Ни одна из многочисленных технологий беспроводной фиксированной связи так и не выполнила своих обещаний обеспечить широкополосной доступ Internet из-за собственной незрелости и неудачных бизнес-моделей. Несмотря на предшествующий негативный опыт рынок с энтузиазмом воспринял стандарт IEEE 802.16, или WiMAX. Эта технология обеспечивает максимальную дальность передачи около 50 км и скорость передачи до 75 Мбит/с. В отличие от предшественников, в случае WiMAX антенны не должны располагаться на «линии видимости», а сигнал может передаваться практически на любых частотах, благодаря чему в условиях городской застройки и различий политики лицензирования в разных странах шансы на успех WiMAX значительно повышаются.

Если верить прогнозам, широкомасштабное распространение WiMAX начнется уже в этом году. В Intel WiMAX называют «важнейшим явлением со времен Internet». Потенциальные применения чрезвычайно разнообразны: в Proxim WiMAX рассматривают как средство для создания предприятиями собственной глобальной сети без обращения к услугам провайдеров; в Redline Communications — как конкурента арендуемым линиям T3 (поскольку пропускной способности достаточно для поддержки множества приложений, вплоть до видео); в Aperto Networks ориентируются на тот же рынок, что и DSL; в Intel планируют интегрировать технологию в ноутбуки (в 2006 г.) и сотовые телефоны (в 2007 г.). Согласно прогнозу Visant Strategies, к 2008 г. объем продаж оборудования WiMAX достигнет 1 млрд долларов. А по оценкам ABI Research, совокупный рынок оборудования 802.16 и 802.20 (версия для мобильных коммуникаций, см. подробнее статью Вольфганга Шульте «Высокая скорость передачи данных плюс мобильность») составит 1,5 млрд долларов к 2008 г.

Как считает Эдвард Перизи, аналитик ABI Research, тарифы на услуги WiMAX окажутся сопоставимы с расценками на доступ DSL и другие широкополосные услуги доступа — особенно в регионах, где такие альтернативы имеются. Успех бизнеса провайдеров услуг беспроводного доступа в Internet (Wireless Internet Service Provider, WISP) будет зависеть, в первую очередь, от их способности привлечь корпоративных клиентов и уже во вторую — домашних пользователей. Причем, по мнению экспертов Yankee Group, в центре внимания окажутся малые и средние компании, поскольку в отличие от крупных предприятий большинство из них до сих пор не имеют широкополосных подключений. Однако эта категория пользователей ориентируется на самые дешевые предложения, поэтому WISP придется тщательно продумать бизнес-модель для достижения прибыльности бизнеса.

Питер Гарднер, руководитель отдела по инвестициям в телекоммуникации венчурной компании 3i, уверен, что беспроводная фиксированная связь имеет наилучшие перспективы в тех странах, где старая телефонная инфраструктура препятствует развертыванию DSL. И хотя Гарднер имел в виду Англию, не без основания это можно отнести к России. Наверно, не случайно, российский провайдер «Комет» одним из первых в Европе объявил о начале подключений пользователей еще до принятия окончательного стандарта.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями