Доля спама в общем объеме электронной почты перевалила за критические 50%. Однако по своему личному опыту могу сказать, что перспективы куда более мрачные. Из любопытства подсчитал, что из 136 пришедших за ночь сообщениий только 10 (!) имели непосредственное отношение к моей работе. Да, конечно, рабочая корреспонденция отправляется преимущественно в дневное время, но в целом ее доля не превышает 10—15% в общем потоке писем.

Казалось бы, небольшая беда — удалить чуть больше сотни писем. Однако, помимо раздражения от массы присылаемого мусора, его разбор приводит к дополнительному психологическому напряжению из-за опасения удалить по недосмотру нужное письмо. К тому же, тратя на одно письмо 5—10 с для прочтения заголовка с целью определения его содержания, у меня ушло 15 мин рабочего времени. За неделю это больше полутора часов, а за месяц — 6-7 ч, т. е. на разбор хлама приходится тратить практически целый рабочий день в месяц. После же командировки или отпуска почтовый ящик превращается в настоящие авгиевы конюшни, так что впору звать на помощь Геракла.

Казалось бы, в такой ситуации использование фильтра спама напрашивается само собой. Однако встроенный в Microsoft Outlook практически бесполезен в силу своей ограниченной функциональности, а установка фильтра на почтовом сервере обернулась неполучением важных писем. Впрочем, у проблемы неверного удаления обычных писем имеется если не полное, то частичное решение — занести адреса всех партнеров и т. д. в список исключений фильтра. Тем самым удается еще больше снизить долю неверно удаляемых писем. Но даже при включенном фильтре полностью избавиться от спама не удается — так, работающий в тестовом режиме фильтр из 136 писем отметил как подозрительные только 65 писем, т. е. около 50%.

На индивидуальном или корпоративном уровне выиграть борьбу со спамом не представляется возможным из-за того, что рассыльщики спама действуют куда изобретательней разработчиков фильтров. К тому же они не ограничивают себя правилами fair play, в результате борьба перерастает в настоящую войну. Так, например, составители общедоступных «черных» списков спамерских узлов Monkeys.com и Osirusoft.com вынуждены были отказаться от их поддержки, поскольку в продолжении нескольких недель их серверы подвергались атакам на отказ в обслуживании со стороны спамеров. Это приводит к печальному выводу о неспособности информационного сообщества самостоятельно справиться с этой напастью.

Что же остается? Обращение к помощи государства для принятия законов на национальном и международном уровнях. Но, как ни странно, принятие действенных законов наталкивается на противодействие со стороны тех, кто заявляет о своей борьбе со спамом. В частности, провайдеры в Америке хотели бы оставить за собой право рассылки рекламных сообщений собственным абонентам. Так что в конечном счете, видимо, как и телевизионная реклама, спам будет введен в легальные рамки, и мы будем получать его на законных основаниях.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями