Аппаратные тонкие клиенты различных производителей мало чем уступают друг другу с точки зрения оснащения и цены. Решающие различия заключаются в гибкости, управляемости, а также качестве обслуживания и поддержки.

С конца 90-х гг. набирает силу тенденция использования вычислений на базе серверов (Server-Based Computing, SBC) с тонкими клиентами (Thin Client, TC) как эффективными и практически не нуждающимися в обслуживании конечными устройствами. К радости пользователей конкурентная борьба между производителями привела к падению цен. Обратной стороной медали, однако, стало то, что устройства различных категорий едва ли отличаются по своей базовой функциональности. С учетом стратегического характера решения о приобретении такого оборудования для предприятия тем важнее рассмотреть все варианты. Речь, в конце концов, идет об основополагающей стандартизации среды рабочих мест и долговременном снижении полной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO) до 50%.

БАЗОВЫЕ СРЕДСТВА

Базовые требования к тонкому клиенту определяются выбором серверной системы, с которой взаимодействуют пользователи. К распространенным телекоммуникационным протоколам для архитектур SBC на базе Citrix, Windows или Linux относятся ICA, RDP и X11, а также X Display Manager Control Protocol (XDMCP) и Secure Shell (SSH). Это базовый набор большинства моделей тонких клиентов. Но, кроме того, может потребоваться поддержка и дополнительнхе протоколов, к примеру для клиентов Tantarella или NX от Nomachine, или эмуляция терминала, как у Ericoms Powerterm. Они позволяют получать доступ и к системам среднего класса, и к унаследованным системам.

Наряду с зависящими от системы средствами соединения важную роль при выборе подходящего тонкого клиента играют и физические особенности. Они определяют, какие подключения будут доступны сегодня и в будущем. Это касается, к примеру, последовательных и параллельных интерфейсов, а также портов для принтеров, PCI, PCMCIA, DVI, USB и т. д.

Наличие у тонких клиентов того или иного встроенного программного обеспечения обусловлено тем, какие программные приложения работают на централизованных серверах приложений. В зависимости от доступной пропускной способности имеет смысл установить на тонкие клиенты наиболее востребованные программы: браузеры или мультимедийное программное обеспечение. Прочие примеры зависимых от приложений компонентов встроенного программного обеспечения — решения передачи голоса по IP и печати, а также клиенты VPN. С применением мультимедиа важное значение приобретает доступная производительность вычислений и графической системы. Существенными факторами являются тактовая частота процессора и имеющаяся графическая карта, а также объем оперативной памяти и особенности видеосистемы тонкого клиента.

Местонахождение устройств также может повлиять на выбор — в зависимости от того, применяются ли тонкие клиенты в локальной сети, в филиале с соединением по DSL или в домашнем офисе с подключением по модему.

В этом случае отдел ИТ должен предусмотреть необходимые протоколы для соответствующего соединения. Затем надо решить, должны ли устройства поддерживать беспроводную сеть или хотя бы иметь возможность расширения для такой поддержки. И всегда следует учитывать аспекты безопасности. Для использования виртуальных частных сетей (Virtual Private Network, VPN) требуется поддержка протоколов TC, к примеру протокола построения туннелей на втором уровне (Layer 2 Tunneling Protocol, L2TP). Кроме того, установка клиентов с устройствами считывания смарт-карт позволяет повысить общий уровень безопасности на предприятии. Так, смарт-карты могут служить электронными пропусками.

ВОПРОС ЦЕНЫ: НАСКОЛЬКО ВЫГОДНЫ ТОНКИЕ КЛИЕНТЫ?

Наряду с высказанными стратегическими соображениями необходимо, конечно, учитывать и соотношение цена/качество. При этом применительно к операционной системе TC действует несколько основных правил: недорогие устройства СЕ предназначены, скорее, для пользователей архитектур на базе Windows без нетипичной периферии. Устройства под управлением XP, напротив, находятся на другом конце ценового спектра. Но с ними не возникает проблем, когда дело касается интеграции ХР-совместимого аппаратного обеспечения. В гетерогенных системных средах присутствуют модели с операционной системой Linux, поскольку она отличается, как правило, лучшими средствами соединения. Устройства Linux поддерживают ICA, равно как и Microsoft RDP, и поэтому они открыты для серверных систем Windows, обеспечивая таким образом хорошую защиту инвестиций.

Стоимость устройств начального уровня на базе CE и Linux составляет уже менее 200 евро. Выбор на основании исключительно объема инвестиций может оказаться слишком недальновидным с точки зрения соотношения цена/качество. Радость по поводу обширного аппаратного и программного оснащения быстро исчезает, если производитель не предлагает должного обслуживания и поддержки. Некоторых производителей тонких клиентов пользователи обвиняют в неправильном понимании сервиса и неадекватной структуре поддержки. И на это следует обратить особое внимание — в идеале навести справки и получить рекомендации у специалистов предприятия со схожим количеством пользователей.

От хорошего послепродажного обслуживания и поддержки при определенных обстоятельствах зависит не только непрерывность бизнеса, но и готовность важных процессов. Производитель или его партнер должен быть всегда на связи и оперативно реагировать на обращения, чтобы не возникало никаких задержек при инсталляции и конфигурации или в случае непредвиденных проблем. Хотя надежность тонких клиентов очень высока, все же стоит заранее поинтересоваться и тем, как производителем осуществляется доставка устройств взамен неисправных. Наиболее простой и быстрый путь — произвести заказ через сайт Web производителя. Кроме того, некоторые поставщики предлагают расширенную гарантию.

Иногда может потребоваться специфическая адаптация программного и аппаратного обеспечении под конкретного пользователя, к примеру, когда нужно поддерживать определенные приложения, периферийные устройства или сетевые модели. Однако необходимые для этого возможности усовершенствования предлагаются далеко не всегда. Качественный сервис подразумевает своевременное предоставление актуальных версий встроенного программного обеспечения и обновление соответствующих административных программ. В идеальном случае производитель размещает их на сайте FTP, при этом за отсутствие прерываний в работе устройств отвечает отказоустойчивый механизм обновления.

ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ ТСО: ПО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

Большую часть экономии производители единодушно относят на счет централизованного управления. Эта базовая функция является общей для всех тонких клиентов, а реальная выгода определяется качеством и производительностью программного обеспечения для управления. Порой поставщики пытаются извлечь из этой не всегда очевидной связи дополнительную прибыль: некоторые увеличивают стоимость лицензий, начиная с определенного количества пользователей, или оснащают поставляемые устройства ограниченными базовыми версиями решения управления. Такие скрытые издержки необходимо выявить в самом начале. Пользователь должен требовать, чтобы программное обеспечение для администрирования быстро инсталлировалось, включало в себя все важные функции и бесплатные обновления. В соответствии с основными требованиями безопасности устройство должно защищать передачу данных при помощи шифрования SSL. Это особенно важно, когда управление должно охватывать и филиалы.

Настоящий потенциал экономии выявляется начиная со 100 тонких клиентов. Независимо от количества все они должны администрироваться удаленно с любого места.

В идеальном случае это справедливо также для конфигурации и управления различными функциями программного обеспечения и коммуникационными настройками, среди которых — браузер, мультимедийный проигрыватель, сеансы Java Web, клиенты передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP) и записи DNS.

Возможность управления на основе свободно определяемых групповых профилей упрощает администрирование. Отдельные профили должны назначаться путем операции «перетащить и оставить». Таким образом, все оборудование одной группы или отдельные удаленные устройства конфигурируются всего за несколько этапов. Функция зеркалирования сеансов удаленных клиентов позволяет дополнительно оптимизировать поддержку.

Те, кто придает большое значение защите инвестиций, должны обратить внимание на независимость решения управления от платформы. Для этого подходит, к примеру, консоль управления Java с централизованной базой данных SQL. Последняя содержит все настройки тонких клиентов и групповые профили. Администраторы получают исчерпывающий обзор состояния клиентов и в случае необходимости могут просмотреть индивидуальную конфигурацию.

ПОИСК РЕШЕНИЯ НЕ ПРОСТ

С учетом множества предложений тонких клиентов, на первый взгляд очень похожих, выбор оптимального решения может оказаться довольно сложной задачей. Для этого придется основательно проанализировать текущие и будущие потребности в свете индивидуальной стратегии ИТ. Главным критерием оценки должно оставаться достигаемое снижение стоимости администрирования. Лишь таким образом можно оптимально использовать потенциал экономии вычислений на основе серверов. Немалая роль отводится удаленному управлению, возможности адаптации программного и аппаратного обеспечения под специфические требования заказчиков, защите инвестиций за счет непрерывного обновления встроенного программного обеспечения, а также высокому качеству обслуживания и поддержки.

Дирк Дордельманн — менеджер по продукции в регионе ЕМЕА, Эрхард Бейнке — менеджер по продажам в ЕМЕА компании Igel. С ними можно связаться по адресу: http://www.igel.de.


? AWi Verlag

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями