Конвергенция сетей передачи голоса и данных для многих уже стала реальностью, и теперь некоторые предприятия переходят к следующему этапу — объединению стационарной и мобильной сети. Это открывает возможности для целого ряда улучшений: повышенной досягаемости, более высокой гибкости и многократного уменьшения стоимости переговоров.

Импульсом к введению решения для конвергенции стационарной и мобильной сети (Fixed-Mobile Convergence, FMC) часто становится желание уменьшить сложность коммуникационной инфраструктуры. В офисной среде с обычной комбинацией традиционных стационарных телефонов, IP-телефонов, мобильных телефонов GSM и КПК сосуществует множество различных решений. В результате сотрудник располагает как минимум двумя телефонными номерами — городским и мобильным, причем часто этим дело не ограничивается, и к ним добавляются номера модемной карты, Blackberry и т. д., а также две почтовых системы, причем управлять ими приходится параллельно. Сотрудники домашних офисов, как правило, пользуются дополнительным подключением, которое в большинстве случаев не связано с приложениями компании, и поэтому обслуживание оказывается неудобным, а кроме того, много времени теряется понапрасну. Для предприятия это означает недостаточную прозрачность и высокие затраты, а также низкое мнение об организации работы компании со стороны звонящих, которые вынуждены искать своего абонента по разным номерам и почтовым ящикам.

При коммуникации по классическому мобильному телефону ставшие привычными в стационарной сети функции довольно часто оказываются недоступными: к примеру, нельзя осуществить ответный запрос или спонтанно организовать конференцию, перевести вызов, воспользоваться корпоративным телефонным справочником, не говоря уже о новых дополнительных приложениях, доступ к которым обеспечивается только благодаря переходу на IP-телефонию, таких как мгновенный обмен сообщениями (Instant Messaging), решения для организации видеоконференций, а также службы определения присутствия (Presence Services).

Поэтому в повседневной работе предприятия чаще всего применяются два стандартных сценария: сотрудники, работающие главным образом за собственным письменным столом, пользуются мобильным телефоном только в командировках или в пути с работы и на работу, однако при этом оказываются вынуждены отказаться от множества функций, к примеру, от организации конференций или простого перевода звонков коллегам. Сотрудники же, которым приходится часто перемещаться (пусть даже в пределах здания), переводят вызовы со стационарного телефона на мобильный и не расстаются с последним, даже находясь на рабочем месте. Это тоже понятно, поскольку все номера и контактные данные удобно хранить в мобильном телефоне, но в этом случае издержки для работодателя чрезмерно высоки (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Предприятия вынуждены мириться с излишними телефонными затратами, когда сотрудники разговаривают по мобильному телефону на рабочем месте.

Таким образом, для оптимизации путем конвергенции стационарных и мобильных сетей открывается обширное поле деятельности. Для реализации решения FMC придется провести некоторые изменения в инфраструктуре предприятия. По крайне мере следует проверить, насколько подходят имеющиеся компоненты. Особое внимание необходимо обратить на четыре области: УАТС (или сервер мобильных функций), конечные устройства, инфраструктуру беспроводной сети, а также архитектуру локальной и глобальной сетей.

СЕРВЕР МОБИЛЬНОСТИ

Первым шагом к объединению стационарной и мобильной сетей является введение единого телефонного номера для сотрудника вне зависимости от используемого устройства. На помощь приходит так называемый сервер мобильных функций (Mobility Server). Этот компонент предлагают разные производители, в том числе Cisco, Alcatel-Lucent и Siemens. Он интегрируется в офисную IP-УАТС (IP-PBX) или инсталлируется как отдельное устройство. IP-УАТС и сервер мобильных функций можно либо установить и эксплуатировать непосредственно на предприятии, либо передать обязанности по обслуживанию внешнему провайдеру услуг. Преимущество последнего подхода заключается в том, что предприятию не придется самостоятельно заниматься разработкой ноу-хау для конфигурации и эксплуатации.

Сервер мобильных функций призван обеспечить доступность каждого сотрудника по одному номеру. Для внедрения этой функциональности никаких специальных мобильных устройств не понадобится, вполне можно продолжать пользоваться уже имеющимися сотовыми телефонами GSM. Какие именно устройства объединяются под единым номером — IP-телефон на рабочем месте, мобильный телефон, смартфон и т. д., определяется для каждого пользователя персонально. Так, к примеру, в концепцию единого телефонного номера может быть включен и телефон домашнего офиса. Звонящий абонент во всех случаях набирает один и тот же номер, в зависимости от конфигурации сигнал подает либо одно, заранее выбранное устройство, либо все одновременно. Отвечая на вызов, абонент может перевести разговор, к примеру, с мобильного на настольный телефон и наоборот. Таким образом, привычное «Я вам с городского перезвоню» скоро уйдет в прошлое. Еще одно преимущество заключается в том, что у пользователя остается единственный ящик для голосовых сообщений, который приходится прослушивать, поэтому ему нужно обновлять только один текст ответа.

Поскольку сервер мобильных функций работает на базе IP, его рекомендуется применять в комбинации с IP-УАТС. При использовании классической УАТС на базе TDM — к примеру, если предприятие связано контрактом и собирается сделать соответствующие инвестиции несколько позднее, — можно установить шлюз (на основе протокола Q.SIG). Однако в этом случае приходится мириться с ограничениями в отношении функциональности и производительности, поэтому удобнее сразу сделать выбор в пользу IP-УАТС.

Хотя и возможно использовать классические мобильные телефоны GSM, более широкую функциональность предлагают двухрежимные устройства, которые наряду с GSM поддерживают и беспроводные локальные сети. В качестве примеров можно привести устройства серии E-Serie от Nokia или смартфон Excalibur от HTC на базе Windows Mobile. Наряду с функциями, которые обеспечивают и стационарные сети — организация конференций по запросу, передача вызовов и т. д. — эти устройства предлагают возможность гибкого роуминга: при получении пользователем вызова сервер мобильных функций в первую очередь определяет, где в данный момент находится вызываемый. Если абонент «в сети», то есть находится в зоне действия беспроводной сети IP, сервер осуществляет соединение по IP-адресу пользователя, причем вызов можно сконфигурировать таким образом, чтобы звонил и стационарный телефон. Если же абонент находится за пределами корпоративной сети IP, сервер мобильных функций организует отдельное голосовое соединение с сетью GSM. В идеальном случае можно менять сеть в процессе разговора — переход практически незаметен, а разговор не прерывается.

Интеграция двухрежимных мобильных телефонов дает возможность пользоваться широким спектром функций (включая перевод вызовов, прямой набор и функцию начальник/секретарь) и в командировках. В случае смартфонов доступны соответствующие мультимедийные приложения, например видеотелефония и мгновенный обмен сообщениями, а также приложения Intranet и Corporate Directory.

В целом неважно, какой провайдер GSM обеспечивает связь. Но по организационным причинам рекомендуется пользоваться мобильной и стационарной сетью одного провайдера, поскольку тогда только одна компания осуществляет поддержку и выставляет счета.

Если предприятие рассматривает применение двухрежимных устройств, ему необходимо задуматься о проведении некоторых изменений в инфраструктуре беспроводной сети. Обычно рекомендуется воспользоваться услугами внешнего провайдера. Прежде всего необходимо проверить, насколько беспроводная сеть способна поддерживать передачу голоса по IP (Voice over IP, VoIP) и какие меры необходимо для этого предпринять. По сравнению с передачей данных для передачи голоса по беспроводной сети требуется гораздо более высокое качество сервиса. При передаче голоса даже небольшая задержка воспринимается как неприятная, поэтому переход между отдельными ячейками беспроводной сети должен быть незаметным. Важной планируемой величиной для определения схемы и плотности размещения точек доступа являются прогнозируемые профили пользователей, при этом исходить следует из того, что оптимальные результаты дает перекрытие в 15 — 20%.

Компания Cisco, поставщик сетевого оборудования, утверждает, что при использовании стандарта 802.11b каждая точка доступа способна передавать до восьми параллельных голосовых потоков. А следовательно, необходимо подсчитать, сколько человек будут общаться по беспроводной сети на конкретном ее участке. С одной стороны, радиоячейки точек доступа должны отчасти перекрываться, чтобы переход между ними осуществлялся незаметно, но вместе с тем надо следить за тем, чтобы частотные диапазоны (каналы беспроводной сети), выделяемые отправителям, не мешали соседним ячейкам, для чего рекомендуется воспользоваться инструментами планирования соответствующего производителя. Применение центрального контроллера беспроводной сети и организация контроля доступа к вызовам (Call Admission Control, CAC) нужны для обеспечения необходимого качества услуг (Quality of Service, QoS) при передаче голоса и предотвращения перегрузки отдельных радиоячеек вследствие множества параллельных голосовых потоков.

Поскольку инфраструктура беспроводной сети должна поддерживать передачу и данных, и голоса, сеть следует разделить на несколько виртуальных локальных сетей. Типичным сценарием является конфигурация с тремя виртуальными сетями: по одной для передачи голоса и данных внутри предприятия, а третья — гостевая, для посетителей. Таким образом, посетители или сотрудники других компаний смогут воспользоваться беспроводной сетью, но их трафик данных будет отделен от внутренней сети. Кроме того, это облегчает выделение зарезервированной пропускной способности для голосового трафика. Необходимо учитывать и планировку здания, а также получить информацию о применяемых при строительстве материалах, посколько они способны заметно повлиять на работу беспроводной сети. Посредством измерений на месте следует определить потенциальные помехи, вызываемые, к примеру, наложением микроволн, сигналов Bluetooth и волн других частот.

Реализация концепции конвергенции стационарной и мобильной сети в общественных точках доступа особенно интересна для тех сотрудников, которым часто приходится бывать в отелях или аэропортах. С технической точки зрения это возможно для всех мобильных устройств, поддерживающих беспроводные сети, однако следует учитывать, что все «горячие точки» подключены к общедоступной сети Internet и поэтому строить с их помощью прямое соединение с сетью компании не рекомендуется из соображений безопасности. На мобильном устройстве должен быть установлен клиент виртуальной частной сети (Virtual Private Network, VPN), который бы автоматически подключался к корпоративной сети и выполнял аутентификацию на точке доступа — в противном случае издержки пользователя на обслуживание окажутся слишком высокими.

Особенно привлекательна концепция FMC для тех предприятий, у которых есть большое количество филиалов внутри страны и за границей (см. Рисунок 2), поскольку при помощи своих двухрежимных устройств сотрудники в любом месте могут войти в сеть компании. И в этом случае нужно проверить, насколько хорошо подходит для IP-телефонии глобальная сеть . Именно при разветвленной и/или сложной инфраструктуре, типичной для международных предприятий, необходимо удостовериться в том, что связывающая филиалы глобальная сеть позволяет назначать потокам данных соответствующие приоритеты. Лишь тогда можно добиться высокого качества речи и параллельной передачи других данных. Идеальной базой для этого является сеть IP на базе многопротокольной коммутации меток (Multi-Protocol Label Switching, MPLS). MPLS позволяет создавать разные классы услуг (Classes of Service, CoS) в соответствии со значимостью передаваемых данных. Для голоса обычно используется CoS 1 — с самым высоким приоритетом.

Рисунок 2. Благодаря конвергенции беспроводной сети и GSM можно заметно сократить затраты на мобильную телефонию.

Помимо глобальной сети предприятие обязано провести проверку локальной сети. Современные коммутаторы и маршрутизаторы обеспечивают поддержку качества услуг (Quality of Service, QoS). При реализации полностью конвергентного решения, когда на рабочих столах установлены IP-телефоны, целесообразно использовать коммутаторы, где предусмотрена подача питания по Ethernet (Power over Ethernet, PoE). В противном случае необходимо проверить, достаточно ли на всех столах розеток для подключения IP-телефонов.

При наличии сложных требований к инсталляции решения FMC рекомендуется воспользоваться услугами внешнего провайдера, который проведет все работы по установке и обслуживанию АТС и сервера мобильных функций: от планирования и инсталляции до эксплуатации и администрирования конечных устройств, включая активный и реактивный мониторинг. Для предприятий, которые не хотят покупать новое телекоммуникационное аппаратное обеспечение, может оказаться привлекательным хостируемое решение.

Матиас Файхт — менеджер по продукции в области FMC немецкого отделения компании BT.


© AWi Verlag