Оборудование и услуги, предлагаемые внешними компаниями, могут заметно упростить восстановление принадлежащих предприятию информационных ресурсов. Однако на пути к полному аутсорсингу необходимо пройти несколько этапов, где должны быть максимально учтены требования заказчика. Инфраструктура резервного вычислительного центра должна соответствовать жестким критериям качества.

Обес?пе?че?ние от?ка?зо?ус?той?чи?во?с?ти и го?тов?но?с?ти дан?ных и при?ло?же?ний в сре?де ИТ пред?по?ла?га?ет обес?пе?че?ние раз?лич?ных тех?ни?че?с?ких ус?ло?вий и стан?дар?тов бе?зо?пас?но?с?ти. Вос?ста?нов?ле?ние по?сле ка?та?ст?роф иг?ра?ет ре?ша?ю?щую роль, ког?да в слу?чае от?ка?за не?об?хо?дим уже го?то?вый про?цесс, как, на?при?мер, для бы?с?т?ро?го вос?ста?нов?ле?ния важ?ных для пред?при?я?тия дан?ных. Все?объ?ем?лю?щая кон?цеп?ция, вклю?ча?ю?щая их кон?сер?ва?цию и ре?кон?ст?рук?цию ап?па?рат?но?го и про?грамм?но?го обес?пе?че?ния, тре?бу?ет уп?рав?ле?ния не?пре?рыв?но?с?тью биз?не?са.

При этом цель оче?вид?на: по?сто?ян?ный уро?вень вы?со?кой го?тов?но?с?ти ин?фра?ст?рук?ту?ры ИТ при вы?со?кой про?из?во?ди?тель?но?с?ти, что спра?вед?ли?во как для соб?ст?вен?ных вы?чис?ли?тель?ных цен?т?ров, так и для аут?сор?син?га или спе?ци?а?ли?зи?ро?ван?ных ре?зерв?ных ре?ше?ний. Об?щие ус?ло?вия вы?со?кой го?тов?но?с?ти скла?ды?ва?ют?ся из фи?зи?че?с?ких, тех?ни?че?с?ких, пер?со?наль?ных и свя?зан?ных с бе?зо?пас?но?с?тью ком?по?нен?тов. Для пред?при?я?тий, ко?то?рые из-за сво?их раз?ме?ров или осо?бен?но?с?тей биз?не?са не мо?гут иметь соб?ст?вен?ный про?фес?си?о?наль?ный вы?чис?ли?тель?ный центр, аут?сор?синг ста?но?вит?ся ре?аль?ной аль?тер?на?ти?вой. Ос?но?ва?ни?ем для та?ко?го стра?те?ги?че?с?ко?го ре?ше?ния яв?ля?ет?ся по?вы?ше?ние ка?че?ст?ва и уров?ня бе?зо?пас?но?с?ти — на?ря?ду с ча?с?тым пер?во?на?чаль?ным стрем?ле?ни?ем к эко?но?мии средств. Все боль?шее зна?че?ние при?да?ет?ся гиб?ко?с?ти, т. е. адап?тив?но?с?ти уп?рав?ле?ния и ре?сур?сов. Пер?вые пред?ло?же?ния про?дук?тов и ус?луг «ИТ по тре?бо?ва?нию» уже по?яви?лись на рын?ке, при?чем рас?че?ты вы?пол?ня?ют?ся в за?ви?си?мо?с?ти от ис?поль?зо?ва?ния. Уп?рав?ле?ние про?ис?хо?дит в ви?де Appliance Computing, при ко?то?ром раз?лич?ные при?ло?же?ния со?по?с?тав?ля?ют?ся с не?об?хо?ди?мы?ми ком?по?нен?та?ми ИТ, на?при?мер с про?из?во?ди?тель?но?с?тью сер?ве?ра или со?еди?не?ния.

Ти?пич?ное тех?ни?че?с?кое ос?на?ще?ние вы?чис?ли?тель?но?го цен?т?ра, от?ве?ча?ю?ще?го са?мым стро?гим тре?бо?ва?ни?ям, долж?но со?от?вет?ст?во?вать ря?ду обя?за?тель?ных ус?ло?вий. Из?бы?точ?ное под?клю?че?ние вы?чис?ли?тель?но?го цен?т?ра к Internet или к оп?ре?де?лен?но?му кли?ент?ско?му офи?су по?сред?ст?вом оп?ти?че?с?ко?го во?лок?на или мед?но?го ка?бе?ля аб?со?лют?но не?об?хо?ди?мо для обес?пе?че?ния го?тов?но?с?ти се?ти. В иде?аль?ном слу?чае за?клю?ча?ют?ся до?го?во?ры с не?сколь?ки?ми опе?ра?то?ра?ми, что?бы при от?ка?зе мож?но бы?ло опе?ра?тив?но вос?поль?зо?вать?ся аль?тер?на?тив?ным со?еди?не?ни?ем. Ввод в зда?ние дол?жен осу?ще?ств?лять?ся как ми?ни?мум в двух раз?лич?ных ме?с?тах. Кро?ме то?го, тех?ни?че?с?кое ос?на?ще?ние вы?чис?ли?тель?но?го цен?т?ра при?зва?но обес?пе?чи?вать бе?зот?каз?ную ра?бо?ту си?с?тем. Речь идет о под?клю?че?нии к двум транс?фор?ма?тор?ным под?стан?ци?ям ме?ст?ной эле?к?т?ро?се?ти, из?бы?точ?ной по?да?че ава?рий?но?го то?ка не ме?нее чем от двух ге?не?ра?то?ров и о пи?та?нии обо?ру?до?ва?ния по двум раз?дель?ным кон?ту?рам.

Еще од?ним кри?тич?ным фак?то?ром яв?ля?ет?ся про?клад?ка про?вод?ки по раз?дель?ным трас?сам и раз?ным мар?ш?ру?там: ес?ли из?бы?точ?ные ка?бе?ли про?кла?ды?ва?ют?ся ря?дом, ве?лик риск од?но?вре?мен?но?го их по?вреж?де?ния или раз?ру?ше?ния по?сле какого-ли?бо про?ис?ше?ст?вия. Вы?соко?про?из?во?ди?тель?ная, вы?пол?нен?ная с со?от?вет?ст?ву?ю?щим за?па?сом мощ?но?с?ти, си?с?те?ма кли?ма?ти?за?ции обес?пе?чи?ва?ет над?ле?жа?щее ох?лаж?де?ние. Пре?вен?тив?ные ме?ры по?жар?ной бе?зо?пас?но?с?ти, си?с?те?ма ран?не?го опо?ве?ще?ния о воз?го?ра?нии, а так?же ав?то?ма?ти?че?с?кая си?с?те?ма по?жа?ро?ту?ше?ния ми?ни?ми?зи?ру?ют воз?мож?ный ущерб. Не?об?хо?ди?мо об?ра?щать вни?ма?ние на ос?на?ще?ние цен?т?ра ща?дя?щи?ми тех?но?ло?ги?я?ми по?жа?ро?ту?ше?ния вме?с?то сприн?к?лер?ных ус?та?но?вок, на ис?поль?зо?ва?ние си?с?тем с при?ме?не?ни?ем азо?та под вы?со?ким дав?ле?ни?ем. Про?вод?ка не долж?на со?дер?жать га?ло?ге?нов, что?бы в про?цес?се го?ре?ния не воз?ни?ка?ло опас?ных ток?си?нов.

ПО?СТО?ЯН?НЫЙ МО?НИ?ТО?РИНГ СИ?С?ТЕ?МЫ И СЕ?ТИ
Ри?су?нок 1. Ин?фра?ст?рук?ту?ра вы?чис?ли?тель?но?го цен?т?ра не?мыс?ли?ма без си?с?тем мо?ни?то?рин?га и сиг?на?ли?за?ции.

По?сто?ян?ный мо?ни?то?ринг очень ва?жен (см. Рисунок 1), при?чем его следует по?ру?ча?ть толь?ко ква?ли?фи?ци?ро?ван?но?му пер?со?на?лу. Со?об?ще?ния об ошиб?ках необходимо не толь?ко ре?ги?с?т?ри?ро?вать, но и до?ку?мен?ти?ро?вать, что?бы к ним мож?но бы?ло вер?нуть?ся. Пи?ки на?груз?ки в се?ти или в худ?шем слу?чае от?каз сер?ве?ра долж?ны вы?яв?лять?ся ав?то?ма?ти?че?с?кой си?с?те?мой уп?рав?ле?ния се?тью. Ин?тел?лек?ту?аль?ное рас?пре?де?ле?ние по?то?ков дан?ных и уве?ли?че?ние про?из?во?ди?тель?но?с?ти в со?от?вет?ст?вии с по?треб?но?с?тя?ми поз?во?ля?ют обес?пе?чить бес?пре?пят?ст?вен?ную пе?ре?да?чу дан?ных.

Ри?су?нок 2. При по?мо?щи муль?ти?плек?со?ров и оп?ти?че?с?ко?го во?лок?на мож?но по?ст?ро?ить ка?нал для со?еди?не?ния с за?пас?ным сер?ве?ром про?тя?жен?но?с?тью до 80 км.
БРАНД?МА?У?Э?РЫ И ЗА?ЩИ?ТА ПРО?ТИВ ВИ?РУ?СОВ

Си?с?те?мы бе?зо?пас?но?с?ти, на?при?мер бранд?ма?у?э?ры и системы об?на?ру?же?ния втор?же?ний, ог?раж?да?ют вну?т?рен?нюю кор?по?ра?тив?ную сеть от атак че?рез Internet. Про?грамм?ные сред?ст?ва за?щи?ты от ви?ру?сов сле?дят за тра?фи?ком дан?ных, вы?яв?ляя и уда?ляя за?ра?жен?ные фай?лы. На?ря?ду с при?ме?не?ни?ем про?грамм?но-тех?ни?че?с?ких средств за?щи?та си?с?тем и дан?ных от зло?на?ме?рен?но?го до?сту?па тре?бу?ет при?ня?тия фи?зи?че?с?ких мер пре?до?сто?рож?но?с?ти. Обо?ру?до?ва?ние не?об?хо?ди?мо за?щи?щать при по?мо?щи си?с?те?мы кон?тро?ля до?пу?с?ка с ау?тен?ти?фи?ка?ци?ей пер?со?на?ла (на?при?мер, по?сред?ст?вом би?о?ме?т?ри?че?с?ких ус?т?ройств).

Бе?зо?пас?ная экс?плу?а?та?ция тре?бу?ет на?ли?чия ква?ли?фи?ци?ро?ван?ных спе?ци?а?ли?с?тов, го?то?вых не?мед?лен?но при?быть по вы?зо?ву, для чего, в частности, необходим мо?ни?то?ринг ин?фра?ст?рук?ту?ры вы?чис?ли?тель?но?го цен?т?ра по?сред?ст?вом си?с?те?мы уп?рав?ле?ния и за?щи?ты зда?ния, ко?то?рая по?даст сиг?нал тре?во?ги по?сле от?ка?за кли?ма?ти?че?с?кой ус?та?нов?ки и т. д. Под?держ?ку пер?во?го или вто?ро?го уров?ня долж?ны круг?ло?су?точ?но обес?пе?чи?вать вы?езд?ные сер?вис?ные служ?бы, воз?мож?но ра?бо?та?ю?щие в ре?жи?ме уда?лен?но?го до?сту?па.

Ри?су?нок 3. В слу?чае со?еди?не?ния по?сред?ст?вом АТМ и IP ог?ра?ни?че?ния по рас?сто?я?нию сни?ма?ют?ся.

Ес?ли во внеш?нем вы?чис?ли?тель?ном цен?т?ре про?вай?де?ра ус?луг при?ня?ты все ука?зан?ные тех?ни?че?с?кие и за?щит?ные ме?ры, то характеристики уров?ня бе?зо?пас?но?с?ти для каж?до?го кли?ен?та мо?гут за?дать?ся ин?ди?ви?ду?аль?но. Кон?троль за ка?че?ст?вом ус?луг (Quality of Service, QoS) осу?ще?ств?ля?ет?ся при по?мо?щи со?гла?ше?ний об уров?не сер?ви?са (Service Level Agreement, SLA). Они де?таль?но до?ку?мен?ти?ру?ют свой?ст?ва, уро?вень до?сту?па, про?из?во?ди?тель?ность, а так?же ком?пе?тен?цию и от?вет?ст?вен?ность.

Ре?зерв?ные ре?ше?ния всту?па?ют в дей?ст?вие при от?ка?зе. Дан?ные ко?пи?ру?ют?ся на до?пол?ни?тель?ный но?си?тель — как пра?ви?ло, на лен?ты — или пу?тем зер?каль?но?го ко?пи?ро?ва?ния не?мед?лен?но дуб?ли?ру?ют?ся в другое место. Обыч?но при вос?ста?нов?ле?нии по?сле ка?та?ст?роф при?ме?ня?ют сле?ду?ю?щие тех?но?ло?гии:

  • резервное копирование/восстановление - это традиционный метод защиты данных, когда информация с первичной дисковой системы переписывается на ленты, чтобы в случае необходимости ее можно было переписать обратно на диски;
  • снимок памяти - моментальные копии данных переписываются на жесткий диск. Таким образом, технология снимка не требует остановки приложений для проведения резервного копирования - пресловутое окно резервного копирования может оставаться закрытым;
  • восстановление с нуля - операционная система и резервные данные после отказа системы инициализируются заново. Процессы восстановления запускаются максимально оперативно с диска, ленты или по сети;
  • тиражирование - метод, называемый также асинхронным зеркалированием, предусматривает создание двух идентичных копий данных;
  • зеркалирование - две копии данных сохраняются одновременно в двух местах, обычно на дисках (сдвоенный диск под управлением RAID 1). Для операций восстановления пригодны оба.

При ре?зерв?ном ко?пи?ро?ва?нии за?щи?та дан?ных ва?рь?и?ру?ет?ся в за?ви?си?мо?с?ти от ох?ва?та. В слу?чае «пол?но?го ре?зерв?но?го ко?пи?ро?ва?ния» все дан?ные или все со?дер?жи?мое сер?ве?ра ко?пи?ру?ют?ся пол?но?стью, т. е. со?хра?ня?ют?ся до?пол?ни?тель?но. На его ос?но?ве осу?ще?ств?ля?ет?ся «диф?фе?рен?ци?аль?ное ре?зерв?ное ко?пи?ро?ва?ние» — со?зда?ет?ся ко?пия из?ме?не?ний с мо?мен?та по?след?не?го пол?но?го ре?зерв?но?го ко?пи?ро?ва?ния. Воз?мож?на еще од?на фор?ма, ког?да со?хра?ня?ют?ся лишь из?ме?не?ния по от?но?ше?нию к по?след?ней ре?зерв?ной ко?пии. Пред?ва?ри?тель?ное со?хра?не?ние дан?ных в соответствии с раз?лич?ны?ми ме?то?да?ми и сту?пе?ня?ми бе?зо?пас?но?с?ти пред?став?ля?ет со?бой ба?зу для ре?ше?ний ре?зерв?но?го ко?пи?ро?ва?ния. Уте?рян?ные дан?ные при по?мо?щи этих ре?сур?сов мож?но бы?с?т?ро вос?ста?но?вить. Ины?ми сло?ва?ми, мно?же?ст?во дан?ных си?с?те?ма ре?кон?ст?ру?и?ру?ет в со?от?вет?ст?вии с кон?цеп?ци?ей Restore/Recovery. Ес?ли за?щи?та дан?ных или при?ло?же?ний пре?ду?с?ма?т?ри?ва?ет па?рал?лель?ное зер?ка?ли?ро?ва?ние в дру?гой вы?чис?ли?тель?ный центр, то это ре?ше?ние вос?ста?нов?ле?ния по?сле ка?та?ст?ро?фы ра?бо?та?ет без за?держ?ки по вре?ме?ни.

ПРО?ВАЙ?ДЕ?РЫ УС?ЛУГ ВЦ ПРЕД?ЛА?ГА?ЮТ АДАП?ТИ?РО?ВАН?НЫЕ ПРО?ДУК?ТЫ
Ри?су?нок 4. Вид вы?чис?ли?тель?но?го цен?т?ра Ixeurope.

Для та?ких слу?ча?ев у про?вай?де?ров ус?луг ВЦ име?ют?ся спе?ци?аль?ные про?дук?ты. В ре?ше?нии IBM I-Series Backup от Ixeurope оп?ре?де?лен?ные при?ло?же?ния ре?а?ли?зу?ют?ся в ка?че?ст?ве ре?зер?ва во внеш?нем вы?чис?ли?тель?ном цен?т?ре. Из?бы?точ?ная си?с?тем?ная кон?фи?гу?ра?ция AS/400-820-9406 (CPW 1035/35) вклю?ча?ет в се?бя опе?ра?тив?ную па?мять объ?е?мом 1 Гбайт, же?ст?кий диск ем?ко?с?тью 100 Гбайт, лен?точ?ный на?ко?пи?тель Ultrium LTO 2, ин?тер?фейс 10/100 Ethernet, си?с?тем?ный прин?тер и два ра?бо?чих ме?с?та для ад?ми?ни?с?т?ра?то?ров. Дозвон про?ис?хо?дит че?рез ISDN. Ус?лу?ги ава?рий?ной служ?бы пре?до?став?ля?ют?ся круг?ло?су?точ?но.

Вос?ста?нов?ле?ние по?сле ка?та?ст?роф с из?бы?точ?ной ин?фра?ст?рук?ту?рой ИТ из ап?па?рат?но?го и про?грамм?но?го обес?пе?че?ния — сле?ду?ю?щая сту?пень, к ко?то?рой при?бе?га?ют для защиты от (ча?с?тич?ного) от?ка?за ин?фра?ст?рук?ту?ры, к при?ме?ру из-за пре?ры?ва?ния по?да?чи пи?та?ния, ви?рус?ных атак, са?бо?та?жа или че?ло?ве?че?с?ких оши?бок. Как пра?ви?ло, пред?при?я?тия из со?об?ра?же?ний бе?зо?пас?но?с?ти раз?вер?ты?ва?ют ВЦ и вто?рич?ный сайт, ко?то?рый фи?зи?че?с?ки мо?жет быть рас?по?ло?жен у опе?ра?то?ра внеш?не?го вы?чис?ли?тель?но?го цен?т?ра и об?ла?дать из?бы?точ?ной ин?фра?ст?рук?ту?рой ИТ.

Ес?ли обыч?ная по?всед?нев?ная де?я?тельность пре?ры?ва?ет?ся из-за от?ка?за си?с?те?мы, то мож?но ис?поль?зо?вать ре?зерв?ные ра?бо?чие ме?с?та на вто?рой пло?щад?ке. Из?бы?точ?ная ин?фра?ст?рук?ту?ра — ап?па?рат?ное и про?грамм?ное обес?пе?че?ние пред?при?я?тия — дуб?ли?ру?ет имеющуюся, что?бы к пре?рван?ной ра?бо?те мож?но бы?ло не?мед?лен?но при?сту?пить в дру?гом ме?с?те. В за?ви?си?мо?с?ти от го?тов?но?с?ти пред?ла?га?е?мый па?кет де?лит?ся на три уров?ня (cold, warm, hot site), раз?ли?ча?ю?щи?е?ся лишь сро?ком, за ко?то?рый ин?фра?ст?рук?ту?ра вво?дит?ся в строй.

Ри?су?нок 5. Ме?ры пре?до?сто?рож?но?с?ти в ре?зерв?ном цен?т?ре долж?ны удов?ле?тво?рять тем же тре?бо?ва?ни?ям, что и в пер?вич?ном.

Ба?зо?вый про?дукт (cold) обес?пе?чи?ва?ет ми?ни?маль?ную ин?фра?ст?рук?ту?ру, в слу?чае не?об?хо?ди?мо?с?ти она раз?вер?ты?ва?ет?ся в те?че?ние двух дней. Так на?зы?ва?е?мый уда?лен?ный сайт не рас?по?ла?га?ет специ?аль?ным ап?па?рат?ным обес?пе?че?ни?ем. Все, что име?ет?ся, — ба?зо?вый сер?вер и под?клю?че?ние вы?чис?ли?тель?но?го цен?т?ра к не?сколь?ким опе?ра?то?рам. Ап?па?рат?ное обес?пе?че?ние при?об?ре?та?ет?ся за?но?во или до?став?ля?ет?ся в вы?чис?ли?тель?ный центр и ус?та?нав?ли?ва?ет?ся там. На ре?зерв?ном ра?бо?чем ме?с?те долж?ны иметь?ся про?вод?ка для ло?каль?ной се?ти, пер?со?наль?ный ком?пью?тер, пись?мен?ный стол и те?ле?фон. Вос?ста?нов?ле?ние дан?ных воз?мож?но с по?след?ней ре?зерв?ной ко?пии.

У сле?ду?ю?ще?го па?ке?та, от?ве?ча?ю?ще?го бо?лее вы?со?ким тре?бо?ва?ни?ям (warm), уда?лен?ная си?с?те?ма вклю?ча?ет в се?бя иден?тич?ное ап?па?рат?ное обес?пе?че?ние. Вос?ста?нов?ле?ние про?ис?хо?дит с по?след?ней ре?зерв?ной ко?пии. Па?рал?лель?но с вну?т?рен?ним кор?по?ра?тив?ным вы?чис?ли?тель?ным цен?т?ром кли?ен?ту пре?до?став?ля?ет?ся бы?с?т?ро кон?фи?гу?ри?ру?е?мый внеш?ний вы?чис?ли?тель?ный центр для вос?ста?нов?ле?ния по?сле ка?та?ст?роф. Ввод в экс?плу?а?та?цию ава?рий?ных ра?бо?чих мест вы?пол?ня?ет?ся в те?че?ние 4—24 ч. В слу?чае тре?ть?ей фор?мы (hot) вся де?я?тель?ность пе?ре?во?дит?ся на вто?рич?ную си?с?те?му без за?держ?ки бла?го?да?ря из?бы?точ?ной ин?фра?ст?рук?ту?ре. Ка?кую из форм кли?ент вы?бе?рет, за?ви?сит, ко?неч?но, от ин?ди?ви?ду?аль?ных по?треб?но?с?тей. Важ?ную роль иг?ра?ют, не?со?мнен?но, фи?нан?со?вые со?об?ра?же?ния.

ЗА?КЛЮ?ЧЕ?НИЕ

При про?фес?си?о?наль?ном уп?рав?ле?нии не?пре?рыв?но?с?тью биз?не?са раз?лич?ные опи?сан?ные ком?по?нен?ты при?вле?ка?ют?ся для уче?та фак?ти?че?с?ко?го со?сто?я?ния ин?фра?ст?рук?ту?ры ИТ и пла?ни?ро?ва?ния на слу?чай ава?рии. Этот кон?цеп?ту?аль?ный под?ход ба?зи?ру?ет?ся на пред?во?с?хи?ще?нии ава?рий?ных си?ту?а?ций, при?чем учи?ты?вать?ся долж?ны все воз?мож?ные фак?то?ры ри?с?ка и все ас?пек?ты вы?пол?не?ния раз?лич?ных ра?бо?чих про?цес?сов. На ос?но?ве ин?ди?ви?ду?аль?ных осо?бен?но?с?тей и спе?ци?а?ли?за?ции оп?ре?де?ля?ют?ся от?вет?ст?вен?ность и об?раз дей?ст?вий. При этом про?бле?мой, тре?бу?ю?щей ско?рей?ше?го ре?ше?ния, яв?ля?ет?ся тре?бо?ва?ние бес?пре?рыв?но?го функ?ци?о?ни?ро?ва?ния важ?ных де?ло?вых про?цес?сов. Стра?те?ги?че?с?кие, ор?га?ни?за?ци?он?ные и тех?ни?че?с?кие ме?ро?при?я?тия сле?ду?ет за?ра?нее пла?ни?ро?вать и про?ве?рять, по?сле че?го они вклю?ча?ют?ся в ава?рий?ную ин?фра?ст?рук?ту?ру. Пла?ни?ро?ва?ние опе?ра?тив?но?го уп?рав?ле?ния и уп?рав?ле?ния ри?с?ка?ми ИТ долж?но ох?ва?ты?вать аль?тер?на?тив?ные пло?ща?ди, из?бы?точ?ную ин?фра?ст?рук?ту?ру, пла?ны раз?вер?ты?ва?ния, спи?с?ки не?об?хо?ди?мых те?ле?фо?нов и ор?га?ни?за?ций, ре?ко?мен?до?ван?ные дей?ст?вия, при?ори?те?ты, уп?рав?ле?ние и ин?вен?тар?ные спи?с?ки.

То?мас Апель — тех?ни?че?с?кий ди?рек?тор не?мец?кой ком?па?нии Ixeurope. С ним мож?но свя?зать?ся по ад?ре?су: jos@lanline.awi.de.


? AWi Verlag