В области передачи голоса по IP долгое время речь шла о том, чтобы в полном объеме, стабильно и надежно воспроизвести классические телекоммуникационные функции. И хотя темы отказоустойчивости и защиты от прослушивания не потеряли своей актуальности до сих пор, становится все более очевидно, что давно обсуждаемая «дополнительная выгода» от интеграции двух миров — оцифрованной речи и данных — в единую инфраструктуру IP принимает конкретные очертания. С появлением нового поколения конечных устройств IP обычные телефонные переговоры приобретают вид мультимедийной коммуникации с поддержкой обмена всевозможной информацией.

Триумфальное шествие технологии передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP) продолжается. Сегодня около 32% оборота от продаж телекоммуникационных систем приходится на оборудование VoIP. По меньшей мере, так утверждается в недавнем ежеквартальном отчете «IP-телефония на предприятии» (IP Telephony Enterprise Report 3Q06), опубликованном компанией Dell'Oro Group в ноябре прошлого года. Рыночные аналитики ожидают, что в 2007 г. эта цифра вырастет до 39%. И хотя тенденция распространения технологии VoIP очевидна, опубликованные данные свидетельствуют о том, что количество продаваемых традиционных телекоммуникационных систем все еще примерно вдвое превышает объем продаж оборудования VoIP. Поэтому на рынке VoIP еще достаточно простора для роста.

В третьем квартале 2006 г. общий оборот от продажи всех систем достиг 1,9 млрд долларов, что на 6% больше, чем во втором квартале, при этом продано 13,4 млн портов. В целом компания Dell'Oro оценивает общее количество поставленных портов в 52 миллиона, что в денежном выражении составляет примерно 7,4 млрд долларов. Как ожидают аналитики, в 2007 г. продажи увеличатся несущественно — до 54,7 млн портов, а ввиду упомянутой тенденции развития VoIP общий годовой оборот может даже несколько уменьшиться.

К ведущим игрокам на рынке телекоммуникационных систем, как и прежде, относятся Alcatel-Lucent и Siemens, которые в течение двух последних лет дважды отвоевывали друг у друга лидерство по числу проданных портов (сегодня Siemens опять немного впереди). Точно так же, с переменным успехом, борются Nortel Networks и Avaya за третье и четвертое места, а пятое с первого квартала 2006 г. занимает Aastra Technologies (материнская компания Aastra-Detewe), которая, по всей видимости, весьма скоро уступит свои позиции Cisco, догоняющей конкурентов семимильными шагами. Из них лишь последняя специализируется на производстве оборудования VoIP, остальные имеют за спиной многолетний опыт работы с технологией мультиплексирования с разделением времени (Time Division Multiplexing, TDM) и поэтому наряду с новыми телекоммуникационными IP-системами предлагают как сугубо традиционные системы TDM, так и гибридные TDM/IP. В первую десятку крупнейших поставщиков телекоммуникационного оборудования только на базе IP помимо Cisco Systems, Nortel Networks и Siemens входят 3Com, Ericsson, Inter-Tel, NEC Philips, ShoreTel и Sphere Communications.

Компания ShoreTel до недавнего времени все свои усилия направляла на американский рынок, однако теперь она нацелена на всеобъемлющую экспансию. Вскоре после открытия штаб-квартиры региона ЕМЕА в Великобритании ею учреждена дочерняя компания в Мюнхене, которая отвечает за продвижение продукции в Германии, Швейцарии и Австрии. «В США ShoreTel уже давно относится к числу крупнейших игроков на рынке VoIP, — подчеркивает Томас Фишер, недавно назначенный менеджером по продажам в этих странах. — В ближайшее время, благодаря распространению распределенных вычислений и проистекающим из них преимуществам в отношении общей стоимости владения, готовности и масштабируемости, мы займем адекватную позицию и на европейском рынке. Сегодня ShoreTe в Европе сотрудничает примерно с 30 дистрибьюторами и канальными партнерами».

Решения VoIP для малых и средних предприятий выпускает заметно большее число производителей. В данном секторе рынка в первую двадцатку помимо компаний Aastra, Avaya, Cisco и Siemens входят D-Link, Linksys, 4S newcom (дочерняя компания snom technology), Swyx и Zultys Technologies. Еще шире палитра предложений в области настольных IP-телефонов, где продвигают свою продукцию LG Electronics, Mitel Networks, Net2Phone, Polycom, Samsung Electronics и Swissvoice. И в этом сегменте лидирует Cisco, в общем обороте ее доля составляет примерно 27%.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Помимо увеличения продаж производителями рост рынка находит свое отражение в реальном поведении покупателей, и стратегическом планировании телекоммуникаций. Так, в 2006 г. 48% предприятий — почти вдвое больше, чем в 2005 г. — из разных областей экономики перевели свои сети на IP полностью или частично. Данные получены в результате опроса 395 руководящих работников предприятий, который компания Economist Intelligence Unit провела по заказу AT&T в конце прошлого года. Кроме того, большая часть респондентов (84%) рассматривает конвергенцию сетей как главную задачу для достижения стратегических целей ИТ и бизнеса. По сути, можно говорить о «квантовом скачке» в ментальности, поскольку в прошлом году эта тема была важной лишь для 45%.

Результаты исследования свидетельствуют, что отношение к сетям на базе IP изменилось, хотя руководители предприятий все еще считают оптимизацию управления сетями и экономию затрат главными преимуществами конвергенции сетей. Однако теперь на первый план выходит не только финансовая выгода. Около 70% опрошенных указывают, что они улучшили взаимодействие с клиентами, поставщиками и партнерами, а также повысили качество обслуживания заказчиков. 65% пользуются сетями на базе IP для создания новых приложений и управления ими (см. Рисунок 1).

КОНВЕРГЕНТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

К сходным заключениям пришли и в компании Swyx. Осенью прошлого года этот поставщик оборудования VoIP организовал на своем сайте специальное исследование, в котором приняли участие 229 пользователей. Как явствует из полученных результатов, 24% ответивших на вопросы извлекают выгоду из увеличения числа функций при коммуникации, реализация которых стала возможной лишь благодаря объединению голоса и данных в одной сети. Среди них обращают на себя внимание подключение удаленных рабочих мест, интеграция Outlook, интеллектуальное управление вызовами, интерактивное голосовое взаимодействие (Interactive Voice Response, IVR), организация сервера конференций, а также интеграция факса, голосовой и электронной почты в единую систему (универсальная система обработки сообщений — Unified Messaging).

Рисунок 1. Конвергентные сети: в ходе исследования, проведенного в прошлом году компаниями AT&T и EIU, около 70% опрошенных отметили, что сотрудничество с поставщиками и партнерами, а также обслуживание клиентов улучшились. 65% пользуются сетями на базе IP для создания новых приложений и управления ими.
Отличным примером нового типа конвергентных приложений является интеграция системы Cisco Unified Communications и программных продуктов Microsoft Dynamics. Она реализуется при помощи приложения Unified CRM Connector 3.0, которое Cisco представила на рынке в апреле прошлого года. Цель заключается в обеспечении быстрого доступа к информации о клиентах во время телефонного разговора. Так, Connector предоставляет сведения о текущих и прошлых закупках, в частности данные о сбыте, состоянии заказа, отношениях с клиентом и информацию о счете, однако для пользования этими функциями необходим IP-телефон производства Cisco, оснащенный дисплеем с поддержкой XML.

Неудивительно, что результаты «исследований» производителей VoIP указывают лишь на преимущества, которые привносит интеграция VoIP в имеющуюся структуру ИТ, в то же время поставщики решений для сетевого и системного управления видят в этом существенную потенциальную опасность. Например, как отмечают аналитики компании Quocirca в своем исследовании у менеджеров ИТ в Европе нет необходимых ресурсов для проактивного управления такими важными сетевыми технологиями, как многопротокольная коммутация на основе меток (Multi-Protocol Label Switching, MPLS) и передача голоса по IP. «У них нет возможности быстрого доступа к информации о проблемах в сети и их причинах, а также к сведениям о затронутых ими системах и пользователях, и решить эти проблемы они не могут», — говорится в отчете.

При отказе сетей прерываются все коммуникации, что угрожает достижению предприятием желаемых целей, причем менеджеры ИТ не в состоянии оценить влияние проблем с VoIP на его деятельность. 40% из 473 опрошенных отметили, что они не могут адекватно управлять своими приложениями VoIP. Еще один интересный результат исследования заключается в том, что вызванная недостаточной интеграцией систем управления ненадежность работы предприятий, судя по всему, подталкивает бизнес к использованию управляемых ус-луг: 88% респондентов уже приняли предложения провайдеров управляемых услуг или по меньшей мере планируют обратиться к ним, исходя из соображений безопасности сети. По мнению Боба Тарзи, директора по услугам компании Quocirca, IP становится палкой о двух концах: с одной стороны, отдельные компоненты лучше соединяются друг с другом, а с другой — приходится обеспечивать защиту этих компонентов и управление ими при помощи специальных высокопроизводительных инструментов. Лишь таким образом можно гарантировать, что IP-управление останется под контролем.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ТЕЛЕФОНОВ SIP

Между тем повышение производительности и оптимизация рабочих процессов влекут за собой появление новой парадигмы VoIP — вплоть до конечных устройств. Типичный пример — представленные недавно телефоны Siemens, Aastra-Detewe и snom. Со своими большими экранами и поддержкой XML они представляют собой явный вызов Cisco. Так, в телефонах OpenStage от Siemens используется протокол инициирования сеансов (Session Initiation Protocol, SIP) для интеграции фиксированной сферы, беспроводной сети и IP-коммуникаций, что позволяет обращаться к таким функциям организации конференций и ведения переговоров, как присоединение к беседе нажатием одной кнопки (Push-to-Conference), управление вызовами с рабочего стола (Desktop Call Management) и поддержка телефонных разговоров в зависимости от статуса присутствия (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. В решении OpenStage производства Siemens используется TouchGuide — сенсорное колесико для управления навигацией по меню пользовательского интерфейса. Громкость звонка, а также звука, исходящего из динамика или поступающего в микрофон, регулируется движком.В качестве интерфейса для корпоративных бизнес-приложений от третьих производителей устройства нового семейства телефонов Siemens используют не только XML, а технологии Java, HTML и метаязык сайтов Web (Website Meta Language, WML): в частности, приложения Java, работающие на персональном компьютере, мобильном телефоне или КПК, можно перенести на телефон OpenStage. Благодаря HTML телефоны можно использовать в качестве интерфейса для хостируемых приложений — табельного учета, календарного плана или общедоступных телефонных справочников. Поддержка WML гарантирует совместимость с приложениями, разработанными для мобильных телефонов, скажем для доступа к сообщениям о ситуации на дорогах.

Новые телефоны SIP snom 370 также поддерживают XML на большом графическом экране с высоким разрешением. Мини-браузер позволяет не только получать доступ к собственным приложениям — с его помощью можно пользоваться как телефонными справочниками общего доступа, так и корпоративными, а также получать новостные сообщения и прочую информацию. Особого внимания, по мнению разработчиков snom, заслуживает поддержка виртуальных частных сетей (Virtual Private Network, VPN), которые представляют собой наиболее надежный современный метод для предотвращения прослушивания и использования потока IP- данных.

МОБИЛЬНОСТЬ: DECT ПРОТИВ WLAN

Беспроводная телефония — это достижение, от которого едва ли кто-нибудь откажется как в деловом, так и в частном секторе. Стандартным ответом VoIP на этот вызов является применение технологий на базе WLAN. После утверждения стандарта 802.11е беспроводные сети с определенными в стандарте методами назначения приоритетов и резервирования пропускной способности предлагают соответствующий базовый инструментарий. Однако, когда в ходе телефонного разговора необходимо сменить точку доступа, адекватный уровень сервиса уже не обеспечивается. Требуемую для этого функцию быстрого роуминга (Fast Roaming), т. е. быстрой передачи сеанса WLAN от одной точки доступа на другую, способны предложить лишь некоторые нестандартные решения.

Рисунок 3. Удобный беспроводной телефон Aastra Phone 142 производства компании Aastra-Detewe является составной частью решения DECToverIP, разработанного ею на базе стандарта SIP.Стандартные механизмы роуминга в беспроводных сетях слишком медленны для приложений реального времени, по крайней мере, в тех случаях, когда функции обеспечения безопасности беспроводной сети реализованы в соответствии со стандартом 802.11i. Ожидается, что в ближайшем будущем специальные расширения протоколов в форме стандарта 802.11r сделают возможным ускоренное построение и передачу защищенного соединения на следующую точку доступа.

Расширенный стандарт цифровой беспроводной связи (Digital Enhanced Cordless Telecommu-nications, DECT) подобных проблем не порождает. В некоторых странах, к примеру в Германии и Швейцарии, беспроводная телефония на этой технологической базе давно стала повседневным явлением — причем на сравнительно высоком качественном уровне. В отличие от WLAN технология DECT адаптирована под европейские условия, что не в последнюю очередь обусловлено ее принятием европейским комитетом по стандартизации — Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (European Telecommunications Standards Institute, ETSI). Во время утверждения VoIP и WLAN казалось, что стандарт DECT свой срок отслужил, однако реальная картина совсем иная, особенно в привычных областях применения DECT. «Многие наши клиенты все еще выказывают живейший интерес к технологии DECT даже в средах VoIP, — утверждает Йорг Тильман, заместитель директора по развитию компании Aastra-Detewe. — Потенциал DECT оказался значительно большим, чем мы предполагали вначале».

По мнению Тильмана, причины заключаются, с одной стороны, в задержке выхода соответствующих стандартов WLAN, с другой — в появлении у DECT, или «DECT поверх IP» (DECToverIP), — так Aastra-Detewe называет технологию DECT собственной разработки, — новых значительных преимуществ в области телефонии по сравнению с WLAN (см. Рисунок 3). Как говорят в компании, указанные преимущества затрагивают, среди прочего, методы передачи соединений и роуминг, качество голоса, общее время ожидания и разговора, поддерживаемое оконечными устройствами, а также гибкое планирование радиодиапазона. Кроме того, в случае DECToverIP необходимо лишь обеспечить технические условия для VoIP в инфраструктуре IP. WLAN, напротив, требует наличия дополнительных специальных коммутаторов IP, поддерживающих быструю смену портов для МАС-адресов.

В своем продвижении DECT в среду VoIP Aastra-Detewe отнюдь не одинока. В этом направлении работают и другие европейские производители. Еще одним реальным примером является Swyx. Производитель оборудования VoIP недавно заключил партнерское соглашение со швейцарской компанией Ascom Wireless Solutions. Теперь в рамках сотрудничества Ascom предлагает телефонные трубки DECT и инфраструктуры IP-DECT под маркой Swyx. Swyx, в свою очередь, продает решения как часть предложения IP-телефонии через своих европейских партнеров. Как и в случае Aastra-Detewe, продукты IP-DECT компании Ascom тоже базируются на стандарте SIP.

По всей видимости, технологии DECT удалось проникнуть в мир VoIP, что для многих стало полной неожиданностью. Пока, правда, неясно, какой срок ей там отведен, ведь перемены на фронте Wi-Fi происходит куда динамичнее. Например, уже заметна тенденция перехода к двухрежимным устройствам WLAN и GSM/UMTS с поддержкой VoIP. Между тем Motorola, Ericsson, Nokia и многие другие крупные производители объявили о наличии таких устройств в своем портфеле и об их выпуске в ближайшее время. В долгосрочных планах появились даже трехрежимные устройства, в которые дополнительно будет интегрирована технология WiMAX.

Подводя черту, следует отметить, что технология VoIP уже перешла в более высокую лигу. При этом современные конвергентные приложения указывают, скорее, лишь на начало еще более обширного процесса развития. В условиях, когда на многие вопросы обеспечения безопасности и интеграции функций управления ответы так и не даны, в области беспроводной передачи голоса по IP технология DECT оказалась куда более сильным соперником Wi-Fi, нежели ожидалось.

Штефан Мучлер — ведущий корреспондент журнала LANline.


© AWi Verlag

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями