В рамках борьбы с использованием пиратских копий ПО Microsoft объявила новую программу «Управление лицензиями на ПО». Ее цель — оказание помощи корпоративным заказчикам в вопросах управления лицензиями и обеспечение соответствия решений в области лицензирования потребностям конкретных организаций.

Как отмечают представители российского отделения Microsoft, за последний год ситуация с лицензированием ПО улучшилась. Общее снижение уровня пиратства составило 4%, а в отношении бизнес-сообщества к использованию пиратских копий ПО произошли качественные сдвиги: в частности, приобретение лицензионных копий способствует укреплению имиджа. Процедуры проведения IPO или обычного финансового аудита также вынуждают закупать легальные программные продукты, так как аудиторы и консультанты обращают внимание на отсутствие в финансовых документах пункта издержек на покупку ПО. Немаловажную роль сыграло стремление России вступить в ВТО (проблемы с массовым нарушением авторских прав являлись одним из барьеров в этом процессе).

Как бы то ни было, использование легальных копий программ — одно из важнейших условий нормального функционирования предприятия. Согласно классическим канонам управления, если организация занимается определенной деятельностью, то для ее поддержки должна быть выстроена собственная система управления. Иначе говоря, управление лицензиями на приобретенное ПО также должно производиться в соответствии с собственной методологией. Microsoft, как крупнейший поставщик корпоративного ПО, предлагает свой подход.

Методика управления лицензиями на ПО от Microsoft состоит из пяти шагов. На первом этапе компания должна провести сбор информации об инфраструктуре ИТ и политике закупки ПО. На втором — инвентаризацию программных продуктов, установленных в организации, подсчет числа их копий на рабочих станциях, серверах и ноутбуках. Инвентаризация может проводиться как вручную, так и с помощью специальных утилит, таких, как бесплатно распространяемый Microsoft Inventory Analyzer (в 2007 г. он войдет в состав System Management Server) или другого ПО.

На третьем этапе необходимо сопоставить информацию об установленном ПО с закупленными лицензиями и, при необходимости, инициировать покупку недостающих лицензий или принять решение по использованию «лишних» оплаченных копий. Четвертый этап заключается в разработке стратегического подхода и практических процедур покупки ПО, его применения и установления ответственности за нарушение правил.

Наконец, пятый этап предполагает разработку плана управления лицензиями, в рамках которого анализируются потребности в приобретении программных средств и осуществляется обучение сотрудников работе с ПО, а кроме того, составляются «карта» имеющегося ПО и график регулярной инвентаризации. При помощи данной методологии организация сможет обеспечить не только юридическую чистоту использования ПО, но и повысить уровень безопасности внутренней инфраструктуры ИТ и производительности труда персонала.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями