Среди причин — пренебрежение консалтингом, отсутствие комплексного подхода, реализация сложных технических решений недостаточно подготовленными специалистами. Вопросам проектирования и эксплуатации надежных информационных систем был посвящен семинар, который компания Jet Infosystems провела в начале лета в подмосковном пансионате «Солнечная поляна». Инженерам этой компании-системного интегратора постоянно приходится иметь дело с техническими неполадками, поэтому ими накоплена обширная статистика отказов информационных систем. На семинаре они поделились опытом проектирования систем и создания решений для обеспечения устойчивой работы, рассказали о своих подходах к решению проблем, а также развенчали некоторые иллюзии надежности. Сегодня сервисный центр Jet Infosystems обслуживает около 200 крупных организаций: это 300 корпоративных серверов UNIX, 600 рабочих станций UNIX, 30 кластерных комплексов. Как отмечают инженеры Jet, хотя каждая информационная система уникальна, при накоплении статистики выявляется много общего, становятся очевидными типовые ошибки. Интересно, что лишь 28% отказов вызвано сбоями в работе оборудования, 67% составляют ошибки персонала и нарушение правил и 5% — ошибки проекта, так что человеческий фактор играет первостепенную роль.

Практика работы сервисного центра Jet показывает, что надежность системы — это комплекс организационно-технических решений. Кроме того, не все новое одинаково полезно: опытные администраторы знают, что постоянное обновление версий ПО и установка программных корректировок по мере их выпуска ведет к нестабильности системы. Непредсказуемые последствия может иметь и модернизация с использованием дешевых «совместимых» деталей. Конечно, резервное копирование и/или тиражирование данных — стандартная практика в эксплуатации любой информационной системы, однако необходима регулярная проверка возможности восстановления из резервной копии, для чего следует проводить тренинг администраторов, чтобы они могли правильно действовать в стрессовой аварийной ситуации. Подготовка важна и при реализации проекта, когда персонал обучается работе с новым оборудованием. Однако обучение может играть и негативную роль, если администраторы попытаются тут же применить на практике полученные навыки и «оптимизировать» настройки системы. Нередко даже кластерные комплексы дают лишь иллюзию надежности, поскольку построение систем невозможно без предварительного технического проектирования. Именно поэтому в основе подхода компании Jet Infosystems — сочетание программно-технических и административно-процедурных решений, направленных на эффективное и надежное обслуживание информационной системы и гарантированное предоставление информационных услуг.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями