, необходимое для оцинковки проволочных лотков. Оно станет первым в России предприятием с подобной специализацией. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом. Дальнейшее расширение производства — стратегическая задача ДКС на ближайшие годы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями