IP-телефония стала первым массовым сервисом IP, однако в настоящее время происходит более глубокая перестройка телекоммуникаций.

«...Если развивается что-то одно, то изменяется и все, что находится вокруг».

Пауло Коэльо, « Алхимик»

В конце ноября в подмосковном Виноградово состоялась юбилейная, десятая конференция по IP-телефонии, организуемая компаниями CompTek и CTI. Начинавшийся с небольшого семинара, этот форум позволяет получить представление об основных тенденциях развития данного сегмента в нашей стране и собирает теперь несколько сотен профессионалов, делегированных сюда производителями оборудования и ПО, операторами связи и провайдерами, поставщиками услуг и контента.

Десять лет назад основной темой дискуссий была компьютерная телефония, уже через год к ней добавилась корпоративная IP-телефония, а еще через пару лет — Internet-телефония. На рубеже тысячелетия активно обсуждались вопросы транзита и терминирования голосового трафика, «карточного» бизнеса. Дальнейшее совершенствование технологий привлекло интерес к внедрению и использованию сначала сигнальных коммутаторов (Softswitch), а затем пограничных контроллеров соединений (Session Border Controller, SBC), к применению платформ VoIP для развертывания различных абонентских услуг.

Широкое внедрение протокола установления и завершения мультимедийных сеансов связи (Session Initiation Protocol, SIP) способствовало дополнению IP-телефонии разнообразными сервисными возможностями, интеграции со службами Internet, системами автоматизации бизнес-процессов и управления бизнесом. Голосовые сеансы стали дополняться мультимедийными (голос, видео, текст, совместная работа над приложениями). Отрасль прошла путь от карточной IP-телефонии к тому, что сегодня называют «IP-коммуникации». Они, в свою очередь, обусловили появление новых моделей бизнеса, в том числе основанных на интеллектуальных сетях, интеграции мобильных и фиксированных сетей связи (Fixed Mobile Convergence, FMC). В этом контексте речь идет уже о комбинации сервисов на основе семейства протоколов IP как единой технологической платформы и сети Internet как глобальной коммуникационной среды.

В приветствии Мининформсвязи к участникам форума было отмечено, что происходящая реконструкция мировой и отечественной телекоммуникационной отрасли связана с конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ); переосмыслением сложившихся базовых понятий и моделей; интеграцией технологических цепочек и систем, бизнес-процессов внутри компаний и между игроками рынка; стандартизацией технологий и способов взаимодействия. Все это нашло отражение в тематике форума. Обсуждавшиеся на нем вопросы выходили далеко за рамки IP-телефонии и VoIP и охватывали концепции мультисервисных сетей, новые возможности операторов сетей IP, услуги на базе протокола SIP, ключевые преимущества IP Multimedia Subsystem (IMS), эволюцию сетей TDM и NGN, решения на основе NGN, мультимедийные контакт-центры, интеллектуальные информационные сети, универсальные коммуникации, инфраструктуру и предоставление услуг Triple Play.

Даже традиционные для форума темы сигнальных коммутаторов, платформ VoIP, биллинговых систем, шлюзов, контакт-центров и IP-УАТС получили новое звучание. Так, производители решений Softwitch рассматривают возможности их интеграции в IMS — подсистему IP-мультимедиа для создания единой конвергентной коммуникационной инфраструктуры, на базе которой операторы могли бы предоставлять приложения, функционирующие в разных сетевых средах (см. статью автора «Диалектика переходного периода» в августовском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2005 г.). Контакт-центры строятся на базе протокола SIP и интегрируются в системы управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM). Гибкие платформы VoIP позволяют операторам реализовать различные контентные услуги — голосовой чат, знакомства, голосовые открытки и др. Биллинговые системы превращаются в системы автоматизированного управления и расчетов с возможностями поддержки межоператорских расчетов. SBC используются для унификации регионального трафика и приобретают интегрирующую роль, способствуя конвергенции сетей и созданию единой операторской инфраструктуры с роумингом и унификацией услуг.

Вместо продажи трафика IP-телефонии операторы стремятся предоставлять услуги для привлечения заинтересованных в них пользователей. Для этого приходится создавать инфраструктуру, на базе которой можно было бы реализовать удобную для потребителей модель коммуникаций. Значительное внимание в этой связи уделяется новым моделям операторского бизнеса, а изменения в его структуре уже в недалеком будущем могут привести к новому распределению ролей в данном сегменте.

Как отмечает Аркадий Кремер, председатель исполкома Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ), VoIP и его реализация в рамках стандарта SIP представляют собой базис для эволюции — от сетей связи через архитектуру IMS к мультимедийным услугам с добавлением к сеансу дополнительных медиа-потоков (видеофрагментов, совместной работы с документами и т. д.). Несомненным признаком смены концептуальной модели, постановки и решения задач в этой сфере служит реально происходящий в сетевой архитектуре процесс отделения логики и содержания услуг от логики передачи информации. При этом голосовые услуги превращаются из основного продукта телекоммуникаций в одно из многих приложений, работающих поверх IP.

Вопросы внедрения новых прибыльных приложений и услуг, выстраивания специально создаваемых для них моделей бизнеса приобретают первостепенное значение. Как отмечали участники, на форуме обсуждались не столько вопросы построения сетей, сколько сервисы и удобство их использования. Большое внимание уделялось видеосервисам и реальным проектам внедрения таких услуг, как IPTV. У операторов постепенно складывается более четкое представление о том, как нужно строить сети для оказания подобных услуг и продвигать их.

Михаил Грачев, директор Nortel по корпоративным продажам, считает, что одна из наиболее актуальных тем для России — развитие инфраструктуры (широкополосного и беспроводного доступа для стимулирования появления новых сервисов), сервиса (внедрение контакт-центров и систем IVR), контента и приложений («наполнение» коммуникационной среды). Опираясь на данные мировых опросов, к ключевым преимуществам IP-коммуникаций он отнес мобильность и гибкость (68%), новые мультимедийные приложения (38%), снижение расходов операторов (35%).

Изменения происходят и на корпоративном рынке. По словам Георгия Санадзе, руководителя группы предпродажной подготовки московского представительства Avaya, предыдущее пятилетие можно охарактеризовать как период построения инфраструктуры современного предприятия, в результате чего была подготовлена почва к внедрению современных технологий VoIP. Если ранее и заказчика, и производителя волновали вопросы транспорта по IP, то сегодня на первый план выходит развертывание бизнес-приложений — их выбор и эффективное использование в стандартной инфраструктуре на базе SIP. Начинается период конкурентной борьбы открытых приложений на основе стандартных аппаратных платформ.

IP-УАТС превращаются в комплексные коммуникационные платформы, поддерживающие традиционную телефонную связь, передачу голоса поверх IP, обмен данными по сетям и беспроводную среду WLAN. Рынок требует обеспечить взаимодействие между бизнес-приложениями и сервисами телефонии. Добиться конвергенции на уровне приложений позволяет SIP: различные типы взаимодействия, включая голос, видео, Instant Messaging (IM), совместную работу с документами, можно реализовать как интегрированное решение с единой средой передачи.

Клайв Соукинс, директор Cisco Systems по маркетингу IP-коммуникаций на европейских и развивающихся рынках, также считает, что сеть должна рассматриваться прежде всего как инфраструктура для работы приложений. Будущие тенденции — конвергенция коммуникаций и телекоммуникационных приложений, повышение надежности и совместимости приложений, широкий выбор средств совместной работы. Новой сетевой инфраструктурой станут интеллектуальные информационные сети (Intelligent Information Network, IIN) — иными словами, сети и приложения будут функционировать как одна интегрированная система.

Согласно данным, полученным Cisco от Sage Research, более 70% пользователей считают высокую мобильность наиболее важным преимуществом, благодаря ей корпоративным заказчикам удается ежегодно сэкономить до 28 рабочих дней в расчете на одного сотрудника.

В числе других преимуществ — повышение продуктивности работы (как удаленной, так и офисной) и упрощенное управление оборудованием. За последнюю пару лет в мире преодолен определенный рубеж: корпоративные заказчики и операторы проявляют все больший интерес к IP-коммуникациям. По данным IDC, в 2006 г. 50% всего мирового трафика будет передаваться по сетям IP, а аналитики Yankee Group отмечают, что от 15 до 20% европейских компаний уже перешли к использованию VoIP и еще 40% предполагают это сделать в ближайшие год-два.

О неизбежном прогрессе в отрасли телекоммуникаций говорят уже как минимум лет пять, однако лишь сейчас эти процессы становятся явственно заметными. Изменения коснулись даже таких базовых понятий, как «связь», «оператор», «сеть», а «позвонить» теперь можно с помощью самых разных аппаратных и программных средств — их наберется около десятка. Игорь Масленников, генеральный директор компании CTI, назвал происходящие в отрасли процессы «сдвиг парадигмы», и это словосочетание стало своего рода девизом конференции (см. статью автора «Смена парадигмы телекоммуникаций» в этом номере «Журнала сетевых решений/LAN»).

РОССИЯ: МИГРАЦИЯ К IP

Как отметил Константин Анкилов, аналитик компании iKS Consulting, повышение роли IP-коммуникаций проявляется в целом ряде факторов. Прежде всего, это увеличение доли услуг, изначально основанных на технологиях IP, включая услуги передачи данных и доступа в Internet, а также услуг, альтернативных традиционным (IP-телефония, IP Centrex). Кроме того, об этом свидетельствуют новые предложения: унифицированный обмен сообщениями, управление вызовами и др. Следствием становятся увеличение доли оборудования для передачи голоса с поддержкой IP и сокращение рынка традиционной дальней связи в реальных ценах.

Отечественный рынок местной связи растет примерно теми же темпами, что и рынок фиксированной — на 22% в год (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Темпы роста сегментов телекоммуникационного рынка в России (по данным iKS-Consulting).

Рынок дальней связи увеличивается гораздо более низкими темпами — на 5-10% в год. К 2008 г. до таких же показателей может снизиться и рост рынка мобильной связи (в 2005 г. он составил около 33-35%), поскольку этот сегмент близок к насыщению. За счет развития услуг передачи данных, доступа в Internet, IP-телефонии опережающими темпами растет документальная связь. Так, рынок услуг доступа в Internet вырос в 2005 г.

на 55%, а услуг IP-телефонии — на 45%. К 2008 г. доля документальной связи увеличится с 17 до 27%, и ее распространение будет стимулировать популяризация новых услуг на базе IP, однако пока вытеснения традиционных голосовых услуг не ожидается, хотя VoIP оказывает заметное влияние на рынок дальней связи. Впрочем, если в мире на долю VoIP приходится 22% рынка дальней связи, то в России этот показатель составляет всего 10%, а в Москве — 18%, считают в iKS Consulting.

В большинстве регионов доля трафика IP-телефонии не превышает 5% трафика дальней связи. Дальнейшему росту этого сегмента будет, в частности, способствовать передача по сетям IP трафика мобильной телефонии.

В России действуют более 700 активных провайдеров IP-телефонии. По словам Константина Анкилова, пример «Зебры Те-леком», крупнейшего оператора IP-телефонии, достаточно типичен: такая же структура доходов (IP-телефония — 75%, услуги доступа в Internet — 20% и местная связь — 5%) повторяется в меньших масштабах и у региональных компаний, однако из-за технологических, финансовых и кадровых ограничений они обычно не имеют возможности предоставлять корпоративным клиентам другие базовые и дополнительные услуги высокого уровня, спрос на которые к тому же пока не очевиден. По прогнозам iKS Consulting, движение к VoIP в России будет выражаться в распространении конвергентных систем — станут расти как доля оборудования с одновременной поддержкой IP и TDM, так и число предложений с целыми пакетами услуг, где IP-телефония не всегда выделима.

Рисунок 2. Прогноз роста числа абонентов конвергентных, мобильных и фиксированных сетей (по данным Frost & Sullivan).

По прогнозам Frost & Sullivan, быстрое увеличение количества пользователей конвергентных услуг ожидается и в Европе (см. Рисунок 2). По мнению Оливье Нерсента, главного исполнительного директора NetCentrex, одним из вариантов модернизации телефонных сетей для внедрения новых услуг является замена телефонных коммутаторов TDM Класса 5 стандартными платформами IP. В качестве перспективных услуг для корпоративных клиентов в NetCentrex выделяют услуги IP Centrex с развитыми функциями коммутатора Класса 5, услуги Micro Centrex для малого бизнеса, VoIP VPN для территориально распределенных предприятий, предоставление разнообразных услуг голосовой почты, IVR, передачи видео. Их развитие потребует поэтапного подхода, решения вопросов качества, управления сетями и услугами.

По словам Георгия Санадзе, «движение к IP» в России довольно заметно, хотя и происходит не очень быстро. Об этом процессе можно судить по числу проданных портов. Например, за год Avaya увеличила продажи портов IP с 14 до 32%. На нынешнем этапе лидируют по популярности цифровые системы телефонии, однако по-прежнему 51% продаж этого производителя приходится на аналоговые порты. По данным iKS Consulting, доля гибридных УАТС в 2005 г. выросла всего на 2%, а предприятия с традиционными УАТС пользуются «карточной» или контрактной IP-телефонией. Несмотря на все разговоры о VoIP, российские компании не готовы отказываться от TDM и продолжают покупать традиционное телефонное оборудование. Доля «чистых» IP-УАТС составляет всего 1% (см. Рисунок 3). Такие решения обычно выбирают лишь те компании или бизнес-центры, где сеть строится с нуля. Применение технологии VoIP в корпоративном сегменте подходит для определенного вида бизнеса, заключают в iKS Consulting. Подчас даже поставщики и системные интеграторы не могут точно оценить выгоды внедрения IP-УАТС.

Рисунок 3. Сегментация российского рынка УАТС (по данным iKS Consulting).

Да и в мире количество рабочих мест в корпоративном сегменте, оснащенных портами IP для передачи голоса, растет значительно медленнее, чем прогнозировалось. Если пять лет назад ожидалось, что в 2005 г. число рабочих мест, оснащенных портами TDM и IP, станет одинаковым, то реальная картина оказалась иной — портов TDM в этом сегменте пока в несколько раз больше.

Георгий Санадзе считает, что в ближайшие пять лет в центре внимания окажутся бизнес-приложения, охватывающие электронную почту, IP-телефонию, средства коллективной работы; они будут активно внедряться и стандартизироваться. Еще одна тенденция — поддержка мобильных пользователей.

В решениях Avaya и Nortel мобильный телефон фактически выполняет функции офисного. Три слабо связанных ранее «мира» — бизнес-приложения, корпоративная телефония и мобильная телефония — начинают постепенно объединяться в единую коммуникационную среду, хотя масштабы и сроки этих изменений гораздо скромнее, чем видится многим экспертам.

ОТ СТРОИТЕЛЬСТВА СЕТЕЙ К РАЗВИТИЮ УСЛУГ

На операторском рынке преобладающей услугой остается «карточная» телефония, однако доля ее будет уменьшаться, а возрастание конкуренции среди операторов и снижение ARPU должно стимулировать внедрение новых моделей бизнеса. По словам Германа Мызовского, ведущего специалиста «Тарио Комьюникейшнс», в Москве карточные платформы уже стали убыточны. Такая же картина наблюдается в регионах, и здесь прибыль от традиционных услуг падает. Константин Скоробогатов, менеджер проекта компании MERA System, отмечает, что в области транзита голосового трафика борьба идет за доли процента. В результате конкуренция смещается от ценовых войн за минуты телефонного трафика в сферу услуг, сложных схем их организации, продуманного маркетинга. Андрей Кондаков, директор по развитию компании «Зенон Н.С.П.», выделяет снижение доходности по традиционным видам услуг провайдеров, включая пропуск трафика и хостинг, при невысокой востребованности новых услуг и увеличении доли бесплатных сервисов (электронная почта и др.).

Как считает Ярослав Городецкий, менеджер Alcatel по маркетингу и продажам профессиональных услуг, в ближайшем будущем цены на широкополосный доступ могут приблизиться к порогу рентабельности, как это уже произошло с мобильной связью. Бурное развитие дополнительных услуг в сетях мобильной связи дает основания предполагать, что рынок приложений и контента для фиксированных сетей будет расти так же быстро. Кроме того, вероятно, появятся приложения, использующие преимущества как фиксированной, так и мобильной связи (FMC).

От конкуренции на уровне сетевых инфраструктур рынок переходит к конкуренции по услугам, причем если ранее услуги были тесно привязаны к базовому сетевому оборудованию, то теперь появились примеры их отделения от телекоммуникационной среды (см. Рисунок 4), отмечают в «ТрансТелеКоме». Следствием становятся перераспределение ролей между игроками рынка и изменение модели бизнеса. Телекоммуникационные операторы могут либо сами оказывать дополнительные услуги пользователям (IPTV, VoIP, платный контент и др.) либо уступать этот бизнес Internet-компаниям. По мнению Ярослава Городецкого, преимущества операторов состоят в налаженных взаимоотношениях с клиентами и возможности предоставления доступа к услугам через телеприставки (STB), чем обеспечивается охват населения, не пользующегося Internet (а это около 85%). Однако при этом требуется быстро реагировать на изменения, внедряя новые виды услуг в кратчайшие сроки. В противном случае уже через один-два года окажется, что компании работают на пределе рентабельности и предоставляют лишь транспортную инфраструктуру для доставки услуг и контента Internet-компаниям.

Как считает Алексей Рокотян, старший вице-президент «ТрансТеле Кома», нынешняя модель бизнеса, в которую вовлечены магистральные, локальные, специализированные операторы и поставщики контента, к 2008-2010 гг. сменится новой, охватывающей операторов инфраструктуры (магистральной сети и сети доступа), поставщиков услуг, предоставляющих пользователям весь пакет услуг, и операторов-интеграторов, отвечающих за оборудование (см. Рисунок 5). Такая модель телекоммуникаций с постепенным расслоением на инфраструктурную (network provider) и сервисную (service provider) части способна достаточно быстро изменить картину отрасли (см. Рисунок 6). Будущее IP-коммуникаций — это множество разных операторов и услуг, в предоставлении которых операторы могут и не участвовать.

В бизнес-моделях на телекоммуникационном рынке намечаются и другие изменения. По мнению Ярослава Городецкого, доля поставок оборудования в расходах и доходах телекоммуникационных операторов станет снижаться, бизнес-процессы эксплуатации сетей вследствие усложнения архитектуры все чаще будут передаваться на аутсорсинг, операторы станут охотнее прибегать к консультационным услугам и услугам технического аудита. Грань между производителями оборудования и интеграторами начнет стираться. Поставщики решений будут предлагать операторам оборудование и услуги по его внедрению и обслуживанию (см. Рисунок 7), получая большую часть прибыли за счет услуг — аутсорсинга, аудита, консалтинга и интеграции.

В «Зенон» среди новых тенденций выделяют расширение вариантов доступа, «самоуправление» услугами, интеграцию операторских систем с информационной инфраструктурой клиента. Корпоративные сети становятся виртуальными, наложенными на сети операторов. В этих условиях операторы превращаются в интеграторов услуг для пользователей или их поставщиков. Таким образом, одна из главных задач операторского бизнеса — серьезная работа по интеграции. Операторам приходится решать системные задачи, разрабатывать стратегии межоператорской интеграции и формировать новые схемы отношений с пользователями для предложения интегрированных инфокоммуникационных услуг, поддержки бизнес-процессов клиентов, внедрения корпоративных приложений, современных средств обмена видео- и голосовой информации в реальном времени.

Участникам российского рынка связи — регуляторам, операторам связи, поставщикам информационных услуг — по мере развития конкуренции придется кардинальным образом менять свои бизнес-модели и подходы, заключает Алексей Рокотян.

НОВЫЕ МОДЕЛИ БИЗНЕСА

Заметным отличием 10-й конференции стал активный интерес ее участников к бизнес-моделям в сфере инфокоммуникаций и организационным схемам предоставления услуг, а также практическим примерам успешного ведения бизнеса. Характерно, что на нынешнем форуме обсуждались, как правило, не технологические проблемы, а способы работы в меняющихся условиях — именно эти доклады собирали полный зал.

По словам Михаила Монастыр-ского, директора компании «Цифро-вые Телефонные Сети» (г. Ростов-на-Дону), до недавнего времени деятельность регионального оператора состояла в оказании услуг местной телефонной связи, междугородной и зоновой связи, IP-телефонии, доступа в Internet, предложении дополнительных и информационных услуг, а также системной интеграции. Нынешний этап характеризуется снижением темпов роста абонентской базы в связи с завершением процесса телефонизации и увеличением капитальных затрат из-за удорожания материалов, рабочей силы, стоимости прокладки линий связи, увеличения расходов на пропуск телефонного трафика и поддержания СОРМ, справочных служб, систем сопровождения абонентов, усложнения тарификации и биллинга из-за ввода нескольких схем оплаты (что может даже «повременку» сделать невыгодной для оператора). Вместе с тем, абоненты проявляют низкую активность в использовании дополнительных услуг.

В ЦТС пытаются найти выход из ситуации за счет привлечения сельских абонентов и более полного использования местной инфраструктуры. Последнее предусматривает, в частности, предоставление новых телефонных номеров через IAD/ADSL. Такой вариант экономии на медной инфраструктуре выделяют и в NetCentrex. Вместо дорогостоящей прокладки новых медных линий на стороне оператора устанавливают мультиплексор xDSL, а ближе к клиентам — шлюз xDSL или IAD, при этом голосовые услуги подаются по лучшим из имеющихся медных пар. ЦТС добивается экономии на каналах зоновой связи благодаря применению технологии TDMoIP, предлагает услуги видеотелефонии и доступа по сетям электропитания (PLC), активно продвигает ADSL, организует зоны Wi-Fi, создает собственные условно-бесплатные ресурсы (игровые порталы, файл-обменные серверы), оказывает услуги цифровых АТС и различные голосовые услуги (аудиокниги, голосовой чат), осуществляет аутсорсинг голосовых сервисов. Корпоративным клиентам доступны различные услуги интеллектуальной платформы (например, единый номер). На основе собственной волоконно-оптической сети протяженностью около 300 км (оптика доводится до комплекса зданий) компания развивает сеть кабельного телевидения, намереваясь предлагать «видео по запросу» (VoD). Услуги телефонии планируется транспортировать через домовые сети, поскольку во многих местах прокладка дополнительных телефонных линий осложнена. Таким образом, ЦТС вторгается в несвойственные телефонной компании области бизнеса — домашние сети, радиодоступ, PLC.

Интерактивные услуги — конференции, чаты, игровые серверы — способствуют привлечению пользовательской аудитории. Как отмечает Герман Мызовский, с образованием «критической массы» пользователей работоспособные модели бизнеса рождаются сами собой. Коммуникативная среда стимулирует появление новых возможностей. Владимир Кузнецов, директор по развитию МИНИР, рассказал о том, как можно делать серьезный бизнес на «несерьезном» контентном голосовом сервисе — знакомствах, голосовых чатах, «живых» журналах (аналог блога в Internet), анекдотах, голосовых открытках. Эти услуги предлагаются обычно сотовыми операторами, но компания планирует охватить ими и владельцев стационарных телефонов. МИНИР получает доход за коммутацию посредством своей платформы IP (на базе Intel Dialogic) от оператора, предоставляющего платные услуги пользователям. Подобные услуги на базе данной платформы продает и ряд других компаний.

Сегодня IP-телефония фактически стала базовой услугой, и хотя возможности экстенсивного роста рынка еще не исчерпаны, операторы и поставщики решений должны быть готовы к стимулированию спроса на дополнительные услуги IP, такие, как IP Centrex или Hosted PBX (когда IP-УАТС находится у оператора). Как отмечают в CTI, корпоративные клиенты могут в результате отказаться от непрофильного телефонного хозяйства (достаточно иметь только IP-телефоны) и переложить эту обузу на оператора, за разумные деньги пользуясь многофункциональными голосовыми услугами с возможностью внедрения новых приложений, в том числе видео, IM и услуг присутствия. Они хорошо подходят для малых компаний, довольствующихся ограниченным набором голосовых сервисов и не имеющих средств, опыта и времени для самостоятельного развертывания систем IP-телефонии. Услуги Hosted PBX обычно предоставляются более крупным заказчикам и предусматривают дополнительную функциональность.

Илья Федорушкин, директор по продажам мультисервисных услуг «РТКомм.РУ», считает, что Centrex открывает широкое поле деятельности для операторов. Сигнальный коммутатор BroadWorks (Softswitch Class 5) от Broadsoft позволяет с помощью «виртуальных УАТС» предоставлять корпоративным клиентам с соответствующим терминальным оборудованием набор наиболее востребованных голосовых услуг (Voice Centrex). Они реализуются на базе единого оборудования и ПО на стороне оператора. Коммуникации между офисом клиента и оператором осуществляется по IP VPN, а выход в ТфОП — через шлюзы VoIP. В числе предлагаемых услуг — управление сообщениями, автосекретарь, персональный пакет мобильных услуг (personal mobility), группа обработки вызовов (hunt group), центр обработки вызовов (Call Center). Сокращение затрат на приобретаемое клиентом оборудование составляет 50-70%, при этом он получает все базовые голосовые услуги телефонии, а также дополнительные (Call Center, голосовую почту, интеллектуальную переадресацию вызова и т. д.). Однако в России все это решение не слишком востребовано, поскольку все еще слабо распространен широкополосный доступ, велико недоверие к технологии и аутсорсингу, а потребительский рынок информирован недостаточно. Кроме того, при длительном сроке эксплуатации разница между затратами на TDM и IP Centrex будет не столь впечатляющей.

IPTV — ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Во всем мире стоимость широкополосных подключений падает, а их количество растет. В некоторых регионах рынок широкополосного доступа приближается к насыщению. Это означает переход на новый уровень конкуренции, когда бороться за клиента можно, лишь развивая новые услуги, отмечают в CTI. Основным фактором внедрения широкополосного доступа (см. Рисунок 8) являются дополнительные сервисы, считает Михаил Грачев. Основой так называемых услуг Triple Play (голос, данные, видео) считается Metro Ethernet, благодаря низкой стоимости и высокой надежности такой сети. Между тем в России речь идет скорее не о Triple Play, а об отдельно предоставляемых услугах. По мнению Павла Реброва, менеджера CTI по развитию бизнеса, самая ценная услуга Triple Play — видео. На сегодня преодолены многие проблемы приобретения контента IPTV, однако остаются проблемы с качеством услуг (QoS) и согласованием оборудования, а также множество других технологических вопросов.

Рисунок 8. Число пользователей широкополосного доступа в России (по прогнозам CTI).

IPTV требует серьезного подхода к качеству услуг. Пользователи всегда будут сравнивать эту систему вещания с традиционной. Сеть «видео поверх» IP строится из компонентов разных производителей, а нагрузка, создаваемая телевизионными сервисами, отличается от нагрузки VoIP или передачи данных, из-за чего возникают специфические ошибки. Существующие средства мониторинга сетей IP не учитывают соответствующие особенности (постоянная высокая загрузка канала, многоадресная рассылка UDP, высокая чувствительность к потерям пакетов и задержкам).

По прогнозам Dittberner As-sociates, в 2013 г. число абонентов IPTV по всему миру превысит 50 млн.

В прошлом году их насчитывалось всего 2 млн. Оборот рынка IPTV вырастет с 30 до 336 млн долларов. Согласно оценкам CTI, в России число пользователей IPTV увеличится к 2010 г. с 12 до 600 тыс. По данным мониторинга ЦНИИС, крупнейшими проектами IPTV в России являются «СтримТВ» (4 тыс. абонентов) и ЮТК-ЦНТ (2,5 тыс. абонентов). В «СтримТВ» цифровые видеопотоки передаются поверх пакетных сетей IP в формате MPEG2 (MPEG2 over IP) на скорости 4,7 Мбит/с. Для операторов технология IPTV стала одним из факторов повышения собственной конкурентоспособности, привлечения новых клиентов и удержания существующих. Даже если услуга передачи видео сама по себе не приносит прибыли, именно она делает привлекательной весь пакет услуг. Кроме того, благодаря высокому потенциалу роста (в отличие от голосовых услуг и Internet), IPTV значительно повышает капитализацию провайдера, считает Александр Рыбин, начальник отдела бизнес-планирования и инвестиций компании «Система Масс-Медиа», входящей в «Систему Телеком» и развивающей проект «СтримТВ».

Видео — ключевая, но дорогая услуга в пакете Triple Play. По словам Павла Реброва, при аудитории около 5 тыс. человек капитальные затраты на внедрение IPTV составляют 350 долларов на пользователя, а при 50 тыс. — 200 долларов. Операционные затраты (персонал, стоимость контента) — 13-20 долларов на абонента. По данным CTI, если с каждого ежемесячно удастся собирать приблизительно по 35 долларов, то услуга IPTV окупится за один-два года. Для России это довольно дорого, однако даже при низкой абонентской плате сервис сопровождается рядом дополнительных платных услуг. В «СтримТВ» — это радиоканалы, «виртуальный кинозал» (меню со списком фильмов, за просмотр которых выставляется отдельный счет), игровой портал, расширенные пакеты телеканалов. В дополнение могут предоставляться услуги электронной коммерции, «удаленный видеомагнитофон», различные интерактивные сервисы. Интерактивность — самое сильное средство удержания клиента. Ведь чтобы покрыть убытки от ухода одного клиента, нужно привлечь четырех новых, поэтому операторы и внедряют IPTV.

Практически все крупные и средние операторы широкополосного доступа в Московском регионе хотели бы предлагать услуги IPTV, однако, по мнению Александра Рыбина, даже в Москве лишь немногие провайдеры в состоянии сделать это, а тем более охватить своим сервисом всю территорию города. Что касается регионов, то здесь лишь 7% населения готовы платить за телевидение, поэтому серьезная проблема — сделать услугу действительно привлекательной. В CTI полагают, что добиться желаемого можно за счет местных и частных телепередач, чатов, рейтингов, опросов, видеовызовов, видеоконференций, личного видео, создания сообществ пользователей (клубы по интересам, форумы, блоги). Как видим, сервис существенно отличается от трансляции ТВ и требует иного подхода к формированию услуг. По мнению Ярослава Городецкого, одним из приложений, способных придать стимул развитию рынка, может стать «персональное ТВ» — многопользовательские видеоприложения, видеотелефония и видеосайты.

В CTI считают, что популярность IPTV (см. Рисунок 9) предопределяет общая тенденция в сторону развития IP-коммуникаций, рост количества широкополосных подключений по IP и необходимость «заполнять» их сервисами, борьба за ARPU, зрелость технологий IP, позволяющих обеспечивать требуемую пропускную способность, надежность и QoS. Услуги IPTV имеют как плюсы, так и минусы, такие, как высокая стоимость контента и сложность управления бизнесом, для успешного развития которого необходима массовая аудитория. Рынки платного ТВ и широкополосного доступа в Москве пока недостаточно развиты по сравнению с Европой, однако многие провайдеры намерены развивать соответствующие услуги. Наибольшую активность проявляют альтернативные операторы. В результате, по данным «Системы Масс-Медиа», за первые пять месяцев 2005 г. уровень проникновения платного ТВ вырос в Москве с 0,6 до 5%, а широкополосного доступа — с 8 до 14%. В компании ожидают, что к 2011 г. эти показатели составят, соответственно, 50 и 39%. Оптимальной точки зрения операционной модели в компании считают ADSL, что позволяет быстро набрать пользовательскую аудиторию, задействовав уже имеющуюся инфраструктуру, однако наиболее перспективный вариант — оптические сети (FTTH).

Такую сеть строит «Корбина Телеком» сеть, в которой волокно доводится до здания. К началу января к домашним выделенным каналам «Корбины» было подключено более 28 тыс. московских абонентов. Окончание основного строительства сети доступа запланировано на ноябрь 2006 г. К этому моменту количество абонентов должно превышать 180 тыс., через два года планируется иметь уже 500 тыс. абонентов широкополосного доступа. В отличие от медной инфраструктуры, оптическая сеть доступа позволяет предоставлять услуги HDTV. Сегодня заявленное среднее ARPU у «Корбины» превышает 20 долларов, а в число услуг входит и IPTV.

Операторы уже переходят от технологической конкуренции к конкуренции услуг, при этом неизбежны ценовая борьба и падение ARPU. Стремясь удержать клиента, компании будут дифференцироваться по контенту, интерактивности, качеству обслуживания. Первостепенным фактором станет не технология, а способность предложить как можно большее количество услуг с высокой добавленной стоимостью.

Не исключено, что при реализации модели Triple Play телекоммуникационные (провайдеры инфраструктуры) и телевизионные (поставщики контента) операторы разделят свои функции. В перспективе в эту модель будут вовлечены и операторы мобильных сетей. Вполне возможно и появление виртуальных операторов, занимающихся привлечением/удержанием клиентов, закупкой контента, управлением платформой. В перспективе модель Triple Play дополнится интерактивным контентом и мобильной связью, полагает Александр Рыбин, превратившись в Multiplay, тем самым этот рынок может повторить судьбу рынка мобильной связи. Будущие направления — увеличение скорости доставки контента, мобильность пользователей, «индивидуализация» контента, доставка на разные устройства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если раньше основное внимание на форуме уделялось структуре сетей, технологиям межоператорского взаимодействия, то теперь в центре внимания — сервисы и приложения, удобство их использования. Однако происходящие в отрасли процессы достаточно противоречивы, и обсуждаемые на конференциях темы нередко далеки от реалий бизнеса и пользовательского спроса. Как заметил Андрей Веселов, генеральный директор компании «ХитТелеком», технологии ушли в большой отрыв от нужд пользователей, а возможности инфокоммуникационной инфраструктуры превышают потребности бизнеса. Существующий набор сервисов позволяет адаптировать их практически под любые запросы, однако реально востребованным оказывается лишь незначительный процент услуг. Рынок потребления новых телекоммуникационных услуг в России не сформирован. Молодым динамичным компаниям только предстоит развивать их, верно угадывая тенденции спроса.

По мнению Ярослава Городецкого, вряд ли в ближайшее время появится приложение, способное кардинально изменить ситуацию в отрасли. Будущее IP-коммуникаций определяют потребности предприятий и пользователей. Существующие пробелы в унификации средств доставки сообщений и интеграции различных видов коммуникаций начнут постепенно устраняться. Насущной необходимостью становится безопасность коммуникационных систем, а средства коммуникации интегрируются с бизнес-процессами и приложениями. Важными тенденциями минувшего года стали развитие бесплатных сервисов как модель бизнеса, смещение акцентов на услуги, интеграция Web, электронной почты, IM, голосовых решений и CRM в единое целое. Перспективные направления — применение интегрированных инструментов VoIP и CRM (систем взаимодействия с клиентами), использование технологии VoIP для создания информационно-справочных служб и центров обработки вызовов.

Нередко для формирования клиентской базы и продвижения пакетов услуг весьма эффективно применяются бесплатные службы. Как показывают примеры лидеров рынка, клиентская база компаний, у которых нет сетевой инфраструктуры, обладает не меньшей ценностью, чем клиентская база операторов инфраструктурных сетей. Крупные инвестиции при переходе к сервисам бесплатных приложений, контента или услуг не вписываются в привычные модели мышления владельцев сетевой инфраструктуры и «продавцов минут» трафика. Довольно скромная программа Skype привела к существенным сдвигам в представлении о бизнесе и телефонии в целом, способах реализации услуг. Однако сами по себе эти модели не новы — для любой развивающейся Internet-компании привлечение аудитории путем создания сообщества пользователей вокруг своих сервисов и контента всегда было первоочередной задачей. Просто со времен бума Internet мало кто смог решить ее столь же успешно, а то, что это было сделано на основе VoIP, действительно уникально.

Отрасль развивается в направлении универсальных коммуникаций, объединяющих передачу голоса, данных и видео в одном устройстве или программе. Внимание потребителей переносится на комплекс инфокоммуникационных услуг — голос, видео, услуги присутствия, средства совместной работы. Для операторов это означает переход от продажи телефонных каналов и минут трафика к продаже пакетов услуг, включающих голосовые приложения, считают в CTI. Однако модель бизнеса и распределение ролей в цепочке потребления услуг могут существенно поменяться.

На юбилейной конференции не выступали с докладами представители крупнейших российских операторов IP-телефонии — компаний «Зебра Телеком», «Манго Телеком», «Центральный Телеграф», «Матрикс Телеком», «Арктел», — что, очевидно, было не случайным. Возможно, не все участники рынка разделяют мнение организаторов форума о происходящих «сдвигах парадигмы» в IP-коммуникациях. Между тем, хотя разговор о переходе с услуг дальней связи на широкий набор сервисов начался еще лет семь назад, именно сейчас наступил период внедрения новых, прибыльных для операторов и привлекательных для пользователей сервисов.

Сегодня большое внимание уделяется мобильности, разработке приложений, использующих преимущества мобильных и фиксированных сетей связи (FMC), гибким возможностям подключения к корпоративной среде. По мнению Михаила Грачева, рынок находится на пороге лавинообразного роста новых услуг. По словам Игоря Масленникова, со временем форум будет становиться все в меньшей степени конференцией по IP-телефонии, и все больше — конференцией по IP-коммуникациям и сервисам. Вероятно, в 2006 г. наибольший интерес вызовет тема интеграции мобильных сетей и сетей фиксированной связи, где уже началась реальная конвергенция. Это же относится к видео и сервисам, где оно присутствует в том или ином виде. Симптоматично, что на другом ежегодном отраслевом форуме, конференции Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ), акцент также смещается к IP-сервисам.

Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями