Участники нынешнего, где присутствовали представители ряда крупных компаний, попытались ответить на вопрос: «Российский бизнес: нужен ли ИТ-аутсорсинг?» Аутсорсинг, являющийся, по словам генерального директора IBS Сергея Мацоцкого, общемировой тенденцией разделения труда, «трудно внедряемое в России понятие», но это направление ждет бурное развитие, особенно в сфере среднего бизнеса. Компании с оборотом 100—500 млн долларов более динамичны, чем крупные структуры, где случаи аутсорсинга пока достаточно редки, поскольку затраты на информационные технологии и управление информационными системами ощутимее для бюджета. Именно по принципу аутсорсинга строятся отношения IBS с дочерней компанией DATA FORT, появившейся несколько лет назад как проект IBS по предоставлению услуг корпоративного аутсорсинга ИТ.

Как отметил Сергей Мацоцкий, на аутсорсинг стоит передавать те сферы деятельности, где можно навести порядок, и желание его навести — важный фактор, который немыслим без формализации и стандартизации бизнес-процессов компании. С другой стороны, такая стандартизация может быть результатом аудита и определения того, что же именно подлежит аутсорсингу. Что касается экономических факторов, то они сегодня не столь значимы. Рынок услуг аутсорсинга еще не сложился, и говорить об их экономической эффективности сложно. Конечно, при принятии решения об аутсорсинге делаются необходимые расчеты, но российские реалии таковы, что большой экономии он, как правило, не дает. Впрочем, могут быть и исключения, ведь понятие аутсорсинга остается достаточно широким. Наиболее известные примеры из российской практики — аутсорсинг центров обработки вызовов, корпоративной телефонии, систем электронной почты, хостинг Web, разработка ПО.

По данным Market Visio/EDS, за два года своего существования российский рынок аутсорсинга ИТ вырос практически с нуля и сегодня составляет около 10% рынка ИТ (для сравнения: в Западной Европе на услуги внешних поставщиков приходится 80% бизнеса ИТ). Он мог бы расти быстрее, но этому препятствуют как технологические, так и психологические проблемы. В частности, остро стоит вопрос доверия к поставщику услуг.

На российском рынке ИТ сегмент услуг невелик, хотя объемы продаж услуг внешних поставщиков увеличиваются ежегодно примерно на 36%. По оценкам Market Visio, в этом году объем услуг составит около 820 млн долларов. Похоже, через несколько лет аутсорсинг ИТ может составить серьезный рынок. Темпы его роста будут зависеть от наличия квалифицированных поставщиков и примеров успешной реализации.