Роб Аалдерс, «ИТ-аутсорсинг. Практическое руководство».

Российский рынок аутсорсинга пока очень молод. Фактически еще три года назад его не было вовсе, однако сегодня он динамично развивается, хотя и существенно отстает от зарубежного. Понятие аутсорсинга чаще всего определяют как передачу части основных процессов сторонним организациям. Наиболее известные примеры в России — аутсорсинг центров обработки вызовов, корпоративной телефонии, систем электронной почты, хостинг Web, разработка ПО. В широком понимании — это переход к непрерывным моделям работы с подрядчиками, обычно включающий как аутсорсинг ИТ, так и аутсорсинг бизнес-процессов.

Прогнозы зарубежных аналитиков сегодня значительно расходятся. Если одни предсказывают существенный рост этого рынка в 2005 г., то другие уверены, что аутсорсинг будет оставаться не столь распространенным явлением, как принято считать. Так или иначе, он занимает сегодня важное место в бизнес-стратегии большинства зарубежных предприятий, помогая им сэкономить средства и улучшить качество обслуживания. Новые методы организации работы постепенно получают распространение и в России. Между тем решения аутсорсинга не универсальны, и те, кто берется за него впервые, часто недооценивают усилия, необходимые для достижения успеха, и пренебрегают советами экспертов, не подозревая, что их подстерегает немало ловушек.

Книга Роба Аалдерса представляет собой настоящее пошаговое руководство по аутсорсингу — автор рассматривает его принципы и демонстрирует примеры успешного применения различных подходов. В основе изложения — реальный опыт одной из компаний ИТ, внедрившей и успешно использовавшей аутсорсинг. Как отмечает в предисловии к российскому изданию Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS, к аутсорсингу все чаще прибегают быстрорастущие компании, у которых обычно нет времени или ресурсов для того, чтобы выстраивать разветвленную организационную структуру для решения вспомогательных задач бизнеса, таких, как создание полнофункционального подразделения ИТ, поэтому они концентрируют внимание на профильных направлениях, передавая эти функции на аутсорсинг.

Сам автор считает, что аутсорсинг навсегда вошел в информационные технологии, однако путь к нему может быть долгим и опасным, а ошибки способны погубить бизнес. В отличие от ряда других публикаций на эту тему, он не пытается ответить на вопрос, стоит ли прибегать к аутсорсингу, а рассказывает о том, как его проводить, и поясняет, зачем, собственно говоря, нужны такие действия. Излагая методы определения качественных и количественных показателей работы предприятия, задачи аутсорсинга, он демонстрирует, как связать намеченные цели с критическими факторами успеха и выбранными критериями. По мнению автора, хорошо разработанные критерии помогают избежать многих трудностей, связанных с выбором партнеров. Попутно приводятся некоторые методики оценки рисков и управления ими.

Одной из важнейших частей в структуре аутсорсинга является определение принципов управления, что помогает упростить процесс управления и устранить большинство проблем. Данным вопросам посвящена отдельная глава. Предварительный выбор поставщика услуг, подготовка требований к заявкам на тендер и их изложение, оценка откликов на них, процесс исследования факторов, способных оказать влияние на результаты проекта, оформление контракта, соглашение об уровне сервиса, управление в переходный период — все это Роб Аалдерс рассматривает довольно подробно, сопровождая описание контрольными вопросами и практическими примерами. Кроме того, он предлагает стройную систему аутсорсинга ИТ, вводит множество новых понятий и норм.

В приложениях предлагаются способы составления контракта, примеры организации аутсорсинга, бизнес-шаблоны, а также модель аутсорсинга, разработанная PA Consulting Group.

Предлагаемые вниманию читателей материалы помогут участникам процесса свести к минимуму риски и максимально использовать преимущества аутсорсинга, а также оценить, что можно, а что нельзя сделать в конкретных условиях. Благодаря приводимым рекомендациям, издание может стать практическим пособием как для новичков, так и для «зубров» бизнеса. Уникальность книги заключается в том, что она адресована обеим сторонам, поскольку содержит рекомендации не только для клиентов, но и для поставщиков услуг. Наглядные примеры и рассказы очевидцев, прошедших через «мясорубку» аутсорсинга, иллюстрируют типичные проблемы и способы их разрешения в тех или иных ситуациях.

Книга не устанавливает жестких рамок применения аутсорсинга, поскольку тема слишком сложна, чтобы мерить все одной меркой. Она дает хорошо продуманный и реальный взгляд на то, как аутсорсинг может помочь современному бизнесу, немыслимому без ИТ. Обобщая немалый опыт и являясь хорошим практическим пособием, издание будет полезно аудиторам, подрядчикам, юристам и всем участвующим в соглашении сторонам.

Книгу (Роб Аалдерс, «ИТ-аутсорсинг. Практическое руководство». — «Альпина Бизнес Букс», 2004. — 300 стр.) можно приобрести в книжных магазинах. Ориентировочная цена — 369 руб.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями