Операторы стремятся расширить спектр своих предложений за счет широкополосных услуг с добавленной стоимостью. Для того чтобы профессионально управлять новыми услугами, им необходимы современные системы формирования услуг.

Чтобы не только снизить расходы, но быстрее и эффективнее диверсифицировать свои предложения, операторы должны внедрять современные платформы формирования услуг. Проникновение технологии IP в мир телекоммуникаций несет с собой такие общеизвестные преимущества, как единое управление сетью и снижение стоимости коммуникации. Однако, кроме того, IP как среда передачи данных позволяет реализовать множество услуг, когда информация становится доступна клиентам независимо от местоположения и времени — часто с предоставлением интерактивных коммуникационных каналов.

Так, телевизионные программы доставляются посредством кабеля и антенны, телесигнал, передаваемый по IP, — по VDSL, а мобильное телевидение доходит до телефона по DVB-H или DVB-T. Наличие у конечного пользователя свободы в выборе самых разных путей доступа для операторов и провайдеров услуг означает, что теперь они должны предоставлять различные услуги с высочайшим качеством, а потому им необходимы новые, более эффективные решения формирования услуг.

МНОГООБРАЗИЕ УСЛУГ УВЕЛИЧИВАЕТ СЛОЖНОСТЬ

Первочередная задача для сервисных провайдеров, нацеленных на предоставление услуг «тройной игры» в составе высокоскоростного Internet, IP-телефонии, а также IP-телевидения и видео по требованию, заключается в тщательном анализе имеющейся инфраструктуры на ее соответствие новой модели на базе IP и принципиальной возможности поддержки этой модели. Часто оказывается, что сначала необходимо провести миграцию с сетей TDM и АТМ на IP, поскольку полностью конвергентные сети встречаются довольно редко. Одновременно осуществляется переход с централизованной на распределенную сетевую модель.

Если это базовое требование выполнено и сеть готова к поддержке «тройной игры» и IP-телевидения, то можно приступать к формированию сервисных предложений, внедрение которых должно будет обеспечить прирост. Необходимо учитывать, что каждому клиенту следует предоставить достаточную пропускную способность — до 20 Мбит/с. Каналы такой емкости требуются для телевизионных программ с традиционным или более высоким разрешением, для игр и мультимедийных коммуникационных предложений.

Ключом к решению проблемы является независимое от технологии и производителя формирование услуг. Лишь в этом случае становится возможным единое управление разными устройствами и стандартами. Традиционные менеджеры элементов и системы сетевого управления от конкретных производителей позволяют реализовать такое предоставление услуг в лучшем случае лишь условно. Очень часто причина заключается в недооценке при реализации услуг лежащей в ее основе архитектуры OSS. Между тем IP-телевидение требует разнообразных настроек конфигурации в сети DSL и сети агрегации, причем для многих производителей используемых сетевых элементов.

Программное обеспечение формирования услуг должно устанавливаться у конечного пользователя, позволяет строить соединения и виртуальные сети в зависимости от услуги и клиента и быть способно выделять соответствующую пропускную способность. Базовые услуги формируются при этом с помощью таких технологий, как операторский Ethernet и виртуальные частные сети IP. Кроме того, оно обеспечивает нужное качество услуг и, наконец, поддерживает мультимедийный сервер и шлюзы для удовлетворения многообразных требований пользователей, касающихся телевидения высокого разрешения и видеоуслуг (см. Рисунок 1).

Чтобы соответствовать различным требованиям, предъявляемым к формированию услуг «тройной игры» и IP-телевидения, подобный программный пакет должен обеспечивать поддержку нескольких важных этапов, а именно — планирования, разработки и предоставления услуги. Платформа при этом строится таким образом, чтобы ее могли использовать все заинтересованные в ней отделы компании-провайдера. Сюда относятся как сетевая и системная архитектуры, так и управление продуктами и оперативное управление, а также управление предприятием. Тогда менеджер по продукции сможет самостоятельно определять деловые процессы для новых вариантов предложений, чем сэкономит массу времени и сил. Этот подход основан на компонентной архитектуре, где весь технологический процесс активации отдельных услуг реализуют «интеллектуальные» заранее сконфигурированные компоненты, которые можно легко изменять.

На первом этапе — стадии планирования — сетевой архитектор обращается к интегрированной среде разработки, при помощи которой проектируются и тестируются компоненты услуг. Речь при этом может идти о сложных технологических процессах, модулях инвентаризации и интерфейсах для активации услуг «тройной игры» и IP-телевидения. После успешного тестирования компоненты классифицируются, сохраняются в библиотеке и делаются доступными. Благодаря возможности повторного использования компоненты могут вновь задействоваться для предложения различных технологий доступа, базовых услуг IP и собственно услуг с добавленной стоимостью с привлечением соответствующих шлюзов и серверов.

Чтобы на втором этапе составить новые пакеты услуг, менеджеру по продуктам не нужно знать сложную архитектуру многовендорной сети, а также все особенности делового процесса и имеющихся ресурсов. В идеале он всего лишь группирует компоненты в новом контейнере услуги путем простого «перетаскивания» из библиотеки. После чего программное обеспечение автоматически отображает заранее сконфигурированные компоненты, необходимые для успешного предоставления услуги, и рекомендует, к примеру, для видеоуслуги воспользоваться компонентом «широкополосный доступ» с гарантированным качеством услуг.

После сохранения в контейнере всех нужных компонентов и связей между ними новый пакет услуги готов и сохраняется в каталоге продуктов (см. Рисунок 2). С этого момента можно принимать новые заказы. Вместе с услугой VoIP и IP-ТВ клиент теперь выбирает, к примеру, технологию доступа, а также соответствующее устройство для широкополосных и IP-услуг.

Выбор происходит не только на основании информационных и голосовых услуг, но и реально используемой для этого технологии в указанном пользователем регионе, причем в расчет принимаются и сетевые услуги оптовых провайдеров. Некоторые детали, к примеру тип виртуальной частной сети (полносвязная, звездообразная и т. д.), добавляются точно так же, как параметры качества услуг для услуг передачи данных и голоса. В результате сокращается время на получение полной информации о заказе и существенно повышается качество предоставляемых услуг.

После задания деталей заказа клиент отправляет его провайдеру. При помощи шаблонов доставки услуг из каталога продуктов решение автоматически разбивает весь процесс на необходимые компоненты и выполняет соответствующие частные задачи.

Программное обеспечение для формирования услуг управляет, кроме того, динамической коммуникацией с любыми продуктами и услугами третьих производителей: для совместной работы с провайдерами полного спектра услуг или интеграции с другими приложениями, к примеру биллинговыми системами. Клиент может получить информацию о текущем состоянии его заказа в любой момент времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание и эксплуатация услуг «тройной игры» и IP-телевидения довольно сложны и должны учитывать разные среды и профили требований желаемых или используемых приложений. Модульное, интегрируемое и базирующееся на компонентах программное обеспечение формирования услуг предлагает единый подход для решения наиболее часто возникающих проблем. Автомати-зация снижает время формирования услуги для всего процесса — от планирования, проектирования и тестирования до реализации. В случае услуг «тройной игры» и IP-телевидения период подготовки сокращается с нескольких месяцев до недель или даже дней.

Ульрих Молль — менеджер по продажам в Центральной Европе компании Axiom Systems.


? AWi Verlag