В рамках девятой международной выставки и конференции CSTB'2007, которая состоялась в феврале в Москве, прошел круглый стол «Платное телевидение», где ключевые игроки рынка обсудили перспективы цифрового вещания в нашей стране. Как было отмечено, для отечественного телевидения наступают новые времена: к 2015 г., в соответствии с программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации» (2007-2015 гг.), которая сейчас обсуждается на государственном уровне, планируется завершить переход на систему трансляции телесигнала в цифровом формате.

В кабельных сетях переход на цифровые стандарты происходит естественным путем, поскольку бизнес в платном телевидении опирается на эффективные системы условного доступа, а они развиваются в рамках технологии цифрового телевидения. Цифровые технологии позволяют расширить предложения услуг, применить более эффективные системы доступа, биллинга и т. д. Поэтому в кабельных сетях, где устанавливается современное оборудование, построение новых систем происходит только в цифровом формате.

Как считает Игорь Колпаков, генеральный директор компании «Контур-М», препятствием на пути «цифровизации» телевидения в России является отсутствие должного количества высококачественного контента и нежелание потребителей платить за него. Как следствие — не все операторы спешат с модернизацией сетей. Но что несомненно — переход эфирного телевидения на цифровое вещание неизбежно подтолкнет и кабельное телевидение к модернизации. Основные тенденции, которые ожидают его в будущем, по мнению участников дискуссии, состоят в консолидации (вплоть до создания игроков общенационального масштаба), модернизации, географическом распространении и конвергенции.

Что касается IPTV, то оно способно совершить качественный и количественный скачок. По данным компании «Синтерра», в московском регионе к услугам «видео по запросу» проявляют интерес более 70% потенциальной аудитории платного телевидения, а в регионах этот сервис будет востребован среди 30% пользователей. Причем потребители готовы заказывать услуги не менее трех раз в неделю. Среди перспективных областей применения решений IPTV выделяются организация платного интерактивного телевидения с представлением клиентам услуг широкополосного доступа (по MetroEthernet, xDSL, FTTH и т. д.), платного интерактивного телевидения в гостиничных комплексах с интеграцией со службами гостиничного сервиса и корпоративных телевизионных систем с решением задач оповещения, безопасности, обучения, информации, связи и развлечений.

Основной тенденцией на ближайшее десятилетие станет конвергенция технологий: ТВ-вещания, мобильной связи и передачи данных. Все более глубокое проникновение IP-технологий в традиционное вещание определило четкий вектор развития — телевидение ориентируется не на массы, а на личность.