Развитие связи по китайской рецептуре.

Kитайский телекоммуникационный сектор выглядит архипелагом благополучия на фоне кризиса, так долго лихорадившего мировой рынок связи. А ведь еще 20 лет тому назад все было иначе — техническая оснащенность отрасли связи нашего восточного соседа была довольно слабой. Впрочем, даже из этого обстоятельства китайцам удалось извлечь пользу, в полном соответствии с высказыванием политического и государственного деятеля Китая Мао Цзэдуна, полагавшего, что «на чистом листе бумаги проще рисовать».

Процесс становления телекоммуникационной отрасли в Китае невозможно рассматривать вне контекста экономических реформ и политического курса руководства страны, где сильное государственное регулирование сочетается со стратегией открытого взаимодействия с внешним миром. Главная же специфика Китая состоит в том, что при развитии экономики приходится оперировать цифрами особого порядка, поскольку численность населения этой страны составляет 1 млрд 300 млн человек.

ШАГ ЗА ШАГОМ

К началу реформ по либерализации экономики состояние китайских телекоммуникаций было крайне неудовлетворительным: количество телефонных линий на душу населения в начале 80-х гг. составляло 0,43%. Телефонные станции обслуживали преимущественно государственные учреждения и промышленные предприятия. В структуре телефонных сетей преобладали аналоговые АТС невысокой емкости, использовались разнотипные схемы сигнализации, а сами сети имели неоптимальную топологию.

Сегодня количество телефонных абонентов в Китае достигло 550 млн, что соответствует телефонизации примерно 42% населения. (Для сравнения: в 2003 г. в России на 100 человек приходилось 25,6 аппаратов.) Это достижение — результат государственного курса на быстрое развитие телекоммуникационной отрасли, принятого в начале 1980-х гг. в рамках общего реформирования экономики страны. Отрасль связи, наряду с транспортной, была выбрана в качестве стратегического, приоритетного направления развития экономики. Новый курс подразумевал ее государственную поддержку, включая финансирование, создание льготных условий кредитования и налогообложения. (За последние 15 лет инвестиции в телекоммуникационный сектор Китая составили около 180 млрд долларов.)

На первом этапе реформирования, когда собственное производство практически отсутствовало, руководство страны выбрало стратегию активного сотрудничества с зарубежными поставщиками телекоммуникационного оборудования, заложив тем самым основу для создания национальной отрасли связи в ее нынешнем виде. При создании на территории Китая совместного предприятия в качестве одного из пунктов контракта с зарубежным партнером обычно оговаривалось, что преобладающая доля собственности должна принадлежать китайской стороне. Помимо этого, в нем предусматривалось обязательное обучение китайских специалистов, передача документации и технологий. При всей очевидности намерений китайской стороны, подобные сделки были привлекательны и для иностранных инвесторов — гарантированная прибыльность обеспечивалась размерами китайс-кого рынка.

За довольно короткий срок в Китае появились отечественные производители сначала аналоговых, а затем и цифровых коммутационных систем. Среди них — нынешние ведущие производители не только национальной, но и мировой отрасли связи — компании Huawei Technologies и ZTE Corporation. Начав в августе 1988 г. свою деятельность с продаж коммутационного оборудования, Huawei быстро переориентировалась на собственные разработки. Первым ее продуктом, выпущенным в начале 1990 г., стала аналоговая учрежденческая станция АТС JK1000, в конце того же года появилась цифровая учрежденческая станция HJD 48, в 1991-1992 гг. —цифровой коммутатор EAST 8000.

Следующим этапом модернизации отрасли связи, вплоть до 1994 г., стала массовая замена аналоговых станций на цифровые, с более широким перечнем услуг и возможностями по управлению сетью. Однако структура сетей все еще оставалась неоптимальной, что приводило к сложности управления и отражалось на стоимости телефонных линий и качестве связи. В результате руководство отрасли приняло решение о строительстве телефонных сетей на базе меньшего количества телефонных станций большей емкости с использованием удаленных модулей и оптических сетей абонентского доступа, значительно увеличивающих зону обслуживания одной АТС.

В процессе модернизации отрасли упрочилось и положение китайских производителей — постепенно их продукция стала занимать основную долю в поставках на внутренний рынок. Помимо Huawei Technologies на телекоммуникационном рынке Китая успешно действуют еще три производителя телекоммуникационного оборудования: ZTE, Julong и DATANG. За последний год общий оборот этих трех конкурирующих компаний составил менее половины оборота Huawei Technologies, поэтому ее пример наиболее показателен в качестве иллюстрации эволюции бизнеса частной компании в русле общегосударственной экономической политики.

В 1993 г. специалисты Huawei создали цифровую коммутационную станцию C&C08, а к концу 1994 г. появилось стратегическое решение, отвечающее насущным потребностям рынка, — оборудование доступа для оптических сетей. Сети на базе меньшего количества станций, но с более широкой областью покрытия, обладали приемлемой стоимостью телефонных линий и позволяли упростить введение новых услуг. За короткий срок (за пятилетку) в Китае были телефонизированы многочисленные населенные пункты, включая небольшие города и села.

Следующая задача, поставленная руководством отрасли, — осуществление плавного перехода к сетям нового поколения, способным гибко адаптироваться при необходимости введения современных услуг. В 1995 г. Huawei предложила решение для организации сетей доступа с интеграцией услуг HONET и оборудование мобильной связи, а в 1997 г. в списке ее продуктов появилось оборудование передачи данных. Сегодня трудно назвать технологию или продукты для построения и модернизации современных сетей связи, которые отсутствуют в продуктовом портфеле Huawei, причем все ключевые элементы оборудования базируются на специализированных микросхемах ASIC собственного производства.

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ

В рамках стратегии развития высоких технологий китайское руководство приняло решение о создании экономических зон с благоприятными условиями для развития бизнеса. Первая свободная экономическая зона, так называемая «Кремниевая Долина» Китая, была образована в 1980 г. на юге страны, в Шэньчжэне (Shenzhen). Сегодня Шэньчжэнь — приграничный к Гонконгу город с семимиллионным населением, на территории которого разместились исследовательские и производственные центры высокотехнологичных компаний. Компании, организовавшие здесь свой бизнес и специализирующиеся в области телекоммуникаций, микроэлектроники, биотехнологий и программирования, в течение первых трех лет освобождаются от уплаты налогов, а затем еще два года выплачивают их в половинном размере. Это обстоятельство вкупе со значительно меньшей, по сравнению с западными странами, себестоимостью привлекает сюда ведущих мировых производителей.

В Шэньчжэне находится и штаб-квартира национального гиганта отрасли Huawei Technologies. На площади 1,3 км? разместились административные офисы, исследовательские лаборатории, производственные цеха, складские помещения (включая полностью автоматизированный склад комплектующих), центр обработки данных и управления сетью, демонстрационный и учебный центры, а также вся комфортабельная инфраструктура жизнеобеспечения, включая жилищный комплекс.

Организация производства Huawei ничуть не уступает уровню производства ведущих мировых брендов. Из управляющего центра обработки данных ведется круглосуточный контроль параметров корпоративной сети, которая охватывает все подразделения компании внутри страны и за ее пределами.

Автоматизированный склад комплектующих занимает 11 тыс. м?, а его работа организована без применения ручного труда, управление движением товаров также ведется из центра обработки данных. Несмотря на огромный перечень комплектующих (одних только корзин с мелкими деталями на специально выделенных стеллажах насчитывается 60 тыс.), за два года эксплуатации этой системы на складе не произошло ни единого сбоя, путаницы или недостачи. В производственных помещениях, на конвейерных линиях сборки порядок, как в операционной, — белые халаты и климат-контроль.

У работодателей в Китае широкий выбор. Качественное образование и, особенно, инженерные профессии очень ценятся, однако рынок квалифицированных специалистов огромен, а уровень оплаты их труда невысок, поэтому конкуренция среди энергичных, настойчивых, мечтающих о карьере молодых претендентов довольно высокая. В Huawei, например, при отборе новых сотрудников кроме общего уровня подготовки принимаются во внимание учебное заведение, которое закончил тестируемый, его отметки, научные труды и место предыдущей работы.

Такое отношение к формированию научного потенциала компании объясняется просто: в сфере разработок занята основная часть персонала (46%), а затраты на эту часть бизнеса составляют десятую часть всего оборота Huawei. Исследования новых технологий ведутся в шести национальных исследовательских центрах (трем из них присужден международный пятый уровень сертификации CMM-5) и за рубежом: в Бангалоре (Индия), Далласе (США), Стокгольме (Швеция).

НЕ КИТАЕМ ЕДИНЫМ

Китайский рынок телекоммуникационных услуг — самый крупный в мире. На неоднородно заселенных пространствах, где основной контингент абонентов проживает в сельской местности, услуги голосовой связи до сих пор пользуются наибольшим спросом, а доля активно говорящих составляет 68%. В крупных городах растет спрос на услуги коммутируемого и широкополосного доступа в Internet. Число абонентов xDSL в стране ежегодно увеличивается на 10 млн. Так, например, в одном лишь Шэньчжэне количество линий ADSL превышает 600 тыс. (400 тыс. из них обслуживает оборудование Huawei). Для абонентов оператора Shenda Telephone Company (местное отделение China Telecom в г. Шэньчжэнь), стоимость безлимитного подключения к линии широкополосного доступа составляет около 25 долларов в месяц, причем зачастую модемы ADSL на стороне абонента устанавливаются бесплатно.

Вместе с тем, китайские производители уже давно перешагнули границы внутреннего рынка. Первой страной в мировой экспансии Huawei стала Россия — в 1997 г. компания организовала совместное предприятие «БЭТО-Хуавей» в Уфе и открыла в Москве первое зарубежное представительство.

Российский рынок находится в сфере стратегических интересов Китая, для увеличения потока экспорта в Россию китайского оборудования правительство этой страны оказывает всяческую поддержку своим производителям. Так, в 2002-2003 гг. четыре государственных национальных банка Китая подписали соглашение с Внешторгбанком России о целевом выделении кредитов на сумму 600 млн долларов для закупки российскими импортерами китайских высокотехнологичных товаров.

На мировом рынке китайцы чувствуют себя довольно уверенно: по результатам 2003 г. компания Huawei заняла первое место по объему контрактов на оборудование фиксированной связи C&C08 (с долей рынка 35%), оставив позади Alcatel (25%). К концу прошлого года коммутационные системы C&C08 обслуживали более 130 млн линий на телекоммуникационных сетях по всему миру, из них 25 млн были введены в эксплуатацию в 2003 г. По оборудованию для сетей доступа, систем мультиплексирования LH DWDM xDSL, решений для сетей нового поколения NGN (под торговой маркой U-SYS), интеллектуальных оптических коммутационных систем магистрального уровня SDH следующего поколения компания занимает второе место в мире.

Вообще, 2003 г. оказался для Huawei рекордным: общий объем продаж составил 3 млрд 830 тыс. долларов США, что обеспечило рост бизнеса на 42%. Интересно, что такие показатели были достигнуты при неблагоприятных внешних условиях: разразившаяся прошлой весной эпидемия вируса атипичной пневмонии вызвала отток заказчиков из страны.

20 ЛЕТ СПУСТЯ

В стране действуют пять крупных операторов связи: China Telecom, China NetCom, China Mobile, China Unicom и China Railway Communications (причем основными поставщиками оборудования для них являются китайские компании, прежде всего Huawei). China Telecom специализируется на предоставлении услуг фиксированной связи и охватывает 20 южных провинций Китая — это самый крупный в мире оператор телекоммуникационных услуг. China NetCom предоставляет услуги фиксированной связи десяти северным провинциям Китая. У China Mobile, специализирующейся исключительно на мобильной связи, — 55 млн абонентов GSM. China Unicom обслуживает абонентов как фиксированной, так и мобильной связи, причем обеспечивает более 50% рынка услуг связи стандарта CDMA. Каждый из операторов представляет собой хоть и самостоятельную, но государственную компанию, поэтому строительство национальных сетей ведется в русле единой стратегии.

Мобильная связь развивается в Китае стремительными темпами: в 2003 г. появилось 60 млн новых абонентов, за первый месяц текущего года их число выросло на 8,1 млн и к концу января достигло 276,8 млн. В январе добавилось 5,63 млн новых абонентов фиксированной связи, а общее их число составило 268,9 млн. Huawei — крупнейший поставщик оборудования мобильной связи основных стандартов на международном рынке. По объему поставляемого оборудования для мобильных сетей стандарта CDMA-450 она занимает первое место в мире.

Бум, который переживает отрасль связи Китая, — результат приверженности курсу, выбранному 20 лет назад. За последний год доход от телекоммуникационных услуг вырос на 15,4%, а оборот только в январе составил примерно 5 млрд долларов США. Ожидается, что общий объем продаж продукции и услуг в сфере информационных технологий и телекоммуникаций в нынешнем году возрастет на 26% и достигнет 286,2 млрд долларов США.

Пока Россия буксовала в перестройке, Китай сделал гигантский рывок в стратегическом направлении. Пример страны, которая за весьма короткий срок кардинальным образом изменила состояние собственной телекоммуникационной отрасли и вышла на международный рынок в качестве ведущего поставщика оборудования, может стать иллюстрацией для учебников по экономике. Основные факторы, способствовавшие столь значительному успеху, — государственный подход к управлению, особенности национального характера и закон больших чисел.

Наталья Жилкина — научный редактор «Журнала сетевых решений/ LAN». С ней можно связаться по адресу: nzil@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями