Для предприятий, предоставляющих своим сотрудникам мобильные телефоны с поддержкой передачи голоса по IP, низкая стоимость соединения является лишь одним аргументом для входа в мир мобильной голосовой связи по IP. Мобильная передача голоса по IP дает возможность обращения через мобильный телефон к таким услугам, которые до сих пор были доступны только посредством персонального компьютера или современных настольных телефонных аппаратов.

 Компания British Telecom объявила 12 февраля 2007 г. о том, что собирается предлагать в крупных городах услуги передачи голоса по IP для мобильных телефонов: те, кто до сих пор применял VoIP на персональных компьютерах, получат доступ к IP-телефонии и при помощи сотовых телефонов. Общедоступные точки беспроводного доступа оснащаются таким образом, что владельцы аппаратов с поддержкой беспроводных сетей смогут воспользоваться и услугами VoIP. Конечно, частных пользователей прежде всего привлекает более низкая по сравнению с традиционной мобильной телефонией стоимость разговоров.

Когда речь заходит о новых разработках и тенденциях в области информационных технологий и телекоммуникаций, в первую очередь взор обычно обращается на США. Однако в вопросах мобильной связи европейцы долгое время обгоняли американцев, да и теперь именно европейские производители выводят на рынок новые технологии и приложения. «В Финляндии почти две трети телефонных разговоров ведутся по мобильным телефонам, и это подталкивает европейских производителей к дальнейшему развитию технологий, — объясняет Юха Корсимаа, старший менеджер по развитию компании Fujitsu Services. — В секторе частных пользователей мобильный телефон уже получил всеобщее признание, а в области корпоративной телефонии мобильная связь получает все большую часть пирога. Насколько она важна для корпоративных коммуникаций, зависит от конкретной отрасли, однако тенденция несомненна». Именно поэтому разработчики решений VoIP продолжают делать ставку на интеграцию мобильных телефонов в среды, базирующиеся на VoIP, стараясь сделать их полноценным коммуникационным инструментом на предприятии.

При всех своих преимуществах мобильная связь еще довольно дорога, что зачастую препятствует ее распространению. И хотя во многих странах операторы испытывают повышенное давление со стороны конкурентов, телефонные звонки в другие мобильные сети и за границу нередко являются поводом для отказа от использования мобильного телефона. В этой ситуации и пригодится клиент VoIP на мобильном телефоне, поскольку сотрудник, задействуя корпоративную сеть передачи данных, лишь на части дистанции обращается к услугам операторов мобильных сетей. Идея маршрутов с наименьшей стоимостью (Least Cost Routing) основывается на том, чтобы использовать для передачи телефонного разговора как можно более протяженные отрезки сети IP предприятия. Чем обширнее сеть, тем ниже затраты. Некоторые крупные поставщики информационных и телекоммуникационных услуг предлагают задействовать свои глобальные сети для того, чтобы клиенты могли воспользоваться средствами IP, если их предприятие не обладает собственной сетью за границей.

Такая широкая полоса пропускания, как у UMTS, не нужна при передаче голоса по IP с мобильных телефонов. Чтобы построить соединение с сервером, на котором работает решение VoIP, к примеру Communications Server Suite производства Wicom Communications, вполне хватает и недорогой технологии GPRS. Причем пользователи не привязаны к сетевому провайдеру — они могут выбирать наиболее выгодный для себя вариант.

СТОИМОСТЬ: ДЛЯ МНОГИХ ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ

Переговоры по мобильному телефону становятся еще дешевле благодаря технологии передачи голоса по беспроводным сетям (Voice over WLAN, VoWLAN). Мобильный телефон при помощи клиента VoIP, к примеру, подключается к беспроводной сети предприятия, и в результате телефонный разговор становится таким же сетевым приложением, как, скажем, электронная почта. За пределами офисов можно воспользоваться общественными точками доступа, которые сегодня встречаются довольно часто.

Стоимость соединения — тот фактор, который легко оценить в евро и центах, однако реальные источники затрат находятся в другом месте. В производственных и коммуникационных процессах таятся истинные «убийцы издержек», благодаря которым потенциал мобильной передачи голоса по IP становится вполне очевидным. Именно на сопряжение различных средств коммуникации тратится львиная доля времени и денег. Электронная почта, факсы и разговоры по стационарной телефонной сети представляют собой лишь часть возможных каналов. Сохранить контроль над ними довольно сложно и за рабочим столом, а уж когда в игру вступает сотовая связь, координация коммуникации и управления данными становится поистине геркулесовой работой.

Нередко, покинув офис, сотрудник вынужден обращаться к своим коллегам: отключить автоответчик, включить переадресацию звонков на настольном телефонном аппарате или посмотреть, не пришел ли ожидаемый факс. Примерно то же можно сказать и об электронных письмах, записанных в Outlook встречах и подробных сведениях о клиентах — человек оказывается отрезанным от этой информации и не может самостоятельно произвести какие-либо изменения.

УДАЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Рисунок 1. Сотовый телефон в среде передачи голоса по IP превращается в мобильный офис и объединяет все каналы современной коммуникации.Мобильные телефоны с клиентом VoIP позволяют управлять всеми коммуникационными каналами, даже когда вы находитесь вне офиса (см. Рисунок 1). Если на сервере VoIP предприятия установлено необходимое программное обеспечение, факсы можно принимать на мобильном телефоне в виде электронных писем. Пользователь может просматривать и обновлять данные из различных приложений Outlook, сообщения о встречах и каталоги предприятия, поскольку информация отправляется на сервер VoIP по протоколу TCP/IP. В случае важного разговора его содержание можно сохранить на сервере при помощи так называемой функции записи звонка (Call Recording) или отправить в виде вложения к электронному письму. Кроме того, в распоряжении пользователей оказываются данные о клиентах из систем CRM.

В компаниях, занимающихся обслуживанием клиентов, мобильные сотрудники могут быть интегрированы в имеющийся центр управления контактами. Если мобильный телефон является частью среды VoIP, он подключается к центру управления контактами и функционирует в качестве обычного телефона на рабочем месте сотрудника центра обработки вызовов. Гибкость сервисов VoIP особенно заметна в случае обращения к экспертам по техническим вопросам, поскольку их не всегда можно застать на месте.

ЗАГАДОК БОЛЬШЕ НЕТ

Наряду с мобильными пользователями выгоду получают и сотрудники телефонного центра в той мере, в какой он является частью среды VoIP. Они в любое время смогут получить информацию о статусе телефона и точно узнать, кто из коллег именно сейчас разговаривает по телефону, отключил свой мобильный аппарат или свободен для контактов — отгадыванию загадок пришел конец. Приложения, подобные службе определения личной досягаемости (Personal Reachability Service, PRS), идут несколько дальше, предлагая свободно определять различные профили. С их помощью можно вносить в календарь Outlook записи о встречах, к примеру во время командировок, и позже эти записи будут прикреплены к индивидуальному правилу, где описывается дальнейшая деятельность пользователя.

Поскольку мобильный телефон, как и любой ноутбук, настольный телефон VoIP или персональный компьютер, представляет собой часть сети IP, его сопровождение, обслуживание, а также мониторинг относятся теперь к задачам подразделения ИТ. Как и при применении сетевого компьютера, системный администратор имеет возможность централизованно обновлять программное обеспечение на мобильном телефоне, сохранять необходимые данные, а в случае сбоя производить восстановление системы.

Мобильные телефоны с установленным на них клиентом VoIP, подключенные к серверу VoIP по сети предприятия, отнюдь не являются прочным и оптимальным решением всех проблем хотя бы потому, что из-за размеров экрана далеко не каждое приложение и коммуникационный канал подходят для них. Тем не менее возможности мобильной телефонии VoIP возрастут, как только производители устройств откроют свои платформы для прочих поставщиков. В результате должны появиться специфические приложения, которые сделают мобильные решения передачи голоса по IP еще удобнее и производительнее.

Штефан Бар — директор по продажам в регионе DACH (Германия, Австрия и Швейцария) компании Wicom Communications.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями