Унифицированная обработка сообщений позволяет избавиться от множества конечных устройств в офисе: электронную почту, факсы, голосовые сообщения и SMS можно отправлять и получать через единую систему. Наиболее полезна такая возможность для мобильных сотрудников. В статье описываются основополагающие концепции и технологии Unified Messaging.

Унифицированная система обработки сообщений (Unified Messaging, UM) объединяет различные типы сообщений под одним интерфейсом (см. Рисунок 1). На первый план выдвигаются интересы пользователя, поскольку согласованная обработка всех сообщений удобнее раздельной. В случае централизованного решения на базе сети предполагается наличие интегрированной серверной платформы, где обрабатываются и консолидируются все виды информации. Различные службы, особенности работы и функции должны носить модульный характер и быть масштабируемыми, чтобы их удавалось по возможности гибко адаптировать под любые требования.

Рисунок 1. Унифицированная обработка сообщений объединяет все типы сообщений под одним интерфейсом.

К стандартному набору типов сообщений, поддержку которых ожидают сегодня от решения UM, относятся электронная почта, факс, голосовые сообщения и SMS. Сфера влияния Unified Messaging распространяется сегодня исключительно на службы с промежуточным хранением, но не на коммуникации в реальном времени (к примеру, на телефонию). Однако в рамках компьютерной телефонии (Computer Telephony Integration, CTI) и передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP) интеграция унифицированной обработки сообщений и телекоммуникационной функциональности напрашивается сама по себе, поскольку обе коммуникационные шины тесно связаны друг с другом. Так, к системе Unified Messaging в качестве устройства доступа относится не только персональный компьютер, но и телефон: мобильные пользователи при помощи сотового телефона могут получать информацию о поступлении важных сообщений и даже, при желании, запросить их.

РАЗЛИЧНЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Решения в области унифицированной обработки сообщений отличаются принципиальной реализацией: одни системы выполнены как отдельно стоящие коммуникационные серверы, другие представляют собой дополнительное программное обеспечение на чужих платформах, например Microsoft Exchange или IBM Lotus Domino. В первом случае решение предлагается «из одного источника», при этом разработчики могут воплотить в жизнь все свои идеи, не оглядываясь на существующие платформы. Во втором используются известные системы обработки сообщений и, как правило, уже имеющаяся инсталляционная база. Соответствующее программное обеспечение изначально разрабатывается с целью добавления функций, отсутствующих у систем обработки сообщений: факс, голос, SMS, мобильное оповещение и удаленный опрос.

В рамках подобного разделения труда имеющаяся система обработки сообщений обеспечивает функционирование основного элемента — электронной почты, включая клиентов, и тем самым предлагает базовую платформу для обмена сообщениями. Дополняющее решение использует уже реализованные структуры и предоставляет пользователю все сообщения в обычных клиентских приложениях, к примеру, MS Outlook или Lotus Notes. Поэтому пользователю не надо изучать новую программу, он может интуитивно обращаться к дополнительным функциям.

В случае «смешанного» решения для унифицированной обработки сообщений также ни в коем случае нельзя отказываться от специфической поддержки мобильных конечных пользователей: если кто-либо из них не находится на рабочем месте, то ему предоставляется, в зависимости от решения, множество возможностей. Типичным примером является передача информации посредством новых сообщений, причем пользователь может сам определять, каким образом (через электронную почту, факс, SMS или голосовое сообщение) он эту информацию будет получать. Сюда относится и удаленный доступ с помощью мобильного или обычного телефона: пользователь может войти в систему UM и просмотреть все адресованные ему сообщения. При этом голосовые сообщения можно прослушать непосредственно. Если же решение Unified Messaging обладает системой перевода текстовой информации в голосовую (Text to Speech, TTS), то можно прослушать также сообщения, отправленные по электронной почте и факсу, или SMS. Поскольку факсимильные сообщения приходят в виде изображения, их можно конвертировать в текст посредством оптического распознавания символов. Некоторые решения UM очищают читаемый текст, удаляя специальные символы, в частности «*» или «#». С помощью телефона возможна даже обработка сообщений: например, выполнение таких действий, как «ответить», «переслать дальше» или «удалить».

ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Особенности технической реализации унифицированной системы обмена сообщениями в случае интегрированного дополняющего программного решения можно продемонстрировать на примере сервера Unified Messaging Ixi-UMS от Servonic: решение интегрируется со стороны сервера через так называемые соединители в имеющуюся систему обработки сообщений. В зависимости от типа платформы существующие интерфейсы могут быть реализованы на базе стандартов либо в виде собственных решений. К примеру, интеграция в MS Exchange версий от 4.0 до 5.5 осуществляется через нестандартный интерфейс прикладного программирования для электронной почты (Messaging Application Programming Interface, MAPI), а в MS Exchange 2000 и Lotus Notes/Domino (начиная с версии 5.0) — с помощью стандартных протоколов SMTP, IMAP и LDAP. Передачу сообщений берет на себя почтовый агент (Mail Transfer Agent, MTA) соответствующей системы обработки сообщений. В качестве пользовательского интерфейса функционирует обычный клиент той же платформы обработки сообщений.

В случае этого типа интеграции все данные — как пользовательские, так и административные — хранятся в соответствующей базе данных платформы обмена сообщениями, т. е. создавать две копии не нужно. Поэтому потребление ресурсов и, как следствие, необходимость приобретения нового аппаратного обеспечения сводится к минимуму. В случае системного сбоя не возникает никаких несоответствий, в том числе и временных, между данными системы обмена сообщениями и решением для унифицированной обработки. Независимо от того, читает пользователь новости на своем рабочем месте или находится на некотором расстоянии от него, он работает непосредственно со своим почтовым ящиком на сервере обработки сообщений, т. е. с одними и теми же данными. В случае же решений UM, где используются различные хранилища сообщений, а данные дублируются, напротив, могут возникнуть временные несоответствия.

УНИФИЦИРОВАННЫЙ ОБМЕН ПО ISDN ИЛИ IP

Наряду с внутренним соединением с платформой обработки сообщений, решающую роль для системы UM играет внешнее соединение: факсимильные, голосовые и, возможно, короткие сообщения передаются по телефонной сети общего пользования (Public Switched Telephone Network, PSTN). Проблема заключается в том, чтобы программное обеспечение унифицированной обработки сообщений стабильно взаимодействовало с коммуникационными решениями на предприятиях и все вовлеченные компоненты понимали друг друга. К их числу относятся телефонное оборудование — как классическое, так и основывающееся на IP, — карты ISDN и, возможно, маршрутизаторы.

Без сомнения, общее решение может быть построено с использованием компонентов одного-единственного производителя и базироваться на согласованном взаимопонятном протоколе. Однако типичный путь — поддержка специализированных коммуникационных стандартов, поскольку такой подход предоставляет пользователю больше гибкости при выборе компонентов. В случае традиционных телекоммуникационных инсталляций этим стандартом является ISDN, он применяется для организации технического соединения между телефонной станцией и коммуникационным аппаратным обеспечением на сервере UM. В свою очередь, CAPI предоставляет на сервере стандартный интерфейс между аппаратным обеспечением ISDN и решением UM. В случае инсталляций VoIP необходимую возможность взаимодействия всех компонентов может обеспечить стандарт Н.323 (см. Рисунок 2). В этих рамках, к примеру, устанавливается, как корректно должен строиться запрос или как реализуется передача факса через IP на базе протокола Т.38.

Рисунок 2. В среде VoIP телефонная станция и система UM взаимодействуют посредством стандарта Н.323 через сеть IP.

«ЕДИНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

В то время как унифицированная обработка сообщениями объединяет все типы сообщений под одним интерфейсом, телефония, как коммуникация в реальном режиме времени, остается в стороне. Их объединение — вероятно, под названием «единая коммуникация» — уже не за горами. С точки зрения пользователя, оба вида коммуникации имеет смысл обслуживать с одного оконечного устройства, если называть вещи своими словами — с настольного компьютера. Первым шагом в этом направлении является классическая компьютерная телефония: пользователь может управлять своим рабочим телефоном при помощи компьютера. Однако на заднем плане работают абсолютно не связанные друг с другом коммуникационные шины: рабочие телефоны соединены с телефонным оборудованием посредством телефонного кабеля, функциональность компьютерной телефонии в сети реализуется посредством соответствующего сервера. Последний имеет доступ к телекоммуникационному оборудованию и осуществляет управление телефоном через ПК. Независимо от него в сети работает сервер UM, и он также устанавливает соединения с телефонной сетью общего пользования через телефонную станцию. VoIP и телекоммуникационное оборудование на базе IP помогают — немного неуклюже — избавиться как от ненужных сложностей, так и от разделенных служб и различных коммуникационных путей. VoIP интегрирует телефонию и унифицированную обработку сообщений в одной сети и тем самым предоставляет хорошую базу для единой коммуникации.

Сибилла Кляйн — менеджер компании Servonic. С ней можно связаться по адресу: pf@lanline.awi.de.


? AWi Verlag


Глоссарий
CAPI Общий интерфейс прикладного программирования для ISDN
CTIКомпьютерная телефония
GSMГлобальная система мобильных коммуникаций
H.323Стандарт ITU для управления передачей речи в реальном времени и организации видеоконференций по IP
IMAPПротокол доступа к сообщениям Internet
ISDNЦифровая сеть с интегрированными услугами
LDAPУпрощенный протокол доступа к каталогу
MAPIИнтерфейс прикладного программирования обработки сообщений (Microsoft)
MTAАгент передачи сообщений
PBXУчрежденческая телефонная станция
PSTNТелефонная сеть общего пользования
SMSСлужба коротких сообщений
SMTPПростой протокол передачи почты
TTSПреобразование текста в речь
UMУнифицированная обработка сообщений
VoIPГолос по IP