Становление и развитие рынка ИБП на протяжении последних 10-15 лет происходили в контексте развития всей информационной отрасли с поправкой на российскую специфику.

Даже в стабильных в отношении электроснабжения регионах РФ его качество зачастую оставляет желать лучшего. Между тем отклонение параметров сетей электросвязи от установленных норм (стандартные требования определяются в ГОСТ 13109-97) ведет к проблемам и серьезным убыткам предприятий различных отраслей экономики, чья деятельность все более зависит от функционирования информационных систем.

Объекты, для защиты которых предназначены агрегаты бесперебойного энергоснабжения, можно условно разделить на три основные категории: системы электронной обработки данных, автоматические линии производственных процессов общего назначения и системы автоматического управления критическими процессами. По данным аналитической компании Frost & Sullivan, примерно девять из десяти выпускаемых систем бесперебойного питания спроектированы для массового использования в сфере информационных технологий. Основное их назначение — защита подключенных к компьютерной сети устройств от нарушений в работе электросети. Поэтому темпы и тенденции развития ИТ непосредственным образом влияют на состояние дел в этой области.

Среди агрегатов бесперебойного питания различают источники бесперебойного питания переменного тока и применяемые в телекоммуникационной отрасли электропитающие установки постоянного тока. В зависимости от конструктивных особенностей ИБП переменного тока на протяжении многих лет традиционно делились на пассивные или резервные (off-line), линейно-интерактивные (line-interactive) и устройства с двойным преобразованием, или ИБП активного типа (их также ошибочно называют источниками on-line, хотя в терминологии международных стандартов такое понятие отсутствует). В последнее время многие производители стали выпускать дорогие высококачественные устройства с двойным преобразованием в так называемом офисном диапазоне (до 10 кВА). Как сообщает Frost & Sullivan, во всем мире объем продаж источников с двойным преобразованием ежегодно растет в среднем на 12%.

С точки зрения пользователя, традиционная классификация не является оптимальной, поскольку не позволяет сделать однозначного выбора, а требует дополнительного изучения технических характеристик. В ноябре 2001 г. была принята окончательная редакция стандарта IEC 32040, в которой вводятся три буквенных обозначения: VFI, VI, VFD. Класс Voltage & Frequency Independent (VFI) означает, что выходные напряжение и частота ИБП не зависят от входных параметров (ИБП обеспечивает их регулирование в пределах, установленных стандартом IEC 61000-2-4). Класс Voltage Independent (VI) указывает, что выходная частота совпадает с входной, а напряжение на выходе регулируется в заданных пределах. Наконец, класс Voltage & Frequency Dependent подразумевает, что выходное напряжение и частота совпадают с входными.

Российский рынок ИБП развивался в контексте общемировой отрасли, с поправкой на специфические особенности нашей страны. Все наиболее известные крупные производители оборудования бесперебойного питания переменного тока — APC, Chloride, Eaton (ранее Powerware), GE Digital Energy, Liebert-Hiross, MGE UPS Systems, Newave, Powercom — присутствуют и здесь.

Системы бесперебойного питания для телекоммуникационной отрасли поставляет целый ряд вендоров: Alpha Technologies, APC, ASCOM, Convertronic, Energy Systems, Benning, Eaton Powerware (оборудование Integrity), Efore, Eltek, Emerson Energy Systems, Voigt & Haeffner (входит в состав Eltek), Power-One, Transostor Device, а также AEG SVS Power Systems, SAFT Power Systems и Hammer+Simmons, входящие в группу Alcatel.

Спросом пользуется и продукция отечественных предприятий — электропитающие установки Юрьев-Польского завода «Промсвязь», предприятия «Связьинжиниринг», заводов «Инвертор» в Оренбурге, «Конвертор» в Саранске, «Источник» в Казани.

Компании, чьи марки ИБП сегодня широко известны во всем мире и в России, пришли в свое время на этот рынок из различных областей. Так, Chloride специализировалась на производстве аккумуляторных батарей, Merlin Gerin — на поставках электротехнического оборудования (переключателей, рубильников), начало бизнеса Liebert-Hiross совпало с развитием эры мэйнфреймов, для функционирования которых требовалось соблюдение заданных параметров окружающей среды, а Exide Electronics (впоследствии Powerware и Eaton) фокусировалась на производстве ИБП для защиты промышленных объектов. Об истории этих компаний и их появлении на российском рынке можно узнать из врезок «Все началось с аккумулятора», «Среда для мэйнфрейма», «От рубильника до ИБП», «Изобретатель технологий», «Под крылом концерна».

СВЕРХУ ВНИЗ

Приступив на определенном этапе своей деятельности к производству источников бесперебойного питания, компании Chloride, Eaton (ранее Powerware), GE Digital Energy, Liebert-Hiross, MGE UPS Systems разрабатывали свои решения для защиты крупных промышленных и военных объектов, систем связи, вычислительных комплексов по обработке данных, каковыми на тот момент являлись мэйнфреймы, а несколько позднее — мини-ЭВМ класса PDP. Это были агрегаты большой мощности, с двойным преобразованием; к ним предъявлялись требования обеспечения широкого диапазона напряжений на входе, чистой синусоиды на выходе, высокой надежности функционирования.

С появлением компьютерных сетей и развитием рынка информационных технологий эти устройства хорошо вписались в стратегию защиты корпоративного сегмента — серверных комнат и центров обработки данных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что поставки техники в старшем диапазоне мощностей связаны, как правило, с проектным бизнесом. В отличие от систем офисного диапазона оборудование корпоративного класса имеет свою специфику — оно реже обновляется, но для инсталляции, сопровождения и сервисного обслуживания требуются хорошо подготовленные специалисты.

Бурное развитие рынка информационных технологий в западных странах началось несколько раньше, чем в России, где не было большого количества высокотехнологичных центров обработки данных, но зато возник спрос на оборудование для защиты малых офисов. Первыми заказчиками техники ИБП в диапазоне от 5 кВА стали банки, для деятельности которых информационные системы были жизненно необходимы.

Поначалу ни один из производителей ИБП не выпускал всего спектра оборудования. Концентрируясь на поставках мощных источников с двойным преобразованием, эти компании лишь с течением времени начали предлагать оборудование резервного или линейно-интерактивного типа, причем в ряде случаев модельный ряд офисного диапазона оказывался весьма усеченным и предназначался для узкого сегмента рынка. Принципиально иной подход к организации бизнеса выбрала молодая американская компания APC.

ВСТРЕЧНЫМ КУРСОМ

Своим доминирующим положением на российском рынке APC во многом обязана последовательности правильно и быстро сделанных стратегических шагов. Основатели компании приняли нестандартное решение, выпустив в 1984 г. первый ИБП для персонального компьютера. Все остальные в то время были нацелены на защиту мэйнфреймов и мини-ЭВМ. Первые годы после появления ПК мало кто мог предположить, по какому сценарию пойдет развитие рынка ИТ. Сейчас, по данным Frost & Sullivan, 93% всех инсталляций систем защиты электропитания осуществляется в сфере ИТ, а защита объектов промышленного назначения составляет совсем незначительную часть применения этих систем.

Начав бизнес существенно позже своих конкурентов, APC очень быстро добилась впечатляющих успехов на мировом рынке, где она занимает безусловное лидирующее положение, и особенно, как отмечает Frost & Sulllivan, в России. Первая ее линейка включала несколько устройств (BackUPS, SmartUPS, Matrix) мощностью не более 1 кВА, а марка BackUPS стала буквально нарицательным именем в отрасли. В 1986 г. компания заключила стратегический альянс с начинающей свою деятельность Novell: в то время перспективы сетевых технологий и производителей сетевых операционных систем Novell и Microsoft на рынке ИТ были очевидны не всем, а специалисты APC уже трудились над созданием интерфейсов своих устройств для операционных сред ведущих производителей.

Первоначальный скепсис относительно целевой аудитории APC быстро развеялся, и теперь практически нет такой компании, которая не выпускала бы моделей офисного диапазона. Между тем продуктовый портфель APC постепенно пополнялся более мощным и сложным оборудованием: вслед за линейно-интерактивными устройствами появились системы с дельта-преобразованием, а затем и с двойным преобразованием.

Тенденции рынка заставили руководство полностью пересмотреть подход к решению проблем отказоустойчивости компьютерного оборудования. Распространение кластерных архитектур, появление ультратонких серверов с высокой плотностью установки, построение крупных центров обработки данных потребовали тщательной проработки целого комплекса вопросов обеспечения отказоустойчивости. Особое внимание стало уделяться избыточному исполнению аппаратных компонентов, гарантированной защите электропитания, поддержке оптимальных параметров микроклимата.

Для обеспечения доступности критичных приложений в вычислительных центрах APC создала новое направление — масштабируемую технологию InfraStruXure для построения инфраструктуры высокой плотности. Эта архитектура объединяет в себе функции размещения, охлаждения, электропитания, управления и сервисного обслуживания оборудования и таким образом может служить базисом для развертывания центра обработки данных. InfraStruXure становится ядром, с которого начинается проектирование вычислительного центра, а вопросы приобретения средств защиты компьютерного оборудования решаются на этапе проектирования, а не после свершившейся аварии.

По восходящей — от простого к сложному — развивает свою линейку и китайская компания Powercom, вышедшая на российский рынок в 1997 г. Не имея собственного представительства, она поначалу продвигала свою продукцию с помощью партнера «Ниеншанц». На тот момент линейка продуктов Powercom включала «легкие» линейно-интерактивные устройства с аппроксимированной синусоидой офисного диапазона, но постепенно модельный ряд расширялся в сторону увеличения мощности и качества формы выходного сигнала. Сейчас этот производитель продает не только устройства линейно-интерактивного типа, но также ИБП с двойным преобразованием до 100—120 кВА, а к началу лета планирует выпустить модель мощностью до 200 кВА. Успех Powercom, по словам главы представительства Максима Сурду, во многом обусловлен хорошим сочетанием набора функций и цены. По данным ITResearch, на рынке ИБП России компания прочно занимает второе место после APC.

В августе 2001 г. «Ниеншанц» зарегистрировала на территории России новую торговую марку PowerMan. Производство ИБП PowerMan офисного диапазона от 400 ВА до 2 кВА размещено на Тайване. А в июле 2002 г. компания Merlion начала поставки оборудования торговой марки Ippon — систем офисного диапазона от 400 ВА до 2 кВА, производимых на заводах в Китае. Обе премьеры оказалась успешными и, по данным ITResearch, вошли в пятерку лидеров по объему продаж как в денежном, так и в штучном выражении.

ПО ОЦЕНКАМ ЭКСПЕРТОВ

Как отмечается в исследовании IT Research, российский рынок источников бесперебойного питания развивается весьма динамично. За 2003 г. на нем было реализовано свыше 1,3 млн устройств на сумму 201 млн долларов. Эксперты оценивают объем рынка ИБП в 2004 г. в 1,5 млн штук, или в 240 млн долларов (рост почти 20%) в денежном выражении.

Безусловное лидерство на рынке с долей более 60% принадлежит компании APC. Этот производитель, как отмечает в ITResearch, в минувшем году еще более укрепил свои позиции — во многом благодаря поставкам модульных систем InfraStruXure. Второе место по объему проданных ИБП в денежном выражении принадлежит Powercom. В пятерку лидеров входят также (в алфавитном порядке) Eaton (Powerware), Ippon и PowerMan.

По целевому назначению все агрегаты бесперебойного питания можно отнести к массовому рынку либо проектному бизнесу. На массовом рынке ИБП широко известны торговые марки Powercom, PowerMan и Ippon; в сегменте источников с двойным преобразованием наряду с APC — Chloride, GE Digital Energy, Liebert, MGE, NeuHaus, Newave и Eaton Powerware. (В последние годы к ним присоединилась Powercom.)

По мнению экспертов Frost & Sullivan, многообещающий рост российского телекоммуникационного рынка и рынка ИТ сулит большие перспективы для производителей ИБП. Долгосрочные инвестиционные вложения в эту отрасль делают как отечественные, так и западные компании. Между тем конкуренция за клиентов принимает все более жесткий характер вследствие активизации азиатских производителей. В принципе рынок уже сформировался, войти на него и удержаться сложно.

Обычно в исследованиях не учитываются «серые» каналы поступления источников бесперебойного питания. Поставки техники офисного диапазона в нашу страну были бы оправданы только в случае отгрузки контейнерами, чего на самом деле не происходит. Что же касается ввоза более мощной техники (например, под проекты, выполняемые турецкими строительными фирмами), то эти поставки учесть практически невозможно, хотя ведущие производители не отказываются обслуживать такую технику в своих сервисных центрах.

Перенос производства в Россию оказывается экономически нецелесообразным: существующее таможенное законодательство обуславливает более высокие цены на комплектующие по сравнению с теми, что получают крупные предприятия за рубежом.

САМ СЕБЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Начав в 1997 г. с поставки мощной техники Liebert-Hiross активного типа с двойным преобразованием, в NeuHaus постепенно пришли к идее создания собственной марки, так как ее наличие позволяло более гибко реагировать на быстро меняющиеся требования рынка. Как отмечает Александр Кашин, генеральный директор компании, со временем крупные поставщики стали размещать заказы на производство техники офисного диапазона в странах Юго-Восточной Азии — на собственных заводах или по OEM-соглашению. Руководство NeuHaus решило воспользоваться этой тенденцией и начать продвижение продукции под собственным брэндом, при этом во главу угла было поставлено достижение приемлемого качества и конкурентных цен. Производитель выбирался путем заказа и тестирования множества образцов продукции. Отобранный в результате ряд моделей был несколько модифицирован в целях адаптации диапазонов переключений для российских сетей, а программное обеспечение было в незначительной степени модернизировано и локализовано.

Первоначальная линейка оборудования включала линейно-интерактивные модели Smart Line мощностью от 450 до 1000 ВА. Позже появились ИБП мощностью от 5 до 15 кВА, затем — модульные конструкции и модель в стоечном исполнении. На следующем этапе NeuHaus, в соответствии с отработанной стратегией, представила собственный брэнд и начала поставки источников активного типа с двойным преобразованием мощностью 6, 8, 10 и 12 кВА. Эти устройства были дешевле аналогичной продукции крупных производителей, а спрос настолько велик, что в течение двух лет цены менять не пришлось. Позже NeuHaus договорилась о совместном производстве еще одной линейки моделей ИБП с двойным преобразованием мощностью от 10 до 600 кВА на заводе в Италии. В настоящее время NeuHaus предлагает десятки различных устройств, охватывающих весь диапазон потребительских мощностей.

С проблемой отсутствия у вендора необходимых моделей столкнулись в свое время в группе компаний ИНЭЛТ, занимавшихся поставками техники Chloride. Как рассказал Геннадий Балденков, генеральный директор СИЭЛТ, с развитием телекоммуникационной отрасли возник спрос на источники бесперебойного питания для этого сектора рынка, причем они должны были быть сертифицированы в соответствии с требованиями Министерства связи. Руководство группы ИНЭЛТ приняло решение организовать собственную сборку ИБП на основе импортных узлов с внесением некоторых технических изменений — доводкой оборудования в соответствии с российскими стандартами на электромагнитную совместимость и локализацию интерфейсов управления.

Первые выпускаемые компанией источники переменного тока серии Inelt C30 и Inelt E50 производились в Москве на базе компонентов ИБП Chloride в среднем и старшем диапазоне от 10 до 500 кВА, а цена этих агрегатов была несколько ниже техники Chloride. Поставляемое по каналам группы ИНЭЛТ оборудование Chloride охватывает весь диапазон мощностей — от легких однофазных систем до трехфазных аппаратов большой мощности. В те сегменты, где существуют требования сертификации и русификации либо требования по электромагнитной совместимости, поставляется техника Inelt.

Для развития собственной линейки офисного диапазона необходимо было добиться оптимального сочетания набора функций и цены. Специалисты ИНЭЛТ протестировали большое количество продуктов зарубежного производства, часть из них в ходе испытаний забраковали, а несколько моделей выбрали в качестве прототипа для ИБП офисного диапазона марки Inelt и оснастили некоторые из них дополнительными розетками бытового назначения. В результате компания представила источники малой мощности, как линейно-интерактивные, так и с двойным преобразованием, с увеличенным временем автономной работы, исчисляемой часами и при необходимости — сутками (модели Intelligent LT и Monolit LT). Выпуск устройств мощностью от 500 до 1000 ВА и до 10 кВА был организован в китайском городе Чиндау и на Тайване, и в итоге на рынке появился продукт по приемлемой стоимости, за качество которого несет ответственность сам российский поставщик.

В 1993 г. группа энтузиастов-единомышленников, работавших в компании IMV, предложила инновационные версии концептуальных решений по построению систем ИБП нового поколения — бестрансформаторно-модульных источников. После непродолжительных переговоров со своим работодателем эти специалисты образовали собственную швейцарскую компанию Newave UPS Systems по производству ИБП. На российский рынок техника Newave стала поставляться с 2000 г.

Эксклюзивные поставки ИБП итальянской компании Siel на российский рынок осуществляет компания N-Power, которая к тому же организовала сборку источников собственной марки N-Power из компонентов и узлов Siel на заводе в Оренбурге.

С ОПОРОЙ НА ПАРТНЕРОВ

Как правило, для того чтобы сервисный центр приносил прибыль, производитель должен иметь крупную инсталляционную базу обслуживаемой техники, т. е. достаточно большие объемы поставок. В этом случае создание собственной сервисной службы имеет смысл, в противном — этот бизнес отдается на аутсорсинг.

Анализируя историю «оккупации» российского рынка ИБП компанией APC, многие эксперты указывают на следующие моменты: своевременное открытие офиса в 1992 г., развитие партнерской сети и организацию сервиса. Как пояснил Алексей Солодовников, директор по развитию бизнеса APC, в компании сразу же осознали, что техническое обслуживание надо развивать опережающими темпами по отношению к продажам. На конец 1995 г. у APC в России было пять сервисных центров, но в 1996 г. были произведены крупные инвестиции для расширения сети, и заказчики APC по всей стране получили одинаково высокий уровень сервисной поддержки с точки зрения набора услуг и их качества. В настоящее время в 65 субъектах РФ развернуто около 150 сервисных центров APC. Время адекватной реакции на проблемы заказчиков обеспечивается с помощью буферных региональных складов запчастей.

Именно с открытием в 1992 г. официального представительства Powercom в России и последовавшем за этим расширением партнерской сети начались масштабные продажи оборудования этого производителя в нашей стране. В 2000 г. у Powercom имелся единственный, правда весьма крупный, партнер — компания LC Group, однако летом 2003 г. дистрибьюторская сеть Powercom пополнилась компаниями «Дилайн», «Марвел» и «Роско». Структурировав работу с каналом, Powercom удалось увеличить количество партнеров второго уровня, среди которых значительно выросла доля активных региональных компаний. Сервисная сеть Powercom развивается на базе собственного главного координационного центра — ЗАО «Powercom-Сервис». В 2002 г. насчитывалось 17 партнерских сервисных центров, а в настоящее время уже 63.

Многие производители используют комбинированную схему организации сервисной поддержки: оборудование корпоративного класса поставляют и обслуживают партнеры, а техникой офисного диапазона занимаются специализирующиеся на сервисных услугах компании, с которыми производители заключают отдельный договор.

Давние партнеры компании MGE UPS Systems — ориентированные на проектный бизнес системные интеграторы «Трансфер Эквипмент Восток», «Катарсис» и «Спектр-электро» (бывшая «ТВ-Спектр»). Специфика этих компаний в том, что они — выходцы из электротехнической отрасли. Относительно недавно с MGE начали работать по проектным решениям системные интеграторы «Техносерв», «Стинс Коман», «Крок» и «Президент-Нева».

Учитывая ориентацию своих традиционных партнеров на электротехнический рынок и осознавая, что каналы дистрибуции мощных проектных решений и устройств офисного диапазона не должны смешиваться, французский производитель заключил дистрибьюторское соглашение на поставку однофазной техники малой мощности с компанией «Аэртон», входящей в холдинг R&K. В Москве ремонт однофазной техники MGE UPS Systems обеспечивает «НИТА-Сервис», в Санкт-Петербурге — «Катарсис», а компания BI предоставляет сервис в регионах.

Обслуживание трехфазной техники гораздо более сложно и требует подготовки специалистов. Изначально такое обучение было организовано во Франции. В январе 2005 г. в Москве на базе представительства MGE UPS Systems начал работу собственный сервисный центр производителя, компания ООО «МЖЕ ЮПС Системс». В его задачи входит обеспечение сервисного обслуживания трехфазного оборудования MGE по единым стандартам производителя. Дополнительно, на базе сервисного центра действует «горячая линия», где заказчики и партнеры могут получить консультацию высококвалифицированных специалистов по конфигурированию, проектированию и устранению неисправностей оборудования.

У компании Liebert-Hiross три мастер-дистрибьютора — «Дилайн», Radius VIP, Arta; проектной дистрибуцией занимаются Stins Corp. (холдинг «Стинс Коман»), NeuHaus и «Президент-Нева» — они специализируются на поставках мощных систем. Небольшие технические центры обеспечивают три мастер-дистрибьютора, они же предоставляют собственные склады. По всей России за сервис для техники Liebert-Hiross офисного диапазона отвечает BI.

Более мощная техника поставляется на заказ, крупные системы устанавливают только сертифицированные специалисты. Для обучения они выезжают на завод Liebert-Hirros, причем российские граждане платят за учебу меньше. Проведение полноценных тренингов вскоре будет организовано и в России: в 2006 г. компания планирует открыть здесь собственный учебный центр.

Прямыми поставками ИБП GE Digital Energy большой мощности в рамках крупных проектов занимается компания «Абитех». Среди ее партнеров — системные интеграторы «Микротест», «АйТи», «Крок», «Ланит». Ряд партнеров, в том числе ProSoft, специализируются на проектах индустриальной автоматизации. Для таких проектов хорошо подходят однофазные устройства от 5 до 10 кВА, которые можно установить в параллель до четырех штук. В марте 2005 г. статус авторизованного партнера «Абитех» по продаже систем бесперебойного энергоснабжения GE DE получила компания «Сонет Текнолоджис». Теперь компания «Сонет Текнолоджис» будет поставлять устройства для полного цикла бесперебойной работы оборудования в сетях заказчиков. Обслуживание техники GE DE «Абитех» оказывает на базе собственного сервисного центра в Москве. Кроме того, она пользуется сервисной технической базой своих партнеров. Поставки оборудования малой мощности осуществляются через Internet-молл «Лантри» компании «Микротест».

Продажи оборудования Newave и сервисное обслуживание на территории России осуществляют компании «Специальные технические системы» в составе холдинга «Электросистемы» с офисом в Санкт-Петербурге, новосибирская Oldham, действующая в восточном регионе страны, и крупная проектно-инжиниринговая московская компания «ЭкоПрог».

Практически все ведущие производители оказывают услуги по удаленному мониторингу и тестированию инсталлированных ИБП на стороне заказчика на базе собственных систем удаленного мониторинга. С соблюдением анонимности о заказчиках такие системы накапливают статистику об авариях в различных точках планеты и позволяют создать базу знаний для изучения аналогичных случаев и принятия квалифицированных мер.

Свой бизнес в России компания Chloride строит на базе партнерской сети первого уровня, включающей группы ИНЭЛТ и «СИТЭС-Центр». В России сервис удаленной диагностики инсталлированной техники Chloride обеспечивает ИНЭЛТ на базе собственного центра. Защищенная связь «по прямому каналу» осуществляется посредством модемной связи по телефонному соединению. Аналогичный сервис по технике Powerware предоставляет «Эримекс—Комплексные системы» из Санкт-Петербурга. Партнер компании MGE UPS Systems, компания CMA Small Systems AB, осуществляет удаленный мониторинг более 200 ИБП MGE различной мощности из единого диспетчерского центра в Москве. Они обеспечивают защиту по электропитанию Московской Межбанковской Валютной Биржи и десятков региональных валютных бирж России и стран СНГ.

Кроме упомянутых на российском рынке присутствуют еще несколько заслуживающих внимание марок. Эксклюзивным представительством британской компании Mandex Trading является компания MOS Data, поставляющая источники малой мощности под маркой Plus UPS Systems. Системы итальянской компании Riello UPS Manufacturing S.r.l. на отечественный рынок поставляет «Ри-Электро», а с начала 2005 г. — MAS Electronik AG. В перечне производителей ИБП, чьи марки продвигает MAS Electronik AG, помимо Eaton Power присутствуют также израильская компания Gamatonic и Alpha Technologies, выпускающая наряду с электропитающими установками постоянного тока также ИБП переменного тока.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛИ

Многие полагают, что при быстрых темпах развития рынка, на который устремились многочисленные азиатские компании (в основном в сектор оборудования легких настольных систем), от производителей потребуются дополнительные усилия для удержания завоеванных позиций.

В России, как и во всем мире, одним из наиболее перспективных сегментов рынка маломощных ИБП для домашнего применения станут аппараты с функциональностью сетевых фильтров и ценой, почти не превышающей суммарную стоимость этих устройств, приобретаемых по отдельности. Помимо розеток для компьютерного оборудования в таких устройствах могут быть предусмотрены розетки европейского типа с фильтрацией всплесков напряжения при подключении бытовых приборов.

Следует также учесть, что цена на ноутбуки, не нуждающиеся в защите питания, постепенно снижается, они все более широко используются как в офисе, так и дома. Поэтому, вероятно, определяющей тенденцией на ближайшие годы станет увеличение доли агрегатов бесперебойного питания среднего и старшего диапазона для защиты сетевого оборудования, серверных комнат, центров обработки данных. Кроме того, производители ИБП нацелились на рынок мобильных пользователей.

Наглядный пример — создание летом 2004 г. в компании Landata подразделения «тяжелых систем». Прежде Landata поставляла преимущественно источники бесперебойного питания малой и средней мощности, однако новый департамент, как утверждает его руководитель Денис Андреев, по итогам года обеспечил 35% объема продаж всех ИБП, притом что рост всей линейки составил 80%.

Отрасль ИБП довольно консервативна, и серьезных технологических инноваций в ближайшие годы эксперты не ожидают. После 2001 г. всеобщее внимание было привлечено к разработке и производству модульных систем, обеспечивающих параллельное резервирование n+1 и удобство в обслуживании. (Их поставляют APC, Eaton Powerware, Liebert-Hiross и Newave.) Такие устройства имеют несомненные преимущества при быстром развертывании вычислительных комплексов. Впрочем, некоторые специалисты не видят больших преимуществ у модульных систем перед схемами параллельного подключения ИБП в плане надежности и сомневаются в целесообразности проектирования модульных агрегатов из-за высокой стоимости оборудования и зависимости заказчика от одного производителя.

По мнению ведущих специалистов рынка ИБП, будущее отрасли — за технологиями без использования трансформаторов. Исключение из схемы работы ИБП трансформатора, для изготовления которого применяется дорогостоящая медь и железо, позволяет существенно сэкономить на стоимости металла и снизить вес и размены оборудования — фактор, немаловажный при его инсталляции. Со временем, как полагают эксперты, останутся некоторые модели ИБП, где трансформатор будет предлагаться лишь в качестве заказной опции.

На принципиальные изменения в старших моделях повлияет потребность в тонких моделях ИБП, так как их применение позволяет экономить пространство в серверных стойках. Что касается коммуникационных возможностей, то устройства будут поддерживать единый универсальный порт USB и серийный разъем.

С учетом грядущей реорганизации PAO EC многие эксперты делают прогнозы о неизбежном ухудшении качества поставляемой электроэнергии и потому предсказывают еще большее оживление российского рынка ИБП.

Наталья Жилкина — научный редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ней можно связаться по адресу: nzil@lanmag.ru.


Все началось с аккумулятора

Основанная в 1891 г. в Великобритании, Chloride одной из первых наладила промышленное производство аккумуляторных батарей, зарядных устройств и приборов для их обслуживания. (Своим названием компания обязана использованию в своих первых аккумуляторах соляной кислоты в качестве электролита — она считалась менее едкой по сравнению с серной.) Таким образом, для создания установки бесперебойного электроснабжения недоставало только инвертора, но время ИБП тогда еще не пришло. Первые промышленные источники бесперебойного питания Chloride появились гораздо позже, в 1977-1978 гг., когда было организовано их производство на заводах Silectron и Coredel, впоследствии приобретенных концерном.

В том же 1978 г. была осуществлена первая поставка ИБП Chloride в Советский Союз — среди оснащенных ими объектов защиты оказался и стартовый комплекс космодрома Байконур. В 1989 г. с созданием подразделения Chloride Power Electronics произошло окончательное отделение бизнеса по производству аккумуляторных батарей от производства систем защиты электропитания. Не перечисляя всех приобретений компании, отметим лишь, что в 2000 г. Chloride совершила две стратегические сделки: покупку предприятия Masterguard в Германии, ранее принадлежавшего Siemens AG, и завода SAED, на котором выпускаются системы питания для телекоммуникаций Chloride Telecom Systems.


Среда для мэйнфрейма

Появление первых мэнфреймов, в основе которых использовались процессоры, изготовленные с применением биполярных транзисторов и обладающие повышенным тепловыделением, подвигло Ральфа Либерта разработать и создать систему для поддержания постоянной температуры и влажности в компьютерных комнатах. В 1964 г. была собрана машина со всеми необходимыми функциями для полного кондиционирования воздуха, включая охлаждение, подогрев, увлажнение и осушение с очень точными пределами допуска, а год спустя образована компания Liebert, первыми заказчиками которой стали пользователи техники IBM.

Вслед за появлением крупных вычислительных комплексов информационная отрасль столкнулась с серьезными трудностями, обусловленными некачественным электропитанием: простои, искажения данных и повреждение оборудования. Для защиты таких систем понадобились экономичные, гибкие, мобильные и надежные агрегаты. В 1983 г. к Liebert была присоединена американская компания Programmed Power Division, занимавшаяся производством ИБП, и тогда же начал функционировать первый завод компании в Европе (Корк, Ирландия). В марте 1987 г. Liebert вошла в состав одного из крупнейших мировых холдингов Emerson Electric, а использование его объединенных ресурсов предоставило большие возможности для развития.


От рубильника до ИБП

Известная на российском рынке французская марка MGE UPS Systems ведет свою историю с начала XX в., когда два партнера, Merlin и Gerin, создали одноименную компанию по производству электротехнического оборудования в Гренобле, центре энергетики Франции того времени. Впоследствии предприятие вошло в состав холдинга Schneider Electric. Под маркой Merlin Gerin в 1964 г. был выпущен первый трехфазный ИБП — компания сразу же сфокусировалась на производстве систем защиты крупных промышленных объектов (в ту пору однофазные приборы не находили широкого применения). К началу 1990-х гг. в состав холдинга Schneider Electric входило около 15 компаний-производителей источников бесперебойного питания, поэтому все линейки ИБП, за исключением поставляемой на американский рынок марки Topaz, были объединены под единым брэндом Merlin Gerin.

Однако, несмотря на большой объем производства, финансовые показатели этого подразделения были не очень впечатляющие. К этому времени ИБП, включая большие трехфазные аппараты, в гораздо большей степени обслуживали компьютерный рынок, нежели электротехнический. Отрасль информационных технологий быстро развивалась, и модельные ряды ИБП требовали оперативного обновления: по источникам малой мощности каждые два-три года, а в среднем и старшем диапазоне трехфазной техники — раз в четыре-пять лет. Электротехнический рынок, на котором работал концерн Schneider Electric, развивался иными темпами, обновление продукции происходило раз в десять лет, другой была и схема дистрибуции. В результате в 1994 г. направление ИБП выделилось в независимую компанию MGE UPS Systems (Merlin Gerin Electronics), причем брэнд Merlin Gerin остался за Schneider Electrics (под этой маркой концерн Schneider продолжает выпускать электротехническое оборудование), подчеркивая связь компании MGE с инновациями и достижениями всей группы Schneider Electric.

Окончательное отделение филиалов, в том числе российского, произошло в 1997 г., хотя Schneider продолжал контролировать около 30% акций новой компании. Практически сразу компания MGE UPS Systems стала очень динамично развиваться и приносить неплохую прибыль, чему в немалой степени способствовал Internet-бум 1999-2001 гг., когда MGE произвела установки сотен систем бесперебойного электропитания для Internet-дата-центров в США и Европе. Учитывая эти обстоятельства, в 2004 г. Schneider Electric довел свою долю в акционерном капитале MGE до 85%, и теперь MGE UPS Systems вновь является частью этого холдинга, который определяет глобальную стратегию развития компании, оставляя тактическое и оперативное управление менеджменту MGE. Это позволяет MGE и Schneider Electric обмениваться информацией о проектах и совместной работе с заказчиками, а Schneider Electric оставаться одним из самых крупных покупателей продукции MGE.


Изобретатель технологий

Традиции разработки технических инновационных решений компании Eaton Powerware ведут свое начало с 1962 г., когда был получен первый патент на инвертор переменного тока. С тех пор портфель технологических разработок Powerware периодически пополнялся новинками, среди которых — первый промышленный ИБП с объединенным инвертором и зарядным устройством, первый высокочастотный бестрансформаторный ИБП, технология управления зарядом батарей с целью увеличения срока их жизни Advanced Battery Management (ABM), технология HotSync, позволяющая организовать параллельное подключение модулей ИБП и обеспечить резервирование надежности n+1, исключив при делении нагрузки единую точку отказа, и многое другое.

На российском рынке торговая марка Powerware присутствует уже более 20 лет. Первые поставки оборудования с финского завода, который в то время выпускал ИБП постоянного и переменного тока под торговой маркой Fiskars, начались еще в 1970-е гг. Оборудование предназначалось для проектов, осуществляемых финскими подрядчиками, на крупных промышленных предприятиях Советского Союза. Среди клиентов компании были организации из нефтегазовой и транспортной отраслей, порты, банки, объекты здравоохранения.

Крупная американская корпорация Exide Electronics пришла на российский рынок в 1994 г. со своим немецким партнером MAS Electronik AG, после чего заключила соглашение с компанией «Копитан» на поставку своей продукции. Спустя два года, в 1996 г., Exide Electronics завершила оформление сделки по приобретению подразделения ИБП Fiskars, переименованного в 1999 г. в Powerware. Вскоре в него была интегрирована хорошо известная торговая марка Best Power, вместе с заводами в Италии и Швейцарии. В 2000 г. подразделение Exide Electronics стало собственностью английской корпорации Invensys, сменив название на Inven-sys Powerware. Наряду с MAS Electronik AG и «Копитан» дистрибьютором Invensys Powerware стала компания «Эримекс-Комплексные электросистемы», до того работавшая с Fiskars, а также Landata — самый крупный партнер Best Power в России. Позже к списку канальных партнеров добавилась «Марвел Электро». В начале 2005 г. Eaton заключила дистрибьюторское соглашение с недавно организованной компанией «СЭМ-Электро».

Летом 2003 г. корпорация Invensys приступила к поставкам в Россию систем постоянного тока для телекоммуникационного рынка, а летом 2003 г. в целях расширения бизнеса открыла представительство в Москве. Вскоре после этого корпорация Eaton завершила оформление сделки по приобретению Powerware у Invensys — бизнеса, хорошо вписывающегося в ее глобальную стратегию. Powerware стала частью созданного в Eaton подразделения Power Quality Solutions Operations, одного из четырех дивизионов Eaton.

Основная задача, которая стоит перед офисом Eaton в России, — создание развитой сети собственных сервисных центров по всей России. Из шести авторизованных дистрибьюторов четыре являются сервисными партнерами Eaton (Powerware): MAS Elektronik AG, Erimex, «Копитан», «СЭМ-Электро». В Москве организован склад запчастей (вентиляторов, конденсаторов, печатных плат, силовых транзисторов, диодных блоков и т. д.). В настоящее время Eaton ориентируется на работу в корпоративном сегменте; розничный рынок не является приоритетным направлением, хотя в ассортименте компании имеются продукты для малых офисов и домашнего применения.


Под крылом концерна

В 2000 г. концерн General Electric Digital Energy приобрел Invertomatic Viсtron Energy Systems (IMV) — оборудование этой марки на российский рынок поставляла компания «Абитех». Окончательное завершение сделки состоялось в 2002 г. Подразделение Power Protection в составе департамента GE Consmer Industrial получило инвестиции на развитие и продвижение ИБП под торговой маркой GE Digital Energy и существенно обновило модельный ряд этих устройств. Модернизация проводилась в русле современных тенденций проектирования ИБП: она коснулась обеспечения поддержки экономичного режима работы, снижения коэффициента нелинейных искажений на входе, создания средств синхронизации при подключении нагрузки к одной или нескольким параллельным системам, улучшения технологии управления батареями, а также конструкции и дизайна. Производство «легких» однофазных аппаратов GE Digital Energy поэтапно переведено на завод в Индии, крупные однофазные системы стали производить на заводах в Польше, Румынии и Бельгии, а трехфазные агрегаты — в Швейцарии.


Битва за питание

Не важно, насколько надежны ваши самые современные отказоустойчивые серверы или дисковые массивы RAID — они не могут функционировать без электропитания. Если ваше оборудование не снабжено автономными носителями энергии, перебои в работе используемых источников питания могут приводить к остановке системы. И несмотря на то, что «молния никогда не попадает дважды в одно и то же место», это не означает, что она не должна ударить где-нибудь поблизости от вашего здания, вызывая броски напряжения, обрушивающие тысячи дополнительных вольт на ваши силовые и телефонные линии.

Проблемы с электропитанием могут приводить к повреждению компьютеров и данных. Для того чтобы бороться с перебоями питания, вы должны знать, что им противопоставить — тогда вы сможете разработать план сражения. К счастью, существует масса способов решения указанных проблем. Правильно выбранные продукты и стратегии защиты — ваши верные союзники.

Для того чтобы оградиться полностью от бросков напряжения, вам понадобится ИБП (источник бесперебойного питания — Uninterruptable Power Supply, UPS). Поставляются ИБП нескольких типов. Производители ИБП непрерывного действия обычно объявляют все огромное разнообразие своих изделий наиболее совершенными устройствами. Эти ИБП, как правило, наиболее дороги, поскольку выпрямители должны совмещать в себе функции управления устройствами и зарядку батареи.

«Журнал сетевых решений/LAN», №2, 1995, стр. 22

Спаситель по имени ИБП

ИБП — это весьма важные компоненты любой сети; но мало установить ИБП, необходим еще и контроль над правильностью их работы. Администраторы сетей должны постоянно проверять заряд батарей, а также контролировать температуру и качество проводки. Управление электропитанием является составной частью системы защиты питания.

Если ИБП больше десятка, то эффективный способ их контроля и управления насущно необходим. К счастью, большинство производителей ИБП предоставляют вместе со своими системами управляющее ПО. Управляемые источники бесперебойного питания обычно называются интеллектуальными (smart). Подобные устройства могут регистрировать события, непрерывно контролировать качество энергоснабжения, сообщать о состоянии батарей и выполнять другую диагностику. Они также автоматически выгружают с сервера операционную систему в случае, когда продолжительность отсутствия напряжения превышает время автономной работы ИБП. С помощью управляющего ПО при отключении питания работу сети можно автоматически свертывать.

Группа инженерной поддержки Internet (IETF) разработала проект стандарта, определяющий структуру информационной базы MIB для источников бесперебойного питания, управляемых посредством протокола SNMP. Этот стандарт является частью в RFC 1628.

«Журнал сетевых решений/LAN», №8, 1996

Надежное питание сети

Проблемы с питанием можно свести к минимуму, и здесь поможет эффективная стратегия управления питанием. Прежде всего, вы должны оценить настоящие и будущие потребности сети, а затем определить оборудование, программное обеспечение и процессы, отвечающие требованиям к защите питания вашей сети. Организуйте команду вместе с отделом ИС для совместной разработки плана.

Кроме того, вы должны будете проверить: каким образом поступает электричество (по наземным линиям электропередач или иначе), какое мощное электрооборудование расположено в том же здании (лифты и т. п.) и что строится вблизи вашего здания.

Далее следует произвести анализ питания посредством мониторинга качества питания в критических точках. Затем убедитесь, что все компоненты сети инвентаризованы. Помимо регистрации типа, номера и местоположения этих компонентов вы должны проверить факт их подключения к модемным линиям.

После сбора данных необходимо будет определить уровень риска, которому ваша компания подвергается, если не принять мер для исключения проблем, связанных с питанием. Для этого нужно выяснить последствия — потери от простоев, стоимость замены компонентов, потенциальный ущерб репутации вашей компании и проч.

Безопасность сетевых пользователей также является немаловажным фактором.

«Журнал сетевых решений/LAN», №7, 1997, стр. 44

Чтобы спаситель не принес беды...

В крупных инсталляциях для правильного выбора ИБП могут потребоваться консультации на местах. Неправильное решение может обойтись в тысячи долларов: вы рискуете приобрести ИБП намного большей — или, наоборот, намного меньшей — мощности, чем необходимо. В последнем случае ваши системы остаются уязвимыми с точки зрения возможности потерь ценных данных и выхода из строя дорогостоящего оборудования. Осложнения могут возникнуть и вследствие несанкционированного подключения оборудования пользователями. Вы думаете, что ИБП имеет достаточную мощность, а оказывается, что ее не хватает из-за подключения нового сканера или обычного чайника.

К сожалению, защита ценного сетевого оборудования не предусматривает никаких альтернативных подходов. В то же время следует иметь в виду, что сеть будет защищена настолько, насколько защищено ее самое слабое звено. Это означает, что правильный план защиты электропитания компьютерной сети должен предусматривать резервное питание для всех компонентов сетевого оборудования, даже для недорогих сканеров и принтеров, по крайней мере посредством резервных ИБП. При наличии оборудования (такого, как файловый сервер), остановка которого приведет к неработоспособности остальных систем или к потере заказчиков, его следует защитить с помощью ИБП активного типа, имеющих средства мониторинга.

«Журнал сетевых решений/LAN», №11, 1998, стр. 101

Плюс электрификация всей страны

Публикации о проблеме обеспечения бесперебойного электропитания появляются на страницах специализированных изданий с завидной регулярностью. Это не удивительно, поскольку в нашей стране потребность в защите информационных ресурсов от причуд отечественной электросети чрезвычайно высока. Если для многих производителей оборудования для корпоративных сетей Россия является важным рынком в основном с точки зрения долгосрочных перспектив, то производители ИБП уже сейчас получают значительные прибыли. Не будем утверждать, что Россия оказывает значительное влияние на развитие бизнеса ведущих производителей ИБП в мировом масштабе, но один тот факт, что их отечественные партнеры регулярно получают звания «передовиков капиталистического соревнования» по Европе, говорит о многом.

В силу повышенного спроса на решения по обеспечению бесперебойного питания этот сегмент рынка наименее пострадал от кризиса 1998 г. Прогнозы специалистов сходятся на том, что сократится (почти до нуля) рост рынка, но не сам рынок. Таким образом, число корпоративных заказчиков систем бесперебойного питания останется в наступившем году тем же, что и в году минувшем. Однако говорить о стагнации рынка вряд ли имеет смысл, поскольку подход заказчиков к выбору решения наверняка изменится: в частности, он будет характеризоваться более рациональным расходованием бюджета. Разумеется, ответственные за решения сотрудники, следуя русской пословице, будут «семь раз отмерять». Решить какую-либо сложную проблему вряд ли возможно без привлечения специалиста, однако, прежде чем к нему обращаться, заказчику не помешает иметь хотя бы общее представление о том, что ему требуется и что способен предложить рынок.

Потенциальному заказчику прежде всего следует понять, зачем именно ему требуется решение по обеспечению бесперебойного питания. Иными словами, он должен решить, от каких именно неприятных ситуаций она должна защищать информационную среду.

«Журнал сетевых решений/LAN», №1, 1999, стр. 96

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями