В трудные экономические времена производители решений для управления сетями должны ориентироваться на фактический спрос. Управление не может оставаться «высокотехнологичной игрушкой» для администраторов. Таким образом, центр тяжести при развитии продуктов смещается в сторону улучшения сервисных функций и увеличения прибыли на инвестированный капитал.

Сокращение бюджета в сфере информационных технологий влияет и на рынок программного обеспечения для управления сетями. Однако радикального спада, какой, например, наблюдался в области аппаратного обеспечения, ведущими компаниями Hewlett-Packard, IBM и Computer Associates, по их собственным утверждениям, отмечено не было (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Оборот мирового рынка систем сетевого управления должен вырасти с 1,8 млрд долларов в 2001 г. до 2,5 млрд долларов в 2006 г. Средний годовой темп роста за этот период должен составить примерно 6,7%.

Одна из причин в том, что упомянутые производители являются «тяжеловесами» в мире информационных технологий и в кризисные времена часто имеют экономическое преимущество перед компаниями, чьи активы меньше и будущее неизвестно. К тому же притязания производителей уже давно четко определены, поэтому, добиваясь благосклонности клиентов, они не слишком мешают друг другу и не ввязываются в ценовые войны. Три крупнейших производителя предлагают сопоставимую линейку продуктов для решения самых разных вопросов управления, однако при выборе системы клиенты прежде всего исходят из того, какая инфраструктура ИТ у них имеется в наличии и в чем заключается основная задача управления.

IBM сильна своими разработками в области системного управления, особенно если инфраструктуры ИТ-клиентов состоят преимущественно из продуктов этой компании. У Computer Associates большая часть оборота от реализации программного обеспечения для управления приходится на решения для мэйнфреймов. Hewlett-Packard лидирует в секторе классического управления сетями в крупномасштабных средах, где требуется контроль за сетевыми компонентами. Аналогичной специализации придерживается и компания Aprisma.

Несмотря на то что рынок классического сетевого управления сложился довольно давно, его потенциал все еще не исчерпан. «По нашей информации, примерно 80% современной сети никоим образом не управляется», — отмечает Андреас Хауссманн, коммерческий директор Hewlett-Packard. Не исключено, что ситуацией воспользуется Cisco, чтобы попытаться основательно утвердиться в данной области. Сетевой гигант внес эту тему в список восьми приоритетных задач. Прочие производители — Nortel, Microsoft, Network Associates или Micromuse — направляют свою активность на предназначенные для домашнего пользования продукты ИТ или специализируются на дополнительных технологиях сетевого управления.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Своей стабильностью рынок сетевого управления во многом обязан усилиям производителей по выявлению запросов и предпочтений клиентов. Уже долгое время Hewlett-Packard, Computer Associates и IBM поддерживают интенсивные контакты с разбросанными по всему миру группами пользователей. Так, IBM получила запрос на разработку простого и удобного в обращении доступа к консоли — хотя подобная возможность уже была реализована в консоль на базе Web, ее функциональность оказалась недостаточной. Производитель отреагировал выпуском консоли на базе Java, которая, по сравнению с обычными консолями Web, в состоянии управлять функциями безопасности.

В экономически неблагоприятные времена взоры клиентов обращаются в сторону решений, которые можно быстро внедрить и таким образом резко улучшить эксплуатационные характеристики оборудования. Быстрый возврат вложенных средств (Return on Investment, ROI) пользуется в последнее время большим почетом. Не меньший спрос и на решения по автоматизации производства, поскольку их внедрение позволяет сократить численность персонала или облегчить его работу. Производители улучшили корреляцию и анализ данных сетевого управления. Компания IBM, например, оснастила свой сервер событий множеством стандартных правил и новыми возможностями корреляции. Теперь пользователям приходится программировать меньшее количество собственных правил, и поиск источников ошибок в значительной степени автоматизирован. Кроме того, корреляция данных охватывает все уровни. Если один порт коммутатора неисправен, и поэтому недоступен определенный сервер, то администратор сразу же получает сообщение «Switch defect» («коммутатор неисправен»).

Кроме того, по мнению экспертов компании IDC, занимающейся исследованиями рынка, производителям удалось угадать желания своих клиентов и предложить им новые выгодные услуги. Они стараются формировать пакеты продуктов и цены на них в соответствии с модульным принципом. IDC исходит из того, что эта стратегия будет популярна и в следующем году. В то же время должны оказаться заполнены функциональные бреши в таких областях, как IP, беспроводные локальные сети (Wireless Local Area Network, WLAN), а также сети хранения данных. Если говорить о цифрах, то IDC прогнозирует всеобъемлющий рост объема рынка в области решений корпоративного уровня для управления сетями и услугами — с 1,8 млрд долларов в 2001 г. до 2,5 млрд в 2006 г.

ОТ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ К УПРАВЛЕНИЮ СЕРВИСАМИ

В последние месяцы первоочередной задачей для всех производителей стало расширение сервисных функций. Информационные технологии на предприятиях все в большей мере переориентируются на предоставление услуг, поэтому все четче проявляется тенденция перехода от управления исключительно системами к управлению услугами. «Сотрудники отделов информационных технологий на предприятиях усиленно работают над переориентацией ИТ в направлении удовлетворения фактических потребностей других подразделений, а также над новым позиционированием ИТ на предприятии. Менеджеры отделов ИТ стремятся стать партнерами прочих производственных отделов. А внедрение управления сервисами предлагает для этого необходимые процессы, инструменты и культуру», — утверждает Макс Мюльбрадт, эксперт по сетевому управлению компании Hewlett-Packard.

Решения по управлению сетями с поддержкой управления услугами облегчают задачу и открывают дальнейшие возможности снижения стоимости. Этому способствуют адаптация информационных технологий к требованиям производственных отделов, адекватное поведение пользователей, установление конкретных и понятных договоренностей между специалистами ИТ и сотрудниками других подразделений. Соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA) формулируют четко определенные правила, позволяют реализовать ожидания пользователей и тем самым управлять их поведением.

Для повышения эффективности управления на уровне сервиса Computer Associates — примерно так же, как и IBM, — предлагает модули для системного и сетевого управления, на базе которых можно организовать достоверную информационную службу и вести журналы готовности и производительности в сетевом и системном окружении. «Это необходимо для составления как детализированных отчетов, так и наглядных обобщений, чтобы в конечном итоге можно было повысить прозрачность внедренных процессов обработки данных. При помощи таких решений, как Unicenter Serviceplus Service Desk или Cleverpath Portaltechnik, улучшаются обеспечение и качество поддержки», — сообщает Георг Лауэр, технический руководитель компании Computer Associates. Различные интерактивные средства, функции текстового диалога, поддержка телефонного соединения, а также экспертные системы дают пользователю возможность самому избавляться от различных мелких проблем. С помощью легко администрируемых инструментов возможна работа с индивидуально настроенными страницами портала, где пользователю после единственного нажатия клавиши открываются предназначенные именно для него наиболее важные функции и данные.

Тенденция постоянного выдвижения на первый план идеи поддержки услуг изменяет всю структуру решений по управлению. Если ранее центральную роль в решении сетевого управления играли управляемые узлы, а затем приложения, то сегодня в центре внимания находится пользователь. Аналитик Сью Элдрич из Patricia Seybold Group идет еще дальше и требует от производителей разработки абсолютно нового подхода к архитектуре, где бы учитывались мнение и опыт пользователей, как это делается в решениях по управлению взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM).

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СТАНДАРТОВ

Для улучшения качества обработки данных и возможностей корреляции между несколькими уровнями и продуктами различных производителей необходимы определенные стандарты. Однако в некоторых областях они до сих пор отсутствуют. Так, например, нет стандарта интерфейса прикладного программирования (Application Programming Interface, API) для станций и приложений управления или стандарта на базы данных для хранения и восстановления управляющих данных. Правда, в других областях стандарты существуют, причем они развиваются уже довольно долго, подобно созданному много лет назад стандарту общей информационной модели (Common Information Model, CIM) от Рабочей группы по распределенному управлению (Distributed Management Task Force, DMTF).

С помощью CIM разные приложения управления могут собирать необходимые данные в различных форматах и из различных источников. При этом стандартизация охватывает модели для систем, сетей, приложений и устройств. Однако на практике стандарт до сих пор не играет сколько-нибудь значительной роли. IBM применяет его для наблюдения за серверами NT, а Computer Associatiates — для моделирования процессов и документации, а также для управления и мониторинга. Более того, пользователи могут через несколько уровней иерархии обращаться к функциям предупреждения об опасности. Система управления OpenView от Hewlett-Packard вот уже два года поддерживает CIM в качестве стандартной модели данных. «Однако интерес клиентов по отношению к CIM слишком мал. Как правило, им хватает открытого, основанного на SQL, интерфейса базы данных», — объясняет Мюльбрадт.

Как и CIM, в принципе существует третья версия простого протокола управления сетью (Simple Network Management Protocol, SNMP). Она привлекает своей способностью обеспечивать высокую степень безопасности управления через брандмауэры. В последней версии данные об управлении можно зашифровать. «Это очень важно, поскольку при отсутствии шифрования администраторы не открывают определенные порты для пропуска потока данных SNMP, и поэтому управление оказывается невозможным», — рассказывает Карл Хюльбер, системный инженер IBM. Чтобы обойти ограничения, Open View от HP задействует другие протоколы и интерфейсы: удаленный вызов процедур (Remote Procedure Call, RPC) или распределенную модель компонентных объектов (Distributed Component Object Model, DCOM). Они имеют одно преимущество: при их использовании гарантировано наличие соединения, которого SNMP обеспечить не может.

Тем не менее при теперешнем тесном взаимодействии предприятий с глобальной сетью Internet и вытекающих отсюда требованиях к безопасности эксперты признают необходимым повсеместное введение SNMPv3. Однако до сих пор отсутствует поддержка SNMP со стороны сетевых узлов. Протокол очень громоздок для реализации на большинстве из них. Поэтому даже SNMPv2 встречается в сетях крайне редко. Большинство сетевых узлов общается при помощи SNMPv1, как наименьшего общего знаменателя.

ИНТЕГРАЦИЯ НОВЫХ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наряду с дальнейшим развитием стандартов разработчикам продуктов для сетевого управления придется в ближайшем будущем заниматься интеграцией новых сетевых технологий. В сетевой области отмечаются высокие темпы развития беспроводных локальных сетей. Это означает, что новые сети будут либо полностью базироваться на соответствующей технологии, либо тесно интегрированы с ними. Computer Associatiates уже почти два года выпускает соответствующие модули поддержки (например, систему управления Unicenter Wireless Network Management). При этом, с одной стороны, возможно управление точками доступа для мониторинга и защиты существующих служб, а с другой — имеющиеся решения позволяют управлять мобильными устройствами: например, распространять программное обеспечение, защищать от вирусов и проводить мониторинг важнейших данных об устройствах.

Еще одной важной задачей должна стать поддержка служб на базе IP. Это касается передачи речи, виртуальных частных сетей (Virtual Private Network, VPN), хранения данных. Помимо собственных разработок у производителей есть возможности покупать новые технологии. Так, результатом слияния Hewlett-Packard и Compaq стал положительный синергетический эффект в области передачи голосовых данных по IP. Прежде Compaq уже обладала решением, теперь интегрированным в OpenView, а именно информационной платформой для управления телекоммуникациями (Telecommunications Management Information Platform, TeMIP). Серьезная проблема для разработчиков систем сетевого управления заключается и в поддержке протокола IP версии 6. Иными словами, фронт работ необъятен, что обещает рынку систем сетевого управления если не радужное будущее, то уж наверняка стабильность.

Аннетта Штадлер — независимый автор. С ней можно связаться по адресу: redaktion@lanline.awi.de.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями