Ценность IP-телефонии заключается в новых деловых возможностях.

Как правило, российские компании, особенно из сегмента SMB, устанавливая системы VoIP, стремятся сэкономить на оплате междугородных телефонных звонков. Проекты, предусматривающие переход на корпоративную инфраструктуру с конвергенцией голоса и данных, реализуются достаточно редко. Для большинства отечественных предприятий польза VoIP в корпоративной среде неочевидна, а выигрыш от ее использования оценить трудно, что, естественно, не способствует принятию решения о внедрении IP-телефонии (см. статью автора «Унификация корпоративных коммуникаций» в декабрьском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2006 г.).

В IDC считают, что IP-телефония позволит на 20-30% сократить расходы на оплату телекоммуникационных услуг. Как следствие, затраты на трафик VoIP будут быстро расти, прежде всего в малом и среднем бизнесе (SMB). По мнению специалистов «РМ Телеком», выгода может быть еще большей: до 40-80% только за счет уменьшения стоимости междугородных и международных переговоров. Кроме того, дополнительную экономию можно получить, если вместо традиционной цифровой телефонной станции организация станет использовать программное обеспечение, например Cisco CallManager Express. По цене IP-телефон примерно эквивалентен цифровому аппарату. Согласно прогнозам In-Stat, в мире продажи IP-телефонов вырастут с 9,9 млн штук в 2006 г. до 45,8 млн в 2010-м, однако пока лишь 40% портов IP-УАТС укомплектованы IP-телефонами. Cisco лидирует на рынке IP-телефонов с долей 43%, тогда как у ближайшего конкурента Avaya — 12%. В прошлом году, по данным iSupply, мировой рынок оборудования с поддержкой VoIP вырос вдвое (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Аналитики iSupply прогнозируют быстрый рост продаж оборудования с поддержкой VoIP.

Как считают в Avaya, наряду с экономией на звонках через сети традиционных операторов важным мотивом перехода отечественных компаний к IP-коммуникациям становится оптимизация расходов за счет централизации управления сетевой инфраструктурой, используемой для передачи голоса, данных и видео. По оценкам IDC, построение единой инфраструктуры IP позволяет снизить затраты на телефонную связь, обслуживание, расширение и модернизацию рабочих мест, а также командировки сотрудников. К тому же в результате открываются широкие возможности применения разных коммуникационных приложений — от VoIP до видеоконференц-связи.

Между тем, несмотря на все преимущества «голоса по IP», новые проекты требуют значительно больше времени на планирование, инсталляцию и обучение, чем предполагалось ранее. По данным Nemertes Research, полученных в результате опросов зарубежных компаний, если в 2004 г. на эти цели приходилось тратить 52 мин в расчете на пользователя, то через год уже 133 мин. Хотя производители создают все более «простые в использовании» решения, сами реализации постоянно усложняются, отмечают в Nemertes, что приводит к увеличению стоимости проекта. Вывод очевиден: при планировании следует принимать во внимание «непредвиденные расходы».

Как подчеркивают в Nemertes, заказчики могут получить заметную экономию на VoIP при частых изменениях в конфигурации рабочих мест, требующих переноса телефона, и, естественно, за счет снижения стоимости «дальней» связи. Кроме того, несомненную выгоду приносит сеть с единой инфраструктурой, где голос и данные передаются по одному кабелю. По оценкам этой исследовательской компании, при наличии в офисе традиционной телефонной системы средняя стоимость перемещений или добавлений рабочих мест составляет 124 доллара на место, а в случае системы VoIP — всего лишь 10 долларов. В среднем, как утверждается, на сетевой инфраструктуре можно сэкономить до 40% вложений, направляемых на обеспечение предприятия услугами связи. Как подсчитали аналитики Sage Research, внедрение «универсальных коммуникаций» сказывается, прежде всего, на эффективности работы сотрудников.

В частности, в среднем экономия достигает 1,6 ч в неделю на сотрудника при перемещении и добавлении рабочих мест, 4,3 ч за счет мобильной работы, 4 ч благодаря удаленному доступу и сообщению с филиалами, 3,9 ч дает ускоренный дозвон и столько же более высокая продуктивность персонала центрального офиса.

Отдельная статья экономии — видео- и аудиоконференции. Если в традиционных сетях с коммутацией каналов они обходятся, по оценкам зарубежных экспертов, в 6-12 центов за минуту (видеоконференции — 200-300 долларов в час), то аудиоконференции VoIP — всего 1-2 цента за минуту. Для обслуживания систем VoIP требуется меньше специалистов — в среднем на 1,45 человек. По мнению аналитиков Nemertes, реализация VoIP в корпоративной среде значительно повышает производительность труда, особенно в сочетании с универсальными коммуникациями (Unified Communications, UC) и мобильностью, однако конкретные «средние» цифры здесь вряд ли имеют смысл, поскольку весьма велика их зависимость от характера бизнеса. Столь же сложно оценить и окупаемость инвестиций — для этого нужно точно знать, какие именно коммуникационные приложения будут использоваться и как они повлияют на производительность труда.

На состоявшейся в Москве в кон-це сентября 2006 г. конференции «Бизнес на платформе IP: телекоммуникационная инфраструктура современного предприятия», организованной издательством «Открытые системы» и компанией IDC, были представлены практические примеры применения IP-телефонии.

В компании Landata, входящей в холдинг «Национальная Компьютерная Корпорация» (НКК) и имеющей несколько филиалов и офисов, приложения IP-телефонии используют около 50 мобильных сотрудников (руководители, менеджеры по работе с клиентами и инженеры). Внедрение системы для организации мобильных рабочих мест началось в компании в 2001 г. с установки медиа-сервера Avaya. Система обеспечивает доступ к сообщениям голосовой и электронной почты, единый телефонный номер, подключение мобильных пользователей к ресурсам сети по VPN. Сотрудники могут получить удаленный доступ к корпоративным системам продаж.

Медиа-сервер Avaya 8300/G700 обслуживает около 200 абонентов, на чьих ноутбуках установлены клиенты IP Softphone. Одно из важных назначений проекта — подключение мобильных клиентов с доступом к голосовым коммуникациям и данным, а также поддержка «функции присутствия» сотрудников. Avaya 8300 обеспечивает масштабируемость сети и подключение пользователей через различные интерфейсы. Посредством IP Softphone и соединения VPN организуется полноценный доступ к корпоративной сети по Internet. Мобильные пользователи могут участвовать в голосовой и видеоконференции, осуществлять входящие и исходящие звонки, причем из любого места. Дополнительная экономия достигается за счет коммуникаций по IP с удаленными офисами. Как утверждают в компании, IP-коммуникации оказали заметное влияние на бизнес-процессы и позволили сэкономить до 20% на трафике GSM. По данным Landata, при стоимости рабочего места около 300 долларов проект окупился за полтора года.

Еще один пример внедрения IP-телефонии в корпоративной среде был представлен на той же конференции крупной строительной компанией «Техстройконтракт», имеющей 56 представительств, 26 производственных баз и растущей более чем на 30% в год. В данном случае была поставлена задача интеграции территориально распределенных офисов, чтобы не приходилось задумываться о том, где находится тот или иной сотрудник. Проект сети IP-телефонии реализуется с мая прошлого года, причем выбранное решение позволяет задействовать унаследованные УАТС Avaya Definity наряду с новыми гибридными УАТС от Avaya. По оценкам специалистов «Техстройконтракт», использование IP-телефонии привело к снижению стоимости междугородных звонков приблизительно на 85%, однако основная цель проекта заключалась в другом — во внедрении единого «стандарта общения» сотрудников.

При реализации проекта пришлось столкнуться с серьезными трудностями из-за ограниченной доступности услуг операторов связи вне крупных городов и недостаточной надежностью имеющихся каналов (0,99%). УАТС в филиалах компании соединены при помощи каналов IP VPN от «Голден Телеком» с заданными параметрами качества. В настоящее время подключение филиалов и резервирование каналов связи продолжается. Во многих районах России единственным доступным вариантом резервирования остается спутниковая связь IP VSAT, однако большие задержки в спутниковом канале (до 300 мс) подчас не позволяют получить высокое качество «голоса по IP». В некоторых регионах (Магадан, Петропавловск-Камчатский) задержка достигает 600 мс. В отдельных случаях канал связи организуется посредством сети WiMAX с пропускной способностью E-1. Нередко операторы не могут предложить в удаленных регионах России готовых решений и обеспечить требуемое качество сервиса (QoS) для VoIP.

Как отметил на недавнем 11-м ежегодном отраслевом форуме по IP-коммуникациям, организованном компаниями CompTek и CTI, Алексей Рокотян, первый заместитель генерального директора «Норильск Телеком», по стоимости на порт решения VoIP сопоставимы с традиционной телефонией, выигрыш же состоит в разнообразии сервисов и бизнес-моделей. Между тем российские операторы предлагают все более многочисленные и разнообразные услуги VoIP, причем их качество улучшается. В частности, «РТКомм», входящая в группу компаний «Син-терра», предоставляет клиентам услуги Softswitch класса 5, голосовые услуги внутри VPN (H.323), Voice Centrex (SIP) и аудиоконференц-связь, Video Centrex с помощью SBC Acme Packet. При использовании виртуальных УАТС на сервере оператора заказчик получает единый план нумерации, возможность администрирования через Web и доступ к корпоративному справочнику, функции управления звонками и совместной работы через Web, услуги присутствия и единого номера. Cобственный сервис IP-телефонии — аналог Skype или SIPNET от Tario Communications — планирует представить в ближайшее время «Корбина Телеком». Телефония поддерживается и в сети WiMAX компании «Синтерра», покрывающей практически всю Москву. Одна телефонная линия с городским номером и неограниченным количеством мест-ных звонков обойдется заказчику в 40 долларов в месяц.

Не так давно основными факторами, препятствующими внедрению IP-телефонии в корпоративной среде, считались низкое качество голоса и высокая цена решения. В настоящее время проблема качества в значительной степени снята (в частности, благодаря появлению новых голосовых кодеков), а инсталляции VoIP достаточно быстро окупаются благодаря недорогой связи с удаленными офисами, низкой стоимости изменений в конфигурации рабочих мест, повышению эффективности бизнеса за счет применения приложений VoIP.

Примечательным явлением последних лет стали многочисленные мультимедийные (аудио/видео) сервисы наподобие Skype, Google Тalk, AOL AIM Phoneline и др. Большинство систем IM (Microsoft Messenger, ICQ и др.) теперь дополняется сервисом обмена сообщениями в реальном времени, возможностями голосовой связи и видео. Однако, по мнению Георгия Санадзе, руководителя группы предпродажной подготовки представительства Avaya, в корпоративном сегменте бесплатные сервисы наподобие Skype не конкурируют с распределенными УАТС («серьезное решение не может быть бесплатным»), поскольку не обеспечивают информационной безопасности и функциональности корпоративного уровня. Павел Теплов, менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems, сравнивает применение Skype с аутсорсингом коммуникаций, однако считает, что по функциональности и удобст-ву данный вариант не сопоставим с корпоративными решениями. К тому же, реализуя такую важную для бизнеса функцию, как голосовые коммуникации, серьезная компания вряд ли будет целиком полагаться на стороннего провайдера при отсутствии соглашений SLA, гарантий качества и бесперебойного обслуживания. Для нее это то же самое, что предпочесть собственному почтовому серверу бесплатную почту Web.

Производители корпоративных решений IP-телефонии стремятся акцентировать внимание заказчиков на главном: ценность их предложений заключается не в сокращении расходов, а в тех деловых возможностях, которые дает технология VoIP и ее интеграция с бизнес-приложениями в рамках концепции универсальных коммуникаций (Unified Communications, UC), предполагающей интеграцию функций обработки электронной почты, мгновенных сообщений, традиционной и IP-телефонии, аудио-, видео- и Web-конференций. Кроме того, UC обеспечивает мобильность сотрудников, что, по данным Cisco Systems, экономит примерно 17% рабочего времени. Например, IP-телефоны Wi-Fi позволяют перемещаться в пределах досягаемости точек доступа корпоративной сети WLAN, а решения по интеграции мобильной и фиксированной связи (FMC) — и за ее пределами, за счет наделения смартфонов некоторыми функциями офисного IP-телефона. Кроме того, современные системы универсальных коммуникаций помогают перейти от корпоративной IP-телефонии к видеотелефонии без изменения инфраструктуры ИТ. Решения на базе сервис-ориентированной инфраструктуры (SOA), развиваемые в настоящее время Avaya, Nortel и многими другими поставщиками, нацелены на более эффективное внедрение коммуникационных приложений в бизнес-процессы.

За рубежом, прежде всего в США, уже намечается стремительный рост рынка услуг IP-телефонии и в домашнем секторе. Пионером альтернативной телефонии стала компания Vonage — на ее счету уже 2 млн пользователей VoIP. По мнению аналитиков IDC, через пару лет IP-телефония перестанет быть средством только междугородной и международной связи, и начнется ее массовое проникновение в жилой сектор. Состояние потребительского рынка VoIP меняется очень быстро. По данным In-Stat, 23% американцев используют VoIP в той или иной форме. Как уверяют аналитики, технология VoIP способна изменить телекоммуникационный рынок.

Со временем потребность в обычном телефоне может отпасть, хотя произойдет это, видимо, не так уж и скоро. Рынок услуг VoIP находится в самом начале своего активного развития: в США в течение следующих четырех лет число частных пользователей вырастет, по прогнозам IDC, с 10,3 млн в 2006 г. до 44 млн человек к 2010 г., когда VoIP будет применяться в 62% широкополосных подключений. В России данный сегмент также может получить стимул к развитию на волне распространения широкополосного доступа (подобные проекты уже реализуются). С резким ростом тарифов на услуги ТфОП и переходом на их повременную и комбинированную оплату услуга VoIP становится привлекательным средством для частных коммуникаций.

Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.