Наибольшая часть трафика в беспроводных сетях генерируется абонентами, находящимися в зданиях. Однако в рамках существующей в настоящее время радиоинтерфейсной архитектуры предоставление услуг широкополосной беспроводной связи офисным абонентам оказывается неэффективным по определению.

В настоящее время большая часть «мобильных» широкополосных сетей используется в зданиях абонентами, которые в действительности находятся на одном месте — в кафе, гостинице, аэропорту, в комнате для совещаний или на коллективном рабочем месте. Каким бы противоречивым ни казалось это утверждение, факт остается фактом: 95% трафика в корпоративных беспроводных сетях порождается именно такими «полустационарными» абонентами. Подобное положение дел создает значительные технические сложности для операторов при внедрении систем HSDPA, которые многие рассматривают в качестве переходного этапа на пути к системам передачи данных в сетях связи третьего поколения. Как показывает анализ потребностей корпоративных абонентов в услугах передачи речи и данных, операторам следует коренным образом пересмотреть свои решения, предназначенные для таких заказчиков.

Ниже в общих чертах описывается новая архитектура, к которой имеет смысл присмотреться операторам, если они хотят полностью реализовать потенциал предоставления комплексных услуг на привлекательном корпоративном рынке.

ТЕХНОЛОГИЯ HSDPA

Технология высокоскоростного пакетного доступа в направлении абонента (High Speed Downlink Packet Access, HSDPA) позволяет предложить дополнительные услуги широкополосной беспроводной связи. Потенциально на ее основе может быть сформирован весьма удобный и перспективный пакет услуг передачи речи и данных для корпоративных абонентов, причем первые внедрения способны обеспечить скорость передачи трафика на абонентские терминалы до 3,6 Мбит/с уже в текущем году. Однако в целом практика пока не спешит подтверждать теорию.

НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Наибольшая часть трафика в беспроводных сетях генерируется абонентами, находящимися в зданиях: на рабочих местах коллективного пользования, во время импровизированных совещаний вокруг ноутбуков и при подключении к точкам доступа «ограниченно мобильных» работников.

Пока на рынке почти не наблюдается спроса на подобные услуги связи с поддержкой полной мобильности (т. е. когда пользователь перемещается во время сеанса). Этот факт наводит на мысль о том, что абоненты, находящиеся в зданиях, способны приносить большую прибыль по сравнению с теми, кто пользуется аналогичными услугами «на улице». Из этого, в частности, следует, что системы HSDPA обязаны обеспечивать единообразное качество обслуживания при осуществлении доступа к услугам внутри зданий. Такое требование может показаться самоочевидным, однако оно достойно особого внимания, так как качество услуг широкополосной связи HSPDA в зданиях зачастую оказывается далеким от идеала.

Однако в рамках существующей в настоящее время радиоинтерфейсной архитектуры предоставление услуг широкополосной беспроводной связи офисным абонентам оказывается неэффективным по определению. Всякий раз, когда абонент отправляет электронное письмо коллеге, который, возможно, находится за соседним столом, трафик выходит за пределы здания, поступает в сеть радиодоступа (Radio Access Network, RAN) и затем возвращается обратно в офис. Емкость подобных сетей тоже должна быть достаточной для этого, так как в здании, как правило, находится немало абонентов, которым в любой момент может понадобиться подключиться к Internet, чтобы посетить сайт, отправить или загрузить большой файл.

Для эффективного предоставления услуг HSDPA в рамках общепринятой архитектуры потребуется оснастить сеть дополнительными элементами или повысить ее емкость (RNC и SGSN), что само по себе довольно дорого и требует обеспечения дополнительной маршрутизации трафика, а значит, увеличивает расходы на транзит. Такой подход вполне реализуем, но развертывание подобной сети обойдется очень дорого. Кроме того, текущие расходы на ее эксплуатацию и поддержку будут высоки, так как ухудшение эксплуатационных характеристик для корпоративных пользователей неприемлемо.

Памятуя обо всех этих проблемах, можно с большой долей уверенности заявить, что принятая на текущий момент бизнес-модель HSPDA коммерчески оправдана только для ограниченного числа особо ценных клиентов. По сути, цена входного билета на привлекательный рынок услуг передачи речи и данных для корпоративных заказчиков оказывается неоправданно высокой.

НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Отрасли сотовой связи необходимо оперативно переосмыслить свою стратегию в области HSPDA. Услуги широкополосной мобильной связи следует предоставлять там, где они более всего востребованы, т. е. в зданиях. Операторы должны быть нацелены на предоставление абонентам удобных и высококачественных услуг передачи речи и данных, обеспечение доступа к высокоскоростной беспроводной сети передачи данных в офисе или в пути, осуществление вызовов с одного и того же мобильного телефона при нахождении как в офисной сети, так и в мобильной, а также на упрощение корпоративной телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление сотрудникам компаний удобных и единообразных услуг связи.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Для решения описанных проблем следует радикальным образом пересмотреть принятую на нынешний момент концепцию архитектуры HSDРA и ввести новую категорию продуктов — точку доступа HSDPA. Принцип, в со-ответствии с которым осуществляется эта трансформация, имеет много общего с идеей WLAN. Большая часть сетевого оборудования — контроллер сети радиодоступа (RAN Network Controller, RNC), ядро IP и базовая станция (Node B) — помещается в компактный модуль форм-фактора «пико», который можно закрепить на стене.

Таким образом удается значительно разгрузить сетевую структуру и, кроме того, удовлетворить требования нормативов коммутации каналов Rel'99/4, что позволяет обеспечить комплексную передачу речи и данных. Защищенная аутентификация осуществляется при подключении абонента точкой доступа HSDPA, причем к сети можно подключать любое устройство третьего поколения. Маршрутизацию оптимизирует корпоративный медиа-шлюз, а транзит возложен на сеть IP.

ДВОЙНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Точки доступа HSPDA заимствуют конструктивные преимущества WiFi: им требуется малое количество дополнительного сетевого оборудования, а устанавливать их можно в офисе, например за рамой картины, на что понадобится менее получаса. Необходимость аренды выделенных линий отсутствует, так как транзит осуществляется посредством транспорта IP. Системы отличаются высокой конструктивной и эксплуатационной надежностью, практически не нуждаются в обслуживании и позволяют компаниям реализовать новую платформу связи, объединяющую лучшие свойства систем WiFi и мобильность сотовых сетей.

СУЩЕСТВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

Точки доступа HSDPA позволяют операторам связи выйти на корпоративный рынок с консолидированной телекоммуникационной платформой и предоставлять услуги высокоскоростной широкополосной связи с малыми задержками. Абоненты получают возможность совершать вызовы, пользуясь одним и тем же мобильным телефоном, когда они находятся как в офисной сети, так и в мобильной.

Локальная маршрутизация речи — большой шаг вперед: многим компаниям нелегко убедить своих работников пользоваться IP-телефонами или средствами стационарной связи, однако стоимость вызовов с одного мобильного телефона на другой в пределах здания по-прежнему остается важным фактором. Гарантируя конкурентоспособную цену, установка точек доступа HSDPA способна смягчить остроту проблемы и, в качестве дополнительного преимущества, предложить комплексную высокоскоростную передачу данных.

В подобных условиях у абонентов, несомненно, появится желание перейти на HSDPA даже при наличии систем WiFi.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПЛАЦДАРМ

Точки доступа HSDPA, отличающиеся простотой в установке и обслуживании, позволяют предлагать не только услуги, сравнимые с WiFi, но и полноценную мобильность при передаче как речи, так и данных. Эта технология предусматривает возможность беспрепятственного перехода между различными сетями: например, когда руководитель, разговаривающий по мобильному телефону, подключенному к сотовой сети, входит в офис, его вызов перенаправляется в сеть 3G, реализованную в здании при помощи точек доступа HSDPA.

Такой подход нарушает привычное положение дел, сложившееся в инфраструктурной области, и предоставляет операторам мобильной связи плацдарм для проникновения на самый привлекательный из рынков передачи речи и данных, гарантируя, что абоненты широкополосных мобильных сетей, едва переступив порог здания, не будут для них «потеряны». Благодаря точкам доступа HSDPA становится возможным реализовать скрытый потенциал бизнес-модели хот-спотов, принятой в сетях WiFi, за счет привлекательной реализации системы, отлично подходящей для кафе, аэропортов и гостиниц.

По прогнозам компании Motorola, коммутация трафика внутри зданий при помощи точек доступа HSDPA позволит значительно увеличить объемы пересылаемых данных. В настоящее время корпоративный сегмент рынка отличается самым высоким показателем ARPU для мобильных операторов несмотря на то, что лишь малая часть корпоративного трафика речи и данных передается по сотовым сетям. Точки доступа HSDPA будут способствовать расширению уже существующего рынка, обеспечивая удобство работы с одним терминалом, одним счетом и одним оператором. На эту альтернативную стратегию операторы связи не могут не обратить внимания.

Том Квёрк — директор по маркетингу решений для сетей радиодоступа стандартов GSM и UMTS компании Motorola.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями