Усложнение сетевой инфраструктуры и добавление новых сервисов требует комплексного интегрированного подхода к разработке и внедрению систем поддержки эксплуатации сетей связи.

Конкурентная борьба в телекоммуникационной отрасли все более смещается в сферу сервисов, где основную роль играют качество и оперативность. Необходимость предоставления в режиме реального времени новых услуг, отвечающих современным требованиям, дала дальнейший толчок развитию сетей операторов связи, но одновременно породила массу проблем в такой рутинной сфере, как их эксплуатация. Впрочем, уже в период построения первых сетей связи пришло понимание того, что без специальных средств сопровождения ни о какой гарантированной работоспособности сети не может быть и речи.

Со временем предназначенные для этой цели системы эксплуатационной поддержки сетей связи приобрели более широкие функции. Снижение капитальных затрат и операционных расходов, увеличение отдачи от вложенных средств за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, повышение удовлетворенности и лояльности клиентов благодаря улучшению качества предоставляемых услуг стали решающими факторами конкуренции среди операторов связи. Решение этих задач также лежит в сфере управления процессом эксплуатации сетей операторов связи.

Базис для предоставления современных сервисов, внедрение которых порождает новые типы требовательного к сетевым ресурсам трафика, составляют телекоммуникационные сети, где аккумулируются разнообразные технологии и установлен широкий перечень оборудования различных производителей. Учитывая скорость освоения технологий и услуг в отрасли связи, не будет преувеличением сказать, что эффективная эксплуатация сетей — одна из наиболее важных и сложных задач.

Сопровождение телекоммуникационных сетей требует решения целого комплекса задач, включая мониторинг и управление сетью, выявление и решение возникающих проблем, прогнозирование и предупреждение отказов, учет ресурсов, управление производительностью сети, планирование сетевой инфраструктуры, управление услугами и мониторинг их качества. При этом в соответствии с современными требованиями концептуальный подход к проектированию систем поддержки эксплуатации сетей связи (Operation Support System, OSS) сместился от управления сетевыми технологиями к управлению сервисами для конечных пользователей.

ОДНИМ ПОТЕРИ, ДРУГИМ ДОХОДЫ

Analysis Research в своем исследовании «Средняя недополученная потенциальная прибыль» за 2003 г. анализирует довольно подробно проблему потерь операторов связи вследствие неэффективной эксплуатации сети. По оценкам участников телекоммуникационного рынка, в силу различных причин в среднем они составляют 2,7% от общего дохода. Эксперты Analysis Research склонны полагать, что реальная цифра намного выше и достигает 13,7%. Основные причины — несовершенство интеграции и взаимодействия подсистем, неадекватная реализация бизнес-процессов и процедур, недостатки в управлении кредитными средствами, непродуманная продуктовая и ценовая политика, внешнее и внутреннее мошенничество, ошибки при оптимизации маршрутов вызовов, недостаточная квалификация персонала и др.

По данным аналитической компании OSS Observer, доходы разработчиков от внедрения их решений OSS операторами связи во всем мире в 2002 г. составили 31 млрд долларов, а год спустя — 29 млрд долларов. Некоторое их уменьшение было вызвано еще не закончившимся к этому времени спадом в телекоммуникационной отрасли.

СТАНДАРТЫ

Вопросами стандартизации телекоммуникационных сетей занимаются несколько международных организаций, наибольшую известность среди которых получила деятельность Международного союза электросвязи (ITU-T) и Форума по управлению телекоммуникациями (TMForum). В сфере внимания последней находятся вопросы стандартизации управляющих телекоммуникационных сетей (Telecommunications Management Network, TMN), которые служат для управления сетями связи и услугами.

Концепция TMN реализует принципы глобального управления сетями связи. Логика построения модели TMN представляется иерархической структурой в виде пятиуровневой пирамиды, в основании которой находятся сетевые элементы (каналы, усилители, оконечная аппаратура, мультиплексоры, коммутаторы и т. п.). В них могут быть встроены средства для поддержки управления — сенсоры (датчики), интерфейсы управления, специализированное оборудование для связи с системой управления.

Выше последовательно располагаются уровни управления сетевыми элементами, сетью и сетевыми услугами, а венчает пирамиду уровень управления бизнес-процессами предприятия в целом. Каждый нижележащий уровень этой модели обладает набором «северных» интерфейсов (North Bound Interface) для связи с вышележащим, а тот в свою очередь базируется на функциональности и информации предыдущего, задействуя необходимые сервисы и отбрасывая ненужные.

Уровень управления сетевыми элементами реализуют элементарные системы управления, посредством которых осуществляется автономное управление отдельными элементами сети (например, контроль канала связи SDH, управление коммутатором или мультиплексором). Он основывается на использовании встроенных средств диагностики, которые входят в состав современного цифрового оборудования. Данные с микроконтроллеров устройств в определенном производителем формате поступают в единый центр управления, где они обрабатываются и помещаются в единое хранилище информации. Запросы на реконфигурацию оборудования выполняются с помощью команд, подаваемых в обратном направлении — от системы управления на микроконтроллеры устройств. Таким образом реализуются функции активного воздействия системы управления на сеть.

Уровень управления сетью координирует работу элементарных систем управления и таким образом реализует контроль за конфигурацией составных каналов и согласует работу транспортных сетей на базе различных технологий. Он предоставляет услуги интегрированного мониторинга и управления сетью в целом, обеспечивает корреляцию информации об авариях (которая позволяет понять, какие из поступивших сообщений являются вторичными и каким сетевым элементом вызван первичный сигнал тревоги), прогнозирует возникновение аварий на основании рабочих параметров сети. Важнейшие задачи систем поддержки эксплуатации телекоммуникационных сетей решаются именно на этом уровне модели TMN.

На следующем уровне осуществляется процесс предоставления услуг и управления сетевыми средствами в глобальном масштабе. При этом конечные пользователи сети получают возможность контроля за состоянием транспортных и информационных услуг, а также управления ими. Формирование услуги (Service Provisioning) заключается в фиксации в базе данных ее параметров — пропускной способности сети, максимальных величин задержек пакетов и др. — и выдаче низлежащему уровню управления сетью задания на конфигурирование виртуального или физического канала для поддержания услуги. Здесь же решаются задачи мониторинга качества предоставляемых услуг и обеспечения биллинга, составляется реестр услуг и потребителей, производится прием заявок на предоставление услуги. Наряду с системами OSS на данном уровне применяются системы поддержки бизнеса (Business Support Systems, BSS).

В связи с появлением концепции сетей следующего поколения (Next Genegation Network, NGN) TMForum разработал принципы построения систем и программного обеспечения поддержки эксплуатации таких сетей (New Generation Operation Systems and Software, NGOSS). Форум подготовил набор документов с описанием основных процессов управления бизнесом оператора связи и архитектуры программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов, а также критериев проверки соответствия реальных систем спецификациям NGOSS.

Для описания архитектуры бизнес-процессов были разработаны модели TOM и eTOM. Первая описывает общую схему эксплуатации в телекоммуникационном бизнесе, а вторая, помимо этого, затрагивает также процедурные вопросы стратегического управления предприятием оператора связи на различных уровнях в соответствии со значимостью бизнес-процессов и их приоритетами. Проведение TMForum в конце мая нынешнего года в Ницце было ознаменовано официальным утверждением модели Enhanced Telecom Operation Map (eTOM) в качестве рекомендации ITU-T. Более подробно о принципах NGOSS и модели eTOM можно узнать по ссылке в «Ресурсах Internet».

Организационная структура TMN обеспечивает согласованное взаимодействие между различными типами систем управления и оборудованием телекоммуникационной сети. В состав TMN входят следующие функциональные блоки:

  • средства взаимодействия (mediation) обеспечивают сопряжение решений OSS/BSS с разнородным оборудованием различных производителей;
  • управление инвентаризацией (Resource/Inventoty Management) отвечает за учет физических и логических ресурсов сети (включая учет свободных каналов и абонентской емкости) в едином хранилище данных. Чтобы получить данные о конкретном ресурсе, оператору достаточно выбрать соответствующий объект топологии сети, привязанный к карте местности. При необходимости он может внести изменения как в базу данных, так и в топологическую схему;
  • управление производительностью (Performance Management) осуществляет мониторинг параметров сети и анализ ее производительности и надежности (например, нагрузку сети, пропускную способность канала, потери пакетов, задержки в сетях IP). Решения этого класса позволяют оптимизировать конфигурацию сети, оптимально перераспределить нагрузку между ее ресурсами и обеспечить планирование развития сети;
  • управление неисправностями (Fault Management) представляет собой систему контроля и управления аварийными сигналами, которая предназначена для их фильтрации и корреляции с целью выявления первопричины, породившей поток взаимосвязанных аварийных сообщений. Таким образом существенно сокращается время выявления проблемы и ее устранения. При интеграции с системами Help Desk и CRM данный модуль упрощает управление ресурсами сети и улучшает их обслуживание. (Корреляция событий осуществляется путем привязки к сетевой топологии, для чего используется система инвентаризации, где эта сетевая топология хранится. Однако некоторые производители, не имея таковой в своем арсенале, интегрируют систему управления неисправностями с модулем инвентаризации других разработчиков, что приводит к возникновению проблемы синхронизации (с точки зрения типов объектов и системы наименований) с той моделью, которая представлена в системе инвентаризации.);
  • контроль за выполнением задач по устранению неисправностей (Trouble Ticketing). С помощью этого компонента эффективно контролируются поиск и устранение неисправностей. Информация о каждой возникшей проблеме и способах ее решения аккумулируется и систематизируется, благодаря чему в дальнейшем удается сократить сроки работ по восстановлению;
  • управление качеством предоставляемых услуг (SLA Management) обеспечивает оперативный мониторинг сервисов, доступных внутренним и внешним пользователям, и позволяет предотвратить нарушение «Соглашения об уровне сервиса»;
  • управление нарядами на активацию услуг (Order Management) необходимо для отслеживания всех этапов исполнения заказа на предоставление услуги, а также формирования детальных отчетов по каждому этапу и по процессу обработки заказа в целом;
  • системы предупреждения мошенничества (Fraud Management) предназначены для пресечения и упреждения случаев несанкционированного и неоплаченного использования услуг операторов связи;
  • модуль планирования и развития услуг (Service Provisioning Management) позволяет прогнозировать развитие событий и моделировать разнообразные сценарии, так что с его помощью можно оценить готовность услуги перед началом ее предоставления;
  • управление безопасностью (Security Management) обеспечивает контроль доступа к ресурсам сети (физическим и информационным) и целостность данных при передаче их через сеть;
  • модуль учета (Accounting Management) регистрирует время использования различных ресурсов сети.

По данным аналитической компании Heavy Reading, полученным в результате опроса более 250 операторов развитых стран, среди наиболее часто устанавливаемых компонентов OSS первенство держат системы мониторинга производительности (75%), обнаружения и устранения неисправностей (67,9%), управления инвентаризацией (62,7%), управления сервисами и планирования услуг (61,6%), предупреждения мошенничества (56%). Очевидно, комплексное внедрение систем OSS приведет к существенному снижению уровня внутренних издержек и увеличению прибыли за счет оптимального использования ресурсов сети.

История развития систем эксплуатационной поддержки сетей связи насчитывает не одно десятилетие. В странах с высоким уровнем развития средств связи эволюция таких систем прошла пять последовательных этапов: управление вручную (до 1970 г.), механизация (1970—1980 гг.), централизация (1980—1988 гг.), автоматизация (1988—1994 гг.), интеграция (после 1994 г.). Проект TMN обозначил плавный переход от автоматизации к интеграции систем эксплуатации сетей связи.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ИХ ПРОДУКТЫ

В России активизация интеграционных процессов в области управления сетями связи (примерно 1998 г.) совпала с появлением частных операторов, широким внедрением новых технологий — сетей SDH, ATM и проч., а также стремлением к интегрированному управлению различными доменами (сетями коммутации каналов, сетями передачи данных, сетями сигнализации) и оборудованием различных производителей.

Российский рынок OSS характеризуется запоздалым стартом и ускоренными темпами наверстывания упущенного в рамках выделенных бюджетов. Среди наиболее известных российских производителей систем эксплуатации сетей связи — компании PR-Group, CBOSS, ЦНИИС, ФГУП ЛОНИИС. Продукты российских производителей OSS в рейтингах международных аналитических компаний пока не присутствуют, если не считать системы CBOSSrtb, которая, вообще говоря, относится к классу биллинговых систем, а права на нее были приобретены компанией CBOSS у финского разработчика Fujitsu Services Oy.

Среди ведущих западных производителей в России — HP, Lucent, Micromuse, Harris, TTI. В ноябре 2003 г. было открыто представительство компании Micromuse, чьи продукты OSS (системы Infocenter) прежде поставлялись в нашу страну компанией Cisco Systems по OEM-соглашению. Недавно на российский рынок вышла компания Harris — производитель OSS-систем NetBoss; ее дилер TEKOM Group уже реализовал пилотный проект по внедрению системы NetBoss в сети оператора связи «ВолгаТелеком», где к единому центру управления был подключен широкий спектр устройств: от коммутационного оборудования различного типа до современных систем мониторинга отечественного производства (например, системы диагностики ВОЛС российской компании PR-Group). В настоящее время в России и странах СНГ проходит ряд тендеров на установку систем поддержки эксплуатации в сетях региональных операторов.

Единого унифицированного подхода к реализации систем OSS не существует. Как отмечают специалисты Analysis Research, в целом состояние рынка OSS характеризуется фрагментарностью подобных систем. Каждый из поставщиков имеет уникальную, если не сказать эксклюзивную совокупность продуктов. Разнообразие рынка OSS проявляется еще и в том, что наряду с хорошо известными игроками на нем присутствуют новички, предлагающие нишевые решения для определенных задач — так, например, компания Syndesis сфокусировалась на приложениях OSS для провайдеров DSL.

Отсутствие унифицированного подхода к реализации OSS предопределило и отсутствие комплексного поставщика. Среди производителей OSS весьма распространены альянсы, наличие которых способствует интеграции взаимосвязанных систем различных производителей. Доминирующего вендора пока нет, во всех секторах рынка — свои лидеры. Тем не менее оператор может приобрести компоненты OSS, например Service Provisioning, Mediation или Inventory Management, не только как продукт с определенной функциональностью, но и в интегрированном виде вместе с компонентами других производителей. Состав компонентов систем OSS различных производителей приведен в Таблице 1 (по данным аналитической компании Heavy Reading).

Поставщики конкурируют не столько между собой, сколько с уже инсталлированными системами, на замену которых провайдеры идут с большой неохотой. Многие из унаследованных продуктов представляют собой доморощенные изделия, эксплуатирующиеся не один десяток лет. Конкуренцию им составляют также системные интеграторы, предлагающие приложения собственной разработки, написанные в соответствии с техническими условиями заказчика.

В 2003 г. Heavy Reading подготовила подробное исследование состояния рынка систем OSS под названием «Принятие систем OSS рынком», где производители и продукты оцениваются по нескольким показателям: известность марки, привлекательность цены, производительность, качество и надежность, уровень обслуживания и техническая поддержка. В ходе исследования были опрошены свыше 450 представителей различных телекоммуникационных компаний, исключая производителей OSS. Согласно выводам аналитиков, на мировом рынке систем OSS наиболее популярны (в порядке убывания) решения Hewlett-Packard, Lucent Technologies, IBM, Telecordia Technologies, ADC Telecommunications, Micromuse, Amdocs, Agilent Technologies, MetaSolv Software, Vitria Technology, Telution, System Management Arts (Smarts), Axiom Systems, NetCracer Technology и др.

HP и Lucent первенствуют во всех категориях опроса. Причем отставание Lucent незначительно; особенно же сильны ее позиции в части продуктов по активации услуг. Компания IBM выпустила на рынок мощное связующее программное обеспечение (middleware), которое представляет интерес не только для провайдеров услуг, но и для корпоративных пользователей систем поддержки эксплуатации. Рейтинг Micromuse в категории известности марки оказался невысок, но те, кто знаком с оборудованием этого производителя, высоко оценили такие его свойства, как производительность, надежность и качество. Среди небольших компаний наиболее высокий рейтинг у Axiom Systems, NetCracker Technology, System Management Arts и Telution.

За помощь при подготовке данной статьи автор выражает благодарность Инне Мироновой, директору программы OSS компании «Открытые Технологии».

Наталья Жилкина — научный редактор «Журнала сетевых решений/ LAN». С ней можно связаться по адресу: nzil@lanmag.ru.


Конец рутине

Автоматическая система эксплуатации VisioNet, созданная специалистами российской компании PR-Group, воплотила опыт отечественных разработок в трех основных областях автоматизации процесса эксплуатации. В ее состав вошли: подсистема технического учета пассивного оборудования; подсистема управления и диагностики активного оборудования на основе TMN; подсистема мониторинга работы сети и анализа качества предоставляемых услуг. Первые две контролируют все устройства, компоненты и подсистемы связи, а третья позволяет управлять эффективностью работы сети в целом или отдельных ее компонентов и осуществлять «тонкую» настройку сети.

Подсистема TMN для контроля активных компонентов сети оператора опирается на концепцию «мягкой TMN». В основе этого подхода — убеждение в том, что построение глобальной системы управления сетями связи, в полной мере отвечающей базовой концепции TMN, на практике будет всегда наталкиваться на непреодолимые препятствия, причины которых кроются, в частности, в необходимости объединения данных в разных форматах от встроенного диагностического оборудования различных производителей. Это влечет за собой использование дорогостоящих унифицированных платформ управления на фоне непрерывного обновления программного обеспечения, модернизация которого происходит порой быстрее, чем процесс его настройки для решения стоящих задач.

Предложенный специалистами PR-Group подход предполагает использование территориально-распределенных измерительных комплексов (ТРИК), объединенных в сеть сбора и обработки информации. Входящие в подсистему сбора ТРИК элементарные приборы (сенсоры) извлекают информацию непосредственно из трафика. ТРИК реализуют пассивный компонент TMN, но не принимают запросы на реконфигурацию оборудования, т. е. не формируют активной составляющей TMN. Поэтому при разработке концепции «мягкого TMN» ее создатели предложили схему построения не сверху, когда выбранная платформа сопрягается с оборудованием оператора, а снизу, когда построение платформы идет от задач эксплуатации. На первом этапе внедрения устанавливаются ТРИК для поддержки функционирования пассивного компонента системы управления. Затем постепенно, путем сопряжения с оборудованием заказчика, решаются задачи построения системы обеспечения функций реконфигурирования.

В настоящее время платформа VisioNet объединяет более 24 подсистем, гибко взаимодействующих друг с другом практически в любой конфигурации — начиная от самой простой, с одним центральным модулем и малым числом удаленных модулей, и заканчивая сложной иерархической системой с несколькими центрами наблюдения и контроля на региональном уровне и единым общенациональным центром. Внедрение платформы может начаться с любой подсистемы (каждая из них может развертываться и функционировать автономно, выполняя специализированные задачи), а затем наращиваться по мере необходимости, вплоть до охвата всей сети ОКС7 без кардинальной модернизации.

С помощью VisioNet теперь можно контролировать параметры трафика в режиме реального времени, верифицировать биллинг, проверять план маршрутизации, искать перегрузки в первичной и вторичной сетях, проводить корреляционный анализ состояния линейно-координатных станций и отказоустойчивости телефонной сети и решать много других рутинных задач, возложенных на эксплуатационный отдел.


Управление эксплуатацией сетей связи на платформе TeMIP

Считая конвергентные услуги основополагающей тенденцией развития отрасли связи, HP выдвинула идею конвергентных систем поддержки эксплуатации сетей связи (Converged OSS), которая реализуется на базе объектно-ориентированной платформы TeMIP (Telecom Management Information Platform, TeMIP) вместе с OpenView Operations и Network Node Manager.

Платформа TeMIP основана на принципах модульности, масштабируемости, универсальности и предлагает проактивный сервис. Каждый тип управляемого объекта описывается в виде определенной объектной модели (Entity Class), куда входят атрибуты, директивы и события. Точная идентификация управляемого объекта осуществляется путем его именования в соответствии с иерархией используемой объектной модели.

Ядро системы, OV TeMIP, обеспечивает связь между модулями TeMIP и интегрированными приложениями. Эта объектно-ориентированная распределенная инфраструктура предоставляет необходимые системные службы для установки управляющих модулей и их использования независимо или в некоторой комбинации.

Модули управления делятся на модули доступа, функциональные модули и модули представления, взаимодействуя между собой и ядром системы через открытые интерфейсы прикладного программирования (API). Модули доступа обеспечивают обмен информацией (сбор аварийных сообщений и событий, выдачу команд управления) между системой управления сетевым элементом или самим сетевым элементом (СЭ) и ядром TeMIP в установленном формате, осуществляя преобразование протоколов между CЭ или системами управления и внутренней структурой TeMIP. HP поддерживает обширную библиотеку модулей доступа для множества сетевых элементов. С помощью специального инструментария может быть разработан дополнительный модуль.

Функциональные модули (Functional Modules) выполняют операции обработки данных в соответствии с различными сценариями управления сетью. Они обеспечивают регистрацию объектов в объектной модели TeMIP, обнаружение отказов, развитые средства корреляции, передачу информации другим функциональным модулям.

Модули представления (Presentation Modules) реализуют целый набор функций: пользовательский интерфейс; окно отображения аварийных сообщений в режиме реального времени (Real Time Alarm Handling viewer) и ретроспективного отображения (History Alarm Handling viewer); окно отображения журнала событий (Event Log); карту сети (MAP viewer), редактор карты сети (MAP Editor); редактор символов (Symbol Editor); интерфейс командной строки (FCL или TCL); экспертную систему (TeMIP Expert).

В поставку комплексной интегрированной системы на базе TeMIP входят и другие компоненты: шлюзы приложений (TeMIP Liaisons) для интеграции функциональных приложений других производителей; интерфейсы приложений для связи с внешней системой управления, инструментарий разработчиков (Toolkit).

Платформа информационного управления для телекоммуникаций в составе HP OpenView установлена более чем у 400 провайдеров услуг по всему миру. В нашей стране одна из наиболее крупных инсталляций TeMIP осуществлена на транспортной сети ОАО «Газпром».


Под зонтиком Lucent

Платформа Navis iOperations, разработанная Lucent Technologies, представляет собой комплекс унифицированных решений для создания, конфигурирования, контроля и управления качеством традиционных и новых услуг в телекоммуникационных сетях, где используются различные технологии и оборудование.

Реализуемые компонентами этой платформы функции охватывают: управление всеми сетевыми элементами Lucent в области доступа, транспорта, передачи данных, в оптическом и беспроводном домене; интегрированное управление отказами по всем доменам и технологиям с возможностями корреляции событий для определения первопричин аварий; управление качеством на сетевом и прикладном уровнях с реализацией управления SLA и QoS; идентификацию логических отказов и связанных с ними перегрузок трафика и утечек доходов; централизованную систему инвентаризации с обратной связью от сетевых ресурсов; сквозное конфигурирование услуг в сетях, где используются технологии и оборудование различных поставщиков. Платформа Navis Operations базируется на модели eTOM и включает в себя три основных комплекса программных продуктов: Navis iEngineer, Navis iProvision и Navis iAssure.

Приложения Navis iEngineer обеспечивают планирование и проектирование емкости сети, интегрированное управление сетевыми элементами и централизованное хранение информации о сетевом оборудовании. Для подключения всех сетевых элементов и обеспечения их функционирования используются одинаковые процессы, благодаря чему сокращается время обучения персонала, ускоряется внедрение нового оборудования, достигается централизация и упрощается конфигурирование. Входящие в состав Navis iEngineer программные продукты в основном ориентированы на управление элементами, выпускаемыми Lucent Technologies. Интеграция с системами управления более высокого уровня и системами других производителей осуществляется посредством API на платформе CORBA.

Приложения комплекса Navis iProvision автоматизируют процессы формирования, ввода в эксплуатацию и конфигурирования услуг на базе технологий IP, ATM, xDSL и их адаптацию под запросы пользователя с учетом заданного качества обслуживания. Комплекс обеспечивает конфигурирование виртуальных корпоративных сетей VPN. Открытая архитектура, поддержка интерфейсов прикладного программирования (API) и экспорта данных в другие приложения предоставляют все возможности для полной интеграции Navis iProvision со средствами проектирования и контроля от других производителей.

В приложения комплекса Navis iAssure включены средства мониторинга, интегрированный инструментарий для устранения неисправностей, средства управления производительностью и услугами в гетерогенной среде — все это позволяет поддерживать заданное качество обслуживания. Приложения способны предоставлять отчеты по параметрам, зафиксированным в договорах об уровне обслуживания, автоматически оповещать о сетевых аномалиях и предлагать способы их устранения.

Продукты платформы iOperations широко распространены по всему миру. Система управления сетевыми элементами этого комплекса способна контролировать и анализировать состояние сети, содержащей до 2 млн сетевых элементов. Продукты Navis iOperations установлены у операторов Deutche Telecom, Orange France, Verison, Telefonica, AT&T Wireless и др., а в России — у МГТС, МТС, «Петерстар», «Петербург Транзит Телеком», «Северо-Западный Телеком», «ТрансТелеком». Так, например, МГТС задействует ПО Navis Access для управления более чем 100 сетевыми элементами в широкополосной сети передачи данных общего пользования.


На платформе Micromuse

Программный комплекс Micromuse имеет иерархическую структуру, все его компоненты взаимодействуют друг с другом посредством стандартизованных протоколов и интерфейсов с использованием методов криптографической защиты. В состав семейства Netcool входит пять базовых программных продуктов: Netcool OMNIbus, Netcool Precision, Netcool Monitors, Netcool Impact, Netcool Dachboards. Функции платформы Netcool включают расширенный мониторинг устройств, корреляцию возникающих в системе сигналов и событий, управление отдельными компонентами сети, управление соглашением об уровне обслуживания. Кроме того, платформа Netcool обеспечивает средства гибкой настройки интегрированной среды управления и реконфигурирования ее отдельных параметров.

Система OMIbus — ядро семейства Netcool, она отвечает за управление обработкой отказов и предоставление гарантированного уровня сервиса. Netcool OMNIbus в своей основе использует клиент-серверную архитектуру. Основными ее составляющими являются ObjectServer, Probes, Gateways и Virtual Operator. Главная функция Netcool ONMIbus — сбор сообщений от сетевых объектов и разнообразных платформ управления с последующим распределением и предоставлением этой информации операторам и администраторам, ответственным за контроль соответствующих групп ресурсов и информационных служб.

Netcool ObjectServer — активная база данных, оптимизированная для сбора и хранения событий с набором фильтров и средств представления. Netcool Probes — подсистема сбора аварийной информации от API, баз данных, оборудования, файлов отчетов и других утилит для ее передачи в ObjectServer. Netcool Gateways — набор интерфейсов для взаимодействия со многими другими базами данных и приложениями в реальном времени. Netcool Virtual Operator — подсистема, обеспечивающая выполнение сценариев, направленных на автоматизированное решение периодических или прогнозируемых проблем в инфраструктуре.

Интерфейс к уровню сетевых элементов или к уровню управления элементами сети реализован посредством программных агентов (Probe). Агент поддерживает протокол обмена с контроллерами оборудования или системой управления, обеспечивает сбор, унификацию и исключение дублирования аварийных сообщений, в некоторых случаях синхронизирует и поддерживает актуальность набора полученных данных. Вместе с Netcool OMNIbus поставляется библиотека агентов, сертифицированных производителями оборудования, благодаря чему значительно упрощается процесс установки системы и сокращается срок ее внедрения.

Как уже упоминалось, в состав платформы Netcool входят системы Precision, Monitors, Impact, Dachboards. Функциональные возможности Precision позволяют проводить комплексный анализ отказов в сетевой среде с учетом сетевой топологии. Monitors обеспечивает мониторинг рабочих характеристик оборудования, услуг и приложений для проводных и беспроводных сетей в режиме реального времени. Система Netcool Impact дает ответ на вопрос о том, как события в сети оператора связи могут повлиять на эффективность услуг и бизнеса. Netcool DashBoards обеспечивает корреляцию и отображение информации о неисправностях, событиях и состоянии устройств информационной инфраструктуры в удобном для операторов и администраторов виде.

Резидентная модель размещения центрального хранилища данных в памяти сервера, оптимизированная для потоковой обработки и распределения событий, позволяет достичь очень высокой скорости обработки данных почти в режиме реального времени. Семейство продуктов Netcool выбрали для себя British Telecom, Deutsche Telecom, France Telecom, AT&T, Sprint, BellSouth, NTT, Japan Telecom, China Telecom, «ТрансТелеком», «Голден Телеком», РАО EC, Equant, «КазахТелеком», UMC и др. Некоторые из этих операторов обслуживают самые крупные абонентские базы в мире, обеспечивая поддержку сети, в которую поступает до 30 млн сообщений в минуту.


Ресурсы Internet

Аналитическая компания Analysis Research предоставляет качественную оценку изменений и анализ тенденций на рынке решений OSS. Оценить уровень проблем эксплуатации сетей связи и быть в курсе событий телекоммуникационного рынка помогут последние отчеты и исследования экспертов, представленные на сайте Analysis Research http://research.analysys.com.

Компания Heavy Reading проводит масштабные опросы основных пользователей систем OSS. Количественные оценки продуктов OSS по результатам этих опросов, а также анализ специфических особенностей данного рынка можно найти по адресу: http://www.heavyreading.com.

Обзоры развития рынка OSS, анализ влияния новых сервисов на совершенствование решений OSS, основные подходы к реализации и внедрению OSS, ключевые области роста и перспективные технические решения, примеры внедрения OSS у ведущих провайдеров телекоммуникационных услуг — эта и другая полезная информация представлена на сайте компании OSS Observer http://www.ossobserver.com.

Подробное описание модели бизнес-операций TOM (разработка Tele Management Forum, TMN) можно найти по адресу: http://www.cfin.ru/rubtsov/RSV/TMForum/ TMForum_2.htm.

Цикл интересных статей Игоря Бакланова по проблемам эксплуатации сетей связи российских операторов представлен на сайте компании PR-GROUP http://www.pr-group.ru.

На сайте компании Lucent опубликован список статей В. Вишнякова по проблемам эксплуатации сетей электросвязи http://www.lucent.ru.

Международная некоммерческая организация TeleManagement Forum обеспечивает стратегическое руководство разработкой базы стандартизации для систем управления информационными и коммуникационными службами на предприятиях связи. Информация о работе форума представлена на сайте http://www.tmforum.org.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями