Эмпирическое наблюдение Гордона Мура об удвоении плотности транзисторов каждые полтора-два года превратилось в «Главный закон развития информационных технологий». И даже несмотря на мировой кризис, закон Мура продолжает действовать, как будто он определяет экономические условия, а не наоборот. Отчасти так оно и есть. Он приобрел поистине самодовлеющий характер, вся отрасль ИТ, и не только она, подстраивает свои шаги под его темп. Однако вера в прогресс сам по себе чревата неприятными последствиями, если не имеет под собой экономических на то оснований.

Попытка «естественного» распространения закона Мура на телекоммуникационную отрасль, вследствие слепой веры в автоматический рост спроса на пропускную способность, обернулась ее затяжным кризисом. Если в области микропроцессоров за соблюдением закона Мура отрасль чуть ли не с хронометром следит уже почти 40 лет, то в случае других технологий период их смены оказывается дольше, и происходит она не столь регулярно, при этом сам скачок по величине оказывается значительнее и влечет за собой не просто количественные, а качественные изменения. Все это ведет к снижению предсказуемости действия этого и подобных ему двойников закона Мура. Да к тому же пользователям не привита безвольная привычка следовать ему беспрекословно, как они привыкли менять ПК каждые два-три года.

Впрочем, кризис ведь затронул не только телекоммуникации, но и всю отрасль ИТ в целом. В поисках источника обрушившихся на нее неприятностей он заставил отрасль критически взглянуть над довлеющие над ней парадигмы, в частности на сам закон Мура. Мало кто сомневается, что он будет продолжать действовать по крайней мере еще десять лет. К чему призывают его критики, так это к отказу от бездумного следования закону. В этой связи много шума наделало заявление Эрика Шмидта, исполнительного директора Google, о том, что его компания не собирается использовать новейшие процессоры Itanium, поскольку главный критерий выбора оборудования — достижение максимальной функциональности, а не получение максимальной мощности по наибольшей цене. И в своем отказе от ненужной модернизации он не одинок. Какие последствия будет иметь для отрасли удлинение цикла замены компьютеров — легко себе представить.

Потребность во все более мощных процессорах во многом определяется требованиями приложений. Однако какие приложения используются, в частности, на обычном рабочем столе? Их набор стандартен и неизменен достаточно давно (Word, Excel, Explorer и несколько других), расширение же их функциональности остается невостребованным и подчас идет только во вред, а новых массовых «убойных» приложений не видно. Где мощные процессоры действительно нужны, так это на специализированных рабочих станциях, но их доля не так уж велика. К тому же темпы развития программного обеспечения начинают отставать от прогресса в области процессоров. Однако авторитет закона Мура столь велик, что вряд что-нибудь способно повлиять на него, разве что «второй закон» Мура, согласно которому стоимость производства удваивается каждые четыре года.