Коммерческий директор, «Фаматек».

Отсутствие средств удаленного администрирования в Windows было всегда одним из главных неудобств этой операционной системы по сравнению с UNIX, но тем самым компания Microsoft дала шанс независимым разработчикам программного обеспечения восполнить возникший пробел. Появившаяся в 1999 г. программа Remote Administrator привлекла к себе широкое внимание, хотя на рынке средств удаленного управления на тот момент не было недостатка в подобных продуктах, причем она получила самые восторженные и лестные отзывы, а отмеченные недостатки не повлияли на общую оценку. Прежде всего администраторы во всем мире оценили быстроту работы Radmin, а также встроенные средства безопасности — для программ такого рода это имеет первостепенное значение. С тех пор она регулярно включается в обзоры продуктов удаленного управления, тем самым подтверждая, что всплеск интереса не был вызван исключительно фактором новизны. Между тем вскоре должна появиться уже третья версия, адаптированная для корпоративного применения. Об особенностях Radmin и дальнейших перспективах продукта российской разработки нашему журналу рассказал Дмитрий Курашев, коммерческий директор компании «Фаматек».

«Журнал сетевых решений/LAN»: Как появилась идея и в чем состояла необходимость написания программы, с которой начинается история компании?

Дмитрий Курашев: Первоначально программа удаленного управления была написана Дмитрием Зноско — тогда еще студентом физического факультета МГУ, а ныне генеральным директором «Фаматек» — для собственных нужд. Однако вскоре он понял, что из этой программы можно сделать успешный коммерческий продукт. Всего через полгода летом 1999 г. появилась первая версия Remote Administrator (Radmin). Программа Дмитрия Зноско стала свободно распространяться в Internet как условно-бесплатная утилита, на нее сразу обратили внимание многие пользователи других аналогичных продуктов, в том числе и бесплатной VNC. Буквально за два-три месяца Radmin приобрела широкую известность в мире как утилита для удаленного доступа, благодаря своей высокой скорости и удобству работы. Вполне естественно, на волне успеха возникло желание развить данный проект в четкий и грамотно построенный бизнес, который мог бы обеспечить адекватную техническую и маркетинговую поддержку Radmin, к тому же у нас была твердая уверенность в хороших перспективах этой деятельности, что придавало силы и энергию. На сегодняшний день в компании работает 11 человек, причем мы активно набираем новых сотрудников.

LAN: Чтобы читатели журнала могли составить более конкретное впечатление о вашем продукте, на решение каких задач рассчитан Radmin?

Курашев: Уникальность, не побоюсь этого слова, нашего продукта в том, что он может быть интересен как частным пользователям для доступа к компьютеру по домашней сети, так и крупным компаниям для управления компьютерами в филиалах и т. п. У нас есть примеры использования Radmin в распределенных корпоративных сетях с числом компьютеров в несколько тысяч. Соответственно, сфер применения также несколько, от оказания индивидуальной помощи до профессиональной технической поддержки недостаточно грамотных в компьютерном отношении пользователей (help desk).

Однако основное применение Radmin мы видим в управлении системами (System Management) в крупных сетях — системному администратору необходим как можно более простой и удобный доступ ко всем компьютерам, за которые он отвечает, а благодаря нашей программе он, не вставая со своего рабочего места, способен администрировать удаленную машину, получая доступ к ее экрану, мыши, клавиатуре, т. е. осуществляет полный контроль над ней. В этой связи большое значение приобретают вопросы безопасности для предотвращения несанкционированного использования, и один из наших главных приоритетов — сделать так, чтобы Radmin употреблялась только по назначению и обеспечивала максимальную безопасность.

LAN: Помимо двух названных — технической помощи и собственно удаленного управления — возможны и другие применения программ удаленного управления?

Курашев: Да, конечно, не только помощь друзьям и знакомым и управление удаленными компьютерами. Все зависит от фантазии пользователя. Например, продукт очень полезен в командировках — мне было очень приятно самому пользоваться нашим продуктом во время зарубежных поездок. Из гостиницы, включив ноутбук, я могу полноценно работать со своим офисным компьютером, при этом скорость работы даже из-за рубежа составляет в среднем восемь обновлений в секунду. Такая частота обновлений позволяла совершенно комфортно использовать офисный компьютер, как будто я находился непосредственно за ним.

В последнее время все более актуальным становится понятие «удаленная работа» (telecommuting). Все больше организаций используют труд удаленных сотрудников, работающих дома. Это позволяет им экономить на организации рабочих мест, сотрудники не теряют время на дорогу, к тому же с помощью удаленной работы возможна вполне полноценная работа людей, по каким-либо причинам не могущих трудиться в офисе. В качестве примеров можно упомянуть матерей, сидящих с детьми, инвалидов.

Кроме того, Radmin часто используется образовательными учреждениями для демонстраций, лекций и т. п. — преподаватель на своем компьютере показывает студентам, какие действия надо выполнить, причем студенты наблюдают за производимыми операциями на экранах своих машин, когда они подключены в режиме просмотра.

LAN: До появления Radmin на рынке уже были продукты аналогичного назначения, да и сейчас в них нет недостатка. В чем преимущества вашей программы по сравнению с конкурентами?

Курашев: Безусловно, программ удаленного управления достаточно много, по нашим оценкам, их около 40. Однако мы смеем надеяться, что наш продукт обладает рядом существенных конкурентных преимуществ. Основные козыри, если говорить кратко, — это быстрота работы, компактность программы, удобство в использовании и безопасность, а также, что немаловажно, цена. Большинство продуктов западных разработчиков отличается высокой стоимостью корпоративной лицензии, а бесплатный VNC я бы не рекомендовал для корпоративного применения из-за проблем с безопасностью и невысокой скорости работы. Наши преимущества особенно заметны на российском рынке, потому что мало кто из производителей систем удаленного доступа ведет здесь хоть какую-то деятельность.

LAN: В Windows Server 2003 Microsoft стала уделять больше внимания встроенным средствам администрирования. Зачем в таком случае администратору нужна ваша программа, если он может воспользоваться имеющимся встроенным инструментарием?

Курашев: Главная проблема в том, что пройдет еще много времени, прежде чем операционные системы, начиная с Windows XP, будут установлены на всех компьютерах. Хотя наш продукт и не является кросс-платформенным, он охватывает все имеющиеся платформы Windows, начиная с Windows 9x и NT 4.0. А для тех задач, которые он призван решать, важно, чтобы система удаленного доступа работала на всех компьютерах. Не так уж и много корпоративных сетей, где установлены только компьютеры с Windows XP. Поэтому пока мы не заметили никакого снижения продаж в связи с выходом Windows XP Remote Desktop и Remote Assistant. К тому же встроенные средства обеспечивают только базовую функциональность, а мы стремимся представить заказчикам все больше добавочных возможностей. В частности, в версии Radmin 3.0, разработка которой близка к завершению, будет много встроенных коммуникационных средств, в том числе поддержка текстовых и голосовых диалогов, добавлен ряд свойств для повышения удобства работы корпоративных клиентов и т. д. В целом мы можем предоставить более мощное и универсальное средство удаленного доступа.

LAN: Какими еще преимуществами будет обладать третья версия?

Курашев: С момента выхода предшествующей версии 2.1 прошло два года, как видите, новая готовилась достаточно долго. Мы связываем с ней большие планы и надеемся, что ее ожидание будет стоить того. В новой версии акцент сделан на адаптацию продукта к корпоративному использованию: в частности, на возможности по созданию каталога соединений, по их удобному экспорту и импорту, в результате со списком соединений можно будет фактически работать точно так же, как с файлами в Windows Explorer.

Для облегчения общения с пользователем на противоположном конце включены функции поддержки текстового и голосового диалога, причем мы стремились сделать это очень хорошо, с минимальной потерей качества звука. При передаче звука весьма важен вопрос ширины канала, поэтому мы постарались найти оптимальное соотношение между качеством звука и пропускной способностью.

Помимо названных добавлено множество других возможностей, в том числе блокировка мыши, клавиатуры и экрана, а также так называемое «гашение экрана» (blank screen), чтобы случайный свидетель на удаленном конце не мог видеть, какие действия производит администратор.

Но, наверное, самым главным является полная адаптация продукта к новым операционным системам, в частности к Windows XP. В связи с этим нам пришлось несколько изменить и оптимизировать алгоритмы работы, в результате чего возросла скорость функционирования. Сейчас, что вполне естественно, помимо Дмитрия Зноско в разработке участвует целая команда программистов.

LAN: Какими средствами для обеспечения безопасности оснащен Radmin?

Курашев: Вопросы безопасности являются для нас одними из самых приоритетных хотя бы потому, что продукт используется в банках, в государственных учреждениях и в других организациях, где крайне важно безопасное использование программного обеспечения. Соответственно Radmin максимально задействует встроенные средства безопасности Windows, надежную парольную защиту, настраивается фильтр IP-адресов. Все подключения к серверу отражаются в файле журнала событий (logfile), передаваемый трафик нельзя перехватить и проанализировать. Все это в сочетании с ответственными действиями пользователя (например, используемые пароли должны быть строго конфиденциальными) позволяет быть уверенным в том, что программа полностью адекватна самым строгим требованиям безопасности.

LAN: В корпоративной среде имеются самые разные платформы, между тем Radmin поддерживает только системы Windows. Из-за этого администратор вынужден пользоваться еще какой-то программой, что, согласитесь, доставляет неудобства.

Курашев: В принципе, в UNIX-подобных системах уже есть встроенные средства удаленного администрирования, поэтому для них продукты, подобные нашему, менее актуальны. Мы намерены ограничиться только клиентом для Linux и UNIX, и его написание входит в наши планы.

LAN: Задачи администратора не ограничиваются одним удаленным управлением, при корпоративном применении большое значение имеет интеграция с другими средствами. Сотрудничаете ли вы с другими разработчиками программного обеспечения в плане интеграции своих продуктов и нет ли у вас планов по расширению спектра предложений?

Курашев: Да, мы предпринимаем усилия по расширению линейки продуктов, целый ряд проектов находится в стадии разработки, и, как я надеюсь, они скоро увидят свет. Пока же мы выпустили несколько бесплатных утилит, на их базе через некоторое время должны появиться серьезные продукты, благодаря которым системному администратору станет проще следить за состоянием сети. На рынке уже представлены сканер портов, калькулятор IP, сканер локальной сети. И это только первые ласточки. Кроме того, у нас ведутся другие серьезные разработки, говорить о которых несколько преждевременно. Безусловно, мы намерены расширять арсенал предлагаемых средств в сфере удаленного доступа.

С начала года мы начали сотрудничать с «Лабораторией Касперского», поскольку у нас есть ряд общих интересов и сфер пересечения, в частности аудитория и география использования продуктов. За это время были проведены совместные акции для партнеров по продвижению продуктов. Естественно, мы заинтересованы во взаимодействии и с другими разработчиками программного обеспечения из числа тех, кто занимается смежными продуктами.

LAN: Radmin предоставляет администратору полный контроль над удаленным компьютером. А каким образом служба безопасности может, во избежание злоупотреблений, контролировать его действия, как это принято в некоторых финансовых и других организациях с жесткими требованиями к безопасности?

Курашев: Функциональность программы позволяет настраивать уровни доступа, т. е. можно, например, разрешить пользователю соединяться только в режиме просмотра и осуществлять перепись файлов, но запретить все остальные режимы содинения. Важным является использование файла журнала событий (logfile). Мы также планируем расширять возможности по записи сеансов вплоть до создания видеороликов с действиями пользователей программы.

LAN: Для корпоративных пользователей большое значение имеет техническая поддержка. Как она организована и в какой поддержке нуждается ваш продукт?

Курашев: Безусловно, мы стремимся обеспечить максимально качественную техническую поддержку. Впрочем, поддержку по телефону мы пока не предоставляем. Во многом это обусловлено практикой использования продукта. Дело в том, что он достаточно прост, надежен и стабилен, поэтому число обращений по техническим вопросам невелико — чаще всего обращаются малоопытные пользователи с элементарными вопросами. Таким образом, с одной стороны, задача поддержки пользователей для нас важна, а с другой — не представляет большой проблемы сама по себе. Сейчас техническая поддержка осуществляется по электронной почте в круглосуточном режиме. К тому же пользователи Radmin могут обменяться опытом на форуме у нас на сайте.

LAN: Сначала Radmin стала известна на западном рынке, и только потом была произведена локализация продукта. С чем связано «возвращение» в Россию?

Курашев: Поскольку начальный капитал для старта отсутствовал, продукт продвигался исключительно через Internet, поэтому основная аудитория была, естественно, западная, прежде всего американская и европейская. Причем изначально программа распространялась как авторская разработка Дмитрия Зноско. С помощью эффективного использования возможностей Internet, публикации информации о продукте на различных сайтах, посвященных программному обеспечению, размещению в каталогах Radmin приобрел известность, множество пользователей стало посещать сайт продукта, он попал в поисковые машины и т.д. Довольно быстро программой заинтересовались и в России, и, что самое удивительное, она стала продаваться.

Немало российских разработок недооценены на западном рынке в силу, возможно, каких-то исторических причин. Многие начинают работать в России, и впоследствии им приходится преодолевать определенный барьер, чтобы выйти за пределы страны. Однако, мне кажется, более правильно изначально ориентироваться на западный рынок, потому что это подразумевает высокое качество продукта: если продукт завоевал известность на Западе, он гарантированно будет востребован и на отечественном рынке. Собственно, так и получилось с Radmin.

LAN: Кто является основными заказчиками в России?

Курашев: Какую-то конкретную категорию заказчиков выделить сложно, поскольку продукт не имеет отраслевой специфики. Он может быть потенциально востребован практически в любой компании, где есть большое количество компьютеров, которыми надо управлять. Поэтому весь вопрос, по сути, сводится к тому, кто наиболее платежеспособен. У нас много заказчиков из нефтегазовой отрасли — «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и др., банковского сектора — «Росбанк», «Дельтабанк», «ИНГ Банк» и др. и представительств иностранных компаний (Credit Suisse First Boston, Borland), реже это бюджетные организации.

LAN: Как организована система распространения продукта в России? Кто ваши партнеры?

Курашев: В России мы работаем прежде всего через компанию SoftKey. На мой взгляд, это очень перспективная структура, где соединены черты дистрибуции программного обеспечения и электронного магазина. Кроме того, программу реализует Softline. Она также наш давний партнер.

Я считаю, что Internet предоставляет самый удобный и прогрессивный способ продажи такого товара, как наш. Мы поддерживаем все формы оплаты — от кредитной карты и «Яндекса» до почтового перевода и безналичного расчета. А с выходом третьей версии собираемся использовать все возможные каналы продаж. Пока же коробку с нашей программой нельзя найти в магазинах, но ситуация в скором времени изменится.

Быть может, несколько отвлекаясь от вопроса, хочу подчеркнуть, что мы очень тесно сотрудничаем с российским форумом ISDEF, участниками которого являются разработчики программного обеспечения как самостоятельных продуктов. Там представлены интересы такого рода бизнеса, как наш, и через эту систему мы обмениваемся опытом по продвижению программных продуктов с другими разработчиками.

LAN: Какова лицензионная политика компании?

Курашев: На данный момент мы представляем очень выгодные условия, особенно на корпоративные лицензии. Так, корпоративная лицензия на компанию до 1000 компьютеров стоит 60 тыс. руб., корпоративная лицензия на 100 компьютеров — 25 тыс. руб., а однопользовательская лицензия на два компьютера — 750 руб. Впрочем, в связи с выходом версии 3.0 мы собираемся менять лицензионную политику.

LAN: Российские пользователи всегда неохотно платили за программное обеспечение. Насколько серьезна для вас проблема пиратства и как вы ее решаете?

Курашев: Да, конечно, это серьезная проблема. Не могу сказать, что мы стали с ней активно бороться, хотя иногда вскрывающиеся факты пиратства вызывают досаду. Но в то же время заметен определенный прогресс, о чем свидетельствует рост продаж и увеличение числа корпоративных клиентов. Во многом это объясняется положительной оценкой продукта: когда пользователь уверен в его качестве и поддержке со стороны разработчика, в отличие от условно-бесплатной утилиты, то он сам проявляет интерес к его использованию в соответствии с лицензионным соглашением. Так что ситуация меняется в лучшую сторону, хотя проблемы до сих пор есть.

LAN: Как вы можете оценить известность Radmin, так сказать, в общемировом масштабе?

Курашев: Если говорить об известности, то наш продукт достаточно широко известен, это можно видеть хотя бы из статистики запросов поисковых машин. Он применяется во многих крупных организациях — AT&T, MCI Worldcom, Korea Telecom, U.S. Air Force, Siemens, HP, IBM и др. — на Западе, «Пенсионный фонд РФ», «Татнефть», «Ингосстрах», «Росбанк» и др. — в России. Продается через сеть дистрибьюторов, интеграторов, реселлеров по всему миру и пользуется вниманием с их стороны. Его можно считать успешным и известным.

LAN: Сколько всего, по вашим оценкам, установлено зарегистрированных копий программы?

Курашев: К сожалению, это очень трудно подсчитать, ведь в свое время мы предоставляли лицензии без ограничения числа компьютеров, на которых может использоваться Radmin. Правда, впоследствии ограничение пришлось ввести, поскольку в рамках одной лицензии программа порой работает на очень большом числе машин, намного больше тысячи. Как бы то ни было, теперь мы не можем точно оценить, на каком количестве компьютеров продукт установлен в той или иной организации. По очень приблизительным оценкам, в России программа легально используется на 10 тыс. компьютеров.

LAN: Каковы, по вашему мнению, перспективы российских компаний-разработчиков программного обеспечения на мировом рыке?

Курашев: Radmin является успешным примером того, как российская разработка может быть востребована на глобальном уровне. Мне представляется, что благодаря своему научно-техническому потенциалу и базису, российские разработчики вообще имеют неплохие шансы на успех. К сожалению, на данный момент не так много разработок востребовано на мировом рынке.

За последние четыре года появился целый ряд небольших компаний и отдельных программистов, но их продуктам пока не удалось выйти на серьезный уровень продаж, хотя многими пользуются в мире как условно-бесплатными утилитами, потенциал которых достаточно высок. Проблема в отсутствии налаженных схем работы с западным рынком, традиций маркетинга и управления подобными проектами, возможности привлечения инвестиций в развивающиеся проекты. К тому же очень многие перспективные продукты не доведены до конца, а разработчики не способны грамотно подать свой продукт.

Тем не менее, мне кажется, у России большие перспективы в плане экспорта готового программного обеспечения, и это направление перспективнее заказных разработок, тем более что нам тяжело тягаться в оффшорном программировании с Индией из-за дешевизны труда тамошних программистов. Но для этого надо пройти довольно долгий и сложный путь по развитию традиций бизнеса. Возможно, российским разработчикам стоит объединить усилия, чему, в частности, и призван способствовать форум ISDEF.