Каждое из перечисленных решений обладает как преимуществами, так и недостатками.

Интересно, что все три компании используют обманчивое понятие «пакет» (Suite). Отсюда следует, что каждая предпочла объединить несколько продуктов вместо последовательного развития одного решения. Это не является недостатком, если удается обеспечить интеграцию между компонентами. Однако такие пакеты изначально таят риск того, что отдельные части плохо интегрированы в общую структуру или не интегрированы вообще, а подход к формированию содержимого сводится исключительно к общей лицензионной модели. Некоторые из упомянутых недостатков можно найти у каждого производителя. Тем не менее упомянутые компании весьма достойно справились с интеграцией в важнейших областях. Кроме того, благодаря ясной стратегии все они способны гарантировать дальнейшее развитие своих продуктов.

Пользователям предлагаются все необходимые функции управления клиентами — от инсталляции операционных систем, развертывания программного обеспечения и инвентаризации до удаленного администрирования систем. Определенные ограничения есть у продукта от Enteo в части управления ресурсами, да и у ZENworks эта функция едва ли выходит за пределы обычной инвентаризации. К тому же никто не позаботился о стандартизованной интеграции с производственно-экономическими приложениями и управлением контрактами.

ENTEO CLIENT COMPLETE SUITE

Многие предприятия вспоминают о компании Enteo лишь в контексте «сетевой поддержки». Флагманским продуктом предприятия раньше был Netinstall. Это решение (в последней версии 5.8) является одним из важнейших компонентов Enteo Client Complete Suite. В пакет входят также Inventory, Operating System Deployment, Reflect для удаленного обслуживания, PC Relocator для распространения изменений на другие системы, Security Patch Deployment и расширенная поддержка потоков операций. Как видим, в области классических функций управления клиентами слабых мест у Enteo по сути нет. Однако реализация новых требований, к примеру привязка инвентаризационных данных к производственно-экономическим системам, отсутствует. Тем не менее продукт обладает высокопроизводительным механизмом обработки потоков операций (см. Рисунок 1) — а это предлагают лишь немногие производители.

Рисунок 1. К преимуществам продукта Enteo относится ориентация на проекты и процессы.

Ориентация на потоки операций заметна уже при инсталляции: администратор должен явным образом указать тестовые системы. Эти функции приобретают все большее значение: аудиторы в ЕС требуют, в частности, наличия четко определенных процессов санкционирования изменений в программном обеспечении — в том числе и в стандартном, включая заплаты. Конечно, соблюдение законодательных норм можно обеспечить при помощи организационных правил. Однако поддержка на системном уровне способствует выполнению правовых предписаний и следованию корпоративной стратегии на основе ИТ.

Хотя каждый из трех производителей утверждает, что в состоянии поддерживать управление жизненным циклом ИТ, Enteo ближе всего подошла к реализации этого утверждения — как в отношении функциональности, так и стратегии развития продукта. При разработке компания последовательно ориентируется на те процессы управления, которые необходимо поддерживать. Enteo претерпела коренные изменения: исторически предприятие отличалось своей технической ориентацией (это все еще заметно по последним версиям продукта). В отличие от подходов Novell и LANdesk инсталляция осуществляется с клиента, а сервер служит лишь в качестве «неинтеллектуального файлового сервера». Некоторые серверные службы, к примеру для тиражирования данных, уже имеются, однако архитектура на основе централизованной базы данных все еще не реализована. Серьезные изменения появятся лишь в шестой версии, выход которой запланирован на 2006 г. Во всяком случае, Enteo имеет очень ясные и вполне убедительные представления о дальнейшем развитии продукта.

Несмотря на сказанное, решение демонстрирует, что очень хороших результатов можно достичь даже с архитектурой, которая по большому счету не соответствует «современному положению дел». Едва ли в управлении клиентами отыщется задача, которую нельзя решить при помощи продукта Enteo. Весьма любопытны, к примеру, интерфейсы для сценариев, благодаря которым администратор легко справится с автоматизацией и адаптацией всех процессов. Производитель отважился на применение собственного языка сценариев. Насколько это разумно, сказать трудно, поскольку использование распространенных языков написания сценариев предоставляет очевидные преимущества. Однако реализация Enteo предлагает широкую функциональность для управления клиентами.

Рисунок 2. Netinstall Manager служит в качестве одного из интерфейсов управления решениями Enteo.

Инсталляция пакета не представляет сложности — как и в случае подавляющего большинства современных решений. Однако множество следующих друг за другом диалоговых окон для первичной конфигурации — безусловно, дело вкуса, поскольку для этого можно было найти и лучшее решение. Впрочем, в качестве варианта конфигурацию нетрудно выполнить и позже — посредством интерфейсов конкретных продуктов, к примеру Netinstall Manager (см. Рисунок 2). Они предлагают весьма разностороннюю функциональность. Так, Netinstall Manager позволяет непосредственно применять функции языка сценариев. Кроме того, Enteo Management Portal функционирует в качестве связующего звена между разными модулями пакета.

Enteo, безусловно, выпускает хотя и не самое интуитивно понятное, но в целом вполне зрелое решение. Уже сегодня оно выглядит достаточно убедительно в основных областях управления клиентами и демонстрирует явные перспективы для дальнейшего развития. Стоимость Client Complete Suite вместе с лицензией на 100 управляемых клиентов составляет 619 евро на лицензию. Цены на инсталляцию для 1000 и более компьютеров рассчитываются производителем по запросу.

LANDESK MANAGEMENT SUITE

Второй продукт — Management Suite 8.6 - был предоставлен компанией LANdesk. Наряду с Management Suite она предлагает также Security Suite. Продукты доступны и по отдельности. Managemet Suite обслуживает весь спектр управления жизненным циклом клиента. Несомненный интерес вызывают дополнительные средства соединения, при помощи которых можно подключать решения системного управления для крупных предприятий, поставляемые HP и IBM Tivoli, а также решения для технической справочной службы от Peregrine и Remedy.

Из стандартных услуг присутствует все необходимое: от инсталляции операционных систем и развертывания программного обеспечения до управления имуществом и мониторинга лицензий. Многие функции доступны не только для Windows, но и для других системных платформ. Так, семейство решений поддерживает Apple Macintosh в качестве целевой платформы; наряду с серверами можно управлять и КПК. Последнее объясняется историей LANdesk: поскольку предприятие долгое время принадлежало компании Intel, оно до сих пор не утеряло эту связь, что отражается и на поддержке технологии активного управления (Active Management Technology, AMT) от Intel.

Рисунок 3. При инсталляции LANdesk Management Suite сначала проверяет условия для установки.

Инсталляция продукта относительно проста, даже при условии, что в крупных структурах необходимо четкое планирование. Центральной системой является главный сервер: с ним взаимодействуют другие системы. Весьма привлекательной и полезной оказалась автоматическая проверка соответствия системным требованиям (см. Рисунок 3). Это предотвращает возникновение ошибок при установке решения. Если администратор одновременно не запускает развертывание операционной системы, то инсталляция завершается быстро. Несколько обременительным оказывается отсутствие выбора поддерживаемых операционных систем: с самого начала модуль требует файлы Windows NT 4.0, хотя многим пользователям они уже совсем не нужны.

Концепция безопасности и интеграция в службы каталогов реализованы очень хорошо — последняя функция относится к числу тех, где отличились все три производителя. Информацию из служб каталогов, к примеру Active Directory, можно импортировать и таким образом управлять процессами развертывания программного обеспечения. Кроме того, с ее помощью обеспечивается управление внутренней безопасностью систем. Недостатки в этой области не удалось выявить ни у одного из приложений.

В качестве преимущества своего продукта LANdesk называет возможность автоматического распределе-ния пакетов по подсетям, промежуточного сохранения на клиентах и дальнейшего эффективного распространения по сети. Это техническое достижение имеет скорее теоретическое значение: целевое управление пропускной способностью и построение инфраструктуры развертывания программного обеспечения на базе серверов с учетом особенностей конкретной сети более рациональны, чем возложение на отдельных клиентов задачи массового развертывания ПО.

Рисунок 4. Интерфейс управления LANdesk, к сожалению, не очень привлекателен.

Самым большим недостатком LANdesk Management Suite является его консоль управления. Несмотря на хорошую интеграцию модулей, консоль не очень удобна в использовании (см. Рисунок 4). Большинство функций администратору приходится вызывать через дополнительные пункты меню или конфигурацию. Никаких особенных сложностей это не вызывает, но конкуренты предлагают и более элегантные решения — взять хотя бы ту же Enteo.

В целом решение LANdesk вполне привлекательно. Особенно полезно оно в том случае, когда предприятию необходимо также управление безопасностью и серверами, поскольку производитель представляет для этого все необходимые функции. Однако LANdesk Management Suite — это инструмент в первую очередь для крупных сетей, обладающий к тому же некоторыми недочетами в области административных потоков операций. Стоимость пакета составляет 85 долларов за лицензию для 100-999 пользователей и 80 долларов для 1000 и более пользователей. Договор технического обслуживания обойдется в 18% от общих расходов на приобретение лицензий.

NOVELL ZENWORKS 7 SUITE

Novell ZENworks 7 Suite появился на рынке недавно. Однако большинство компонентов семейства не так уж ново: коренные изменения претерпел лишь ZENworks Linux Management 7. Кроме того, у ZENworks Desktop Management существует вариант ZENworks Linux Desktop Management. За этим названием скрывается решение, которому уже не требуется сервер Windows или NetWare для управления компьютерами Windows. Но к управлению компьютерами Linux этот модуль не имеет вообще никакого отношения (название, правда, предполагает обратное). В последние месяцы в качестве дополнительного модуля к ZENworks 7 Suite добавился ZENworks Asset Management. Для этого Novell купила производителя Tally Systems. Функции инвентаризации из Asset Management Novell напрямую перенесла в другие продукты, к примеру в Desktop Management, поскольку они значительно производительнее предыдущих реализаций.

Рисунок 5. Высокопроизводительный модуль Patch Management в ZENworks интегрирован не полностью.

Пакет состоит из восьми элементов. Desktop Management служит для управления клиентами Windows. Сюда относятся распространение программного обеспечения, удаленное управление, инвентаризация, а также развертывание операционных систем. Linux Management предлагает функции распространения программного обеспечения для компьютеров и серверов под управлением Linux. Переработанная коренным образом седьмая версия по своей функциональности намного превосходит ранние решения Red Carpet. Слабым звеном является лицензированный компанией Patchlink продукт Patch Management: интеграция этого модуля с остальными практически отсутствует (см. Рисунок 5). За управление серверами в сети отвечает ZENworks Server Management. Весьма неплохо интегрирован в пакет и отдельный модуль для карманных устройств. Кроме того, продукт включает в себя функции для миграции настроек рабочих столов, создания программных пакетов и совместного доступа к данным (см. Рисунок 6).

Для предприятий, нуждающихся в управлении инфраструктурами как Linux, так и Windows, производитель предлагает наиболее широкий спектр продуктов. Однако интеграция управления настольными компьютерами и Linux находится на рудиментарном уровне. Это должно измениться со следующей крупной редакцией. ZENworks 7 Linux Management — первый модуль пакета, где за основу взят новый подход к архитектуре. Большая часть информации сохраняется только в базе данных, в то время как такие компоненты, как ZENworks Desktop Management, практически все хранят в eDirectory. Кроме того, Linux Management уже оснащен новым интерфейсом управления, но в остальном Novell все еще делает ставку на подключаемые модули для Console One на базе Java. Некоторые улучшения в плане интеграции различных элементов и интерфейсов администрирования можно ожидать в следующей версии.

Рисунок 6. ZENworks поддерживает и такие функ-ции, как создание оброзов.

Анализ функциональности отдельных модулей показывает их преимущества и недостатки: хорошее впечатление оставляет последовательная привязка управления клиентами к службе каталогов. Если пользователь, к примеру, переходит в другую административную область, то пакет может автоматически инсталлировать или удалить программное обеспечение. Однако все это функционирует исключительно с eDirectory. На предприятиях, использующих Active Directory, все еще необходимы интеграция и параллельная эксплуатация инфраструктур каталогов. Хотя решение интеграции и существует — Novell Identity Manager (NIM), но оно отличается достаточной сложностью. В таком случае обеспечить более легкую интеграцию смогут еще только разрабатываемые виртуальные службы каталогов.

Не лишены недостатков и некоторые функции, к примеру управление развертыванием программного обеспечения, где нет отработанных подходов для учета доступной пропускной способности в сети. Имеющиеся инструменты администрирования на базе Console One — уже далеко не лучшее решение, однако совсем скоро и здесь ситуация должна измениться. Явные преимущества Novell демонстрирует в области управления конфигурацией, поскольку групповые правила Windows полностью интегрированы в ZENworks Desktop Management. Такой тесной интеграцией не может похвастаться никто другой. По сравнению с решениями LANdesk и Enteo создание инфраструктуры ZENworks заметно сложнее и требует более интенсивного планирования. Тем не менее ZENworks представляет собой хорошее решение — прежде всего для сред Linux и eDirectory. ZENworks Suite стоит 146 долларов за лицензию — как для 100, так и для 1000 управляемых клиентов. Возможны скидки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из трех производителей Enteo более остальных фокусируется на управлении клиентами, даже если у предприятия уже имеется хорошее решение, к примеру, для сред Citrix. Novell и LANdesk исповедуют более широкий подход к системному управлению, хотя и с акцентом на управление серверами или на отличные от Windows операционные системы, в частности Linux. Однако по этой причине оба пакета оказываются сложнее продукта Enteo.

В вопросах выбора направления развития все решения выглядят основательно. У Enteo самая впечатляющая стратегия, где акцент делается на управлении клиентами. С другой стороны, Enteo значительно отстает в плане архитектуры, хотя и находится на верном пути. Кроме того, эта компания отличается явной ориентацией на процессы. Сила и одновременно слабость Novell — тесная связь ее продуктов с eDirectory. Предприятиям без инфраструктуры eDirectory придется затратить дополнительные усилия по интеграции. Однако такое положение вещей скоро должно измениться. LANdesk Suite является наиболее технически сложным решением, но при этом весьма обширным, так что в общем и целом оно выглядит вполне убедительно. Продукт в состоянии продемонстрировать свои сильные стороны прежде всего в сложных, распределенных инфраструктурах.

Каждый производитель предлагает продуманные и надежные решения. Все три в одинаковой мере подходят для крупных сред. Для небольших сетей наиболее «легкое» решение предоставляет Enteo.

Мартин Куппингер — независимый автор. С ним можно связаться по адресу: redaktion@lanline.awi.de.


? AWi Verlag

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями