Skype обеспечивает экономию средств на телефонных звонках.

Средства коммуникации всегда играли значительную роль в построении, функционировании и развитии эффективного бизнеса. В эпоху тотальной глобализации и сокращения расстояний требования к связи возросли, но по сути своей остались прежними — рынку нужны высокоскоростные, мобильные и дешевые решения. Важной тенденцией последнего времени является стремление к конвергенции систем, т. е. к предоставлению разнородных услуг в рамках одного решения. В этом контексте огромное значение придается услугам передачи голоса по сети IP (Voice over IP, VoIP).

РЕВОЛЮЦИЯ SKYPE

Шведские разработчики Никлас Ценстром и Янус Фриис уже имели за плечами опыт написания сверхуспешного клиента для файло-обменной сети KaZaA, когда взялись за создание глобальной системы обеспечения голосовой связи через Internet. Новый проект, как и компания, его реализующая, получил название Skype.

Используя накопленный в пиринговых сетях опыт, Ценстром и Фриис выбрали для Skype одноранговую архитектуру, так как она позволяла легко масштабировать систему до значительных размеров без ввода в ее состав тяжеловесных центральных серверов, путем распределения каталога пользователей по компьютерам участников сети.

За короткое время решение завоевало популярность среди пользователей, так как обеспечивало бесплатное общение при приемлемом качестве, причем возможности коммуникации ограничивались только «тонкостью» пользовательского канала и стоимостью трафика у провайдеров Internet. Помимо поддержки звонков внутри сети разработчики реализовали функции вызова на традиционные стационарные и мобильные телефоны (SkypeOut) и в обратном направлении (SkypeIn) (см. Рисунок 1). Сейчас в системе зарегистрировано более 100 млн пользователей, причем около 5 млн используют КПК, а 40% прибегают к помощи Skype во время деловых командировок и для связи в территориально распределенных компаниях.

Рисунок 1. Упрощенная схема работы Internet-телефонии Skype.

SkypeOut и SkypeIn, в отличие от внутрисетевого общения, — услуги платные, но относительно недорогие. К примеру, звонок в Лондон на городской телефон обойдется пользователю примерно в 0,02 евро за 1 мин (по новому тарифу SkypeOut Global для наиболее «вызываемых» городов мира, данные на ноябрь 2006 г.), причем для системы неважно, из какого города осуществляется вызов — стоимость будет одинаковой и для звонка из лондонского Internet-кафе, и из московского офиса. Конечно, необходимо учитывать плату за доступ в Internet, однако система использует алгоритм сжатия с низкоскоростным кодеком (Internet Low Bit Rate Codec, ILBC), что позволяет снизить объем передаваемого трафика и обеспечить качество связи, сравнимое с традиционной телефонией. ILBC может использоваться на каналах с низкой пропускной способностью от 13,33 Кбит/с при кодировании речи фрагментами по 30 мс и 15,20 Кбит/с при кодировании речи фрагментами по 20 мс. Алгоритм устойчив к потерям пакетов IP.

Для российского пользователя немаловажен тот факт, что платные услуги доступны не только жителям Западной Европы или США — системой принимаются денежные переводы как с карт Visa и MasterCard, так и безналичные банковские платежи. Кроме того, деньги можно перевести и через популярную в России платежную систему WebMoney (с помощью сервиса PayByCash).

Текущие версии клиентского ПО Skype поддерживают множество платформ, включая Windows, Mac OS X, Linux и карманные компьютеры.

В ближайшем будущем ожидается появление телефонных аппаратов производства Buffalo (на базе платформы Broadcom Wi-Fi) и Philips Electronics, обеспечивающих работу со Skype без использования ПК (см. также врезку «Аксессуары для Skype»).

На момент написания статьи последней стабильной версией продукта была Skype 2.5, но достаточно широкое распространение получила и бета-версия Skype 3.0, вышедшая 8 ноября 2006 г. В результате недавно зарегистрирован новый рекорд — одновременное нахождение на линии 8 млн пользователей (предыдущий пиковый показатель в 7 млн зафиксирован в начале года). В третьей версии реализованы новые функциональные возможности для создания публичных текстовых конференций с постоянными сетевыми адресами, новый менеджер управления дополнениями и улучшенный механизм обнаружения видеоустройств.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Для предприятий малого и среднего бизнеса (Small and Medium Business, SMB) наиболее привлекательным преимуществом Skype является дешевизна тарифов, а не функциональные возможности программного и аппаратного обеспечения. В небольших компаниях, к примеру, вопрос простоты внедрения и проведения одновременного обновления ПО для тысячи компьютеров не стоит столь остро, как в крупных. Вместе с тем, требования любой, даже самой маленькой, организации отличаются от запросов рядового домашнего пользователя.

Итак, чем же Skype может быть полезен малому бизнесу? Прежде всего, это экономия средств и доступность сотрудников. В современном малом бизнесе не так уж редка ситуация, когда компания имеет партнеров, представительства или иные структурные подразделения, находящиеся в других регионах. При этом она стремится найти баланс между снижением расходов и полнотой и качеством коммуникаций, но в любом случае расходы на связь имеют существенное значение. Используя Skype в качестве корпоративного стандарта телефонии, удается добиться серьезной экономии и приемлемого качества связи, даже при наличии соединения с низкой пропускной способностью.

В случаях, когда сотрудники находятся в деловых поездках, Skype обеспечивает более дешевую связь, сокращая расходы на роуминг и междугородные/международные звонки. При этом абонент остается доступен по своему привычному номеру Skype и по-прежнему может пользоваться услугами переадресации входящих вызовов и голосовой почты.

SkypeIn. Это платная услуга по предоставлению виртуального телефонного номера, на который могут поступать звонки с традиционных стационарных и мобильных телефонов. Другими словами — это мост, связывающий существующие телефонные сети с абонентами Skype. На первый взгляд в SkypeIn нет ничего необычного, но в ней есть своя изюминка. Телефонный номер SkypeIn может иметь код одного из многих городов мира. Так, купив SkypeIn с лондонским кодом, компания получает локальный для Лондона номер телефона и может использовать его где угодно, например в Москве. Иначе говоря, клиенты из столицы Соединенного Королевства будут звонить на локальный для них номер, чтобы поговорить с сотрудниками, находящимися в Москве, Владивостоке или любой другой точке мира. Сам номер будет доступен отовсюду, однако звонящему придется платить за междугородное соединение с Лондоном согласно тарифам его телефонной компании.

На данный момент услуга предоставляется в 12 странах, Россия в это число не входит, но компания Skype, согласно сообщению, опубликованному на ее официальном сайте, намерена активно расширять список. Каждый пользователь может одновременно подключить до десятка номеров SkypeIn в разных странах на свою учетную запись. Подписка на пользование услугой сроком 12 месяцев стоит 30 евро.

Группы пользователей. Если компания применяет Skype не только для бесплатных внутрисетевых звонков, но и для доступа к платным услугам, то в таком случае возникает необходимость управления абонентскими счетами из единого центра. Даже при наличии всего десяти абонентов компании придется тратить немалое время для контроля баланса каждого пользователя, распределения номеров SkypeIn и Skype Voicemail, подготовки отчетной документации по расходу средств. Идя навстречу корпоративным пользователям, в прошлом году в Skype запустили бесплатную услугу Skype Groups, благодаря которой один человек получает возможность управлять практически бесконечным числом (группой) пользователей. Инструмент для работы со Skype Groups устраняет все перечисленные выше проблемы и превращает Skype в единую платформу Internet-телефонии для решения деловых задач.

Телефонные конференции и групповые тестовые конференции. Skype позволяет проводить телефонные конференции одновременно с десятью участниками, при этом собеседники могут подключаться как все одновременно, так и по одному — уже в ходе совещания. Если организатор конференции предварительно подписался на платную услугу SkypeOut, то к разговору могут присоединиться и обладатели обычных телефонов. Врядли кому-нибудь необходимо доказывать, насколько полезным и эффективным бывает обсуждение того или иного вопроса с несколькими коллегами одновременно.

В тех случаях, когда в голосовых коммуникациях нет необходимости, можно использовать функцию группового чата для общения с несколькими собеседниками посредством текстовых сообщений. Этот функционал не нов, но интеграция с клиентом IP-телефонии позволяет обходиться без применения сторонних средств.

Переадресация и голосовая почта. Слабое место любого средства телефонии состоит в привязке к точке доступа в сеть. Если пользователь находится там, где Internet отсутствует, то невозможна и работа со Skype. Распространение мобильного доступа к глобальной сети частично снимает проблему (напомним, что Skype работает и на КПК), однако этого бывает недостаточно. При современном уровне развития рынка решить проблему полностью не представляется возможным, однако в арсенале Skype имеются «паллиативные» инструменты — переадресация вызова и голосовая почта.

Если сотрудник компании находится в отъезде или не может быть в сети по любой другой причине, вызов можно переадресовать на его мобильный или домашний телефон либо на номер Skype другого человека. Когда ожидается очень важный звонок, чтобы не пропустить его, вызов может быть переадресован сразу на несколько номеров (до трех включительно). Для всех остальных случаев предусмотрена платная услуга автоответчика Skype Voicemail.

Автоответчик Skype Voicemail обеспечивает запись и хранение голосовых сообщений, которые можно прослушать позже. Таким образом без внимания не останутся даже те звонки, которые были сделаны в нерабочее время. Услуга стоит 15 евро в год либо подключается бесплатно при покупке SkypeIn.

САМ СЕБЕ РАЗРАБОТЧИК

Для корпоративного применения расширяемость технологии Skype с помощью различных интерфейсов играет не последнюю роль. У разработчиков имеются все возможности для беспрепятственного создания утилит и Skype-совместимых приложений, что может пригодиться при интеграции со Skype уже установленного в компании ПО.

Доступ к функционалу Skype осуществляется с помощью Skype API, Skype4Com и, в последнее время, Skype4Java. Skype API позволяет создавать приложения на базе всех основных операционных систем.

В Windows функционирование Skype API обеспечивается посредством сообщений WM_COPYDATA, роль которых в Linux заменяют сообщения X11 и D-BUS. Для работы со Skype посредством объектов COM предназначена библиотека Skype4Com, используя которую можно писать приложения даже на макроязыках — PHP или JavaScript. Адептам Java, вероятно, будет близок инструмент Skype4Java, однако он поддерживает не все функции Skype API.

Специально для разработчиков на официальном сайте создана отдельная зона, где можно найти всю необходимую документацию, загрузить примеры и ПО и присоединиться к обсуждению интересующих сообщество проблем в блогах, форумах и wiki. Для конечных пользователей разработано множество готовых компонентов и приложений, включая специальные кнопки Skype в виде кода HTML для вставки на страницы Web. С их помощью посетители корпоративного сайта могут связаться с указанными на нем контактными лицами одним щелчком мышью (для этого, разумеется, должно быть установлено ПО Skype).

БЕЗОПАСНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В маркетинговых материалах разработчики Skype делают акцент на то, что их ПО не содержит в себе вирусов, шпионских и рекламных модулей. Безусловно, это важно, поскольку позволяет избежать заражения компьютера, утечки важной информации и ненужного расхода трафика. Однако защищенность самой программы еще не гарантирует полную безопасность ее использования для корпоративных клиентов.

Привлекательной особенностью Skype является то, что программа позволяет подключаться пользователям, находящимся за NAT или брандмауэром, без какого-либо изменения настроек. Вместе с тем, брандмауэры не имеют инструментов для блокирования одноранговых приложений, поэтому без строгой политики контроля за рабочими станциями проходящий через Skype трафик очень сложно контролировать. Другими словами, если в компании запрещено использовать ICQ из соображений безопасности, то и Skype может представлять угрозу для утечки информации, особенно если брать в расчет его возможности по передаче голоса, видео с камеры Web, текстовых сообщений и файловому обмену. Впрочем, функционирование Skype «сквозь» брандмауэры позволяет администраторам не открывать дополнительные порты и не ослаблять тем самым безопасность корпоративной сети, да и большинство функций программы, в том числе передачу файлов, можно отключить в настройках. Если обмен файлами все же необходим, для предотвращения заражения сети можно использовать обычные антивирусные пакеты — как правило, большинство из них осуществляют сканирование входящих и исходящих файлов.

То обстоятельство, что программа работает в соответствии с принципами одноранговой сети, означает, что звонки могут передаваться через другие, не заслуживающие доверия сегменты сети. Данные по умолчанию шифруются с помощью AES-256, а ключ передается посредством 1024-разрядного алгоритма RSA. Как известно, в 2001 г. правительство США официально приняло для использования стандарт симметричного шифрования AES на базе алгоритма Rijndael, который считается одним из лучших в сфере безопасности обмена голосовым трафиком в корпоративной среде.

Спецификация протокола Skype держится в секрете, однако нет никакой гарантии, что рано или поздно он не будет взломан и злоумышленник с помощью эксплоита или каких-либо технических ухищрений не направит чужой вызов на свою машину для перехвата и расшифровки. Сейчас такое развитие ситуации не представляется возможным, однако полностью исключить подобную опасность нельзя.

И, наконец, еще одна угроза. Стремясь обеспечить неприкосновенность протокола, разработчики были вынуждены закрыть и само программное обеспечение. В одном из своих интервью Никлас Ценстром заявил, что по причине закрытости протокола ПО Skype не будет поставляться с открытым исходным кодом. Чтобы сделать систему открытой, ее придется полностью переписать, изменив ее архитектуру, на что пока нет ни времени, ни ресурсов, а потому для общения по Skype пригодно только официальное ПО. История Microsoft показывает: именно популярные продукты подвергаются наибольшему числу попыток взлома и атак. Если в будущем появится распространяющийся через Skype вирус, то функционирование всей сети может оказаться под угрозой.

Андрей Олищук — корреспондент «Журнала сетевых решений/LAN».

С ним можно связаться по адресу: aol@lanmag.ru.


Аксессуары для Skype

Говоря о Skype, мы не всегда подразумеваем компьютер с доступом в Internet, наушники и микрофон. Очень часто общение посредством VoIP внешне ничем не отличается от обычного разговора по телефону благодаря аппаратам, разработанным специально для работы со Skype и другими провайдерами IP-телефонии.

Подобное оборудование уже довольно широко представлено на отечественном рынке, поэтому российскому пользователю не составит большого труда подобрать устройство, соответствующее его требованиям по функциональности и цене.

Так называемые «скайпофоны» позволяют работать со Skype с помощью трубки — набирать номер, просматривать контактный лист, отвечать на звонки и выполнять еще целый набор действий. Соединение с компьютером практически всегда осуществляется через интерфейс USB, при этом «скайпофоны» бывают как проводными, так и беспроводными, в том числе с применением технологии Bluetooth.

Обычно аппарат содержит стандартную программу для работы со Skype и напрямую связан с приложением, установленным на ПК. Таким образом, при вызове абонента со «скайпофона» экран компьютера позволяет следить за процессом, и, наоборот, разговор, инициированный в программном приложении, можно вести посредством трубки.

Чтобы поближе познакомиться с оборудованием, обеспечивающим общение по VoIP, более детально рассмотрим несколько разноформатных популярных моделей, поставляемых на российский рынок: беспроводной DECT-телефон для Skype и обычной телефонии Olympia Dual Phone, беспроводной Skype-телефон TRENDnet TVP-SP1BK на базе Bluetooth и проводной Internet-телефон U.S. Robotics USR9601A.

Устройство Olympia Dual Phone работает в беспроводном формате DECT. В целях поддержки Skype база подключается через интерфейс USB к компьютеру (для работы с обычной телефонией ее можно подсоединить к телефонной розетке). Звонки возможны на внутренние номера Skype, а также на внешние посредством SkypeOut. Прием входящих звонков SkypeIn также предусмотрен. На экране телефона отображается «список друзей» с указанием статуса их подключения. В помещении работа телефона обеспечивается на расстоянии до 50 м от базы. Для открытого пространства этот параметр составляет 300 м. Заряда батареи Ni-MH хватает на 6,5 ч разговора или 100 ч работы в режиме ожидания. Дисплей монохромный, двухлинейный (по 16 символов в каждой линии), имеется подсветка.

Компьютер, к которому подключено устройство, должен иметь процессор с тактовой частотой не ниже 1 ГГц, оперативную память 256 Мбайт и соединение с Internet по любому каналу: кабельному, DSL и т. д. (рекомендуемые требования). Программное обеспечение к телефону работает под управлением ОС Windows XP или Windows Server 2003. При покупке через Internet цена составляет около 135 евро.

Аппарат от компании TRENDnet — это комплект, состоящий из адаптера Bluetooth V2.0 с EDR, подключаемого к ПК через интерфейс USB, и непосредственно трубки. Дисплей с цветной матрицей 96х64 пикселов подсвечивается. Литиум-ионная батарея поддерживает 6 ч разговора и 60 ч режима ожидания. Размер устройства — 143,5х45х22 мм.

Используя трубку, можно просматривать список контактов, принимать и совершать звонки внутри сети Skype, а также на SkypeOut и SkypeIn. Среди поддерживаемых опций — конференц-связь, просмотр кредита для звонков вне сети и изменение статуса («на линии», «не беспокоить» и т. д.). Телефон совместим с операционными системами Windows 2000/XP и обеспечивает приемлемую работу по каналу Internet с пропускной способностью не менее 32 Кбит/с для входящего и исходящего трафика.

Заряжается телефон от USB, но для этого требуется дополнительная гарнитура (т. е. при зарядке аппарат занимает два порта — один для Bluetooth и другой специально для зарядки). Ориентировочная цена для России — 95 евро.

В отличие от двух предыдущих моделей, USR9601A является проводным. Взаимодействие с ПК осуществляется через USB, через него подается также питание. Размер телефона составляет 150х44х20 мм. Для звонков внутри Skype реализован быстрый вызов из списка. Набор номеров за пределами сети Skype производится с помощью клавиатуры. Устройство поддерживает полнодуплексную связь и обладает встроенной технологией подавления эха и снижения помех, поэтому качество звука остается на высоте.

На ЖК-дисплее с голубой подсветкой отображаются текущая дата и время (по показаниям главного компьютера), состояние вызовов (пропущенных, автономных и текущих), а также имя звонящего абонента (из списка) и номер телефона. Для работы нужен компьютер с процессором 1 ГГц, оперативной памятью 256 Мбайт и один свободный порт USB. Аппарат достаточно подключить к USB и вставить в CD-ROM прилагаемый диск — установка будет произведена автоматически по принципу Plug&Play. Приблизительная стоимость — 40 евро.

ИНАЯ ГАРНИТУРА

Конечно, воспользоваться возможностями Skype можно и без покупки «скайпофонов». Минимально для работы потребуются микрофон и наушники/колонки, подключаемые к звуковой карте компьютера. Возможно использование головных телефонов, т. е. комплектов, состоящих из наушников и присоединенного к ним микрофона (такие устройства часто применяются в службах технической поддержки). Стратегическим партнером Skype по этому направлению является компания Plantronics.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями