На рынке сетевого оборудования Cisco считается одной из важнейших движущих сил IP-телефонии. С появлением архитектуры AVVID общая концепция получила дальнейшее развитие, она нацелена на вытеснение классического телефонного оборудования из крупных инсталляций.

Pешение в области телефонии от Cisco нацелено, в первую очередь, на крупные среды. Для этого компания развивает иную концепцию, нежели та, что положена в основу архитектуры классических телефонных систем, причем ее реализация ни в чем не должна уступать — ни в масштабности решений, ни в отказоустойчивости, или, соответственно, доступности, ни в качестве обслуживания, ни в функциональности. Однако только этого одного было бы недостаточно, если бы телекоммуникационные решения на базе IP не предоставляли дополнительные преимущества: упрощенное централизованное управление, сокращение затрат на обслуживание и организацию связи и полезные новые приложения (их в случае классических телефонных систем нельзя реализовать вообще или реализация потребует больших расходов).

В Cisco она получила название интегрированной архитектуры для видео, голоса и данных (Architecture for Video, Voice and Integrated Data, AVVID), куда входит три различных типа компонентов: инфраструктурные в виде коммутаторов и маршрутизаторов, приложения, например для управления вызовами и соединениями, а также клиенты — IP-телефоны или соответствующие решения на базе ПК. Одновременно архитектура сделана открытой, в частности, путем использования или поддержки многочисленных открытых стандартов либо за счет реализации возможностей интеграции для сторонних продуктов с помощью соответствующих интерфейсов прикладного программирования (Application Programming Interface, API).

Основу AVVID — как и некоторых других решений в области IP-телефонии — составляет программное обеспечение Cisco CallManager, которое, как центральная инстанция, берет на себя сигнализацию вызовов, управление соединениями или контроль за конечными устройствами. Одновременно оно выполняет административные функции коммуникационной системы. Сверх того, CallManager предлагает телефонный интерфейс для приложений из области компьютерной телефонии.

Несмотря на то что CallManager работает под управлением операционной системы Windows 2000 Server, требования к аппаратному обеспечению столь жесткие, что «свободно установить» его можно только на некоторые избранные серверы производства Compaq и IBM (см. врезку «Цена решения»). Поэтому оно предустанавливается, как правило, на собственную аппаратную платформу Cisco — тут-то и выходит на сцену так называемый Media Convergence Server (MCS). Последний продается в двух версиях для монтажа в стойку — MCS-7825-800 высотой 1U и MCS-7825-1000 высотой 3U.

Рисунок 1. Администрирование CallМanager осуществляется через многоуровневое меню.

То, для каких задач предполагается использовать CallМanager, становится ясно из рассмотрения возможностей кластеризации: до пяти серверов CallМanager могут быть объединены в единый кластер, при этом они способны поддерживать до 10 тыс. пользователей, тогда как один сервер в состоянии обслуживать не более 2,5 тыс. Помимо этой последовательной кластеризации обеспечивается параллельное масштабирование для создания систем с двух- или трехкратной избыточностью с автоматическим оперативным восстановлением. Отдельные кластеры можно объединить — с некоторыми функциональными ограничениями — во всеобъемлющую систему, с теоретическим пределом в миллион пользователей. Стоит ли доверять приводимым производителем цифрам — другой вопрос. Факты говорят о том, что в Германии Cisco уже готова предъявить масштабные реализации с более чем 1000 телефонами.

ТЕСТОВАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ

Ввиду размеров типичных решений построенный испытательный стенд с пятью IP-телефонами и одним клиентом на базе ПК, очевидно, не дотягивает до масштабов реальных инсталляций для проведения адекватной практической проверки. Однако конкретное изучение системы и некоторых ее компонентов позволяет лучше понять их взаимосвязь и получить хотя бы частичное впечатление. Установленный для тестирования CallManager в версии 3.1, к сожалению, еще не имел интернационального варианта в отличие от уже появившейся на рынке версии 3.2. Серверное решение было представлено в предынсталлированном варианте на Cisco MCS-7825-800. В качестве телефонов использовались пять устройств IP Phone 7960 из модельного ряда Cisco. За исключением одной специальной системы для конференц-связи — это топ-модель продуктового ряда. Для соединения необходимых компонентов и в особенности для питания IP-телефонов применялся коммутатор Catalist 3524PWR-XL 24. В качестве последней и стратегически важной составной части, с помощью которой реализуется взаимодействие с миром классической телефонии, следует назвать маршрутизатор Cisco 2620. Оснащенный сетевым модулем NM-2V с поддержкой голосовой и факсимильной связи и двухпортовой голосовой интерфейсной платой S0 VIC-2BRI-S/T-TE маршрутизатор функционирует как шлюз для голоса по IP между локальной сетью и ISDN. Одновременно в нем была установлена однопортовая интерфейсная плата глобальной сети WIC-1B-S/T, посредством которой можно реализовать, например, доступ в Internet по ISDN. К функциональности шлюза VoIP модуль глобальной сети не имеет никакого отношения.

Очевидно, что транспортное соединение CallManager с общедоступной сетью осуществляется через отдельный шлюз VoIP, а не, например, через многопортовый адаптер S0 или S2m в сервер, как это делается в случае некоторых небольших программных реализаций УАТС. В крупных инсталляциях подобный способ обеспечивает нужную открытость для масштабирования системы и интеграции в нее избыточного доступа к телефонной станции или же доступа с различных площадок. Кроме того, с точки зрения уже существующей сетевой инфраструктуры открывается возможность доступа к VoIP через соответствующий модуль и его конфигурирование в рамках хорошо знакомых средств администрирования (к примеру, с помощью межсетевой операционной системы Cisco — Internetworking Operating Cisco, IOS). С точки же зрения телефонной системы это может даже означать усложнение, когда необходимый конфигурационный параметр для соединения с телефонной станцией задается не в самой системе, а в другом месте и посредством других методов.

Рисунок 2. В случае шаблонов маршрутов номера телефонов можно задавать с использованием различных символов подстановки.

Подробно с недочетами системы и всем ее коварством нам пришлось столкнуться даже в небольшой и достаточно простой тестовой инсталляции. Если сам CallManager открыт для администрирования через дружелюбное к пользователю прозрачное меню на базе браузера (на первый взгляд все же очень сложное и несколько трудное для понимания его взаимозависимостей), то конфигурация маршрутизатора Cisco 2620 базируется на IOS и осуществляется с помощью командной строки через telnet. Одно это не представляло бы проблемы — однако дьявол таится в деталях.

Здесь надо сделать отступление: конфигурация и интеграция CallManager с различными шлюзами VoIP от Cisco нередко реализуются совершенно различными способами, что зависит от типа и модели системы или встраиваемых модулей. Маршрутизаторы на базе IOS связываются главным образом по H.323, в то же время Cisco использует также протокол управления шлюзом между различными средами (Media Gateway Control Protocol, MGCP) и, соответственно, на старых шлюзах — простой/упрощенный протокол управления шлюзом (Simple/Skinny Gateway Control Protocol, SGCP). Согласно руководству, соединение по MGCP обеспечивает довольно тесную интеграцию с CallManager, в то время как путь через H.323 означает дополнительную конфигурацию на шлюзе и откачку таких параметрических записей, как план телефонных номеров и типичные маршруты.

Постановка задачи в тестах LANline выглядит, с точки зрения среднестатистического пользователя, максимально просто: телефонная система Cisco должна уметь связываться напрямую со станцией через адаптер подключения ISDN S0 для обеспечения входящих и исходящих вызовов с поддержкой двузначных номеров. Если в случае местных, немецких, продуктов настройку необходимых для этого параметров можно, как правило, точно и быстро произвести с помощью нескольких щелчков в меню конфигурации, то при использовании зарубежных аналогов могут возникнуть серьезные проблемы.

При тестировании Cisco этот момент оборачивался каждый раз продолжительной драмой, которую нам удалось окончательно разрешить лишь ближе к концу испытаний при помощи специалистов производителя, после того как они помогли задать надлежащие параметры. К примеру, нам пришлось столкнуться с такой трудностью: благодаря поддержке прямого набора система Cisco позволяла получать звонки извне даже с мобильного телефона, но только не с обычного аппарата. В лучшем случае вызов достигал телефонной станции. Эту проблему мы решили посредством специальной записи IOS для ISDN — Overlap Receiving, — иначе система реагировала только на так называемый блочный набор, как, например, у мобильных телефонов.

Кроме того, исходящие номера прямого набора неправильно отображались внешними получателями или — что столь же неприятно — внешние номера неверно обрабатывались принимающей системой. По сути, речь идет о различных вариантах сигнализации при пересылке предваряющих номер нулей. Конкретный используемый метод зависит от местной телефонной станции. Если при вызове соответствующие нули были пропущены, то тогда, в частности, обратный звонок на этот номер из списка абонентов будет производиться некорректно.

В конце концов, все подобные проблемы удалось разрешить путем конфигурации маршрутизатора с помощью специальных правил преобразования. Однако нам совершенно ясно, что подобная конфигурация по силам только специалистам. То, что Euro-ISDN (E-DSS1) следует активизировать командой isdn switch-type-basic-net3, а тип порта подключения — командой isdn static-tei 0, предполагает, без сомнения, глубокое знание системы.

Нельзя не отметить одну особенность ручного набора внешнего номера на IP-телефоне производства Cisco. В имеющейся у нас тестовой конфигурации в конце набираемого номера требовалось нажать символ «решетки» # для осуществления вызова. Соответственно в CallManager задается шаблон 0.!#, что означает: передавать все символы после 0 до завершающего #. Собственно говоря, тестерам этот блочный способ набора номера не мешал, но для некоторых пользователей он может оказаться нежелательным, да, в конце концов, это и не в стиле IP-телефонии. Как нам объяснили в Cisco, в качестве протокола между CallManager и шлюзом VоIP нужно использовать MGCP. В этом случае можно отказаться от необходимости набирать # в конце номера при ручном наборе.

МОДЕЛЬ IP-PHONE 7960

Используемая в тесте модель IP-телефона 7960 является наиболее совершенной в семействе телефонов Cisco и поддерживает, по сравнению с идентичной в остальном моделью 7940, шесть линий, а не две. Оба аппарата имеют большой девятистрочный жидкокристаллический дисплей. Не столько этим, сколько громоздкостью и массивностью отличаются они от традиционных системных телефонов на рабочих столах предпринимателей. Да и на IP-телефоны других производителей эти конечные устройства не походят своим внешним видом.

Для этого тяжеловесного чудища антрацитового цвета пользователю придется предоставить на своем столе несколько больше места, чем обычно. IP-телефоны всегда привлекают к себе внимание, особенно когда для удобства работы с ними они размещаются почти вертикально и при входящем звонке светятся встроенные в трубку сигнальные лампочки. Очень может быть, что таким экстравагантным дизайном Cisco хотела создать узнаваемый символ IP-телефонии. Впрочем, возможно, это просто отражение американского вкуса. Что касается внешнего вида, в редакции LANline телефоны нашли позитивный отклик только отчасти. В оценке же механических свойств наблюдалось завидное единодушие: массивная увесистая трубка и большие служебные клавиши производят хорошее впечатление, впрочем, как и очевидная прочность устройства.

Питание может осуществляться по выбору: через внешний блок от сети или — что, очевидно, практичнее, — по кабелю Ethernet. Используемый в тестовой инсталляции коммутатор Catalyst 3524PWR-XL 24 поддерживает необходимое питание IP-телефонов по линии. IP-телефон имеет интегрированный мини-коммутатор 10/100 Мбит/с, ко второму выходу которого можно, например, подключить находящийся на рабочем месте ПК. Подвод второго кабеля избыточен. В случае коммутаторов Cisco Catalyst с мультисервисными портами в этой ситуации можно даже не отказываться от отдельных виртуальных локальных сетей (Virtual LAN, VLAN) на базе стандарта 802.3Q для IP-телефонов и ПК. Оба типа конечных устройств могут располагаться в своей собственной VLAN. Мы не проверяли эту возможность, но на соответствующий запрос получили не допускающий сомнения ответ производителя.

Помимо трубки к аппарату подключаются еще и наушники для использования в режиме hands-free. В качестве элементов управления предлагаются обычная телефонная тастатура, шесть кпонок выбора линии или, соответственно, сокращенного набора рядом с дисплеем, четыре так называемые программные кнопки и одна сдвоенная навигационная клавиша. Помимо этого, имеется четыре кнопки для вызова функций меню, в том числе настройки, подсказки, сообщений, адресной книги и сервисов IP-телефонии, функциональность которых зависит от системной среды. Наконец, для удобства пользователя предлагается регулятор громкости.

Собственные функции телефона для повышения удобства работы можно активизировать через дисплей. Во-первых, на его самой нижней строке всегда отображается контекстно-зависимые функции: например, «удержание вызова» (Hold) и «повторный звонок» (Redial), которыми можно в некоторых случаях воспользоваться только лишь с помощью функции переключения. Во-вторых, переход к желаемой функции обеспечивается путем навигации по отображаемому списку. Для символьно-числового ввода, что, в частности, необходимо при поиске, телефонная тастатура позволяет применять упорядоченные символы, как в мобильных телефонах.

Служебная функциональность IP-телефона 7960 оставляет двоякое впечатление: с одной стороны, программируемый с помощью XML дисплей с его программными специальными клавишами предлагает почти неограниченные возможности, с другой — к этим гибким методам выбора еще надо привыкнуть. Многим пользователям проще обращаться к часто употребляемым функциям посредством традиционных специальных клавишей с жестко фиксированными назначениями. Кроме того, усложненный символьно-числовой ввод может прийтись по вкусу только тому, кто привык отправлять сообщения SMS со своего сотового телефона.

РАЗНОЕ В ОСТАТКЕ

Чтобы новые телефоны совместно работали с CallManager, их необходимо ввести в качестве соответствующих устройств в административное меню. Однозначное соответствие определяется на основании MAC-адресов устройств. Для добавления множества новых аппаратов можно воспользоваться режимом автоматической регистрации или так называемым инструментом для массового администрирования (Bulk Administration Tool, BAT). Соответствие же между телефонами и линиями устанавливается посредством добавочных номеров, которые, как правило, ассоциируются с пользователями.

После административного ввода IP-телефона в базу данных CallManager (MS SQL-Server 7.0, LDAP) и его подключения к локальной сети, IP-телефон обычно готов к работе. В стандартной ситуации телефоны не только получают через DHCP собственные адреса, но и адрес установленного вместе с CallManager сервера TFTP. Тот, в свою очередь, сообщает им всю дальнейшую информацию о настройках в виде конфигурационного файла, после чего устройства окончательно готовы к эксплуатации. CallManager предлагает также в зависимости от пользователя метод регистрации в рамках так называемой расширенной мобильности (Extension Mobility). С помощью этой не применяемой глобально функции пользователь может активизировать чужой телефон под своим именем и со своими настройками.

Для коммуникаций по IP c IP-телефонами CallManager использует собственный упрощенный протокол управления клиентом (Simple/Skinny Client Control Protocol, SCCP), а не H.323. Помимо него телефоны 7940 и 7960 поддерживают также протоколы управления шлюзом между средами передачи (Media Gateway Control Protocol, MGCP) и протокол инициации сеансов (Session Initiation Protocol, SIP). В любом случае коммуникации VoIP между IP-телефонами протекали беспрепятственно, поскольку сами данные передаются всегда непосредственно между конечными устройствами, а CallManager берет на себя только контроль за соединениями. Собственно, это подтвердил и анализ протоколов в нашей тестовой среде.

Стандартный протокол H.323 используется CallManager в тех случаях, когда дело касается поддержки таких клиентов, как ПК. Для компьютерной телефонии Cisco предлагает целый ряд приложений, среди которых наиболее понятен программный телефон Cisco IP Softphone с дополнительным TAPI Service Provider. Он может применяться в качестве замены IP-телефона или в комбинации с ним. В тестах программа показала себя вполне работоспособной, но восхищения она не вызывает и, скорее всего, реализована производителем только по необходимости. Вероятно, Cisco не хотела таким образом создать конкуренцию своим IP-телефонам, о чем говорит тот факт, что в IP Softphone не предусмотрено никакой ручной оболочки USB для поддержки функций телефонии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше тестирование в состоянии пролить лишь немного света на столь мощный и сложный продукт. Многие из функций телефонии, административных аспектов, интегрированных приложений или дополнительных вспомогательных программ, в особенности из области компьютерной телефонии и интегрированной обработки сообщений, вынужденно остались вообще без упоминания. Общая архитектура AVVID компании Cisco наглядно демонстрирует, что IP-телефонии вполне по силам большие задачи. Типичные требования, которые предъявляет планировщик, — масштабируемость и отказоустойчивость, качество услуг и управление пропускной способностью, — в случае AVVID вполне удовлетворительны. Распределенная концепция может быть также реализована для подключения филиалов — с помощью отказоустойчивой телефонии для удаленного узла (Survivable Remote Site Telephoy, SRST) основные функции телефонии при отказе соединения с глобальной сетью передаются CallManager на центральный узел.

Без сомнения, достижения Cisco принадлежат к числу важнейших движущих сил рынка конвергенции голоса и данных. Ясно также, что приобщение к «миру Cisco» связано со значительными объемами планирования, высокой квалификацией и инвестициями. Что касается решений в области IP-телефонии для малых и средних предприятий, то здесь компания предоставляет значительную свободу другим производителям, продукты которых непосредственно предназначены для подобного применения.

Однако не на все вопросы, касающиеся решения Cisco, получены ответы. Насколько хорошо и просто этот разработанный исходя из американских предпочтений продукт будет удовлетворять требованиям других стран? Речь идет не только о языковой локализации, но и о адаптации к планам номеров и общественной телефонной инфраструктуре. В каком направлении станет развиваться до сих пор неполный стек протоколов Cisco? И еще один вовсе не философский вопрос: действительно ли замена рабочих телефонов на центральное многофункциональное конечное устройство лежит в русле тенденций развития современных офисных коммуникаций, как это пропагандирует Cisco?

Курт Пфайлер — редактор LANline. С ним можно связаться по адресу: pf@lanline.awi.de.


? AWi Verlag


Сервисы XML на IP-телефоне

Большой монохромный дисплей 133*68 пикселов, установленный в IP-телефонах Cisco 7960 и 7940, служит не только для предоставления классических телефонных функций — отображения номера абонента или адресной книги, сигнализации вызова или показа времени, — но и может быть полезен для совершенно иных интерактивных приложений, которые к функциям телефона имеют весьма условное отношение. Техническая возможность состоит в том, что этот дисплей вместе с относящимися к нему программными клавишами для выбора функций представляет собой упрощенный браузер Web. Соответственно коммуникации терминала осуществляются по HTTP для извлечения отображаемых страниц с серверов HTTP в сетях Intranet или Internet и дальнейшей активизации функций путем их выбора. Форматирование страниц выполняется в соответствии с расширяемым языком разметки (eXtensible Markup Language, XML).

IP-телефоны Cisco применяют эти открытые, опирающиеся на стандарты коммуникационные интерфейсы во взаимодействии с CallМanager для разных целей, например для отображения адресной книги, календаря или текста справки. С другой стороны, Cisco поддерживает «нетрадиционное использование» дисплеев IP-телефонов с помощью приложений сторонних разработчиков, в частности за счет комплектов разработки программного обеспечения (Software Development Kit, SDK), а также организации конкурсов среди программистов и разработчиков на XML (см. http://www.hotdispatch.com/cisco-ip-telephony). Компании могут сами программировать свои специфические приложения для IP-телефонов, например, чтобы они выполнялись на любом сервере Web в корпоративной сети Intranet.

Между тем на рынке представлен целый ряд готовых приложений на XML от сторонних разработчиков для самых различных областей применения. Так, двустороннее переговорное устройство на базе IP от Net Stemmer комбинируется с механизмом открытия дверей и камерой Web. А компания Azlan соединила управление домашними бытовыми приборами с шиной EIB, благодаря чему с помощью IP-телефона можно управлять вентиляцией, освещением и жалюзи. Другие приложения на базе соответствующих серверов приложений Internet предлагают, например, бронирование авиабилетов или прослушивание последних новостей.

Чтобы включить в CallManager подобные сервисы IP-телефона на базе XML — как внешние, так и внутренние, администратор должен их определить, указав имя, соответствующий URL и необходимые параметры вызова. Кроме того, администратор или пользователь должен явным образом «прописать» желаемую услугу для соответствующего телефона, чтобы она на нем отображалась. Каждому предприятию предстоит самому решить, насколько ему необходимы эти возможности. То, что их поддерживают IP-телефоны Cisco, представляет дополнительные преимущества, которые другими известными нам системами в настоящее время не обеспечиваются.


Цена решения

Ниже приведена стоимость некоторых продуктов IP-телефонии от Cisco, реализация которых осуществляется исключительно через партнеров. Все цифры представляют собой рекомендуемые цены для конечных пользователей (на рынке Германии):

  • Cisco CallМanager (программное обеспечение устанавливается только на Server Compaq ProLiant DL320 или DL380, либо IBM Xseries 330 или 340; другие серверы не поддерживаются): 5996 долларов;
  • Cisco IP Phone 7960G: 645 долларов;
  • Cisco IP Phone 7940G: 545 долларов;
  • Cisco IP Phone 7910G: 295 долларов;
  • Cisco IP Softphone CD (c одной лицензией): 150 долларов;
  • функция ACD для Cisco CallManager 3.x с пятью пользовательскими лицензиями: 4995 долларов;
  • Cisco Switch Catalyst 3524PWR-XL 24 (с питанием по линии, Ethernet 10/100 Мбит/с): 3995 долларов.

Маршрутизатор Cisco 2620:

  • Cisco2620 (маршрутизатор Ethernet 10/100 с двумя слотами для плат глобальной сети, одним слотом для сетевого модуля): 2995 долларов;
  • VIC-2BRI-S/T-TE (двухпортовая голосовая интерфейсная плата - BRI/терминальная): 950 долларов;
  • NM-2V (двухслотовый голосовой/факсимильный сетевой модуль): 1700 долларов;
  • WIC-1B-S/T (однопортовая плата глобальной сети с интерфейсом ISDN для коммутируемых и выделенных линий): 500 долларов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями