Одновременное применение на сети связи разнородного оборудования порождает нетривиальную задачу управления им.

Вопросы построения систем управления мультисервисными сетями находятся в центре внимания многих компаний, занимающихся организацией доступа в Internet, предоставлением услуг проводной и беспроводной передачи данных, а также другими видами деятельности, так или иначе связанными с использованием телекоммуникационной инфраструктуры.

К сожалению, сегодня российскому пользователю мало известно о конкретных решениях, которые можно было бы рекомендовать к применению при создании центров управления сетью оператора связи, в частности о системах поддержки операций, т. е. системах управления сетью. Данная статья призвана частично восполнить недостаток информации о системах управления телекоммуникационными сетями, перспективными с точки зрения их применения на российском рынке телекоммуникаций.

СОСТОЯНИЕ РЫНКА

Текущее состояние российского операторского рынка таково, что главное внимание операторы вынуждены уделять экономическим факторам своей деятельности наряду с постоянным совершенствованием технологий предоставления услуг. Жесткая конкуренция продолжает оставаться движущей силой внедрения в существующие системы прогрессивных технических и технологических решений. Именно этим, на наш взгляд, обусловлено повышение интереса к сложным системам управления распределенными гетерогенными сетями.

В современных телекоммуникационных сетях большинства компаний-операторов используется множество технологий - ATM, frame relay, X.25, SDH, PDH. Кроме того, все активнее начинают применяться MPLS, xDSL, DРT и DWDM. Широкое распространение получили технологии конвергенции для передачи через существующие магистрали голосовой и мультимедийной информации в реальном режиме времени.

Спектр используемого в операторских сетях оборудования сегодня очень широк - это Lucent, Avaya, Nortel, Ericsson, Siemens, Alcatel, Tellabs, Memotec, ECI, RAD, Cisco, Newbridge и многие другие. Одновременное применение в составе телекоммуникационной инфраструктуры хотя бы нескольких из них порождает нетривиальную задачу по созданию эффективного механизма управления этим обширным и весьма разнообразным парком устройств.

Прежде чем познакомить читателя с основными особенностями описываемых далее комплексов управления телекоммуникационной инфраструктурой, необходимо обсудить терминологию и дать несколько определений.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящее время вопросами стандартизации телекоммуникационных сетей занимаются несколько международных организаций. Однако наибольшую известность получила деятельность двух из них - Телекоммуникационного форума (TMN Forum) и Международного союза электросвязи (ITU-T).

В 1988 г. Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии (CCITT) опубликовал набор рекомендаций, касающихся структуры и функций телекоммуникационных сетей М.30. Одна из них, М.3010, известная как «Принципы TMN», стала основополагающим документом при реализации концепции управления такими сетями. К середине 90-х гг. ITU-T и TMN Forum разработали еще целый ряд аналогичных рекомендаций и стандартов. Вместе с тем, надо отметить, что значительная часть сделанного так и осталась в виде предложений и не получила оформления в виде законченного набора стандартов. Тому можно найти множество объяснений, но факт остается фактом - подготовка множества важных стандартов по технологии и методам управления телекоммуникационными сетями до сих пор не закончена. В силу этого на рынке присутствует множество компаний, предлагающих частные реализации тех или иных аспектов управления, и потому разработанные ими системы управления часто несовместимы друг с другом.

С точки зрения ITU-T телекоммуникационная управляющая сеть (Telecommunication Management Network, TMN) - это отдельная сеть для управления функционированием сетей связи. Для организации взаимодействия с сетями связи TMN использует один или несколько интерфейсов. Она может являться логической частью сети связи или быть физически независимой, т. е. представлять собой отдельную сеть.

Все ресурсы, находящиеся в составе сети связи, независимо от их физической природы и функционального предназначения называются сетевыми элементами (Network Element, NE). За управление элементами отвечает система поддержки операций (Operations Support System, OSS). Структура сети TMN, общие принципы построения и основные операции, функциональные блоки, компоненты и интерфейсы описаны в спецификации CCITT М.3010. С точки зрения архитектуры в TMN выделяются следующие функциональные блоки.

  • Сетевые элементы (Network Element, NE) обеспечивают выполнение базовых функций по обмену информацией между оператором и сетью связи. Механизм обмена между сетевым элементом и внешней средой не определен, в спецификациях оговариваются лишь общие принципы взаимодействия.
  • Средства адаптации, медиаторы (Mediation Device, MD) регулируют обмен информацией между функциональными блоками TMN. Они выполняют функции преобразования структуры информации для передачи в различные структурные блоки.
  • Системы поддержки операций (Operations Support System, OSS) отвечают за осуществление процедур администрирования, сбор информации о событиях в сети, мониторинг и координацию различных функций сети связи, в том числе связанных с управлением сетью.
  • Рабочие станции (Workstation, WS) выполняют роль консоли оператора системы.
  • Адаптеры (Q-Adapters, QA) организуют связь с сетью TMN тех ресурсов (сетевых элементов, NE), которые не поддерживают стандартные механизмы взаимодействия внутри TMN.

Схема взаимодействия функциональных блоков представлена на Рисунке 1.

Функциональные блоки связаны между собой с помощью интерфейсов различных типов - F, Qx, Х, и др. Интерфейсы типа Qх в общем случае предназначены для организации взаимодействия между блоками MD и NE; интерфейсы Q3 - для связи блоков OSS с функциональными блоками NE, MD, QA; интерфейс типа F - для совместной работы консоли оператора и сети передачи данных.

Каждый функциональный блок TMN содержит в себе ряд объектов - информационную базу (Management Information Base, MIB), входной и выходной интерфейсы, средства преобразования информации, а также функции для обмена управляющей информацией (Message Communication Function, MCF). MCF реализует механизмы взаимодействия функциональных блоков модели TMN и сети передачи данных (аналогично функциям уровней с четвертого по седьмой модели OSI).

АРХИТЕКТУРА СЕТИ TMN

Архитектуру сети TMN можно рассмотреть с трех точек зрения - функциональной, информационной и логической. Функциональный состав сети TMN - это совокупность функциональных блоков, основные из которых описаны выше. Информационная структура может быть представлена в классическом понимании системы управления - как совокупность агентов в составе сети (NE), контроль за которыми осуществляется посредством управляющей консоли (WS или OSS). Логическую организацию сети TMN можно изобразить в виде хорошо известной пирамиды (см. Рисунок 2), имеющей четыре основных уровня.

  • Уровень сетевых элементов (Network Element Layer, NEL) выполняет роль интерфейса между базой данных управляющей информации (MIB), находящейся на конкретном устройстве, и остальной инфраструктурой TMN. К нему относятся адаптеры QA и сетевые элементы NE.
  • Уровень управления элементами (Element Management Layer, EML) соответствует средствам управления, контролирующим работу отдельных групп сетевых элементов - так называемых средств элементарного управления (Element Manager, EM). На этом уровне реализуются различные функции для решения задач управления оборудованием конкретного производителя. Данный уровень также включает в себя устройства адаптации MD, взаимодействующие с OSS через интерфейс Q3.
  • Уровень управления сетью (Network Management Layer, NML) формирует представление телекоммуникационной сети в целом на основе информации об отдельных сетевых элементах, которые он получает от систем управления EML предыдущего уровня через интерфейс Q3. Вся специфика управления собственно сетью сосредоточена на данном уровне, поэтому именно здесь осуществляется контроль за взаимодействием ее элементов (сетевых элементов, адаптеров, медиаторов), отслеживается загрузка каналов и узлов сети. Кроме того, на данном уровне выполняется контроль работоспособности сети в целом и производится анализ возникающих неисправностей.
  • Уровень управления сетевыми сервисами (Service Management Layer, SML) охватывает те параметры функционирования сети, с которыми сталкиваются в своей работе пользователи. В соответствии с общими принципами TMN, на этом уровне используется информация, поступающая с NML, однако непосредственное управление сетевыми элементами уже не осуществляется. Примерами функций, относящихся к управлению сетевыми сервисами, являются контроль за качеством обслуживания и выполнением соглашений об уровне сервиса, управление абонентами, биллинг, взаимодействие с другими системами OSS.
  • Над перечисленными уровнями часто располагают еще один - уровень управления бизнес-процессами (Business Management Layer, BML). В данном случае сеть TMN рассматривается с точки зрения организации общих бизнес-процессов внутри компании-оператора. Это стратегическое и тактическое управление деятельностью компании, включающее функции развития сети и перспективного планирования.

Следует заметить, что в принятых сегодня стандартах и спецификациях функции и структура двух верхних уровней управления сетевыми сервисами и бизнес-процессами не отражена. Поэтому каждый производитель систем управления трактует эти понятия по-разному.

СХЕМА СЕТЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ

В 1999 г. TMN Forum опубликовал спецификацию Network Management Detailed Operations Map (NMDOM), а в 2000 г. ее дополнение — Telecom Network Operation Map (NOM). Это один из основных документов для разработчиков OSS, где содержится подробное описание типовых бизнес-процессов и функций, из которых состоит повседневная деятельность оператора сети связи. Кратко коснемся его основных положений.

В основе схемы NOM лежат следующие определения:

  • провайдер (Service Provider) — компания, основным видом деятельности которой является предоставление коммуникационных услуг. Провайдер может иметь собственную инфраструктуру или кооперироваться с другими провайдерами с целью предоставления услуг;
  • оператор (Network Operator) — организация, использующая коммуникационную инфраструктуру. Она может также выступать в качестве провайдера;
  • пользователь (Customer) — тот, кто обращается в своей деятельности к одному или более сервисов, предоставляемых провайдером;
  • поставщик (Supplier) — компания или частное лицо, занимающиеся поставками каких-либо товаров или предоставления услуг провайдеру или оператору;
  • процесс (End-to-End Process Flow) — набор процедур и функций, необходимых для выполнения конкретных задач в деятельности оператора или провайдера.

В терминах документа NОМ для описания модели ведения бизнеса оператора вводятся понятия процессов и функций.

  • Функция — составная часть процесса, инициируемая каким-либо событием. Для выполнения функции необходимы некоторые входные данные, а результатом ее является набор выходных данных. Функции, как правило, всегда специализированные.
  • Процесс — набор функций. При этом процесс может содержать в себе дочерние процессы, и все они способны оперировать одним и тем же набором функций.

Пример взаимодействия процессов приведен на Рисунке 3. Для функций F1-F4 используются области данных D, которые могут быть различными. Для обеспечения режима синхронизации пригодятся механизмы флагов (Trigger) и контроля за завершением работы отдельных функций или дочерних процессов (Flow Control). Каждый процесс имеет свои входные и выходные параметры, но в общем случае это не является обязательным.

В спецификациях TMN Forum функции организованы в группы (Functional Groups — FG). Применительно к NOM это выглядит следующим образом (см. Рисунок 4). Данные группы функций были изначально определены в спецификации TMN M.3400 и с тех пор не претерпели серьезных изменений. При внимательном рассмотрении можно выделить следующие основные группы задач:

  • создание и управление инфраструктуры сети, планирование сети, развитие сети, ремонт сети и др;
  • задачи, связанные с процессами оказания услуг клиентам, формирование набора услуг, конфигурирование услуг, управление качеством предоставляемых услуг и др.;
  • организация взаимодействия с клиентами, прием заказов, тарификация, работа с рекламациями и др.

Вместе с тем, все решаемые задачи можно классифицировать по-другому, на основе тех функций, которые они выполняют:

  • обслуживание пользователей (абонентов) — планирование сети, развитие сети;
  • формирование набора услуг, конфигурирование услуг, прием заказов и др.;
  • обеспечение работы пользователей (абонентов) — управление качеством предоставляемых услуг, ремонт сети, работа с рекламациями и др.;
  • учет оказанных услуг, выписка счетов, тарификация, сбор данных для последующего анализа.

Все функциональные группы, описанные в документах TMN Forum, имеют интерфейсы для связи с OSS. Для каждой группы задач в спецификации M.3400 определены типовые процессы и функции. В результате установления соответствия между группами функций схема типовых операций провайдера в общем случае выглядит следующим образом (см. Рисунок 5).

Так как функции, указанные на рисунке, охватывают большую часть процессов и задач, с которыми приходится иметь дело оператору в повседневной работе, то выбор OSS для решения задачи управления сетью сводится к определению необходимого перечня функций, управление которыми необходимо реализовать. При решении этого вопроса нет и не может быть стандартного подхода, но есть ряд моментов, на которые полезно обратить внимание.

Модульность системы. В ряде случаев системы OSS являются модульными, поэтому поначалу оператор может сосредоточиться на решении самых актуальных задач по управлению сетью: например, организовать управление обработкой ошибок и проанализировать загрузку основных объектов сети, а в будущем добавить другие компоненты. При ином подходе набор компонентов может оказаться фиксированным, и в такой ситуации последующее добавление компонентов станет невозможным.

Гибкость адаптации. Этот вопрос очень важен потому, что сложность реализации функции адаптации (в терминах TMN — блока MD) прямо пропорциональна количеству типов устройств и систем, используемых в телекоммуникационной сети. Как правило, каждый тип телекоммуникационных устройств имеет свои особенности при организации физического подключения станции управления WS к сетевым элементам NE или MD. Подключения возможны через последовательные порты, локальную сеть, X.25 и другими способами. Чем более гибким окажется блок MD в составе OSS, тем более гибкую и функциональную систему получит оператор. Иногда производители комплектуют свои системы средствами разработки дополнительных модулей и модификации существующих, в том числе и блока адаптации, но практически все операции подобного плана требуют использования прикладного программирования на языках высокого уровня.

Сложность внедрения OSS. Система OSS предназначена для решения множества задач, но приоритетом становится повышение эффективности ведения бизнеса, улучшение качества предоставляемых услуг и снижение издержек. Выбирая OSS, необходимо стремиться к тому, чтобы процесс внедрения новой системы не препятствовал выполнению ежедневных задач и процессов внутри компании.

Квалификация обслуживающего персонала оператора. Естественно, что внедрение OSS приводит к необходимости обучения персонала принципам работы с системой. Вместе с тем, развертывание интегрированных систем OSS предъявляет достаточно высокие требования к базовой и профильной квалификации специалистов компании. Поэтому особое внимание следует уделить вопросам взаимодействия с представителями производителя или компании-интегратора, осуществляющей проект по внедрению системы OSS.

Квалификация представителей компании-интегратора. Этот вопрос относится к категории очевидных, тем не менее стоит еще раз обратить на него внимание. Успех внедрения в конечном итоге состоит не только в запуске системы в эксплуатацию, но и в выполнении всего объема работ по сопровождению системы управления в течение всего периода ее функционирования. Чем качественнее будет сопровождение, тем больше ресурсов оператор сможет выделить для решения насущных задач развития сети и совершенствования услуг.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЬЮ

С точки зрения функционального назначения систем управления сетями связи спецификации ISO 7498-4 и МСЭ-Т Х.700 определяют следующие группы функций управления (FCAPS):

  • обработка ошибок (Fault Management);
  • управление конфигурацией (Configuration Management);
  • управление ресурсами (Resource Administration);
  • анализ производительности (Performance Management);
  • управление безопасностью (Security Management).

Большинство современных систем управления телекоммуникационными ресурсами предназначено для решения этих задач. Мы рассмотрим двух представителей нового поколения OSS - продуктов для управления телекоммуникационными сетями: TeMIP компании Compaq и Netrac компании TTI-Telecom. Оба производителя достаточно широко известны в мире, но только начинают продвижение указанных технологий в России.

NETRAC ОТ TTI-TELECOM

Netrac компании TTI-Telecom, реализует функции системы управления (OSS) и предназначен для управления гетерогенными телекоммуникационными сетями. Продукты семейства Netrac обеспечивают выполнение операций мониторинга, конфигурации, анализа загрузки и администрирования сетевых ресурсов (FCAPS) в соответствии со спецификациями и стандартами ITU-T и TMN Forum. Среди поддерживаемых технологий — SDH, PDH, frame relay, ATM, X.25, GSM, CDMA, UMTS и др. В части архитектуры семейство продуктов Netrac представляет собой набор компонентов для реализации уровней управления сетевыми элементами (NEL), сетью TMN (NML) и управления сервисами (SLM) пирамиды TMN. Продукт реализован в архитектуре клиент-сервер и работает на аппаратной платформе Sun; в качестве базы данных под хранилище информации используется СУБД Sybase.

Блок адаптации в продуктах Netrac (блок MD модели TMN) предоставляет интерфейс к сетевым элементам, программам управления элементами (NEM) или внешним системам NMS/OSS. С помощью настраиваемого интерфейса он может обеспечивать взаимодействие с самым разным оборудованием, используя для этого все стандартные протоколы, включая CORBA, SNMP, TL/1, ASCII, Q3, CMIP, TCP/IP и др. В нем предусмотрена возможность применения частных естандартных протоколов конкретных производителей и интерфейсов API к сетевым элементам. Кроме того, графический многооконный интерфейс пользователя помогает выполнить адаптацию системы к различным особенностям работы оборудования.

Дополнительные модули Netrac используют данные, собранные блоком адаптации, для оперативной обработки информации, поступающей от различных объектов системы. Они позволяют осуществлять мониторинг загрузки узлов и каналов, контролировать параметры передачи информации, такие, как качество сервиса, пропускная способность и др. Дополнительные модули выполняют функции контроля, анализа и конфигурации групп оборудования, анализа возникающих сбоев и перспективного планирования/прогнозирования состояния сети. Примеры дополнительных модулей:

  • Fault Management (FaM) — блок фиксации и визуализации информации о сбоях и событиях, произошедших в сети. Обработка данных выполняется в реальном режиме времени.
  • Correlator+ - блок корреляции событий с поддержкой функций анализа первопричин. Его использование позволяет оперативно реагировать на возникающие события, устанавливая истинную причину возникших сбоев, а также сокращает количество действий по поиску и анализу неисправности, уменьшает время поиска неисправности в распределенной системе и количество ресурсов, необходимых для решения возникшей проблемы.
  • ServiceView — блок контроля за параметрами работы системы для проверки соответствия условиям договоров на предоставление услуг. Данный блок может получать информацию об условиях предоставления услуг из других компонентов или систем и на ее основе выполнять функции контроля и учета.
  • Engineering Work Order (EWO) — блок контроля за выполнением технологических работ. Им обрабатывается вся информация, поступающая от служб взаимодействия с пользователями в части изменения конфигурации оборудования и предоставления услуг. При этом формируются типовые схемы выполнения работ, производится оценка необходимых ресурсов и времени исполнения, а также осуществляется постоянный контроль за ходом работ и учитываются все связанные с этим затраты.
  • Performance Management Module (PMM) — блок расширенного анализа загрузки оборудования и каналов передачи данных. Этот модуль собирает широкий спектр информации о параметрах использования оборудования и его загрузке, позволяет строить прогнозы изменения загрузки для различных групп оборудования.
  • Configuration and Provisioning (CaP) — блок операций конфигурирования устройств с возможностью выполнения динамических операций в реальном режиме времени. Он реализуетфункции инвентаризации устройств в сети, обработку запросов технических служб, поступающих из модуля (Engineering Work Order, EWO), а также функции программирования соединений и автоматической активации сетевых элементов.
  • Network Wire View #7 (NWV7) - набор средств для мониторинга и сбора статистики с устройств, поддерживающих систему сигнализации SS7. Его применение обеспечивает построение карты сети для устройств SS7, сбор и отображение информации об их статусе и деталях работы. Кроме того, осуществляется сбор информации о соединениях (CDR) и трафике для последующего анализа.
  • Call Expert CDR Real-Time Base Analysis — набор средств для реализации функций детального анализа информации о соединениях.
  • Fraud Management — система «почти реального времени» для выявления аномалий в работе сети и фиксации попыток несанкционированного проникновения в сеть и использования ее ресурсов.

Перечень поддерживаемых системой устройств очень широк: коммутаторы SDH, PDH, ATM, SONET, телефонные станции и многофункциональные устройства от Alcatel, Siemens, Fujitsu, ECI, Nortel, Lucent, Cisco, Nokia, Ericsson — всего более 200 типов устройств.

Данная система управления предоставляет пользователю очень широкие возможности по организации центра управления телекоммуникационной инфраструктурой, средствами стационарной и мобильной связи и многими другими устройствами.

TeMIP ОТ COMPAQ

Telecommunications Management Information Platform, TeMIP, компания Compaq унаследовала от Digital Equipment. Семейство TeMIP представляет собой комплект из двух основных продуктов:

  • TeMIP Network Management Solution;
  • TeMIP Service Management Solution.
  • TeMIP Network Management Solution реализует функции системы управления сетью и обеспечивает выполнение и поддержку операций мониторинга, конфигурирования, администрирования ресурсов, обработку ошибок в соответствии со спецификациями FCAPS. Применительно к концепции TMN, продукт TeMIP предоставляет возможности управления сетевыми элементами (NEL), сетью TMN (NML) и сервисами в сети (SLM). Через модуль адаптации TeMIP Network Management Solution поддерживает широкий набор технологий передачи данных - SDH, PDH, X.25, ATM, GSM, UMTS, frame relay, SS7 и др.

TeMIP Service Management Solution предназначен для реализации функций контроля за состоянием оказываемых сетью сервисов и поддерживает мониторинг сервисов Internet, VPN, широковещательной передачи данных, и др.

Продукты Compaq TeMIP реализованы в архитектуре клиент-сервер, работающей под управлением ОС Tru64Unix и используют в своей работе СУБД Oracle.

Основу семейства TeMIP Network Management Solution составляет интегрированная среда TeMIP OSS Framework. С точки зрения организации сервера TeMIP продукт состоит из следующих структурных блоков:

  • уровень адаптации (Access Layer) обеспечивает интерфейсы к элементам телекоммуникационной сети NE, QA, MD, OSS;
  • блок отображения и преобразования (Mapping and Translation) отвечает за сбор информации об устройствах и представление физической и логической топологии сети. Для решения задачи расположения на карте устройств разной природы данный блок выполняет функции трансляции управляющей информации;
  • наборы средств разработки для интеграции компонентов (Toolkits) предназначены для настройки базовых компонент TeMIP, а также для создания прототипов устройств в случае их отсутствия в базе данных TeMIP;
  • блок обработки сигналов (Alarm Handling) осуществляет генерацию и визуализацию сигналов на базе анализа событийной информации, поступающих от объектов сети.

Основные функции, реализованные в TeMIP OSS Framework, позволяют выполнять следующие задачи:

  • обнаружение устройств в сети (AutoDiscovery);
  • построение карты сети (Topology Management);
  • обработка сбоев (Fault Management);
  • управление конфигурацией устройств (Configuration Management);
  • инвентаризация сетевых ресурсов (Inventory).

Уровень адаптации TeMIP реализован на базе уникальной технологии «модулей доступа» (Access Modules, AM). Они выполняют функции адаптера QA и локального NEM для конкретного устройства, к которому обращается и с которым взаимодействует AM. Продукт TeMIP поставляется с преконфигурированной библиотекой модулей доступа, где содержится набор информации об особенностях и принципах работы конкретного устройства NE или программы управления для его NEM. Вся специфика работы скрыта внутри модуля доступа. Благодаря использованию различных АМ объектами сети можно управлять с использованием различных коммуникационных протоколов и технологий — SNMP, OSI/CMIP, ASCII, CORBA, TL/1 и др.

Семейство продуктов TeMIP содержит широкий набор дополнительных компонентов, который позволяет строить на его основе мощные и гибкие системы управления телекоммуникационной структурой крупного оператора. Дополнительные модули предназначены как для расширения сферы использования продуктов TeMIP, так и для решения специализированных задач. Примеры специализированных модулей:

  • TeMIP WEB Center — портал, через который можно получать доступ ко всей информации, хранящейся в базе данных TeMIP. При этом доступ к данным регламентируется стандартными средствами безопасности TeMIP;
  • Correlator — блок поиска первопричины сбоев, произошедших в сети. Помимо собственно поиска он подавляет сигналы ложного срабатывания и двойных ошибок. Применение технологии анализа первопричин позволяет значительно сократить время поиска реальной причины неисправности в телекоммуникационной сети;
  • Trouble-Ticketing System (TTS) - модуль, расширяющий функциональность блоков обработки сигналов и осуществления корреляции событий с целью поиска первопричины сбоев. При появлении сигналов и сообщений о возникновении проблем в сети модуль TTS автоматически выберет из базы данных TeMIP информацию, касающуюся данных событий (сигналов), и сгенерирует сообщение для специалистов службы поддержки. Оно может быть передано по сети, на голосовую почту, сотовый телефон и др.

Продукт TeMIP Service Management Solution предназначен для выполнения функций мониторинга сервисов, приложений и серверов, на которых все это работает. TeMIP Service Management Solution содержит в своем составе следующие компоненты:

  • Fault Management — управление обработкой сбоев и отказов;
  • Performance Management — мониторинг загрузки каналов и узлов сети;
  • SS7 Traffic Mgmt — мониторинг загрузки каналов связи и устройств, поддерживающих SS7;
  • Transmission & Structure Management - управление каналами SDH/SONET/DWDM/PDH/TDM;
  • Broadband & Service Managemnt - управление широковещательными сетями;
  • Internet Service Monitor — мониторинг состояния сервисов HTTP, IMAP, POP3, SMTP, NNTP, LDAP, ftp, DNS, RADIUS, LDAP, и др.

Система управления TeMIP — мощное и хорошо продуманное средство, на основе которого можно строить распределенные центры управления. Пользователю предоставляются очень широкие возможности по организации управления телекоммуникационной инфраструктурой, средствами стационарной и мобильной связи и многими другими устройствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные системы поддержки операций для телекоммуникационной структуры от Compaq и TTI отличаются друг от друга по своей организации и базовым принципам взаимодействия с сетью. К сильным стронам продуктов TTI можно отнести наличие командного интерфейса и большое количество модулей для поддержки различных типов управляющих функций. Решения Compaq отличает высокая масштабируемость и гибкость настройки системы благодаря наличию средств разработки. В остальном обе системы выполняют схожий набор действий, что неудивительно, так как они опираются на спецификации ISO, TMN Forum и ITU-T. Поддержка функциональных групп модели Telecom Network Operation Map в полном объеме делает эти системы очень конкурентоспособными. У каждого продукта есть свои особенности и недостатки, и поэтому не имеет смысла абстрактно рекомендовать пользователям предпочесть один из них. Выбор зависит от конкретных задач, стоящих перед пользователями, а также тех функций (из схемы операций), для оптимизации которых целесообразно строить такую систему.

Вместе с тем, существует целый ряд задач, когда по каким-либо причинам внедрение полнофункциональной системы управления телекоммуникационными ресурсами нецелесообразно. Одной из таких причин может стать отсутствие поддержки в системе управления требуемого оборудования в сочетании с невозможностью дописать недостающие модули или компоненты. Что делать в таком случае? На этот вопрос мы попробуем дать ответ в следующей статье.

Авторы выражают признательность представителям компаний Compaq и TTI-Telecom за помощь в написании данной статьи.

Дмитрий Гринько — консультант по системам управления. С ним можно связаться по адресу: ndt@smtp.ru. Вадим Саякин — Генеральный директор NV Consulting. С ним можно связаться по адресу: vsayakin@nvconsulting.net.