Два подхода к построению центров данных для хостинга.

Tак называемые провайдеры услуг хостинга (Hosting Service Provider, HSP) — плоть от плоти бума информационных технологий конца 90-х годов прошлого века. На это время пришелся не только их количественный, но и качественный рост. Когда б не эшелонированная система безопасности, в современном центре данных HSP можно было бы проводить экскурсии и снимать фантастические фильмы о приключениях в век высоких технологий. Это уже почти воплощенные в реальность мечты о технократическом будущем!

Теперь, когда от эйфории не осталось и следа, а речь идет просто о выживании, рожденные в период бума бизнес-модели приходится корректировать, а то и пересматривать на корню. Об изменении концепции хостинга и пойдет речь в данной статье. Но прежде мы рассмотрим центр данных, где максималистские идеи были воплощены наиболее полно. Такие центры служат точкой отсчета для тех компаний, которые развивают альтернативные бизнес-модели.

«ИДЕАЛЬНЫЙ» ЦЕНТР ДАННЫХ

Владельцы современных центров данных утверждают, что их центры гарантируют доступность услуг (т. е. надежность функционирования системы, обеспечивающей эти услуги) на уровне 99,999%.

Достижение таких параметров возможно только путем реализации целого комплекса мер. Прежде всего — это дублирование, иногда тройное, жизненно важных ресурсов центра, применение систем бесперебойного питания с автономными дизельными установками, систем климат-контроля и поддержания необходимых температурных условий, широкополосный доступ одновременно к нескольким провайдерам каналов, кластеризация, дорогостоящие серверы и сетевое оборудование. Аналогично высокие требования могут предъявляться и к программному обеспечению. Например, последнее время в «тяжелых» приложениях все чаще применяется кластеризация компонентов на программном уровне. А наличие систем безопасности и контроля доступа, сложных систем мониторинга и биллинга подразумевается как бы само собой.

Пожалуй, ближе всего к модели идеального центра данных приблизился один из самых известных провайдеров — компания Exodus, приобретенная впоследствии Cables& Wireless. Ее центр данных располагается в отдельном здании, вход в которое строго регламентирован.

У дверей размещено большое число датчиков охранной сигнализации, они контролируют доступ в помещение 24 ч в сутки семь дней в неделю. Это могут быть датчики движения, видеофоны, видеокамеры и проч., а во внутренних гаражах — датчики для сканирования автомобилей.

За входом находится пост службы безопасности с круглосуточным дежурством. Служебное помещение также оборудовано всевозможной электронной аппаратурой. Сюда стекаются показания всех датчиков охранной сигнализации и системы видеонаблюдения.

Далее — бронированная дверь. Вместо замка она оснащена биометрическим сенсором для сканирования отпечатков пальцев входящего. Если отпечатки были предварительно внесены в базу данных, то при наличии прав доступа после распознавания система автоматически откроет дверь. Аналогичную процедуру предстоит пройти на выходе из центра данных.

Для непрерывной круглосуточной работы центра очень важна служба технического мониторинга и безопасности. Она контролирует работу серверов, коммуникационного оборудования и системных программных средств, а также проводит мониторинг всех сетевых операций центра данных. Кроме того, она обеспечивает защиту клиентов от сетевых атак.

Промышленная система пожаротушения надежно защищает оборудование в случае пожара. Она использует не жидкость или пену, применение которых могло бы нанести непоправимый урон дорогостоящим устройствам, а газ. Как известно, для реакции горения необходим кислород. При включении системы пожаротушения помещение заполняется газом, и горение прекращается. При этом газ не причиняет никакого ущерба вычислительной технике.

Для надежной работы сложных вычислительных комплексов в помещении необходимо непрерывно поддерживать постоянный уровень температуры и влажности. С этой целью устанавливают промышленные системы вентиляции с многоуровневым резервированием.

Центр данных оснащен промышленной системой бесперебойного питания, которая даже в случае отключения внешнего источника электроэнергии способна обеспечить непрерывную работу благодаря двум резервным генераторам. Каждую неделю генераторы поочередно проходят проверку с отключением внешнего электропитания.

Оборудование центра данных защищено и от опасных сейсмических явлений: серверы и коммуникационное оборудование размещены в специальных закрепленных стойках, оборудованных амортизаторами.

Удаленный круглосуточный мониторинг всех помещений центра данных выполняется с помощью видеокамер, информация от которых поступает в службу безопасности.

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШИХ ПРОВАЙДЕРОВ

Разумеется, для строительства и эксплуатации таких центров нужны огромные инвестиции, и получить их могут лишь очень крупные компании. Вообще HSP принято делить на три основных категории.

  • Крупные. Как правило, их инвестиционное финансирование составляют десятки и даже сотни миллионов долларов.
  • Средние. Это либо компании, получившие инвестиционное финансирование в несколько миллионов долларов, либо очень успешно развивающиеся малые предприятия.
  • Малые. Обычно такие компании не получают финансирования и развиваются, опираясь на собственные ресурсы.

Аналитики предсказывали консолидацию рынка и, как следствие, поглощение мелких провайдеров крупными. Кризис подкорректировал прогнозы. Действительно, количество компаний, предоставляющих услуги хостинга, уменьшилось в несколько раз. Слияния и поглощения изменили карту рынка HSP почти до неузнаваемости. Однако и гигантам пришлось несладко.

Для крупных и некоторых средних компаний в условиях завышенных ожиданий инвесторов основным способом получения прибыли стала продажа на бирже собственных акций. Малые же компании получали свою прибыль непосредственно от предоставления услуг хостинга, что волей-неволей заставляло их работать более эффективно.

Крупные компании инвестировали огромные деньги в свою инфраструктуру (в центры данных), многие из которых оказались неэффективными и слабо окупаемыми. Они опирались на плохо продуманную маркетинговую политику, недостаточно тщательно исследовали спрос и предлагали клиентам значительно больше услуг, чем требовалось. Бизнес-модели строились в расчете на окупаемость за несколько лет, но крах на финансовом рынке привел к провалу подобной стратегии бизнес-моделей. Кроме того, из-за необходимости продемонстрировать быстрые темпы роста эти провайдеры ориентировались на доткомы и очень солидных клиентов. Но рынок электронной коммерции пришел в упадок, а в больших корпорациях сочли, что услуги центров данных им невыгодны. Переориентироваться на мелких заказчиков на практике оказалось и сложно, и невыгодно, ведь технологии центров не были рассчитаны на огромную массу небольших клиентов с индивидуальными запросами. Средние компании использовали более продуманную модель бизнеса с точки зрения эффективности предоставления услуг хостинга, но стереотип «идеального» центра данных они позаимствовали у крупных компаний. Тем временем даже «идеальный» Exodus вынужден был отказаться от самостоятельного ведения бизнеса и перешел в собственность Cable&Wireless. Около 400 тыс. м2 центров данных Exodus составляют теперь значительную часть ресурсов C&W.

СТАРЫЙ СВЕТ ИДЕТ СВОИМ ПУТЕМ

В отличие от избалованных обильным инвестиционным финансированием американских и поддерживаемых правительствами дальневосточных компаний, многим европейским провайдерам пришлось с самого начала рассчитывать на собственные силы. Любопытный пример ведения эффективного бизнеса предлагает немецкая компания Intergenia (PC Server). Это второй по величине провайдер в Германии агрессивно действует на рынке малого бизнеса, предлагая выделенные серверы фактически по цене разделяемого хостинга за 40—90 евро в месяц. Однако это не маркетинговый ход, а четко рассчитанный баланс доходов и сведенных к минимуму расходов. План предлагаемых услуг максимально упрощен и стандартизирован, при этом их выбор достаточно широк и гибок. Соглашения о качестве услуг (Service Level Agreement, SLA) тщательно продуманы и строго оговаривают условия эксплуатации.

В чудеса на рынке ИТ уже не верят. За такую цену клиенту не предлагают центр данных с дублированными системами питания и видеонаблюдением. Низкая стоимость достигается путем снижения до разумного предела обязательств провайдера перед клиентом. Оборудование находится в простом складском помещении. Мощные специализированные серверы заменены на устройства в башенном исполнении, которые размещены на обычных полках в пять уровней. Все серверы одного типа.

Система охлаждения самая обычная. Летом температура в помещении доходит до 900С, что никак не сказывается на работоспособности оборудования. Типовая противопожарная система. Обыкновенная система бесперебойного питания. Всего один, но хороший провайдер Internet (в соседнем здании). Поддержка и обслуживание клиентов только 8 ч в сутки (вместо 24 ч в «крупных» центрах данных). В штате всего пять специалистов.

В SLA оговорены очень жесткие условия платежей. В случае неуплаты пользователя без предупреждения отключают и стирают все его файлы. Ресурсы такого центра данных вовсе не равны сумме ресурсов его клиентов: оплатив, например, трафик в объеме 55 Гбайт, на практике клиент расходует не более 4 Гбайт, чем провайдер умело пользуется в своих интересах. Подобный подход в несколько раз увеличивает эффективность использования оборудования.

Практика показывает, что данная бизнес-модель работает очень успешно, за последний год количество клиентов, обратившихся к сервису SERVER4FREE, достигло 2,2 тыс. Каждый месяц заключается 150—200 новых контрактов, чему немало способствует и агрессивный маркетинг (затраты на рекламу доходят до 25%).

Несмотря на различия европейского и североамериканского рынков, эти два противоположных подхода распространены на обоих континентах. В последнее время в США все более заметную роль стали играть компании со штатом всего в несколько человек, под контролем которых находится целый парк недорогих серверов. Они работают иногда с нормой прибыли, которая большим компаниям и не снилась. Тенденция отражает и общий, уже довольно действенный интерес отрасли к средним и малым предприятиям как к потенциальным клиентам.

Даниил Бараш — внештатный сотрудник aspstreet.com. С ним можно связаться по адресу: spank@yandex.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями