«Волна VoIP готова обрушиться на берега Южной Африки». «Австралийское правительство собирается потратить 140 млн долларов на сеть VoIP». Из последних сообщений о событиях на рынке IP-телефонии складывается просто-таки радужная картина победного шествия VoIP по планете (подобные стериотипные фразы из нашего советского прошлого так и просятся на язык). Пакетная технология передачи речи буквально покоряет целые страны, а не только отдельные сегменты рынка, как начавший активно расти рынок потребительской IP-телефонии в США, который, как утверждается, в 2004 г. увеличится в 10 (!) раз и достигнет уровня 1 млн пользователей.

Голос по IP буквально заглушает все остальные. Иногда даже создается обманчивое впечатление, что у VoIP — нет проблем. Редкие критические голоса тонут в создаваемом вокруг шуме, как можно судить по отзывам на статью Станислава Бильдера «VoIP — проверка реальностью», которая была опубликована в августовском номере. И тем не менее при всей спорности статьи представляется несколько странным, что среди решивших высказать свое мнение не нашлось тех, кто бы выступил в защиту поддерживаемой им точки зрения, ведь корпоративные пользователи, тем более в России, весьма осторожно относятся к внедрению этой технологии.

Экономический стимул по-прежнему остается главным, но вот оправданы ли надежды на экономию? Начатое в феврале этого года исследование американской федеральной комиссией по связи относительно целесообразности введения законодательного регулирования голосовых услуг грозит свести на нет и без того подорванное в результате снижения тарифов ценовое преимущество VoIP по сравнению с традиционной телефонной связью. Пропагандируемое сокращение затрат на внедрение также ставится под сомнение. Так, по данным Frost&Sullivan, на каждый доллар, потраченный на голосовое оборудование, потребуется приобрести оборудования передачи данных на 3 доллара.

У Дэвида Фрайли, аналитика Gartner, несомненно, были веские основания для того, чтобы осмелиться назвать участвовавших в круглом столе во время недавней конференции «Голос по сети» в Бостоне представителей вендоров лжецами, когда в ответ на его вопрос, кто из присутствующих утверждает, что их продукты экономят деньги заказчиков, все, за исключением одного, подняли руки. Абонентское оборудование по-прежнему остается дорогостоящим — по данным Frost&Sullivan, на оснащение конечных точек приходится практически половина всех инвестиций в эту технологию. Однако помимо прямых затрат немалую часть составляют расходы на интеграцию, оптимизацию, настройку. Отдельный предмет забот — интеграция аналоговых телефонов и других унаследованных устройств, ведь внедрение IP-телефонии происходит не «в чистом поле».

И тем не менее, несмотря на по-прежнему ограниченные бюджеты, компании готовы выделять деньги на новейшие коммуникационные технологии. Так, 17% из ответственных в своих компаниях за принятие решений в области ИТ, согласно сентябрьскому опросу ChangeWave Research, назвали VoIP «наиболее важной технологией или продуктовой категорией, которая в настоящее время проходит тестирование или реализацию» (для сравнения, лишь 11% отнесли к таковым беспроводную связь). И если они готовы тратить деньги — значит, это зачем-то надо.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями