Выбор решения в области системного и сетевого управления очень сложен. Путаница начинается уже с наличия множества дисциплин управления: это и управление ресурсами и приложениями, и инвентаризация, и администрирование сети, и мониторинг уровня сервиса, и т. д., для чего предлагаются самые разнообразные средства. При выборе системы в центре внимания должны находиться —по крайней мере на первом этапе — не списки свойств, а скорее сам поставщик, его концепции, стратегия и услуги.

Рынок решений системного и сетевого управления (System and Network Management, SNM) отличается впечатляющим разнообразием продуктов — от универсальных до узко специализированных. Наряду с крупными поставщиками платформ управления — BMC Software, Computer Associates, Hewlett-Packard и IBM — свои решения предлагают также многочисленные средние и малые поставщики. Каждая из трех групп идет своим путем.

Платформа управления объединяет в себе множество отдельных средств управления и одновременно предоставляет независимым поставщикам базис для их решений. Данную схему применяют крупные предприятия. Разработчики систем системного и сетевого управления для предприятий среднего масштаба делают ставку на собственные интегрированные компоненты для основных областей SNM. Как правило, этот подход позволяет охватить около 80% всех задач SNM, в том числе управление сетью и мониторинг приложений для управления корпоративными ресурсами приложений (Enterprise Resource Planning, ERP). Для решения оставшихся задач соответствующие поставщики чаще всего поддерживают партнерские отношения с другими компаниями. Заметные игроки в этом сегменте рынка — Concord и Realtech. Третья группа, специализированные поставщики так называемых точечных решений, фокусируется на отдельных средствах SNM, в качестве примера можно привести решение для управления справочной службой от Remedy.

Последние исследования, проведенные, в частности, Techconsult и Lunendonk в августе 2003 г., показывают, что 93% предприятий в Германии пользуется хотя бы одним средством SNM. По данным компании Raad Consult, системы управления сетью лидируют на рынке: 80% из 500 опрошенных предприятий мониторинг собственной сети возлагают на соответствующие средства управления. Далее идут справочная служба и управление приложениями (см. Рисунок 1).

Технологическая компетентность, по данным Techconsult, как и прежде, является критерием номер один, когда речь идет о выборе системы SNM и поставщика, за ней следуют ноу-хау в части интеграции и внедрения, а также способность поддержки гетерогенных платформ. На выбор подходящей системы SNM решающее влияние — особенно на фоне ограниченности выделяемых на ИТ бюджетов — оказывают прежде всего экономические критерии и качество сервиса. Рассматриваемые ниже критерии имеют значение для всего спектра системного и решений сетевого управления (кратко они перечислены во врезке « Важнейшие вопросы при выборе системы SNM»).

НАДЕЖНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ

Чтобы решение в области системного и сетевого управления не превратилось в бездонную бочку, ответственные лица должны проверить, насколько перспективен продукт, на который они рассчитывают: имеет ли производитель солидную финансовую базу, инвестирует ли средства в совершенствование своих продуктов, может ли предъявить положительные отзывы заказчиков по различным направлениям SNM?

Еще одним важным критерием является модульность решения. Модульная компоновка решения необходима для того, чтобы пользователь мог лицензировать и внедрять только те компоненты, которые ему требуются в данный момент. Кроме того, она должна допускать возможность постоянного дополнения ее другими средствами того же производителя, а также решениями системного и сетевого управления независимых поставщиков. Между тем производители часто подвергаются справедливой критике за слишком низкую оценку стоимости интеграции компонентов, поэтому поставщик должен быть способен предоставить дополнительные модули без затрат на их интеграцию, иначе система SNM рискует превратиться в дорогостоящий долгосрочный проект без окупаемости инвестиций.

Важная тема — инструменты мониторинга для серверов, баз данных, операционных систем или маршрутизаторов и обязательная совместимость различных решений SNM. Удастся ли их объединить на центральной консоли управления с возможностью корреляционного анализа? В целях обеспечения надежности инвестиций следовало бы выяснить также, насколько независим производитель предлагаемой системы в отношении управления как программным, так и аппаратным обеспечением. Только в том случае, если он не привязан к другим поставщикам, он имеет полный контроль над всеми своими средствами управления.

ПОДИУМ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ

При развертывании решения SNM важно разбить процесс внедрения на этапы и четко следовать установленным срокам. Для предприятия среднего размера они составляют приблизительно два-три месяца.

Все большее количество поставщиков демонстрируют свои ноу-хау в реализации системы в рамках лабораторного моделирования длительностью от одного до трех дней: потенциальный заказчик обрисовывает важнейшую проблему имеющейся у него инфраструктуры, а поставщик SNM показывает, каким образом и насколько быстро он может ее решить. Такие тесты — очень хорошая проверка поставщика. Широко распространенным вариантом является также организация конкурса среди поставщиков. Таким образом можно оперативно выяснить, обладает ли программное обеспечение SNM соответствующими средствами, позволяющими ускорить автоматический анализ причин неисправностей. Амортизация расходов на приобретенное решение должна составлять от трех до шести месяцев.

Текущие расходы на систему SNM, в зависимости от ее модели, весьма разнятся. Необходимо выяснить, продает ли поставщик свою систему или сдает в аренду либо в лизинг. Прозрачна ли и понятна ценовая модель поставщика? Оптимальное экономическое распределение затрат между лицензированием и внедрением — 1:0,5. Это означает, что на 1 евро лицензионных отчислений должно приходиться не более 50 центов затрат на внедрение. Приведенный расчет может служить ориентиром для предприятий среднего размера и демонстрирует стремительное развитие рассматриваемого направления: еще несколько лет назад пользователям приходилось исходить из соотношения затрат от 1:3 до 1:5.

Политика лицензирования поставщика должна быть согласована со стратегией развития предприятия. Если последнее предполагает наращивание своего аппаратного или программного обеспечения в обозримый период времени, то затраты на лицензирование — не важно, какая модель системного и сетевого управления принята — не должны возрастать беспредельно. В справедливой модели лицензирования для затрат всегда существует верхний предел. Это означает, например, что начиная с определенного количества сетевых узлов затраты на лицензирование стабилизируются и становятся постоянными.

НАДЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Сегодня все чаще речь идет о контроле и управлении электронными бизнес-процессами. В этом случае программное обеспечение SNM должно охватывать также XML, современное ПО промежуточного уровня и технологии Internet. Одних только функций мониторинга уже недостаточно. Все чаще привлекаются предопределенные процедуры и автоматизация, благодаря которым удается сдерживать рост расходов на персонал. В таком случае важно знать, является ли предлагаемое поставщиком решение проактивным, т. е. включает ли оно автоматизированную обработку потоков заданий и самостоятельное управление эскалацией, или же оно только реактивно?

Торговому предприятию должно быть ясно, что каждая минута простоя Internet-магазина приводит к снижению оборота. То же самое относится, например, к логистике субпоставщика комплектующих для автомобилей, работающего по модели Just-in-Time. Последствия в денежном плане могут быть драматичны. К тому же страдает имидж предприятия, растет недовольство заказчиков. Пользователи это понимают: согласно последнему опросу Techconsult, 250 предприятий большую роль в будущем отводят защищенным сервисам Web (первое место), общей стоимости владения (второе место) и оптимизации системного ландшафта путем привлечения дополнительного технологического консалтинга (третье место).

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Если система SNM требуется предприятию для контроля за всей информационной инфраструктурой, то ему необходима универсальная консоль с поддержкой всех средств — от контроля за сетью до соглашений об уровне сервиса (Service Level Agreements, SLA). Ответственным лицам придется определить, какие приложения и данные являются жизненно важными. Для разных отраслей они могут быть различными: классическим посылочным торговым предприятиям нужны, прежде всего, данные о заказчиках и наличии товаров на складах, Internet-магазины заинтересованы в круглосуточном беспрепятственном прохождении всех транзакций через Internet и т. д.

SLA должны допускать возможность, во-первых, их гибкого определения, а во-вторых, контроля посредством программного обеспечения в режиме реального времени. Но на этом требования к функциям SLA не заканчиваются: чтобы описать оказанную отделом ИТ услугу для всех заинтересованных сторон, решение SNM должно располагать функцией составления отчетов на базе Web.

Мониторинг бизнес-процессов помогает контролировать расходы на ИТ и оценивать стоимость простоев. Бесспорно, это главная дисциплина SNM. Однако многие необходимые инструменты все еще находятся в зачаточном состоянии. В общем и целом ИТ всегда служит для поддержки управления деятельностью предприятия или упрощения производственных процессов. Единая пользовательская оболочка с интуитивно понятным интерфейсом обслуживания (см. Рисунок 2) способна облегчить работу с SNM как сетевым администраторам, так и управленческому звену. Она с необходимой прозрачностью обеспечивает понимание функционирования, роли и места ИТ.

Рисунок 2. Графическая пользовательская оболочка помогает администратору контролировать состояние сети — сетевые каналы и компоненты представлены наглядно, как на карте городских улиц.

SNM использует два типичных процесса для получения сведений о системах. Метод Out Side In нашел применение в платформах управления. Хотя система и предоставляет требуемые сведения, их нельзя отобрать индивидуально в соответствии с потребностями предприятия в информации. Метод Inside Out используется в интегрированных решениях. В этом случае, напротив, возможны корреляция данных и их более эффективный анализ, потому что они вводятся в централизованную модель представления данных (см. Рисунок 3). Впрочем, для этого поставщику необходимо обладать точными знаниями о приложениях — Oracle или SAP.

Рисунок 3. Собранные системой данные представляются как в табличной, так и в графической форме, благодаря чему облегчается их анализ и интерпретация.

То, что начиналось с разработки Linux, развилось в важное направление отрасли программного обеспечения — движение Open Source. В состоянии ли поставщик решения SNM реагировать на такие тенденции?

НИКАКОГО РЕШЕНИЯ БЕЗ ДОБРОГО СОВЕТА

Технический консалтинг производителя важен, когда речь идет об учете индивидуальных требований предприятия в отношении функций управления. При этом может потребоваться также консультация отдела развития производителя ПО. Выясните, готовы ли разработчики ко взаимодействию с заказчиком и достаточно ли гибки, чтобы выполнить выдвинутые требования и интегрировать их в стандартное программное обеспечение? Современной тенденцией в реализации управления сервисами ИТ, а также системного и сетевого управления является квазистандарт IT Infrastructure Library (ITIL). Учитывает ли поставщик при создании своего решения этот метод?

В качестве поставщика систем SNM рекомендуется выбирать того, кто может предложить все услуги из одних рук: разработку, консультации, внедрение, сервис, поддержку и, конечно, обучение. Партнеры по продажам и интеграции выигрывают от высокой компетенции производителя и могут, таким образом, вместе с поставщиком реализовать сложнейшие проекты. Поддержка первого, второго и третьего уровня является сегодня нормой для каждого производителя. Поддержка первого уровня часто выполняется партнерами, качественная поддержка второго уровня остается, как показывает опыт, все еще в компетенции самого поставщика SNM. Тесное сотрудничество и обмен ноу-хау между производителями и партнерами гарантируют к тому же постоянное совершенствование продуктов в соответствии с требованиями заказчиков.

Только в сказках все очевидно: плохое — это плохое, а хорошее — хорошее. На выбор системы SNM влияет множество факторов, и, как таковых, хороших или плохих поставщиков систем системного и сетевого управления не существует. На рынке предлагаются различные решения: платформы управления, интегрированные решения или специализированные продукты. При выборе решения важно выяснить, какая именно система SNM подходит данному предприятию и каких результатов предполагается достичь с его помощью.

Томас Майер — менеджер из компании Realtech. С ним можно связаться по адресу: sm@lanline.awi.de.


Важнейшие вопросы при выборе системы SNM
  1. Контролирует ли программное обеспечение все уровни ИТ (операционную систему, сеть, сервер, базы данных, приложения — ERP и CRM)?
  2. Реагирует ли система на возникающие проблемы с ИТ проактивно? Можно ли задавать предельные значения? Распознаются ли возможные ошибки и исправляются ли они до выхода системы из строя?
  3. Организована ли система в соответствии с модульным принципом и возможно ли ее расширение и дополнение в зависимости от потребностей и имеющегося бюджета?
  4. Существует ли возможность интеграции продуктов сторонних компаний?
  5. Является ли ценовая модель поставщика прозрачной и гибкой?
  6. Предлагается ли возможность выбора различных моделей лицензирования и финансирования?
  7. Приемлем ли срок окупаемости (Return on Investment, RoI) системы SNM (в среднем от трех до шести месяцев)?
  8. В каком соотношении находятся стоимость лицензирования и стоимость внедрения системы (ориентировочное значение для систем среднего класса составляет 1:0,5)?
  9. Можно ли считать поставщика SNM технологически независимым?
  10. Каковы гарантии дальнейшего развития данной технологии программного обеспечения (ключевые слова: XML, Linux)?
  11. Может ли поставщик подтвердить полезность своей системы на практике в тестовых испытаниях?
  12. В состоянии ли поставщик SNM поддерживать систему и устранять вскрываемые ею слабые места инфраструктуры?
  13. Является ли производитель поставщиком только продукта или же решения SNM?

? AWi Verlag