Кто откроет новый рынок, тот получит баснословные барыши, если, конечно, он будет достаточно расторопен и успеет предложить первым новый продукт, услуги, развлечения и т. п. Чем жестче конкуренция, тем активнее поиск новых источников извлечения прибыли. Компании и целые отрасли порой бросаются за малейшей, подчас иллюзорной возможностью. Казалось бы, чего проще — поставить себя на место пользователя, тогда легко было бы понять, что мало кто захочет разбираться в текстовых меню на маленьком экране сотового телефона, да еще и платить при этом за каждую секунду ожидания, поэтому протокол WAP был обречен по сути еще до своего появления? Тех, кто не смог этого предвидеть, уже рынок ставит на место. Конечно, не все так просто, и зачастую спрос на что-то новое просчитать невозможно.

Многие до сих пор предпочитают «Проводнику» Norton Commander, так что даже предложение более удобного решения не всегда гарантирует полный и безоговорочный успех, тем более что удобство — понятие субъективное. Подобный консерватизм пользователей оправдан вполне прагматическими мотивами: переход на новые продукты или услугу потребует переобучения, а это отказ от выработанных привычек, трата времени, средств и сил. Чтобы преодолеть инерцию привычки, решения должны быть действительно революционными.

Однако нередко пользователи не могут получить необходимый им продукт или услугу, во всяком случае, по разумной цене. К сожалению, порой возникающие препятствия носят отнюдь не рыночный характер. Так, в последнее время в Соединенных Штатах организацию широкополосного доступа с помощью DSL все чаще относят в разряд малоперспективных. Как и в локальных сетях, оптика еще не скоро потеснит медь на последней миле. Так в чем же дело? Ответ чрезвычайно прост. Владельцы физических абонентских линий не хотят допускать к ним посторонних.

Между тем на рынке широкополосного абонентского доступа появилась неожиданная альтернатива — в последнее время спутниковая связь на базе VSAT стала доступной и для небольших компаний. Так, по данным IDG, двунаправленные услуги со скоростью 128 Кбит/с обойдутся американскому пользователю в 70-200 долларов при стоимости абонентского оборудования в 500-600 долларов. На ситуацию на этом рынке может повлиять развертывание новых спутниковых систем, о чем пишет Э. Дорнан в статье «Широкополосная связь из космоса».

Конечно, чаще всего рынок не может предложить привлекательные для пользователя услуги по вполне объективным причинам, в частности из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Исторически под конкретный набор услуг разрабатывалась конкретная технология. Типичный пример — телефонная сеть. Со временем положение дел стало меняться, и в современных решениях, таких, как интеллектуальная телефонная сеть, уже закладывается расширяемость для предоставления новых сервисов. Однако развертывание IN предполагает зачастую замену установленного оборудования. Форум мультисервисной коммутации пытается решить проблему предоставления новых сервисов на базе уже имеющегося оборудования. Подробнее об этом читайте в статье Т. Нолле «Строительство сетевой «Вавилонской» башни».

Мало того, чтобы пользователь хотел, надо, чтобы провайдер мог это ему предоставить.