населения приходится 140 ученых и специалистов — больше, чем в любой другой стране мира. Не удивительно, что в прошлом году в различных сегментах высоких технологий работали более 2 тыс. начинающих израильских компаний.

Группа RAD, созданная в 1981 г., стала одним из феноменов телекоммуникационного рынка Израиля. Сегодня семья Зисапель, основателей и владельцев RAD, находится на 11-м месте в списке самых богатых семей страны. Зоар Зисапель, председатель совета директоров RAD Data Communications, создал не менее 27 компаний. Оборот его детища, группы RAD, включающей полтора десятка компаний с общей численностью 3500 сотрудников, превысил в прошлом году 700 млн долларов, причем 150 млн долларов — результат деятельности RAD Data Communications, старейшего предприятия группы, отмечающей в этом году свою четвертьвековую годовщину.

Пресс-тур для российских журналистов с посещением штаб-квартиры RAD в Тель-Авиве и производственного комплекса в Иерусалиме был организован уже после выставки «Связь-Экспокомм», где компания представила свои разработки, включая такие новинки, как первая достандартная реализация Ethernet OAM (Operations, Administration and Maintenance), миниатюрный мост Fast Ethernet, новые модели мультисервисных агрегирующих устройств серии ACE для передачи трафика ATM 3G в пакетных сетях и беспроводных мультиплексоров Airmux для передачи трафика E-1/T-1 и Ethernet. Стратегия RAD Data Communications (далее — RAD) состоит в интеграции унаследованных и новых технологий SDH/ATM и Ethernet/IP/MPLS и конвергенции на уровне услуг и доступа. RAD, на предприятиях которой работают около тысячи человек (20% из них — русскоговорящие), выпускает 250 различных продуктов для организации доступа. Такой спектр оборудования позволяет гибко реагировать на требования клиентов, среди которых 60% составляют поставщики услуг.

Продукты RAD объединены в семь основных линеек — решения для доступа по Etnernet, эмуляция каналов (pseudowire), системы сжатия и оптимизации голоса, продукты для организации связи базовых станций сотовых сетей с магистральной сетью оператора (backhaul), мультисервисные платформы доступа и оконечные устройства ATM, устройства доступа для последней мили, причем две последних линейки приносят до 40% оборота. Как отмечают в RAD, в России с ее большими расстояниями передача трафика подчас обходится очень дорого, поэтому системы сжатия голоса окупаются за короткий срок.

Среди наиболее быстро развивающихся направлений — продукты для сотовых операторов. В компании рассчитывают на увеличение их продаж благодаря продолжающемуся развитию рынка сотовой связи 2G и росту потребности в пропускной способности для передачи данных в сетях 2,5G/3G. Новые продукты RAD обеспечивают сосуществование в мобильных сетях базовых станций различных поколений, сжатие голосового трафика и его доставку в магистральную сеть оператора.

Востребованной оказалась и MiRIC — новая серия миниатюрных устройств для передачи трафика Fast Ethernet поверх сетевой инфраструктуры PDH или SDH. Этот компактный мост в форм-факторе SFP размером с мизинец, впервые представленный на CeBIT 2006, можно вставлять в любой слот SFP, в результате операторское оборудование приобретает новые функции — мост LAN, OAM, тэги VLAN, GFP, HDLC, CHDLC. К середине года RAD планирует выпустить аналогичное устройство Gigabit Ethernet. 15% прибыли компания инвестирует в исследования и разработки, в основном концентрируясь на интеграции старых и новых сетевых технологий. Ее решения доступа хорошо дополняют магистральные продукты партнеров — Alcatel, Cisco, Nokia, Lucent, Siemens, Ericsson, Motorola.

По словам Григория Баранова, генерального директора представительства RAD, в компании рассчитывают, что в текущем году объем продаж в России увеличится как минимум на 25%, тогда как планируемый рост мирового оборота составляет 15%. В настоящее время 55% оборудования RAD, поставляемого на российский рынок, приобретают провайдеры и телекоммуникационный сектор, а 45% — корпоративные заказчики. Очень важный сегмент для RAD — системы наземной связи базовых станций мобильных сетей с магистральными коммутаторами. Они составляют 5-10% от общих продаж компании в России, однако в мире эта доля почти вдвое выше. Наряду с рынком сотовой связи в качестве перспективного направления рассматривается участие в российских национальных проектах: например, в организации сетевого доступа для удаленных пунктов (почтовых отделений и школ). Россия занимает третье-четвертое место в обороте RAD, а оборудование компании уже 15 лет присутствует на рынке и известно многим российским потребителям.

Большая часть продукция выпускается в Израиле на роботизированном современном предприятии в Иерусалиме. Малосерийное производство и многочисленные конфигурации делают невыгодным его перенос в страны Юго-Восточной Азии, однако RAD имеет небольшие предприятия в Индии, Китае и Бразилии, обслуживающие местный рынок. Эфраим Вахтель, генеральный директор RAD Data Communications, считает, что, исходя из темпов роста рынка, вполне вероятно, что в ближайшие несколько лет будет введен в строй завод и в России.

Задача RAD — стать крупнейшим мировым игроком на рынке оборудования доступа, считает ее президент. Для этого компания должна расширить спектр продуктов и технологий.