Офисные мини-АТС с поддержкой IP-телефонии не только сохранили функции типичных учрежденческих АТС, но и позволяют компаниям оптимизировать расходы за счет организации связи через сеть IP, а также предоставляют дополнительные возможности благодаря интеграции различных приложений.

Традиционные учрежденческие АТС поддерживают множество разнообразных голосовых услуг и функций: пользователям предлагается передача вызова (call transfer), удержание вызова (hold), конференц-связь, предупреждение о входящем вызове (call waiting), запрет заданных видов исходящей связи, сокращенный набор, запрет входящей связи, прямая связь (hot line), автоматическая переадресация входящего факсимильного сообщения, прямой входящий набор (DID, дополнительный код в тональном режиме), прямой доступ к системе (DISA, удаленный доступ по паролю к функциям УАТС), встроенная система голосовой почты и многое другое, а некоторые модели предусматривают различные функции ISDN и компьютерной телефонии (CTI). Благодаря модульной архитектуре современных УАТС их функциональность и номерная емкость могут наращиваться путем добавления плат расширения. На российском рынке представлено более восьми десятков сертифицированных аналоговых, цифровых или аналогово-цифровых УАТС разных производителей.

Современные цифровые АТС (преобразующие голосовые сигналы тональной частоты в кодированные цифровые сигналы с их последующей коммутацией) дороже аналоговых; но зато они обладают расширенными возможностями программирования, управления и контроля, выполняют тарификацию вызовов с ПК, поддерживают протоколы ISDN, R2, российскую сигнализацию R1.5 и создание сетей микросотовой офисной связи. Обычно затраты на приобретение цифровых офисных АТС составляют от 30 до 150 долларов за порт.

В настоящее время офисные АТС (PBX) классифицируются следующим образом: традиционные цифровые и аналоговые УАТС с коммутацией каналов; конвергентные УАТС, т. е. традиционные платформы телефонии, модернизированные для поддержки той или иной функциональности на базе протокола IP (converged PBX или IP-enabled PBX); «чистые» IP-АТС, использующие только пакетную коммутацию и включающие в себя такие компоненты, как выполняемое на сервере управляющее ПО (softswitch), медиа-шлюзы для взаимодействия с ТфОП и средства коммутации/маршрутизации. В последнем случае все голосовые коммуникации внутри офиса могут осуществляться по сети передачи данных, а коммутация пакетов реализуется программно на специализированных серверах.

Тенденция поддержки протокола IP затронула и малые офисные АТС, однако они, как правило, реализуются в виде конвергентных решений. В таких станциях используется либо только коммутация TDM (при звонках внутри офисной сети), а взаимодействие с сетями передачи данных осуществляется через встроенные голосовые шлюзы, либо она дополняется коммутацией пакетов IP (при звонке через Internet или Intranet).

Обычно к экономическим преимуществам IP-АТС относят более низкие эксплуатационные и капитальные затраты, а к функциональным — возможности эффективного внедрения различных приложений для решения задач бизнеса и обслуживания клиентов, в том числе унифицированные системы обмена сообщениями (unified messaging), центры обработки звонков и контакт-центры. На этом рынке работают как признанные поставщики высоконадежных АТС для крупных и средних предприятий, так и производители сетевого оборудования для передачи данных, а также десятки менее известных компаний.

По оценкам зарубежных аналитиков, к 2008 г. VoIP будут использовать более 40% компаний. Маркетинговые усилия ведущих поставщиков не пропали даром. Опробовав свои многофункциональные и дорогостоящие продукты на крупных заказчиках, они уверенно продвигаются в сегмент малого бизнеса. Так, Nortel Networks предлагает недорогие готовые решения для офисов серии BCM. Свои решения офисной IP-телефонии класса SMB продвигают Avaya (IP Office), Alcatel (станции OmniPCX Enterprise, совмещающие традиционную телефонию, IP-телефонию и средства мультимедийных коммуникаций), Siemens (HiPath/Hicom), Ericsson (BusinessPhone 50/128i/250) и др., привлекая клиентов целым набором интегрированных функций и коммуникационных приложений. Интерес к этому рынку проявляют и производители традиционных экономичных малых АТС для небольших и средних организаций — LG, Panasonic, Samsung и др. В результате в сегменте малых офисных АТС с поддержкой IP пересекаются интересы большого числа поставщиков.

БОЛЬШЕ ФУНКЦИЙ ЗА МЕНЬШИЕ ДЕНЬГИ

До сих пор основную массу покупателей IP-АТС составляли средние и крупные предприятия. Пытаясь расширить рынок, производители идут по пути удешевления своих продуктов при сохранении или расширении их функциональности. Стремясь не остаться в стороне в «эпоху IP», производители малых офисных АТС пытаются закрепить за собой место на рынке оборудования для мультимедийных коммуникаций и разрабатывают новые поколения телефонных станций с поддержкой технологий IP, чтобы облегчить переход заказчиков к новым решениям за счет поддержки прежних устройств и модулей расширения. Такие АТС в большинстве своем представляют собой традиционные платформы с коммутацией каналов, но поддерживают протокол IP, обеспечивают гибкое распределение вызовов и широкий выбор пользовательских функций при стоимости в несколько десятков долларов за порт. По аналогии с делением офисных АТС на УАТС и мини-АТС, подобные IP-АТС можно выделить в отдельный класс — мини-IP-АТС.

Если цена УАТС составляет до 200 долларов за порт, то у мини-АТС она обычно равна 30—100 долларам. Мини-АТС имеют меньшую емкость (число портов), не обладают широкой функциональностью и представляют базовый вариант для организации связи между оконечными устройствами внутри офиса и доступа к ТфОП, а в случае IP-АТС — к внешним сетям IP. На российском рынке традиционные мини-АТС предлагают такие производители, как Alcatel, Coral, Daewoo, Bosch, Eline, Ericsson, Karel, Harris, LG, Minitel, Samsung, Siemens, NEC, Panasonic, Philips, Telrad, Tadiran и ряд других поставщиков, включая отечественные компании (например, «Мультиком»). Микро- и мини-АТС типа 2/6, 3/8, 12/32 и т. д., где первая цифра означает число городских линий, вторая — внутренних, стали привычным решением проблем связи для небольших компаний, а поддержка голосовых коммуникаций по сетям IP удачно дополняет их возможностями недорогих межофисных коммуникаций. Использование Internet позволяет значительно (по данным компании «Агат-РТ» — до 70%) снизить стоимость междугородных разговоров с сотрудниками филиалов. Конвергентные АТС не требуют полного перехода на коммуникации по IP, при этом их применение открывает возможности для экономичной интеграции функций телефонии с различными приложениями.

Стоимость АТС с поддержкой IP существенно зависит от числа внешних и внутренних линий (портов) и оснащения (плат расширения), однако у малых систем она обычно не превышает 100—110 долларов за порт. На российском рынке фактор стоимости играет важнейшую роль, поэтому организации с ограниченным бюджетом при выборе цифровой УАТС довольно часто обращают взоры не только на запад, но и на восток, предпочитая решения LG, Panasonic или Samsung, которые уже дополнили поддержкой IP свои заслужившие доверие российского потребителя мини-АТС. При этом, даже если заказчики пока не испытывают потребности в голосовых коммуникациях по IP, предпочтение нередко отдается именно IP-ATC как более перспективному оборудованию.

Как отмечают специалисты компании «Сател», одного из ведущих партнеров Ericsson в России, поддержкой протокола VoIP в офисных АТС интересуются многие заказчики, но она рассматривается скорее как прогнозируемая потребность, а не как нечто, необходимое уже сегодня. В реальности крайне малое количество клиентов задействует возможности VoIP, особенно для построения внутриофисных сетей, предпочитая классические, проверенные временем решения.

Несмотря на технологическое совершенствование платформ малой офисной телефонии, поддержка протокола IP пока еще не сопровождается широким внедрением в них новых приложений. Отдавая дань моде на VoIP и следуя современным веяниям в области телефонии и передачи данных, производители малых АТС все же ориентируются на сохранение инвестиций заказчиков в медленно устаревающие мини-АТС и ПО, а в освоении «мира IP» присутствует определенный консерватизм. Вместе с тем, дополнение мини-АТС возможностями передачи голоса в глобальных и локальных сетях Ethernet/IP (включая WLAN) является логичным шагом эволюционного развития этих продуктов.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ IP

Офисные АТС нового поколения обладают функциями «классических» мини-АТС (а их насчитывается около 500), позволяют организовать голосовую связь через телефонные линии или по сети IP, сформировать единый номерной план и создать телефонную сеть с гибким распределением вызовов, охватывающую удаленные филиалы. Большинство таких мини-АТС поддерживают цифровые и аналоговые устройства (факсы, телефоны, IP-телефоны), имеют целый спектр интерфейсов (FXO, FXS, 10/100BaseT, ISDN PRI/BRI), предлагают средства администрирования и настройки через сеть передачи данных. Платы IP в мини-АТС играют роль шлюза между матрицей коммутации на шине TDM и сетью IP. При этом коммутация TDM-TDM, TDM-VoIP обычно осуществляется через шину TDM, а голосовые пакеты VoIP-VoIP передаются напрямую между устройствами абонентов. АТС же отвечает за обработку сигнальной информации.

Расширяя свой телекоммуникационный бизнес, поставщики малых АТС разрабатывают привлекательные маркетинговые концепции. Так, в апреле Panasonic представила новую стратегию продвижения в России своих цифровых гибридных офисных АТС с поддержкой IP — KX-TDA200RU, KX-TDA100RU и KX-TDA30RU (RU указывает на локализованную для России версию продукта) — под лозунгом приобщения пользователей к современному стилю общения на базе технологий IP. Для этого будут разрабатываться продукты, где используются беспроводные инфраструктуры, технологии IP и мультимедийные коммуникации.

В серии Panasonic KX-TDA100 (см. Рисунок 1) и Panasonic KX-TDA200 применяется новая архитектура, а большинство функций реализовано здесь иначе, чем в известной серии KX-TD. Правда, выпуск этих продуктов несколько запоздал. Близкие по функциональности модели серии LDK-100 и LDK-300 от LG Electronics уже поставляются в Россию и прошли проверку в реальной работе.

Станции TDA, где реализованы такие возможности, как центр обработки вызовов, голосовая почта, гостиничные функции, цифровые линии ISDN, микросотовая связь и т. д., оснащаются платой шлюза KX-TDA на 0484/3480 на четыре канала VoIP (в конце года планируется поддержка 16 каналов). Протокол IP используется лишь для соединения между станциями, расположенными в разных офисах. IP-телефоны Panasonic не выпускает, хотя и планирует представить их уже в конце года (в планах также выпуск программных IP-телефонов). IP-телефонов других производителей станции TDA не поддерживают. Модели TDA совместимы с аналоговыми телефонами разных производителей и системными аппаратами Panasonic (включая прежние модели), оснащены интерфейсами Ethernet (для удаленного администрирования) и USB, предусматривают программирование с ПК и применение приложений CTI (см. Рисунок 2). Они позволяют создавать распределенные телефонные системы с единым номерным планом (см. Рисунок 3) и перенаправлением вызовов между станциями, причем в новой серии для этого можно использовать каналы VoIP. К внутренней линии АТС серии KX-TDA подключаются до трех независимых телефонов — два системных и один обычный, что позволяет наращивать емкость АТС без дополнительных затрат.

В апреле к моделям TDA100 и TDA200 со стоимостью за порт около 45 долларов добавилась самая маленькая станция TDA30 (примерно 35 долларов за порт без стоимости системных телефонов). Если старшая модель TDA200 обслуживает до 128 внешних и до 256 внутренних линий, то TDA30 (поставляемая в России с августа) поддерживает до восьми внешних линий, до 52 внутренних и до 24 мобильных абонентов (DECT), позволяет использовать соединительные линии VoIP, ISDN BRI, E&M, имеет функции DISA (прямой доступ к ресурсам системы), распределения вызовов (UCD), идентификации вызывающего абонента (Caller ID), маршрутизации, гибкого распределения и ограничения вызовов. В числе дополнительных возможностей — подключение систем голосовой почты, встроенные гостиничные функции и функции центра обработки звонков.

В базовой конфигурации TDA30 имеет только четыре универсальных порта. Как и во многих других АТС подобного класса, благодаря модульной конструкции все остальное оборудование (включая IP-шлюз H.323 v.2 на четыре голосовых канала) устанавливается в соответствии с потребностями клиента. Станцию можно использовать в качестве выноса номерной емкости по IP в небольших филиалах.

Одновременно компания обновила ПО для станций TDA: функции VoIP и управления АТС через сеть передачи данных дополнены поддержкой многосторонней конференц-связи. В ПО версии 2.0, выход которого запланирован на конец года, специально для СНГ будет добавлена функция мониторинга и отключения неисправных городских аналоговых линий, что позволит информировать пользователя о возникающих проблемах и выбирать альтернативные маршруты (функция ARS). Раньше Panasonic поставляла цифровые АТС через наиболее опытных дилеров на особых условиях. С апреля они продвигаются как продукт массового спроса.

Андрей Венгеров, специалист отдела телекоммуникаций представительства Panasonic в России и странах СНГ, считает главным отличием новых АТС принцип «дружественности к пользователю», простоту установки и администрирования. Неискушенный пользователь может даже не программировать их, АТС так или иначе будет поддерживать базовый уровень сервиса. Программирование новых АТС осуществляется с системного телефона, с компьютера, по модему, через сеть ISDN или Internet, причем обновление версии ПО не требует последующего перепрограммирования. Системное ПО и база данных АТС хранятся на флэш-карте стандарта SD.

Встроенные в модели TDA шлюзы IP соответствуют стандарту H.323 v.2 (о планах поддержки SIP пока не сообщается) и используют для сжатия речи кодеки G.711, G.729(А) и G.723.1. Такой шлюз поддерживает DNS, адаптивную буферизацию трафика, синхронизацию и эхоподавление. TDA позволяют передавать по сетям IP не только речь, но и факсы, а также тональные сигналы. Среди поддерживаемых станциями протоколов — VoIP, ISDN BRI и PRI (сигнализация EDSS-1 и QSIG) и R2 (сигнализация MFC/DTMF/Pulse).

На основе АТС Panasonic можно создавать микросотовые системы связи DECT. Сотовые станции c зоной покрытия до 200 м устанавливаются на расстоянии до 1000 м от АТС, а для бескабельных коммуникаций Panasonic включает в комплект специальный ретранслятор. О планах поддержки Wi-Fi и VoIP на базе WLAN пока не сообщалось.

По поводу преимуществ применения Wi-Fi или DECT в сетевой инфраструктуре малых предприятий мнения специалистов неоднозначны. В некоторых голосовых приложениях различия между этими технологиями незначительны, и телефония DECT вполне способна удовлетворить потребности небольшого офиса при достаточно низкой стоимости оборудования. Как и в случае проводной IP-телефонии, выбор определяется характером решаемой задачи, например необходимостью реализации сложной системы роуминга между базовыми станциями.

Через интерфейс TAPI 2.1 с цифровыми АТС Panasonic взаимодействуют такие продукты, как «1С-Рарус: Call Center 1.0» и «1С-Рарус: CRM», программа управления и мониторинга работы мини-АТС Rander компании «Ранат», 3rd party PC Console компании «Блиц-Контакт». Panasonic предлагает и собственные приложения, в частности PC Phone. При поступлении вызова информация об абоненте (например, из справочника Outlook) отображается на мониторе компьютера, подключаемого к порту USB системного телефона. Разговор можно записать на диск и переслать по электронной почте. Компьютер удобно использовать как автоответчик, он воспроизводит разные приветствия для разных абонентов, записывает сообщения с последующей пересылкой на мобильный телефон или электронный адрес.

Встроенные функции центра обработки звонков позволяют распределять их между операторами, а рабочее время оператора, число обработанных им вызовов и средняя продолжительность разговора фиксируются системой. Для тех, кто обрабатывает большой поток вызовов, предназначено приложение PC Console. Станции Panasonic совместимы с основными программными продуктами для гостиниц и с российским ПО «Эдельвейс» компании «Рексофт».

Не ограничиваясь конвергентными АТС с коммутацией каналов, Panasonic разрабатывает и «чистые» IP-решения с пакетной коммутацией. Опытные образцы таких систем были представлены на выставке «Связь-Экспокомм 2004». Офисные АТС планируется оснащать встроенным сервером приложений, маршрутизатором, системами хранения, однако сроки выпуска данных продуктов не уточняются.

Компания Samsung Electronics предлагает на российском рынке АТС с поддержкой IP с 2002 г. Офисная цифровая АТС iDCS 500 выполнена по блочно-модульному принципу и в максимальной конфигурации поддерживает до девяти потоков E-1/PRI при общей емкости до 542 портов. Несколько систем iDCS 500 можно объединить в сеть ISDN по протоколу QSIG, получая в общей сложности до 2000 портов в единой распределенной системе. Плата VoIP представляет собой шлюз H.323 на восемь каналов с возможностью расширения до 16 каналов и позволяет связывать станции между собой, подключать их к провайдеру IP-телефонии или к любой сети VoIP. В iDCS 500 реализована система маршрутизации исходящих вызовов на различные IP-адреса по результатам анализа набранных абонентом цифр, что облегчает развертывание корпоративных сетей, поддерживается передача факсов (T.38), предусмотрен встроенный механизм эхоподавления, подавления пауз в разговоре. Выбор кодеков (G.711, G.729, G.729A, G.723.1), управление QoS и длиной пакета предоставляют возможности настройки VoIP с учетом особенностей подключения (локальные, корпоративные сети IP или сети общего пользования).

В этом году Samsung Electronics выпустила новую УАТС OfficeServ 500, которую можно рассматривать как развитие iDCS 500. По данным Samsung, в OfficeServ 500 реализована полноценная IP-АТС на основе протокола SIP. Новый системный процессор поддерживает все функции iDSC 500 и, кроме того, выполняет функции менеджера вызовов, позволяя подключить до 240 IP-телефонов. Для OfficeServ 500 разработаны новые системные телефоны и IP-телефоны. За счет собственных дополнений Samsung к протоколу SIP IP-телефоны компании по функциональным, сервисным возможностям и внешнему виду не отличаются от аналогичных цифровых телефонов. Приложения CTI включают в себя OfficeServ Call/Plus — персональный «телефонный организатор», OfficeServ Operator — компьютерное рабочее место оператора, OfficeServ News — сервер новостей, OfficeServ ACD — центр обработки вызовов (Call Center), OfficeServ SoftPhone — программный IP-телефон, EasySet — конфигуратор телефонного аппарата. Для взаимодействия с ПО других производителей разработан OpenTSP — интерфейс TAPI.

В IV квартале 2004 г. Samsung Electronics начинает поставлять в Россию АТС iDCS100 общей емкостью до 100 портов, выполненную на базе давно продающейся и хорошо себя зарекомендовавшей DCS Compact II. По своим функциональным возможностям она аналогична iDCS 500, включая VoIP (восемь каналов H.323), QSIG и администрирование через порт Ethernet. В первую очередь эта АТС должна заинтересовать компании, реализующие «выносы по IP» для небольшого числа абонентов. Компанией МАТЕЛ совместно с компанией «Комкор-Регион» реализован пилотный проект такого подключения по схеме УПАТС Definity-Cisco 5350-iDCS 100 с единым корпоративным номерным планом, сейчас находящийся в стадии опытной эксплуатации.

Все системы семейства OfficeServ будут поддерживать системы беспроводной связи WLAN (802.11b) с мобильными IP-телефонами WIP-5000M (см. Рисунок 4).

Представленная на «Связь-Экспокомм 2004» и уже запущенная в производство конвергентная блочно-модульная система OfficeServ 7200, поддерживающая коммутацию TDM и IP, рассчитана на емкость до 128 пользователей. Ее можно оснащать различными цифровыми и аналоговыми платами, интерфейсами ISDN PRI, платами VoIP, модулями подключения к глобальной сети и Ethernet, модулем VDSL для высокоскоростного доступа в Internet и платами контроллеров базовых станций WLAN. Кроме того ввиду ее ориентации на объединение в сеть небольших офисов система поддерживает VPN, имеет межсетевой экран со службами DHCP и NAT, может взаимодействовать по сети с универсальной системой обмена сообщениями, серверами распределения вызовов для создания контакт-центров и с другими приложениями. В I квартале 2005 г. планируется выпуск модели OfficeServ 7400 на 512 пользователей.

Для малых офисов Samsung предлагает компактную IP-систему OfficeServ 12 с поддержкой до восьми внутренних проводных абонентов. В базовом варианте системы предусмотрено два типа сопряжения с сетью общего пользования — три интерфейса TRK (аналоговые линии) или два ISDN BRI. Наряду с этим система поддерживает четыре телефона WLAN, а для связи с внешним миром или для объединения в корпоративную сеть можно добавлять в систему интегрированный шлюз IP-телефонии.

Еще один новый продукт Samsung представлен под рабочим названием SOHO Master. Этот конвергентный продукт включает мини-АТС, маршрутизатор IP и точку доступа к беспроводной сети Ethernet по принципу «все в одном». SOHO Master дает возможность пользователям развернуть беспроводную сеть и получить доступ в Internet через xDSL или кабельный модем. SOHO Master поддерживает работу восьми беспроводных телефонов WLAN (WIP-5000M) и передачу данных по протоколу IEEE 802.11b/g. В отличие от большинства других производителей, в новых продуктах телефонии Samsung ориентируется на поддержку Wi-Fi, а не DECT.

LG Electronics, наряду с достаточно мощной УАТС нового поколения STAREX CS1000 на 100—800 пользователей с поддержкой — при работе по цифровым линиям — российской сигнализации R1,5 (2ВСК) и встроенного шлюза VoIP, выпускает малые цифровые АТС LDK-300 и 100 с возможностью организации соединений по VoIP. LDK-300 обслуживает до 108 только аналоговых и до 288 аналоговых/цифровых внутренних абонентов, до 192 терминалов DECT, а кроме того, имеет интерфейс Ethernet, предусматривает применение приложений CTI, предлагает центр обработки вызовов, администрирование с компьютера и компьютерный терминал секретаря. Более компактная LDK-100 (см. Рисунок 5) рассчитана на 40 внешних и 96 внутренних линий. В ней используется плата VoIP на один—шесть портов. По своей оснащенности эти малые АТС близки к Panasonic TDA.

Японская компания NEC свою первую АТС с поддержкой IP-телефонии представила на «Связь-Экспокомм 2002». Ее NEAX2000 IPS — достаточно мощная и дорогая АТС для крупных корпоративных заказчиков с большими объемами междугородного и международного телефонного трафика. Она поддерживает коммутацию IP и TDM, а IP-телефония в ней используется и для внутриофисной связи — голосовой трафик передается по локальной сети передачи данных. Для соединения с другими станциями NEC в NEAX2000 IPS или NEAX2400 IPX применяется собственная технология NEC СС15-over-IР. Позднее NEC разработала модель 100МХ серии NEAX7400 ICS — мультимедийную модульную учрежденческую АТС емкостью до 768 портов со встроенной системой беспроводной связи, системой голосовой почты, центром обработки вызовов и функциями IP-телефонии для небольших и средних организаций.

Ericsson также предлагает линейку конвергентных АТС для малых и средних организаций, насчитывающих от восьми до 200 абонентов. Для этого компания создала серию продуктов BusinessPhone 250/128i/50, постаравшись оптимизировать в них соотношение функциональности и стоимости. Во всех станциях установлены один и тот же процессор и ПО, а отличаются они только емкостью кабинета (аппаратного шкафа). Младшая малая АТС BusinessPhone 50 способна обслуживать от восьми до 64 абонентов, обеспечивает совместимость с ISDN, поддерживает беспроводную связь DECT, голосовую почту и центр обслуживания вызовов. Встроенный шлюз VoIP (H.323) реализован как плата IP-телефонии IPU на 4—16 дуплексных каналов VoIP. Такие шлюзы позволяют строить общие сети IP (Intranet), сочетающие передачу голоса и данных с прозрачностью всех услуг. Специальные модули IP от Ericsson дают возможность применять IP-телефоны серии Dialog 4000 и новую программу-клиента BackStage iClient с функциями системного телефона. IP-абоненты могут использовать те же возможности, услуги и приложения, что и пользователи цифровых, аналоговых и беспроводных аппаратов. На октябрь запланирован выпуск новой версии ПО, для станций BusinessPhone.

После приобретения специальной лицензии BusinessPhone можно превратить в автономный шлюз VoIP емкостью до двух потоков Е-1 и 60 каналов VoIP.

В станции SOPHO iS3000 компании Philips поддержка IP-телефонии появилась в марте прошлого года. Она позиционируется как привлекательное решение для удаленного офиса и предназначена, прежде всего, для приверженцев постепенного перехода к IP-телефонии в локальных и глобальных сетях. В офисных АТС Philips серии SOPHO IPK (Internet Protocol Key system), реализующих более 200 функций телефонии, поддержку CTI, аналоговых, цифровых и IP-терминалов, наряду с IP-телефонией поддерживаются беспроводные коммуникации DECT. Подобно Panasonic и LG, этой «хорошо зарекомендовавшей себя» технологии придерживается и подразделение Business Communications (PBC) компании Royal Philips Electronics, однако в июле было представлено решение «следующего поколения» под названием Mobile@Net IP DECT, в основе которого — точка доступа DECT AP200. Philips расширила емкость и возможности системы, а также предложила более гибкий механизм лицензирования. В IP DECT она попыталась объединить достоинства IP-телефонии и DECT, сохранив такие свойства DECT, как высокое качество связи, информационная безопасность и передача вызова при перемещении пользователей между точками доступа.

Спектр представленных в России малых IP-АТС не ограничивается перечисленными выше марками. Подобные решения продвигают, например, EADS TELECOM (станции Connexity), AltiGen (AltiServ IP) и ряд других компаний. Между тем далеко не все производители мини-АТС спешат дополнить свои решения поддержкой голосовых коммуникаций по сетям IP или Ethernet, а непосредственно возможности VoIP задействованы лишь в небольшом числе приложений. Эта консервативная отрасль не торопит со сменой технологической платформы, и все-таки происходящие в ней процессы должны подвигнуть традиционных поставщиков мини-АТС к инновациям. Если темпы роста мирового рынка УАТС примерно соответствуют темпам развития экономики, то замена традиционных офисных АТС на системы с поддержкой коммуникаций по IP будет происходить гораздо быстрее. Прогресс в области беспроводных локальных сетей Wi-Fi ускорит развитие мобильной IP-телефонии. Разработка нового стандарта 802.11n, принять который планируется к концу 2006 г., позволит увеличить скорость передачи данных в таких сетях до 100 Мбит/с.

По мнению Александра Серикова, коммерческого директора компании «Альвис-Сети», одного из ведущих партнеров Panasonic и официального партнера Ericsson, IP-PBX не скоро придут на смену станциям TDM, поскольку в мире установлено большое число портов TDM, накоплен опыт производства таких решений, и при очень высокой их функциональности цена за порт достаточно невелика. Однако, учитывая такую объективную реальность, как миграция к IP, можно ожидать, что наибольший рост еще долго будет наблюдатся именно в сегменте конвергентных решений.

ГОЛОСОВОЙ ШЛЮЗ ИЛИ IP-АТС?

Как известно, выбор УАТС с тем или иным набором функций зависит от области ее применения. Далеко не всем малым и средним компаниям необходимы пропагандируемые ведущими производителями функциональные возможности корпоративной IP-телефонии. Сегодня в большинстве российских проектов довольствуются межофисными коммуникациями VoIP. Остальные же функции, как правило, реализуются с помощью цифровой телефонии, которая в ряде случаев даже дешевле аналоговой.

Задачи связи между офисами нередко решаются с помощью голосовых шлюзов, выпускаемых большим числом производителей, включая и российские компании. Такой вариант дает возможность сохранить УАТС с обширным набором функций и не прибегать к дорогостоящей модернизации. В арсенале ведущих поставщиков — целые линейки голосовых шлюзов для решения различных задач. Например, у Cisco Systems около десятка подобных продуктов — от ATA 186/188 до Cisco 7200 и голосовых модулей для коммутаторов Catalyst. Intel предлагает для интеграции терминалов IP и традиционных АТС медиа-шлюзы NetStructure PBX-IP Media Gateway (PIMG) с поддержкой SIP и H.323.

По словам Артема Касаткина, руководителя направления VoIP компании «СвязьКомплект», которая занимается продвижением шлюзов VoIP производства AddPac, современные автономные голосовые шлюзы в комбинации с существующими УАТС позволяют решить практически все задачи корпоративной телефонии, особенно в небольших офисах, причем стоимость их относительно невысока. Правда, для подключения шлюза необходимо задействовать дополнительные порты мини-АТС. При добавлении автономного шлюза VoIP происходит разрыв шины коммутации и управления сервисным обслуживанием абонентов, однако некоторые шлюзы имеют средства, решающие эту проблему, и абоненты лишаются только отдельных возможностей системных телефонов (например, отображение занятости линии удаленного абонента).

Голосовые шлюзы выпускают и некоторые поставщики мини-АТС, тем самым предоставляя клиентам более разнообразные варианты реализации. Так, Samsung предлагает шлюзы IP-телефонии серии SMG3200 и SMG400 для подключения небольших офисов по каналам VoIP. Они поддерживают H.323, имеют встроенные алгоритмы эхокомпенсации и подавления пауз, полный набор кодеков, автоматическое распознавание передачи факсов и перенаправление трафика через ТфОП при недоступности каналов VoIP. Благодаря универсальным интерфейсам их можно использовать практически с любой офисной АТС. А SMG400 можно применять и как небольшую офисную АТС. Шлюз позволяет организовать связь абонентов в офисе по внутренним номерам, выход на внешние линии и на линии VoIP.

Систему SMG3200 на 32 канала VoIP в Samsung рассматривают как инструмент для поэтапной миграции к единой мультимедийной среде передачи данных на базе протокола IP. Шлюзы SMG 3200 используются и в корпоративной сети самой компании Samsung. На их основе была построена корпоративная сеть компании DIXIS (см. Рисунок 6) с разнообразными приложениями и единым номерным планом.

Обычно голосовые шлюзы представляют собой шлюзы VoIP, однако этот протокол — не единственный вариант внедрения конвергентных сетей передачи голоса и данных при сокращении расходов на голосовые службы. Некоторые поставщики выбирают альтернативные технологии, обладающие рядом преимуществ по сравнению с VoIP. RAD Data Communication, например, применяет в своих шлюзах технологию TDM over IP. Ее же использует Ericsson в оборудовании MSED.

ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕЛЕФОНИИ К ОФИСНЫМ IP-АТС

Производители традиционных мини-АТС, дополняющие их поддержкой протокола IP, крупные поставщики мощных УАТС, выпускающие новые продукты телефонии для малого бизнеса, и выходящие на рынок корпоративной телефонии разработчики сетевого оборудования — не единственные игроки, чьи интересы сталкиваются в сегменте бюджетных офисных систем телефонии. Сегодня IP-АТС для построения распределенных корпоративных телефонных систем с единым номерным планом предлагают и компании, специализировавшиеся ранее на продуктах CTI. В частности, российская «Агат-РТ», работающая на рынке компьютерной телефонии с 1997 г., активно развивает IP-АТС серии «Иволга» (см. Рисунок 7).

Работая в интересах различных спецслужб, «Агат-РТ» ранее создавала системы записи аудиоинформации и перехвата электронной почты «Спрут», а также платы компьютерной телефонии «Ольха». Именно реализованные в «Ольхе» технологии стали основой выпущенной в прошлом году IP-АТС «Иволга». По своей идеологии продукт отличается от других отечественных и зарубежных разработок того же класса.

Сегодня спектр функций АТС «Иволга» заметно беднее, чем у многих аналогичных продуктов, однако на ее основе можно получить более дешевые решения. Для некоторых заказчиков «продвинутые» возможности мини-АТС не имеют принципиального значения, а соотношение функциональности и стоимости «Иволги» делают продукт конкурентоспособным. Кроме того, «Агат-РТ» поставляет для «Иволги» бесплатные библиотеки для разработки приложений CTI, и многие компании, включая крупные организации, используют их для создания собственных решений. В частности, средство разработки приложений CTI IvolgaCallSDK позволяет организовать взаимодействие приложения на ПК и «Иволги» по сети IP с помощью небольшого числа интуитивно понятных функций управления соединением, благодаря чему удается ускорить процесс создания приложений, добиться экономии при построении центров обработки звонков и информационно-справочных систем. По существу, IP-АТС «Иволга» обеспечивает полную функциональность специализированных плат CTI и без внешнего ПО осуществляет рутинные процедуры по управлению телефонными линиями.

«Иволга» имеет интерфейсы FXS для подключения оконечного телефонного оборудования и FXO для телефонных линий. В новых моделях реализовано подключение цифровых потоков E-1, имеется интерфейс 100BaseT. В ближайшее время планируется выпуск моделей, рассчитанных на большой диапазон линий — от двух до 128 и до четырех потоков E-1. Малоканальную серию 2010 (имеющую от двух до восьми интерфейсов FXS/FXO) и 2011 (с возможностями конференц-связи) дополнят многоканальные модели 3000 и 4000. По данным «Агат-РТ», построение решений на базе IP-АТС «Иволга» обходится примерно в 110 долларов за порт в случае малоканальных моделей (от двух до восьми портов) и в 80 долларов за порт при установке многоканальных АТС (от восьми до 128 портов).

Если «Иволга» не подключена к сети IP, то она работает как обычная УАТС с набором базовых функций. Коммутация между портами происходит на основе TDM, а для выхода в сеть передачи данных голос преобразуется в пакеты, и АТС реализует пакетную коммутацию. Способ коммутации IP станция выбирает автоматически. При звонке через Internet такая коммутация осуществляется с некоторым снижением качества звука (в частности, из-за сжатия голоса и эхокомпенсации). Модели «Иволга-2010» и «Иволга-2011» поддерживают передачу факсов (T.38) и голосовой обмен с уплотнением GSM0610, а в «Иволге 22хх/3ххх/4ххх» используются также кодеки G.711, GSM0610 и G.723.1. Кроме внешних сетей IP «Иволга» позволяет создавать телефонные сети предприятия на базе локальной сети без прокладки телефонной проводки.

Для повышения качества связи в глобальных сетях IP применяются механизмы дублирования голосовых пакетов, причем, по мнению разработчиков, двойное или тройное дублирование пакетов (это настраиваемый параметр) может заметно улучшить данный показатель в связи с применением варианта протокола RTP. Благодаря выпуску в июле новой версии ПО для IP-АТС «Иволга 201х» качество связи при одновременном разговоре нескольких абонентов улучшено и за счет снижения эффекта «полудуплекса». Модели 22хх/3ххх/4ххх ориентированы на поддержку стандартных протоколов SIP и H.323.

Типовое применение «Иволги» — связь с удаленными офисами и организация абонентских выносов (IP-удлинитель телефонной линии). Несколько объединенных в сеть IP-АТС с общим номерным планом (до семи цифр в номере) представляют собой единую систему — распределенную АТС с набором функций, доступных любому абоненту. В отличие от «чистых» IP-АТС с сетью шлюзов, где все звонки сначала поступают на центральный сервер (обычно дублируемый) и только затем распределяются, коммутационные функции в сети IP-АТС «Иволга» децентрализованы, и при отключении одного устройства система продолжает работать. С помощью специальной программы-конфигуратора пользователь может самостоятельно определять номерной план, в том числе удаленно. Функций автоматического обратного вызова и парковки вызова сеть IP-АТС «Иволга» пока не реализует.

Важной функциональностью является поддержка конференц-связи (в модели 2011) независимо от местоположения абонента с автоматическим сбором абонентов в конференцию по списку. Для серии 2000 поддерживается до двух конференций — до восьми абонентов в каждой, для серий 3000 и 4000 число участников должно быть увеличено до 30, а одно устройство способно обслуживать до 30 конференций.

К сети IP «Иволга» предъявляет такие же требования по задержке и вариации задержки, как шлюзы IP-телефонии. Безопасность при передаче голосового трафика через Internet обеспечивают внешние средства шифрования, в частности ПО «ViPNet Координатор» компании «Инфотекс». При использовании ПО Ivolga SoftSwitch можно подключить на один IP-адрес, выделенный провайдером, несколько устройств «Иволга». Это ПО служит и для маршрутизации пакетов из Internet на IP-АТС «Иволга» в обратном направлении.

По словам Юрия Анисимова, генерального директора «Агат-РТ», через определенное время «Иволги» вполне смогут заменить по функциональности офисные АТС, реализуя функции УАТС, шлюза IP-телефонии и приложений CTI. В ближайших планах компании — разработка «мезонинов» (субмодулей) для подключения системных телефонов. К концу года «Иволга» будет поддерживать по ISDN BRI системные телефоны KaTelco, а пока можно применять любые IP-телефоны с протоколом SIP, а также программный IP-телефон IvolgaSoftPhone.

Популярными приложениями для мини-АТС являются тарификаторы — программы учета, анализа и статистики звонков. Для «Иволги» с этой целью разработано ПО «Спрут-7ЕТ». Оно устанавливается на компьютере с доступом к сети IP-АТС «Иволга» (см. Рисунок 8). Статистическая и голосовая информация записывается на диск или другие цифровые носители. «Спрут-7ЕТ» предоставляет средства для составления статистических отчетов, а также для аудиозаписи разговоров по различным критериям и мониторинга состояния линий.

Интересное решение предлагает компания «Вокорд Телеком». Она разработала продукт PHOBOS-IPtel — регистратор трафика IP-телефонии.

Похоже, «Агат-РТ» остается одним из немногих отечественных разработчиков, активно продвигающих собственные IP-АТС. Другие подобные продукты, выпускаемые в России по лицензии, например УПАТС «Ладога 100/140», аналог NEC NEAX 2000 IPS/2400 IPS, по существу являются модификацией зарубежных АТС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По прогнозам In-Stat/MDR, поставки IP-АТС разных видов (по количеству линий IP) вырастут с 5,5 млн в 2003 г. до 15,9 млн в 2008 г. Как считают аналитики IDC, в ближайшие пять лет рост числа проектов с полной интеграцией голоса и данных в корпоративных сетях будет сдерживаться популярностью конвергентных IP-АТС, догоняющих по своим характеристикам «чистые» IP-АТС. Объемы продаж IP-АТС обоих видов в денежном выражении будут увеличиваться примерно одинаково — на 26—28% в год. Такой же рост ожидает IP-телефоны.

Возможности корпоративной IP-телефонии стали по-новому восприниматься как потребителями, так и поставщиками. В России в отношении данной технологии до сих пор существует определенная настороженность, а для ее широкого внедрения необходима хорошая инфраструктура каналов передачи данных. Однако все больше предприятий, включая сегмент малого бизнеса, использует функциональность VoIP, а отечественный рынок IP-телефонии быстро развивается. Аналитики компании Probe считают российский рынок VoIP крупнейшим в Европе по объему трафика, а в мире по обороту он занимает шестое место. За операторской IP-телефонией будет подтягиваться и корпоративная, помогающая минимизировать затраты на системы передачи, однако традиционная телефония по-прежнему остается оптимальной для решения ряда задач.

Заказчикам нужно сохранить инвестиции в существующее оборудование и приложения, отсюда и популярность таких продуктов, как конвергентные АТС и голосовые шлюзы. Кроме того, владельцы офисных АТС достаточно консервативны и часто не спешат приобретать новый продукт, предпочитая подождать, пока не будут протестированы все режимы работы мини-АТС новых серий. Корпоративные клиенты хотят убедиться в надежности предлагаемых продуктов. IP-телефония предъявляет высокие требования к каналам передачи данных, что затрудняет построение распределенных сетей и применение для передачи голоса сетей общего пользования. В целом же достоинства того или иного решения и способы его реализации зависят от требуемой функциональности, размера и характера бизнеса компании, ее инфраструктуры и целого ряда других факторов.

Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями