20% и превысил 4 млрд долларов, то в России оборот увеличился на 30%, причем более половины пришлось на крупные проекты с прямым сопровождением. По данным Avaya, наиболее успешными оказались поставки решений для операторских центров (где компания лидирует), кроме того, в ушедшем году начались инсталляции контакт-центра для среднего бизнеса Avaya Contact Center Express. В несколько раз увеличились продажи Avaya IP Office: за прошедший год в России установлено 50 тыс. портов для малого и среднего бизнеса. Продажи аналоговых портов сокращаются — с 71% в 2004 г. до 52% в 2005 г., а в крупных проектах заметен рост доли портов IP (с 13 до 16%), хотя эти темпы заметно отстают от характерных для европейских стран. В целом компания продала уже 7 млн портов IP по всему миру.

Avaya меняет свою стратегию, нацеливаясь на рынок коммуникационных бизнес-приложений (программные продукты и сервис). Ожидается, что в 2006 г. объем этого рынка достигнет 30 млрд долларов. Среди тенденций корпоративной телефонии в компании отмечают выравнивание технологических возможностей производителей в области аппаратной части, стандартизацию и переход к открытым стандартам, растущую аппаратную независимость телекоммуникационных приложений при их более тесной интеграции с интеллектуальными системами управления предприятиями. В результате происходит смещение акцентов с поставки аппаратных решений для корпоративной инфраструктуры в сторону ПО.

Компания стремится усилить свои позиции за счет приобретений. Покупка Tenovis, крупного европейского поставщика систем связи и сервисов масштаба предприятия, позволила ей заметно увеличить долю рынка и клиентскую базу. В русле новой стратегии она приобрела Spectel — производителя решений для голосовых конференций, и Mincat Networks — разработчика ПО для IP-коммуникаций.

Стремясь стать одним из лидеров рынка ПО телекоммуникационных приложений, Avaya ориентируется на протокол SIP и поддержку аппаратных платформ разных поставщиков, что представляется эффектным тактическим ходом. Сегодня разработка ПО — несомненно, прибыльнее производства телекоммуникационного оборудования, однако стандартизация в области голосовых коммуникаций продолжается, процессы конвергенции фиксированной и мобильной связи идут все активнее, а рынок программного обеспечения консолидируется, так что работа в этих условиях потребует от компании серьезных усилий и создания стратегических альянсов. Кроме того, в аналогичных сегментах успешно действуют такие крупные производители, как Alcatel и Siemens.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями